Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственные гарантии судебной защиты прав органов местного самоуправления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовой акт высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации может быть обжалован соответственно главой муниципального образования или главой местной администрации в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального… Читать ещё >

Государственные гарантии судебной защиты прав органов местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В юридической литературе применительно к обеспечению прав местного самоуправления проводится различие между понятиями «охрана прав» и «защита прав». Под охраной понимаются профилактические меры, осуществляемые государственными органами и органами местного самоуправления по предупреждению нарушений прав муниципальных образований, а также по устранению различных препятствий, мешающих реализации этих прав. Под защитой понимается принудительный (в отношении обязанного лица) способ восстановления и осуществления нарушенного права. Охрана, таким образом, охватывает меры, принимаемые до нарушения прав муниципального образования, а защита — меры, принимаемые после нарушения для восстановления нарушенного права.

Особое место в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, занимают конституционные гарантии судебной защиты прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ). В правовом государстве правосудие осуществляется только судом, который правомочен объективно и независимо от какого бы то ни было влияния, на основе конституции и закона, а также установленных законом процедур решать споры о нарушенном праве.

Юридическая, в том числе и судебная, защита нарушенных прав органов местного самоуправления и прав населения на осуществление местного самоуправления включает следующие гарантии.

1. Гарантии обеспечения исполнения муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления.

В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, государственными органами, органами местного самоуправления, а также должностными лицами и гражданами.

За неисполнение муниципальных правовых актов местного самоуправления закон предусматривает возможность привлечения к ответственности граждан, руководителей организаций, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

2. Гарантии ответственности за ущербу причиненный в результате неисполнения муниципальных правовых актов.

Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, их должностные лица, граждане несут перед органами местного самоуправления материальную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за ущерб, причиненный муниципальному образованию, интересам населения в результате неисполнения решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.

3. Гарантии судебного обжалования законов и иных нормативных правовых актов федерального и регионального (субъектов РФ) уровней по вопросам местного самоуправления.

В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 7), если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт РФ либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, но вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, то этот вопрос разрешается соответствующим судом.

Особая роль в обеспечении и защите прав местного самоуправления принадлежит Конституционному Суду РФ. В последнее десятилетие Конституционный Суд неоднократно подвергал детальному анализу нормы федеральных законов, положения законов субъектов РФ, затрагивающие полномочия, иные вопросы правового регулирования местного самоуправления на предмет соответствия их Конституции РФ. Так, только по вопросам, связанным с конституционными характеристиками финансовой основы местного самоуправления, Конституционным Судом РФ было принято более 50 решений. По делам, затрагивающим те или иные аспекты установления и порядка взимания местных налогов и сборов, Конституционный Суд принял более 30 решений[1]. Оценивая вклад Конституционного Суда РФ в защиту прав местного самоуправления, важно отметить, что доля постановлений по вопросам местного самоуправления в общей массе дел составляет 10%, т. е. каждое десятое постановление Конституционного Суда РФ (по состоянию на 1 апреля 2016 г. их было принято 482) посвящено проблемам местного самоуправления.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. № 7-П было признано право органов местного самоуправления на самостоятельное обращение в Конституционный Суд.

4. Гарантии судебного обжалования муниципальных правовых актов.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом. Иски о признании таких актов недействительными подаются в суд.

Гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти в судебном порядке могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления, решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме (сходе) решение.

5. Гарантии судебной защиты прав граждан и органов местного самоуправления при принятии устава муниципального образования.

Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

6. Гарантии судебной защиты прав и интересов муниципального образования при временном осуществлении органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 75) установил, что решения органов государственной власти субъектов РФ, принятые по вопросам временного осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, в том числе по вопросам введения временной финансовой администрации, могут быть обжалованы в судебном порядке. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

7. Гарантии судебной защиты прав и законных интересов органов и должностных лиц местного самоуправления в случае наступления ответственности перед государством.

На основании решения соответствующего суда ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также ненадлежащего исполнения указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Принятые к органам и должностным лицам меры ответственности могут быть обжалованы в судебном порядке.

Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа местного самоуправления может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня своего вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Правовой акт высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации может быть обжалован соответственно главой муниципального образования или главой местной администрации в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

8. Гарантии судебной защиты прав граждан на осуществление местного самоуправления и иных прав граждан на территории муниципального образования.

Гражданин вправе обратиться с иском в суд о восстановлении нарушенных прав на участие в местном самоуправлении в случае, если допускается какое-либо ограничение его прав по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу, должностному или имущественному положению, языку, отношению к религии, принадлежности к общественному объединению.

Действующее законодательство закрепляет право граждан на обращение за судебной защитой при нарушении их прав, например связанных с организацией и проведением муниципальных выборов. Так, в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо местного самоуправления либо избирательная комиссия муниципального образования не назначит в установленный срок выборы депутатов или выборных должностных лиц, то выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом. Жалобы могут подаваться также в ходе выборов (например, при отказе избирательной комиссии включить гражданина в список для голосования) и в других случаях.

Органы местного самоуправления в предусмотренных законом случаях вправе обращаться в суд за защитой прав жителей муниципального образования. Например, в соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей обращаются в суды с исками о признании противоправными действий продавца и прекращении таких действий.

Гарантии местного самоуправления имеют комплексный характер и разностороннее выражение. Они выступают одним из важнейших факторов повышения эффективности местного самоуправления, проявления местным самоуправлением всех своих демократических качеств в процессе организации жизни населения в муниципальных образованиях на началах самостоятельности, инициативы и ответственности за решение вопросов, отнесенных законом, уставом муниципального образования к их ведению. Важно, чтобы как общие, так и специальные гарантии на практике обеспечивали действенное функционирование и защиту всех институтов местного самоуправления.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Назовите общие и специальные гарантии обеспечения самостоятельности местного самоуправления.
  • 2. Какова роль Конституционного Суда РФ в обеспечении и защите прав местного самоуправления?
  • 3. Каковы гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления?
  • 4. Назовите конституционные гарантии организационной обособленности органов местного самоуправления.
  • 5. В чем состоят гарантии обеспечения финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления?
  • 6. Каковы гарантии судебной защиты нарушенных прав органов местного самоуправления и жителей муниципального образования?
  • 7. Каков порядок судебного обжалования муниципальных правовых актов?
  • 8. Каков порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права местного самоуправления?
  • [1] См.: Бондарь Н. С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). М.: Викор-Медиа, 2006. С. 138.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой