Конституционализм, как один из важнейших принципов демократии, исходит из предположения о том, что нормы писаной конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права.
Функция конституционного контроля состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности. (Впервые применено Верховным судом США под председательством Джона Маршалла в 1803 г. в решении по делу Мэрбери против Мэдисона).
Виды конституционного контрольа:
- 1. Децентрализованный (американский). Конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Мексика, Дания, Норвегия, Канада, Австралия, Индия, Япония).
- 2. Централизованный (европейский). Конституционный контроль осуществляется специальными квази-судебными органами, которые не входят в систему судов общей юрисдикции (ФРГ, Австрия, Италия, Франция).
Признаки конституционной модели правосудия:
Модель. | Американская. | Европейская. |
Основное. (главное). | Конституционное правосудие осуществляется всеми судами общей юрисдикции, где Верховный Суд является вышестоящим институтом. | Создаётся единственный специализированный орган контроля он не имеет институционального деления, решение суда является окончательным и не подлежит обжалованию. |
Система. | Децентрализованная. | Централизованная. |
Исполнение. | Конституционное правосудие осуществляется только в обычном судебном процессе, решение обязательно только для сторон процесса. | Вне зависимости от конкретного дела. |
Конституционный Контроль. | Осуществляется только профессиональными судьями. | Этот признак не является обязательным. |
Конституционное правосудие. | Может быть инициировано стороной процесса. | Суд сам может быть инициатором. |
Объекты конституционного контроля:
- 1. обычные, конституционные и органические законы;
- 2. поправки к конституции;
- 3. международные договоры;
- 4. парламентские регламенты;
- 5. нормативные акты исполнительных органов государственной власти.
Субъекты конституционного контроля:
- 1. физические лица;
- 2. юридические лица;
- 3. государственные органы, наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта.
По своему содержанию конституционный контроль может быть:
- 1. формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия нормативно-правых актов);
- 2. материальным (проверяется содержание нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу консти туции).
Формы конституционного контроля:
- 1. предварительный — предполагает проверку конституционности законов на стадии их прохождения через парламент (Швеция, Финляндия, Канада).
- 2. последующий — проверке на конституционность подвергаются законы промульгированные и вступившие в силу (США, Италия, ФРГ).
В некоторых странах (Франция Ирландия, Никарагуа, Панама) применяются обе формы.