Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формы политической организации и управления в догосударственном обществе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В науке отсутствует единство мнений относительно моделей политогенеза. Наиболее признанная классификация политических форм была создана в рамках неоэволюционизма. В законченном виде она сформулирована американским антропологом Элманом Сервисом (1915−1996), выделившим четыре формы политической организации. Несмотря на кажущуюся хаотичность внутренней жизни праобщины, неупорядоченные половые связи… Читать ещё >

Формы политической организации и управления в догосударственном обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В науке отсутствует единство мнений относительно моделей политогенеза. Наиболее признанная классификация политических форм была создана в рамках неоэволюционизма. В законченном виде она сформулирована американским антропологом Элманом Сервисом (1915−1996), выделившим четыре формы политической организации.

Первой формой объединения людей, по его мнению, были локальные группы. Они имели эгалитарную (от фр. egalite — равенство) общественную структуру, аморфное руководство наиболее авторитетных лиц. С переходом к производящему хозяйству (земледелию и животноводству) возникают общины и племена, появляются институт межобщинного лидерства, возможно, ранние формы системы возрастных классов (дети, подростки, юноши, мужчины, старики). Следующая стадия — вождество (англ. chiefdom). В вождестве возникает социальная стратификация, отстранение масс от процесса принятия решений. Позиции правителей вождеств основываются на контроле ресурсов и перераспределении прибавочного продукта, С вызреванием государства центральная власть получает монополию на узаконенное применение силы. На этой стадии появляются письменность, цивилизация, города[1].

Опираясь на результаты исследования других школ, можно представить целостную картину эволюции потестарных (догосударственных) форм организации социальных общностей и механизмы регуляции племенной жизни (рис. 2.2).

Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Исторически первой формой его объединения с другими людьми было первобытное стадо, насчитывающее от 20 до 40 человек. Первобытное стадо являлось самой ранней и наименее развитой формой социальной жизни. Это объединение представляло собой праобщину, праобщество, т. е. предобщество или «естественное общество», поскольку выделилось из стада человекообразных животных, было частью природы, приспосабливалось к ней, в поисках пищи кочевало по определенной территории. Первобытное стадо представляло собой замкнутую и самодостаточную социальную группу, в которой удовлетворялись все личные и общественные потребности, а половые связи между мужчинами и женщинами не были упорядочены и осуществлялись внутри стада, т. е. господствовал промискуитет. В первобытном стаде имело место нерасчлененное единство различных видов деятельности, когда один человек одновременно выполнял несколько функций. При этом существовало естественное разделение труда между мужчинами и женщинами, стариками и детьми. Неразвитые орудия труда и низкие производительные способности людей обусловили необходимость объединения для выживания и присваивающую форму хозяйства.

Формы социальной организации в догосударственном обществе.

Рис. 2.2. Формы социальной организации в догосударственном обществе.

Первобытное стадо: механизм социальной организации Первобытное стадо возникло на низшей ступени дикости, унаследовав стадность от своих животных предков. Однако оно отличалось от стада человекообразных обезьян большей сплоченностью, необходимой для совместной защиты от хищных зверей и добычи пищи. Первобытное стадо представляло собой одновременно биологическую и хозяйственную общность, в которой господствовал эквивалентный обмен (пищей, орудиями труда, женами), а все ее члены были равны в своих правах и обязанностях. Социального неравенства не было, а различия между сородичами носили естественный характер и были связаны с полом или возрастом. Занимались первобытные люди собирательством, охотой и рыболовством, т. е. присваивали то, что давала природа.

Немецкий ученый В. Фольц, путешествующей в первой половине XX в. по острову Суматра (Индонезия), описал жизнь и быт наиболее отсталой ветви народа кубу, жившего первобытным стадом:

" Большей же частью кубу живут кочевой жизнью и беспрестанно бродят по своей области в поисках созревших лесных плодов. …Все свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами, ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц и личинки жуков… Охота и рыбная ловля играют в быту куру очень небольшую роль, так как у них нет необходимых орудий… Кубу еще не пришли к мысли, что можно оставлять про запас несколько штук бананов или клубней. Они собирают ровно столько, чтобы утолить голод, и съедали без остатка то, что собирали"[2].

При всем при этом совместный труд при всей своей неразвитости вносил в стадо элементы производственной организации, устойчивости и сплоченности первобытной формы общности, делая стада более замкнутыми. Управление столь примитивными коллективами осуществлялось совместно всем взрослым населением. И все-таки наиболее важные решения принимались старыми и авторитетными сородичами. Во главе стада стоял вождь (вожак). Обычно он был искусным охотником, сильным и умелым воином. Эти качества позволяли выживать первобытному стаду.

Несмотря на кажущуюся хаотичность внутренней жизни праобщины, неупорядоченные половые связи, внутригрупповые отношения подчинялись установленным правилам, стереотипам, естественному разделению труда и стандартам поведения (например, на охоте), запретам.

  • [1] См.: Service Е. Origins of the State and Civilization. N. Y., 1975.
  • [2] Фольц В. Римба. М.; Л., 1929. С. 98−102.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой