Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Торговое законодательство Таможенного союза и Евразийского экономического союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из курса международного права учащимся должно быть известно, что подавляющее большинство современных государств являются членами разнообразных международных и наднациональных (надгосударственных) организаций, ставящих перед собой решение разнообразных военных, политических, социально-культурных и экономических задач. Не составляет исключения и Российская Федерация. Для целей изучения… Читать ещё >

Торговое законодательство Таможенного союза и Евразийского экономического союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Из курса международного права учащимся должно быть известно, что подавляющее большинство современных государств являются членами разнообразных международных и наднациональных (надгосударственных) организаций, ставящих перед собой решение разнообразных военных, политических, социально-культурных и экономических задач. Не составляет исключения и Российская Федерация. Для целей изучения коммерческого права имеет принципиальное значение ее членство в таких двух межгосударственных объединениях, как (1) Евразийский экономический союз (ЕЛЭС) и (2) Всемирная торговая организация (ВТО). В настоящем параграфе мы рассмотрим те правовые последствия, которые создаются фактом участия России в ЕЛЭС, а в следующем — те, которые возникают из-за участия нашей страны в ВТО.

Идея евразийского экономического объединения, позднее названная «евразийской инициативой», имеет конкретного автора и точную дату рождения: ее сформулировал Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев 29 марта 1994 г. во время выступления перед преподавателями и студентами МГУ имени М. В. Ломоносова. «В ее основе лежал разработанный казахстанским лидером масштабный проект интеграции новых независимых государств на качественно новой, прагматичной и взаимовыгодной экономической основе. Новация состояла в том, чтобы наряду… создать новую интеграционную структуру, целью которой стало бы формирование согласованной экономической политики и принятие совместных программ стратегического развития. Интеграцию в Евразийском союзе обеспечивали согласно проекту более четкая и развернутая институциональная структура нового интеграционного объединения и достаточный объем его регулятивных полномочий в ключевых секторах экономики, а также в политической, оборонной, правовой, экологической, культурной, образовательной сферах»1.

К созданию ЕАЭС пришли далеко не сразу. 10.10.2000 (т.е. более чем через шесть лет после рождения евразийской инициативы) в г. Астана (Казахстан) Российской Федерацией, Белоруссией, Казахстаном, Таджикистаном и Киргизией был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), вступивший в силу 30.05.2001. Несмотря на свое наименование, весьма схожее с современным, эта организация имела в основном технические задачи, главной из которых стала проработка и подготовка проекта по созданию таможенного союза и формированию единого экономического пространства государств — участниц ЕврАзЭС.

Успешное решение первой задачи — создание Таможенного союза (ТС) — было ознаменовано подписанием Россией, Белоруссией и Казахстаном 06.10.2007 в г. Душанбе (Таджикистан) Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза.[1]

В продолжение в 2008—2010 гг. были разработаны и подписаны многочисленные документы, необходимые для функционирования Союза, и с 06.07.2010 на его территории начал действовать единый Таможенный кодекс. 19.10.2011 к Таможенному союзу присоединилась Киргизия.

Третьим этапом развития евразийской инициативы стало подписание 18.11.2011 в Москве Россией, Белоруссией и Казахстаном Декларации о евразийской экономической интеграции и договоров «О Евразийской экономической комиссии» и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Декларация предусматривала создание на базе Таможенного союза с 01.01.2012 так называемого Единого экономического пространства (ЕЭП). К принципу свободного перемещения товаров, составляющего концептуальную основу Таможенного союза, в ЕЭП были добавлены принципы свободного перемещения услуг, капиталов (инвестиций) и рабочей силы, т. е. фактически все те принципы, на которых основана ВТО (см. о ней следующий параграф).

Наконец, 29.05.2014, опять-таки в г. Астана государствами — создателями ТС и ЕЭП был подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС)1 — региональной наднациональной экономической организации, обладающей международной правосубъектностью и ставшей на сегодняшний день высшей точкой экономической интеграции пяти государств Евразии — России, Белоруссии, Казахстана (стран, для которых Договор о создании ЕАЭС вступил в силу с 01.01.2015), а впоследствии Армении (с 02.01.2015) и Киргизии (с 29.05.2015).

Из перечисленных здесь организационных форм евразийской межгосударственной интеграции первой принципиально новой формой — наднациональной — стал ТС. Помимо наличия двух высших органов — межгосударственных советов на уровне глав (1) государств и (2) правительств собиравшихся периодически (соответственно, один и два раза в год), ТС получил и постоянно действовавший орган — Комиссию Таможенного союза1, учрежденную названным выше Договором от 06.10.2007 и состоявшую из вице-премьеров государств — участников ТС. Главной отличительной чертой данного органа стало наделение его правотворческими полномочиями — правом издания нормативных актов, обязательных для применения на территориях государств — участниц ТС и (что самое важное) имеющих верховенство над актами национального законодательства этих стран. Договорами о создании ЕЭП от 18.11.2011 Комиссия ТС была преобразована в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК)[2][3][4] — постоянно действующий орган сперва Единого экономического пространства (ЕЭП), а затем и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Принимаемые ею документы называются решениями Коллегии (рабочий орган ЕЭК) или Совета (руководящий орган) ЕЭК.

На протяжении всего времени существования названных евразийских объединений странами — их участницами систематически подписывались.

международные договоры но различным вопросам функционирования соответствующих объединений. Важнейшим из них, бесспорно, является Таможенный кодекс Таможенного союза — приложение к Договору, подписанному в г. Минске 27.11.2009 и утвержденному решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 17. В совокупности с договорами-основателями ТС, ЕЭП и ЕАЭС (т.е. договорами от 06.10.2007, 18.11.2011 и от 29.05.2014) их можно назвать актами первичного евразийского наднационального законодательства. Они имеют верховенство не только над актами национальных законодательств стран-участниц, но и над актами своих постоянно действующих органов — Комиссии ТС и ЕЭК. Их можно назвать актами вторичного евразийского наднационального законодательства, они приоритетны только по отношению к внутренним актами стран — участниц ЕАЭС, но должны соответствовать актам законодательства первичного.

Поскольку постоянно действующие органы евразийских объединений реализовывали свою правотворческую функцию чрезвычайно активно; изданные ими акты вторичного наднационального законодательства уже на сегодняшний момент весьма разветвлены, многоаспектны и многочисленны. Основную массу этих актов составляют Решения, направленные на:

  • 1) обеспечение единства таможенно-тарифной политики, квотирования и нетарифного регулирования импорта товаров (в том числе специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер);
  • 2) определение состава наименее развитых стран и перечня происходящих из них товаров, пользующихся преференциями при ввозе;
  • 3) единообразное решение отдельных организационно-технических вопросов:
    • а) таможенного контроля (унификация форм таможенных документов и порядка их заполнения, технологии таможенного декларирования, определения таможенной стоимости некоторых типов товаров, проведения таможенной экспертизы, обустройства пунктов пропуска, взаимодействия таможенных органов и т. п.);
    • б) применения мер санитарного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного надзора',
    • в) налогового контроля при экспорте и импорте;
    • г) технического регулирования.

В подавляющем большинстве случаев содержание этих документов ограничивается требованиями публично-правового характера. С точки зрения коммерческого права важнейшими из них является техническое регулирование. Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (п. 2 протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС — приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе; далее — «Протокол»), Техническое регулирование осуществляется путем принятия актов, именуемых «технические регламенты». Различают технические регламенты ЕАЭС и технические регламенты ТС.

Разработка, принятие, изменение и отмена технических регламентов ЕАЭС осуществляются в порядке, утверждаемом ЕЭК. В технических регламентах ЕАЭС устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия (п. 3 Протокола).

Технические регламенты ЕАЭС принимаются в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза. Принятие технических регламентов ЕАЭС в иных целях не допускается. Технические регламенты ЕАЭС или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Комиссией единый перечень. Государства-члены не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень (п. 1 ст. 52 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Для вступления в силу технического регламента ЕАЭС не требуется принятия внутригосударственного акта — технические регламенты ЕАЭС имеют прямое действие на территории стран — участниц ЕАЭС (н. 2 ст. 52 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Техническое регулирование в рамках ТС регулировалось Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.11.2010), утратившим силу с 01.01.2015 (приложение № 33 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Соотношение между техническим регламентом ТС и техническим регламентом ЕАЭС установлено в п. 3 ст. 53 Договора о Евразийском экономическом союзе. При вступлении в силу технического регламента ЕАЭС, устанавливающего требования к товару, в отношении которого действует технический регламент ТС, с даты завершения действия переходных положений не применяется для выпуска продукции в обращение технический регламент ТС.

Помимо технических регламентов в рамках ТС были приняты: 1) решение Комиссии ТС от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе»; 2) решение Комиссии ТС от 07.04.2011 № 620 «О Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов»; 3) решение Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления»;

4) решение Комиссии ТС от 15.07.2011 № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза». До принятия актов ЕАЭС указанные документы подлежат применению.

Помимо технических регламентов ЕАЭС принимаются иные документы, устанавливающие требования к качеству товара. В целях обеспечения ветеринарно-санитарной, карантинной фитосанитарной безопасности в рамках Союза проводится согласованная политика в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер. Это совместная разработка принятия и реализации государствамичленами международных договоров и актов Комиссии в области применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (и. 2, 3 ст. 56 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Среди других документов ТС и ЕЛЭС, имеющих важное значение для изучения коммерческого права, необходимо назвать Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС, утвержденную решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54, и Положение о порядке применения единой ТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденное решением Комиссии ТС от 28.01.2011 № 522. Данные документы могут оказать коммерсантам существенную помощь в достижении стандартизированного описания и единообразной классификации продукции (товаров), в том числе при формулировании условия о предмете договора.

  • [1] Евразийский экономический союз: Вопросы и ответы. Цифры и факты. М., 2014. С. 10.
  • [2] Официальный сайт ЕАЭС — см.: URL: http://www.eaeunion.org.
  • [3] Архивный сайт Комиссии — см.: URL: http://www.tsouz.ru/Pages/Dcfault.aspx.
  • [4] Официальный сайт — см.: URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/default.aspx.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой