Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование правового государства в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе развития России для построения правового государства необходимо завершить реформирование всей системы государственной власти (примером являются административная реформа, реформа МВД России и др.); совершенствование законодательства (изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, должны привести к получению качественного эффективного права); преодолеть… Читать ещё >

Формирование правового государства в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идеи правового государства получили свое распространение в России в конце XIX — начале XX вв. В их обсуждении принимали участие известные русские юристы: А. С. Алексеев, В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский, М. М. Ковалевский, С. А. Котляревский, П. И. Новгородцев, Г. Ф. Шершеневич, Б. Н. Чичерин и др.

После революции 1905—1907 гг. в России начался процесс перехода к конституционной монархии, что в известной степени означало вступление на путь формирования правового государства. Однако этот процесс был прерван в октябре 1917 г. в связи с победой революции, результатом которой явилось создание советского государства, стремившегося на основании Конституции РСФСР 1918 г. к диктатуре пролетариата — власти, не связанной никакими законами, как ее характеризовал В. И. Ленин. Естественно, что в этих условиях идеи правового государства востребованы не были.

С конца 1920;х гг. начала складываться административно-командная система партийно-государственного руководства страной, которая сопровождалась бурным ростом бюрократизма и сосредоточением неограниченной власти в руках одного человека — И. В. Сталина. Идея правового государства была надолго предана забвению. Массовые репрессии, беззаконие и произвол, внесудебные расправы с инакомыслящими во многом стали возможны потому, что в советском государстве не существовало эффективных политических и правовых институтов, противостоящих этому.

В конце 1980;х — начале 1990;х гг. в России вновь начался процесс формирования правового государства. В Конституцию РСФСР 1978 г. стали вносить изменения, радикальным образом изменявшие действовавшие государственные институты, социально-экономические и политико-правовые отношения. Так, высший законодательный орган страны — Верховный Совет РСФСР был преобразован из однопалатного в двухпалатный постоянно действующий орган. Впервые всенародным голосованием был избран Президент РФ — высшее должностное лицо в государстве. Был образован орган конституционного контроля — Конституционный Суд РФ. На основе Федеративного договора было произведено разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. В России были признаны различные формы собственности: государственная, муниципальная и частная.

С принятием новой Конституции РФ правовое государство в России получило свое юридическое оформление. В ст. 1 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Кроме того, в Конституции РФ зафиксированы основные принципы правового государства. В ст. 2 установлено, что признание, соблюдение и защита нрав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Глава 2 полностью посвящена правам и свободам, а также закреплению механизмов их защиты. В России закрепляется верховенство закона (ч. 2 ст. 4), верховенство и высшая юридическая сила Конституции РФ на всей территории страны (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15), признаются частная, муниципальная и государственная формы собственности, провозглашается свобода экономической деятельности (ст. 8).

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем особо подчеркивается самостоятельность ветвей власти.

Кроме того, признается разделение властей не только федерального уровня, но и с субъектами РФ (ст. 11).

В Конституции РФ закрепляются и иные принципы правового государства, в частности политическое, идеологическое многообразие, многопартийность и др.

Однако провозглашение России правовым государством и закрепление его принципов в Конституции РФ еще не означает, что цель достигнута. Следует различать концепцию правового государства и существующую государственно-правовую реальность. Говоря о развитии идей правового государства, мы имеем в виду общественный идеал в нраве, которому не вполне соответствует политико-правовая жизнь в России на современном этапе. К идеалу следует стремиться, но, как и любое совершенство, он недостижим в полной мере. Однако прогрессивность идей правового государства состоит в том, что они являются побуждающим мотивом к движению вперед, к совершенствованию существующего государства и его взаимоотношений с личностью, к созданию должного правового порядка и законности.

На современном этапе развития России для построения правового государства необходимо завершить реформирование всей системы государственной власти (примером являются административная реформа, реформа МВД России и др.); совершенствование законодательства (изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, должны привести к получению качественного эффективного права); преодолеть неуважение к праву, непонимание его роли в жизни общества, его социальной ценности; повысить значение суда. Для формирования правового государства необходимо развитие гражданского общества и высокий уровень политической и правовой культуры не только граждан, но и должностных лиц, преодоление правового нигилизма, поскольку уважение и соблюдение Конституции РФ, законов всеми членами общества, должностными лицами, органами государственной власти и местного самоуправления — неотъемлемая черта демократического государства.

Важнейшим фактором формирования правового государства является высокий уровень развития экономики страны. Развитая экономика, опора на так называемый средний класс, обладающий достаточно высоким уровнем материального достатка и частной собственностью, способствуют становлению гражданского общества и формированию правового государства. Пролетарию нечего терять, поэтому он готов к революциям, а представители так называемого среднего класса будут заинтересованы в сохранении существующего порядка. В том случае, если последние преобладают в государстве (в развитых странах средний класс составляет до 70% населения), существует уверенность в сохранении принципов правового государства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой