Организационные основы формирования информационных ресурсов экономико-правового анализа криминальной финансовой деятельности
3] О направлениях возможного использования мониторинга для выявления преступлений в рыбной отрасли см. опубликованные соискателем статьи: Из практикиборьбы с преступлениями в сфере добычи и оборота морских биоресурсов. — М.: Бюллетень МВД России // Оперативно-розыскная работа. — 2004. — № 4; Практика проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий в сфере незаконного оборота водных… Читать ещё >
Организационные основы формирования информационных ресурсов экономико-правового анализа криминальной финансовой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Информацию, а также другие сведения, которые могут потребоваться для осуществления полноценного экономико-правового анализа криминальной финансовой деятельности, частично можно получить из общедоступных информационных ресурсов различной ведомственной принадлежности.
Так, на сегодняшний день практически все органы исполнительной власти имеют специальные сайты, доступ к которым не ограничен, либо его можно получить на основании специальной регистрации или запроса. Примерный перечень, адреса и краткое описание таких информационных ресурсов, которые могут быть использованы в экономико-правовом анализе криминальной финансовой деятельности, представлен в табл. 13.2.1.
Таблица 13.2.1
Информационные ресурсы, которые могут быть использованы в экономико-правовом анализе криминальной финансовой деятельности.
Источник | Адрес источника | Описание |
Высший Арбитражный Суд. | http://kad.arbitr.ru/. | Картотека арбитражных дел Высшего Арбитражного Суда РФ. |
Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы. | http://dmpmos.ru/ viewer. aspx? obj = reestrsearch. | Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы. |
Единый федеральный информационный реестр сведений о банкротстве. | http://fedresurs.ru/. DebtorsSearch.aspx. | Объявления о несостоятельности (банкротстве). |
Журнал «Вестник государственной регистрации». | http: //www.vestnikgosreg.ru/search/. | Журнал публикует информацию о намерениях организаций совершить действия, требующие в соответствии с законодательством извещения заинтересованных лиц (о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала и т. д.). Помимо этого, организации — в добровольном порядке — публикуют в журнале другие уведомления о свершившихся фактах, в том числе отчеты о своем финансовом состоянии. |
ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом». | http: //www. kommersant. ru/ bankruptcy/. | Объявления о несостоятельности (банкротстве) В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 1049-р и заключенным с ФРС РФ договором от 01.08.2008 г. № 25 газета «Ком мерсантъ» получила статус официального издания для публикации сведений, предусмотренных федеральным зако. |
Источник | Адрес источника | Описание |
ном РФ «0 несостоятельности (банкротстве)». Публикация сведений осуществляется еженедельно. | ||
Информационное агентство «Зерно Он-Лайн». | http: //701. ru/debtor. | Список организаций, работающих на сельскохозяйственном рынке, в отношении которых известно, что они имеют просроченные непогашенные задолженности перед своими кредиторами. |
Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». | http: //www. mgodeloros. ru/ register/search. | Поиск по базе данных, в которой зарегистрированы все физические и юридические лица как частного, так и публичного права (кроме государственных и органов местного самоуправления, а также тех субъектов, имущество которых сдано в ипотеку или в заклад), в отношении которых начата процедура принудительного исполнения с 1 января нынешнего года. |
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещениях заказов. | http: //zakupki.gov. ru/pgz/public/action/ contracts/search/ simple/run. | Единый реестр государственных и муниципальных контрактов. |
Российский союз автостраховщиков. | http://www.autoins. ru/ru/tech_inspection/. register.wbp. | Реестр операторов технического осмотра транспортных средств. |
Сайт audit-it.ru. | http: //www.audit-it. ru/sro/list.php. | Поиск по реестру аудиторских фирм России. |
Торгово-промышленная палата РФ. | http: //www. reestrtpprf.ru/. | Реестр надежных партнеров. В Реестр надежных партнеров вносятся хозяйствующие субъекты всех форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с российским законодательством, работающие на рынке не менее трех лет и готовые предоставить открытую информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности. |
Источник | Адрес источника | Описание |
Федеральная антимонопольная служба. | http: //rnp. fas. go v. ru /. | Реестр недобросовестных поставщиков. |
Федеральная антимонопольная служба. | http://reestr. fas. gov. ru/. | Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. |
Федеральная миграционная служба. | http: //services. fms. gov.ru. | Реестр утраченных документов электронного учета ФМС РФ. |
Федеральная налоговая служба. | http: //service, nalog. ru/svl.do. | Сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке. |
Федеральная налоговая служба. | http: //service.nalog. ru/baddr. do. | Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует. |
Федеральная налоговая служба. | http: //service.nalog. ru/u wsf ind. do. | Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации. |
Федеральная налоговая служба. | http://service.nalog. ru/disfind.do. | Сведения о юридических лицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица. |
Федеральная налоговая служба. Управление по городу Москве. | http://www.r77.nalog. ru/invalid_inn_ul/. | Сведения о недействительных ИНН. Проверяются только московские ИНН (77хххххххх). |
Источник | Адрес источника | Описание |
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). | https://rosreestr.ru/. wps/portal. | Поиск в реестре саморегулируемых организаций. |
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). | http://www.fsvps.ru/. fsvps/regLicensing. | Реестр лицензий на производство и фармацевтическую деятельность. |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). | http://fp.crc.ru. | Набор реестров Роспотребнадзора. |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). | http://fp.crc.ru/. licenfr/?type=max. | Реестр выданных лицензий на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и лицензий на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (выданные Федеральной службой, включая Управления). |
Федеральная служба по надзору в сфере здравохранения. | http: //www. roszd ravnadzor. ru/rl/ search. | Сведения из сводного реестра лицензий. |
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роском надзор). | http://www. rsoc.ru/. mass-communications/. reestr/. registerlnsurance/. | Реестр плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации. |
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. | http://fsrar.ru/licens/. reestr. | Сведения из государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. |
Федеральная служба по финансовым рынкам. | http://fcsm.ru/. ru/contributors/. accredited/unnull/. | Реестр квалификационных аттестатов, аннулированных за грубые и неоднократные нарушения. |
Источник | Адрес источника | Описание |
аттестованными физическими лицами законодательства о ценных бумагах ФСФР России. | ||
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). | http: //www. mu mcfm. ru/. Логин — expert Пароль — пог2012. | Сведения по вопросам национальной оценки рисков в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. |
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. | http: //mos.gosnadzor. ru/licensing/reestr/. | Реестр лицензий. |
Федеральная служба судебных приставов. | http://www.fssprus. ru/dolgniki.html. | Реестр должников Федеральной службы судебных приставов. |
Федеральное агентство по туризму Министерства культуры Российской Федерации. | http://reestr. russiatou rism. ru /. | Единый федеральный реестр туроператоров. |
Кроме того, сегодня практически во всех подразделениях органов финансовых расследований существуют отделения (отделы, управления) информации и сопровождения оперативно-розыскной деятельности, главная задача которых обеспечить оперативных сотрудников и руководство подразделения актуальной информацией, связанной с оперативно-розыскной идентификацией, диагностикой и прогнозированием, а также аналитическим поиском в финансовой сфере и в сфере государственночастного партнерства.
Некоторые подразделения органов финансовых расследований имеют специальные информационные сайты. Как правило, эти сайты закрыты для общего доступа и предназначены исключительно для внутренней информационно-аналитической и оперативно-розыскной работы.
Сегодня сотрудникам подразделений органов финансовых расследований доступна информация учреждений, организаций и предприятий различных форм собственности. Взаимоотношения с ними могут быть установлены на базе соответствующих законодательных требований и административных распоряжений органов государственной власти[1] или на договорной основе. Однако, как показывает практика, наиболее распространенной формой контактов между органами финансовых расследований и органами исполнительной власти, а также различными субъектами хозяйственной деятельности остается пока режим разовых запросов и ответов по конкретным проблемам.
Правовой основой межведомственного информационного обмена и доступа к данным государственных информационных систем является постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям» № 931, изданное 25 декабря 2007 г. Однако практика показывает, что пока у органов финансовых расследований такое взаимодействие налажено в основном с налоговыми инспекциями.
Весьма полезной для экономико-правового анализа криминальной финансовой деятельности является информация, поступающая из обслуживаемых правоохранительными органами предприятий, организаций и учреждений. Источниками этой информации могут являться:
- а) администрация объекта обслуживания и его счетно-бухгалтерский персонал;
- б) обслуживающий персонал (охрана, служба безопасности и др.);
- в) иные контролирующие органы, взаимодействующие с органами внутренних дел (таможни; пограничной службы, судебных приставов и т. д.);
- г) контрольно-ревизионные управления (КРУ) Минфина России;
- д) учреждения, в ведении которых находится выдача лицензий (разрешений);
- е) органы торговой инспекции;
- ж) территориальные управления (отделы) министерств, ведомств, комитетов по сферам компетенции;
- з) общественные организации (объединения)1.
Максимальный объем информации, содержащей повторяющиеся поисковые признаки преступлений, пригодные для экономико-правового анализа криминальной финансовой деятельности, содержат информационные системы федеральных отраслевых агентств. Многие из них располагают значительными объемами данных о правонарушениях, совершаемых хозяйствующими субъектами, имеют собственную систему мониторинга[2][3], в которой в систематизированном виде представлена вся справочная и отчетная информация. Таким образом, информация, добытая с использованием отраслевой системы мониторинга становится гарантом достоверности результатов экономико-правового анализа криминальной финансовой деятельности[4].
С точки зрения информационного обеспечения деятельности подразделений органов финансовых расследований, полезной для экономикоправового анализа криминальной финансовой деятельности, может быть информация, накапливаемая в негосударственных охранных предприятиях, частных детективных агентствах и службах экономической безопасности коммерческих структур. Эти организации располагают значительными объемами информации, представляющей интерес для аналитической работы. Правовой основой для доступа к этой информации являются ст. 3 ч. 2; ст. 7 п. 1; ст. 10 ч. 2 и др. Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2488—1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
- [1] См., напр.: Перечень регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, отнесенных к учетным системам федеральных органов государственной власти: утв. распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. № 584-р.
- [2] См.: Куликов А. В., ЛукшаА. Е. Организация оперативного обслуживания сфер (объектов) экономики. — Калининград: КЮИ МВД РФ, 2001. — С. 23.
- [3] О направлениях возможного использования мониторинга для выявления преступлений в рыбной отрасли см. опубликованные соискателем статьи: Из практикиборьбы с преступлениями в сфере добычи и оборота морских биоресурсов. — М.: Бюллетень МВД России // Оперативно-розыскная работа. — 2004. — № 4; Практика проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий в сфере незаконного оборота водных биологических ресурсов (на примере «крабового» дела) // Оперативник (Сыщик). — 2006. — № 3; и др.
- [4] См.: Васильев Э. А. Теоретические основы борьбы с преступлениями в сфере оборота водных биоресурсов: дис. … д-ра юрид. наук. — М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2011.— С. 114.