Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Значение психологии в правовом посредничестве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то что в принципе правовое посредничество объективно не нуждается в специальном правовом регулировании, попытки такого регулирования предпринимаются как в международном, так и во внутригосударственном масштабе. Так, еще в 1980 г. ЮНСИТРАЛ был разработан Согласительный регламент, который был рекомендован арбитражам и другим учреждениям, специализирующимся на использовании различных… Читать ещё >

Значение психологии в правовом посредничестве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Следует обратить внимание на то, что помимо правовых знаний юристу, намеревающемуся заниматься посреднической деятельностью, необходимо владеть определенными навыками воздействия на спорящие стороны в целях их примирения и достижения консенсуса. Посредник должен не только обосновать правомерность примирительного соглашения, но и убедить стороны в целесообразности его заключения, показать его преимущества перед судебным или арбитражным решением. Примирительное соглашение заключается, если обе стороны психологически подготовлены к нему. Поэтому посредник должен знать основы психологии и должен быть не только хорошим юристом, но и хорошим психологом.

В современной психологии существует целое направление по изучению различного рода конфликтов (от международных публичных до частных, например семейных) и разработке психологических приемов по преодолению и улаживанию конфликтов. Этот отдел психологии получил название психологии конфликтов, или, иначе, конфликтологии. Использование психологии конфликтов в правовом посредничестве необходимо хотя бы потому, что даже в тех случаях, когда участниками спора являются юридические лица, все вопросы решаются людьми — представителями спорящих сторон.

Главный психологический прием в правовом посредничестве, как и в конфликтологии в целом, — это убеждение. Посредник убеждает представителей сторон в том, что, во-первых, спор между ними может быть урегулирован путем компромисса и, во-вторых, условия компромисса, предлагаемые посредником, — оптимальные с учетом конкретных обстоятельств.

Если посредник сумеет убедить представителей сторон в том, что предлагаемые им условия компромисса являются оптимальными для них, примирительное соглашение будет заключено, и тем самым спор будет урегулирован. Если же согласительные процедуры посредничества не привели к желаемому результату — примирительное соглашение не заключено, значит, посреднику не удалось найти психологический подход к представителям сторон, не удалось убедить их в необходимости и целесообразности заключения примирительного соглашения. Чтобы таких случаев не было, посреднику в каждом споре необходимо не только вырабатывать юридически обоснованное урегулирование конфликта, но и выстраивать психологическую картину спора, моделируя в психологической плоскости интересы каждой из спорящих сторон.

Правовая форма посредничества. Прежде всего, правовые посредники должны позиционироваться, т. е. занять определенное место на рынке правовых услуг и объявить о своем существовании так же, как позиционируются адвокаты, юридические фирмы, третейские суды, индивидуально практикующие юристы. Если посредник не позиционируется, не дает о себе рекламу или иным образом не презентует себя, о нем никто не будет знать и обращений к нему не последует. Поэтому в мировой практике посредники действуют активно, распространяя о себе сведения в различных источниках информации. Активность посредников проявляется, в частности, в том, что они периодически, не реже одного раза в год или в два года проводят международные конференции, семинары, встречи, на которых обсуждаются вопросы альтернативных способов разрешения коммерческих споров, происходит обмен опытом посредничества.

В большинстве случаев к правовому посреднику обращаются обе спорящие стороны. Если к посреднику обращается одна сторона, то посредник консультирует ее как эксперт-консультант; в то же время посредник может проявить инициативу и в качестве представителя одной стороны обратиться к другой стороне с предложением начать примирительные процедуры в целях урегулирования спора. В тех случаях, когда к посреднику обратились обе стороны, возможность достижения примирительного соглашения, которое, собственно говоря, и является целью посредничества, становится вполне реальной.

Принятие предложения обратившихся к посреднику лиц означает заключение договора об оказании платных правовых услуг и возникновение обязательства, в котором посредник выступает в качестве исполнителя, а обратившиеся к нему лица выступают в качестве заказчиков. Условия договора: сроки выполнения согласительных процедур, размер вознаграждения, причитающегося посреднику, — зависят от конкретных обстоятельств, прежде всего, от характера и сложности спора.

По желанию обратившихся сторон в согласительных процедурах может принять участие не один посредник, а коллегия посредников в составе, как правило, трех посредников.

Источники правового регулирования посредничества. Применительно к процедурам посредничества нет оснований для признания их особым видом гражданского или судебноарбитражного процесса, так как для осуществления посредничества объективно не требуется какой-либо жесткой структуризации порядка посреднических процедур, регламентирования их как стадий определенного правоприменительного процесса, по крайней мере, посредством императивных процессуальных норм. Естественно, что в своей деятельности посредники обязаны соблюдать требования специальных и общих правовых норм, а вырабатываемые с помощью посредников примирительные соглашения не могут противоречить публичному порядку и нарушать права и интересы третьих лиц.

Несмотря на то что в принципе правовое посредничество объективно не нуждается в специальном правовом регулировании, попытки такого регулирования предпринимаются как в международном, так и во внутригосударственном масштабе. Так, еще в 1980 г. ЮНСИТРАЛ был разработан Согласительный регламент, который был рекомендован арбитражам и другим учреждениям, специализирующимся на использовании различных форм альтернативных методов урегулирования споров. Позднее с учетом практики применения Согласительного регламента был подготовлен Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре, а на 35-й сессии ЮНСИТРАЛ, состоявшейся 17—28 июня 2002 г. в Нью-Йорке, был одобрен Проект руководства по принятию и применению названного документа.

Положения Типового закона ЮНСИТРАЛ не являются правовыми нормами: как спорящие стороны, так и посредники могут руководствоваться или не руководствоваться его положениями. Даже в том случае, когда спорящие стороны договорились о подчинении процедуры урегулирования спора положениям Типового закона, стороны вправе по своему соглашению изменить любое из его положений за исключением положений, относящихся к толкованию (ст. 2) и принципу непредвзятого подхода посредника по отношению к сторонам, закрепленному в п. 3 ст. 7.

Такой неимперативный характер положений Типового закона позволяет квалифицировать его как пакет стандартных норм, которые могут быть приняты посредниками к руководству в своей практической деятельности.

Секретариатом ЮНСИТРАЛ Типовой закон рекомендуется государствам для включения в национальное право. Поскольку в отличие от присоединения к международным конвенциям, инкорпорация международных типовых положений в национальную правовую систему не влечет для государств обязательности уведомления учреждения-разработчика или других государств об этом событии, постольку информации о том, какие государства инкорпорировали Типовой закон в свое национальное законодательство, нет.

Российская Федерация постепенно идет по пути адаптации международных документов, посвященных урегулированию арбитражных процедур и альтернативных способов разрешения международных коммерческих споров. В частности, был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Согласно ч. 1 ст. 16 этого Закона, заниматься медиацией на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой