Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы квалификации таможенных преступлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Более того, указанным законом таможенным органам было возвращено утраченное ранее право осуществлять предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 194 и ч. 1 ст. 200.1 УК РФ. То есть в настоящее время дознаватели таможенных органов вправе не только возбуждать уголовные дела об указанных преступлениях и осуществлять неотложные… Читать ещё >

Основы квалификации таможенных преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ.

Понятие, классификация и общая характеристика преступлений в сфере таможенной деятельности

Строгий таможенный контроль, установленный государством, осуществляется в целях защиты российского рынка, стимулирования развития национальной экономики, регулирования товарообмена па таможенной территории, обеспечения безопасности государства и общества. В ходе осуществления таможенного контроля таможенными органами могут быть выявлены различные правонарушения, в том числе преступного характера.

Все эти преступления можно условно разделить на две группы.

Первая группа выявляемых таможенными органами преступлений непосредственно связана с нарушением требований различных аспектов осуществляемого ими в рамках своих функций таможенного, экспортного и валютного контроля. Указанные преступления по своей сути являются нарушениями таможенных правил и зачастую имеют менее опасные аналоги в гл. 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)».

К данной группе традиционных таможенных преступлений можно отнести все виды контрабанды (ст. 200.1, 226.1, 229.1 УК РФ), незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), невозвращение на территорию РФ культурных ценностей (ст. 190 УК РФ), уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ст. 193 УК РФ), совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ) и уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).

Ко второй группе преступлений, совершаемых в сфере таможенного дела и выявляемых таможенными органами при проверке перемещаемых через границу товаров и соответствующих документов, а также в рамках таможенного контроля, осуществляемого после выпуска товаров, можно отнести так называемые сопряженные преступления, не связанные непосредственно с нарушением таможенных правил. Это могут быть:

  • 1) сопряженные с таможенными экономические преступления (например, легализация имущества, полученного преступным путем, незаконное предпринимательство, незаконное использование товарного знака);
  • 2) сопряженные с таможенными служебные преступления (например, взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями);
  • 3) иные преступления, сопряженные с таможенными (например, организация преступного сообщества, незаконный оборот оружия, наркотиков).

До недавнего времени возбуждение уголовных дел по всем подобным преступлениям и их расследование осуществлялись другими правоохранительными органами, которым таможенные органы передавали по подследственности материалы о выявленных в ходе таможенного контроля признаках совершения преступлений.

Однако Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» расширил полномочия таможенных органов в этой части, отнеся к их компетенции возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий по следующим преступлениям данной группы1: незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 173.1 УК РФ), незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ст. 173.2 УК РФ), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ). При этом к компетенции таможенных органов относятся не любые факты совершения перечисленных выше преступлений, а только те, которые выявлены таможенными органами РФ.

Более того, указанным законом таможенным органам было возвращено утраченное ранее право осуществлять предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 194 и ч. 1 ст. 200.1 УК РФ[1][2]. То есть в настоящее время дознаватели таможенных органов вправе не только возбуждать уголовные дела об указанных преступлениях и осуществлять неотложные действия, а полностью их расследовать и по завершении предварительного расследования передавать материалы в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением[3] (в зависимости от формы дознания).

Таким образом, на сегодняшний день указанная выше часть сопутствующих преступлений, совершаемых в сфере таможенного дела, относится к компетенции таможенных органов, и круг преступлений, по которым они вправе возбуждать и расследовать уголовные дела, расширился с 6 до 12 статей УК РФ.

Все остальные сопутствующие преступления, совершаемые в сфере таможенного дела, относятся к компетенции иных органов дознания и предварительного следствия и будут рассмотрены в настоящем учебнике и практикуме отдельно.

Исходя из изложенного необходимо отметить, что широко используемое ранее понятие «таможенные преступления» представляется в настоящее время некорректным, так как объединяющий их ранее критерий основного непосредственного объекта, связанного с нарушением порядка перемещения товаров через таможенную границу, применим далеко не ко всем преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов действующим законодательством. Применение понятия «таможенные преступления» представляется возможным только при условии использования его для краткости изложения как синонима «преступлений, расследование которых отнесено к компетенции таможенных органов», в качестве которого он будет использоваться в настоящем издании.

Тем не менее следует учитывать, что, несмотря на все последние законодательные изменения, все преступления, расследование которых отнесено к компетенции таможенных органов, так или иначе связаны со сферой таможенного регулирования.

Иод сферой таможенного регулирования понимаются отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федеации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей[4].

То есть таможенные органы имеют возможность выявить преступления, предусмотренные ст. 173.1 — 174.1 УК РФ, только в том случае, когда эти деяния связаны с фактом перемещения товаров через границу, иначе они не попадут в сферу деятельности таможенных органов.

Суммируя изложенное, можно сформулировать следующее определение исследуемой группы преступлений: преступления в сфере таможенной деятельности (таможенные преступления) — это виновно совершенные, общественно опасные, уголовно наказуемые деяния, связанные с осуществлением деятельности в сфере таможенного регулирования и относящиеся к компетенции таможенных органов.

  • [1] См.: п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ.
  • [2] См.: п. 9 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.
  • [3] См.: гл. 32.1 УПК РФ.
  • [4] См.: п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенномрегулировании в Российской Федерации».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой