Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Институт трансграничной несостоятельности в праве Европейского Союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1999 г. Европейский парламент принял Резолюцию по Конвенции 1995 г., в которой Комиссии было рекомендовано внести предложение о принятии Директивы или Регламента, регулирующих процедуры несостоятельности, затрагивающие компании, ведущие свою деятельность в нескольких государствах-членах. В соответствии с Резолюцией был принят Регламент (ЕС) № 1346/2000 от 29 мая 2000 г. о процедурах… Читать ещё >

Институт трансграничной несостоятельности в праве Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее детально институт трансграничной несостоятельности регламентируется в праве ЕС. Конвенция ЕС о трансграничной несостоятельности (1995) относится к сотрудничеству по вопросам банкротства в рамках ЕС и не распространяется на отношения государств — членов ЕС с третьими государствами. Конвенция максимально совмещает методы единого производства и вторичных производств, обеспечивает систему взаимодействия этих производств при трансграничной несостоятельности. Конвенция была ратифицирована всеми государствами — членами ЕС, кроме Великобритании, и в силу не вступила.

Основное производство открывается в месте центра деловой активности должника. Признание основного производства на территории всех членов ЕС означает распространение действия этого производства на другие государства — члены ЕС. Признание основного производства на всей территории ЕС не исключает возможности открытия вторичных производств в государствах, в которых должник имеет свое учреждение или ведет деятельность.

Вторичное производство ограничивается активами, находящимися в соответствующем государстве. Оно может быть возбуждено раньше основного, если по праву государства вторичного производства условия для открытия производства наступили, а в государстве основного ведения бизнеса (возможного основного производства) такие условия еще не наступили. Подчиняя вторичные производства основному, Конвенция обеспечивает координацию между ними. Вторичное производство не является специальным типом производства, это обычное производство по делу о банкротстве, к которому применяется национальное законодательство о несостоятельности.

Применимым правом является право государства, возбудившего соответствующее производство (lex fori concursus). Активы должника, находящиеся за пределами государства, в котором возбуждено производство, этим производством не затрагиваются. Конвенция 1995 г. допускает во вторичное производство только тех кредиторов, чьи требования признаны в основном производстве.

В 1999 г. Европейский парламент принял Резолюцию по Конвенции 1995 г., в которой Комиссии было рекомендовано внести предложение о принятии Директивы или Регламента, регулирующих процедуры несостоятельности, затрагивающие компании, ведущие свою деятельность в нескольких государствах-членах. В соответствии с Резолюцией был принят Регламент (ЕС) № 1346/2000 от 29 мая 2000 г. о процедурах несостоятельности (вступил в силу в 2002 г.). Частично Регламент был основан на Типовом законе ЮНСИТРАЛ (положение об основном и вторичном производствах) и фактически воспроизводил текст Конвенции 1995 г., за исключением положений о толковании Конвенции Судом ЕС. 20 мая 2015 г. было принято новое регулирование — Регламент (ЕС) № 2015/848 Европейского парламента и Совета о процедурах несостоятельности (новая редакция)[1].

В Преамбуле Регламента указано, что должное функционирование внутреннего рынка требует действенного и эффективного проведения трансграничных процедур банкротства. Для надлежащего функционирования внутреннего рынка необходимо избегать поощрения переноса участниками судебного производства имущества из одного государства в другое с целью получения более выгодного юридического статуса (Jorum shopping).

Регламент действует в отношении как физических, так и юридических лиц, но не затрагивает юридических лиц публичного права и не применяется к процедурам несостоятельности страховых организаций, кредитных учреждений, инвестиционных компаний, коллективных инвестиционных предприятий. Место рассмотрения дела о банкротстве в суде основного (первичного) производства определяется по принципу приоритета суда государства, в котором должник имеет центр основных интересов (the centre of the debtor’s main interests). Центр основных интересов — это страна, в которой расположена наибольшая часть имущественного комплекса или сконцентрирована экономическая активность должника. Если такой центр определить не удается, местом рассмотрения спора будет место нахождения зарегистрированного офиса (the registered office) или основного места осуществления деятельности (the principal place of business), для физического лица — место его обычного пребывания (the habitual residence).

Условие применения Регламента — нахождение центра основных интересов несостоятельного должника на территории любого государства — члена ЕС. Центр основных интересов — ключевое понятие Регламента. Толкование данного понятия представляет собой компромисс между теориями оседлости, инкорпорации и эффективного места деятельности. При этом презумпции, что место нахождения, основное место осуществления деятельности или место пребывания является центром основных интересов должника, являются опровержимыми. Центр основных интересов понимается в том смысле, что только в таком государстве может быть открыто основное производство.

Суды ex officio должны контролировать применение критериев определения подсудности. Если обстоятельства дела порождают сомнения в юрисдикции суда, суд должен требовать от должника представления дополнительных доказательств в поддержку своих утверждений. Кредиторы также вправе представить свою позицию по вопросу юрисдикции, если правом, применимым к процедуре несостоятельности (lex fori concursus), установлена такая возможность. Всякий кредитор должен иметь эффективные средства правовой защиты для обжалования решения об инициировании процедуры несостоятельности. В случае, если суд, который рассматривает ходатайство об инициировании процедуры несостоятельности, установит, что центр основных интересов должника не располагается на его территории, он не должен инициировать процедуру несостоятельности.

После открытия основной процедуры несостоятельности Регламент не ограничивает право ходатайствовать об открытии процедуры несостоятельности в государстве-члене, в котором находится место деятельности должника. Конкурсный управляющий в основной процедуре несостоятельности или другое уполномоченное лицо вправе ходатайствовать об открытии вспомогательных процедур несостоятельности. Конкурсный управляющий по основной процедуре банкротства может ходатайствовать об инициировании производных процедур банкротства, когда это требуется в целях эффективного управления имуществом. Допускаются параллельные процедуры несостоятельности одновременно в нескольких государствах в соответствии с их национальным законодательством.

Применимое право — законодательство государства, на территории которого инициирована процедура банкротства. Право государства инициирования процедуры определяет условия инициирования такой процедуры, ее проведения и закрытия. Инициирование процедуры банкротства не должно затрагивать вещные права кредиторов и третьих лиц в отношении активов, принадлежащих должнику, находящемуся на территории другого государства-члена в момент инициирования процедуры банкротства.

Решение суда или иного компетентного органа государства о возбуждении основной процедуры несостоятельности подлежит немедленному признанию во всех договаривающихся государствах с момента его вынесения без каких-либо формальностей. Под признанием решения иностранного суда понимается признание его компетенции на вынесение данного решения и правовых последствий решения на территории других государств. Решение суда об открытии вторичного производства признается только на территории государства места вторичного производства; с его изданием действие правовых последствий основного производства на территории данного государства прекращается.

Любое государство — член ЕС может отказать в признании производства по делу о банкротстве, открытого в другом государстве, или отказать в исполнении постановления суда, принятого в связи с таким производством, если последствия такого признания или исполнения явным образом противоречат государственной политике страны, ее основополагающим принципам или конституционным правам и свободам граждан.

Суд ЕС занимается вопросами трансграничной несостоятельности при рассмотрении дел, переданных ему для вынесения решений преюдициального характера. Прежде всего это вопросы признания иностранного решения о несостоятельности и его правовых последствий на территории других государств — членов ЕС. Решения национального суда, открывшего производство по делу о несостоятельности, касающиеся ведения и закрытия производства, подлежат автоматическому признанию и могут быть принудительно исполнены в соответствии с положениями Брюссель I bis на территории всех государств ЕС. Положения Регламента относительно автоматического признания и принудительного исполнения решений суда, открывшего дело о несостоятельности, применяются к решениям, вытекающим непосредственно из производства по делу о несостоятельности или непосредственно связанным с ним, даже если они вынесены другим судом.

Определение понятия «международное дело о несостоятельности» предложено в решении Суда ЕС от 14 января 2014 г. (Case С-328/12 «Schmid v Hertel»). Суд подчеркнул, что несостоятельность, подпадающая в сферу Регламента, «…имеет целью охватить все активы должника». Это обязывает суд рассматривать трансграничную несостоятельность не только в отношениях между государствами — членами ЕС, но и любую ситуацию, связанную с правопорядками двух и более государств.

Важное место в практике Суда ЕС занимают вопросы, связанные с применением принципа единства производства, но делу о несостоятельности. Суд определил критерии, позволяющие судить о вынесении судебного акта в рамках единого производства, но делу о несостоятельности.

  • 1. В основании судебного акта должен лежать закон, регулирующий правоотношения, связанные с банкротством или процедурой ликвидации несостоятельного должника.
  • 2. Судебный акт должен быть вынесен судом, который принял решение об открытии процедуры банкротства или ликвидации имущества должника.
  • 3. Судебный акт должен быть вынесен по заявлению ликвидатора, назначенного судом и уполномоченного действовать от имени и в интересах всех кредиторов с целью удовлетворения их требований при соблюдении принципа равенства.
  • 4. Судебный акт должен быть вынесен в пользу всех кредиторов, что происходит, когда ликвидатор доказывает правомерность своих претензий об истребовании активов в конкурсную массу, право на которую имеют все кредиторы в целом.
  • 5. Универсальная процедура охватывает все производства, открытые в отношении должника, которые непосредственно вытекают или тесным образом связаны с производством по делу о несостоятельности.

Суд ЕС уделяет большое внимание применению Директивы № 80/987/ EEC о сближении законодательств государств-членов в отношении защиты наемных работников в случае несостоятельности их работодателя (1980). Основная цель Директивы — гарантия минимального уровня защиты наемных работников от невыплаты заработной платы в случае банкротства их работодателя. Суд ЕС установил критерий, в соответствии с которым должен определяться компетентный орган государства, ответственный за урегулирование непогашенной задолженности по заработной плате и приравненным к ней выплатам. Критерием определения такого органа следует считать место заключения трудового контракта между работником и работодателем-банкротом.

Практика Суда ЕС свидетельствует об утверждении на территории государств-членов общего правила, — процедура несостоятельности в целом подчиняется праву страны суда {lex fori concursus). Исключения из этого правила:

  • 1) обязательства по сделкам должника должны исполняться в нескольких государствах;
  • 2) обязательства должника имеют отношение к вещным правам;
  • 3) кредитор имеет право на зачет требований. К зачету будет применяться право, регулирующее основное обязательство;
  • 4) обязательства связаны с платежными системами и финансовыми рынками. К таким обязательствам применяется право, применимое к самим платежным системам и финансовым рынкам;
  • 5) обязательства связаны с трудовыми отношениями в части их длительности, прекращения, правами и обязанностями сторон, но трудовым контрактам. К ним применимо право, регулирующее трудовые отношения.

В 2014 г. Европейская комиссия представила Рекомендацию «Новый подход к коммерческому краху и несостоятельности», состоящую из 20 декларативных положений и 36 рекомендаций. В Рекомендации можно выделить шесть основных принципов, содержащих минимальные стандарты для дальнейших инициатив и применимых к любому должнику — юридическому или физическому лицу (за исключением финансовых институтов):

  • — раннее обращение за помощью. Должник должен иметь возможность обратиться за применением мер на ранней стадии финансовых трудностей, когда уже можно говорить о «возможности несостоятельности»;
  • — минимальное влияние суда. Должник должен иметь доступ к процедурам реструктуризации без необходимости формального открытия судебного производства. Если говорить в общем, то процедура реструктуризации не должна быть длительной и дорогостоящей, а влияние суда должно ограничиваться обстоятельствами, когда это действительно необходимо и уместно для охраны прав кредиторов и иных лиц, на которых влияет план реструктуризации;
  • — самостоятельное управление должника. Должник должен сохранять оперативный контроль над ходом ведения бизнеса, пока применяются меры реструктуризации. Реструктуризация рассматривается как еще один инструмент управления, а не как сигнал о закрытии бизнеса[2];
  • — отсрочка по решению суда. Должник должен иметь возможность защиты от действий одного из кредиторов (включая кредиторов по обеспеченному долгу и привилегированных кредиторов) путем подачи в суд заявления. С точки зрения должника, отсрочка должна позволить сохранить активы вместе, предотвращая их дробление, и повысить шансы успешных переговоров о плане реструктуризации с остальными кредиторами, но она должна также адекватно учитывать их интересы, предоставляя возможность требовать компенсацию в определенных случаях;
  • — возможность обязывания несогласных кредиторов планом реструктуризации. Законодательство о предупредительной реструктуризации должно определять план для согласования между должником и кредиторами (как с обеспеченным, так и с необеспеченным долгом). Если это установлено требуемым большинством кредиторов на основании закона или санкционировано судом при необходимости, такой план должен быть обязательным и для кредиторов, которые с ним не были согласны;
  • — защита новых финансов. Стороны, предоставляющие дополнительное финансирование должника в соответствии с санкционированным судом планом реструктуризации, должны быть защищены от гражданской и уголовной ответственности по вопросам, связанным с процессом реструктуризации, за исключением случаев мошенничества.

В центре внимания этих принципов находится реструктуризация, т. е. изменение строения, условий, структуры активов и обязанностей должников для возможности продолжения деятельности должника в полной мере или в части. Рекомендация предлагает минимальные стандарты или превентивные модели реструктуризации, которые должны быть включены в законодательства всех государств-членов[3].

Трансграничная несостоятельность в ЕС регулируется и актами европейского «мягкого права». Под эгидой ИНСОЛ Европы в 2007 г. были разработаны Принципы европейского общения и сотрудничества по делам о трансграничной несостоятельности (Руководящие принципы СоСо). В 2014 г. в рамках инициативы ЕС «Европейская трансграничная несостоятельность: поддержка межсудебной кооперации» были разработаны Принципы кооперации между судами ЕС по делам о трансграничном банкротстве (Принципы JudgeCo). Основная цель ПринциповJudgeCo — унификация правил трансграничной несостоятельности и развитие общения между судами. Конечной целью является создание комплекса эффективных правил по спасению бизнеса и регулированию трансграничной несостоятельности в ЕС.

Контрольные вопросы

  • 1. Как можно определить понятие и специфику транснационального банкротства?
  • 2. В чем заключаются особенности производства по делам о трансграничной несостоятельности?
  • 3. В чем заключаются коллизионные проблемы трансграничной несостоятельности?
  • 4. Как осуществляется национально-правовое регулирование отношений трансгран ичного баи кротства?
  • 5. Как осуществляется международно-правовое регулирование трансграничной несостоятельности?
  • 6. Что представляет собой институт трансграничной несостоятельности в праве ЕС?
  • [1] Регламент № 2015/848 применяется с 26 июня 2017 г. (за исключением отдельныхстатей); в соответствии со ст. 91 этого документа Регламент № 1346/2000 отменен.
  • [2] Madaus S. The EU Recommendation on Business Rescue — Only Another Statement or aCause for Legislative Action Across Europe? // Insolvency Intelligence. 2014. № 6.
  • [3] См.: Ерпылева Н. Ю., Прошко П. В. Современные унификационные процессы в правовом регулировании трансграничной несостоятельности в Европейском Союзе // Адвокат.2015. № 6. С. 55−67.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой