Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Защита прав налогоплательщика во внесудебном порядке вне рамок традиционного административного обжалования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Налогоплательщик вправе обратиться к омбудсмену только после прохождения всех возможных стадий рассмотрения жалобы в налоговом органе. После рассмотрения жалобы Уполномоченный выносит рекомендации налоговому органу, в том числе о необходимости представить более подробное обоснование решения, об исправлении ошибки, связанной с недопониманием, недосмотрами и упущениями, о том, чтобы принести… Читать ещё >

Защита прав налогоплательщика во внесудебном порядке вне рамок традиционного административного обжалования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во многих государствах в целях защиты прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений создаются специальные органы по рассмотрению жалоб граждан и организаций во внесудебном порядке. Особенностью таких органов является то, что они, как правило, независимы от системы органов исполнительной власти в целом и налоговых органов в частности, что позволяет налогоплательщикам рассчитывать на справедливое рассмотрение спорного вопроса.

Одним из наиболее ярких примеров органов власти, созданных для защиты прав граждан, является уполномоченный по правам человека, к которому в отдельных государствах могут обращаться граждане с жалобами, в том числе и по налоговым вопросам[1]. К уполномоченному по правам человека могут обратиться с жалобами на решения, действия и бездействие налоговых органов налогоплательщики в таких государствах, как Болгария, Бразилия, Дания, Индия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Чехия.

Однако отдельные государства пошли дальше и учредили специальные независимые органы по защите прав налогоплательщиков. Поданным ОЭСР, специальные уполномоченные по правам человека по налоговым вопросам (tax ombudsman) созданы в Австрии, Италии, Канаде, а в таких государствах, как Бельгия, Испания, Колумбия, Корея, Мексика, США и Япония действуют иные специальные органы защиты прав налогоплательщиков, которые чаще называются «адвокатами налогоплательщиков» (taxpayers advocate). Как указано в Обзоре ОЭСР, в большинстве случаев соответствующие органы не входят в структуру налоговых органов, однако в Аргентине, Дании, Испании, Корее и Японии они не автономны по отношению к налоговым органам.

Как правило, обращение к соответствующим уполномоченным возможно только после прохождения всех процедур обжалования в налоговом органе и по весьма ограниченному количеству вопросов. Итогом рассмотрения дела обычно становится рекомендация, адресованная налоговому органу.

Рассмотрим деятельность данных органов на примере опыта Канады, Великобритании и США.

В Канаде[2] институт Уполномоченного по правам человека по налоговым вопросам (Taxpayers' Ombudsman) был создан одновременно с принятием Билля о правах налогоплательщика. Основной задачей деятельности налогового омбудсмена является оказание помощи, консультирование и информирование министра, в ведении которого находятся налоговые органы, по вопросам, связанным с оказанием услуг налогоплательщику со стороны канадских налоговых органов.

В рамках выполнения данной задачи омбудсмен уполномочен рассматривать любые жалобы налогоплательщиков и их представителей по вопросам оказания услуг налоговыми органами в контексте соблюдения прав налогоплательщиков, закрепленных в Билле о нравах налогоплательщика, за исключением тех жалоб, в отношении которых установлен прямой запрет на их рассмотрение омбудсменом. Уполномоченный может рассматривать жалобы по ограниченному количеству вопросов: к жалобам по вопросам оказания услуг налоговыми органами относятся жалобы на ошибки, связанные с недопониманием, недосмотрами и упущениями, чрезмерными задержками, предоставлением неполной или неправильной информации, несправедливым обращением и ненадлежащим поведением персонала. Отметим, что Уполномоченный по правам человека по налоговым вопросам вправе рассматривать эти вопросы и без обращения налогоплательщика — по собственной инициативе либо по поручению министра.

Налогоплательщик вправе обратиться к омбудсмену только после прохождения всех возможных стадий рассмотрения жалобы в налоговом органе. После рассмотрения жалобы Уполномоченный выносит рекомендации налоговому органу, в том числе о необходимости представить более подробное обоснование решения, об исправлении ошибки, связанной с недопониманием, недосмотрами и упущениями, о том, чтобы принести официальные извинения налогоплательщику, изменить процедуру, пересмотреть стандарты оказания услуг или направить персонал на повышение квалификации.

По итогам своей деятельности ежегодно налоговый омбудсмен представляет отчет министру, в ведении которого находятся налоговые органы.

В Великобритании с 1993 г. действует Арбитр (Adjudicator), который расследует спорную ситуацию и оказывает помощь в разрешении жалоб физических лиц и организаций, недовольных качеством оказания публичной услуги в определенных органах власти, в том числе в налоговых органах. Следует отметить, что полномочия Арбитра весьма ограничены: он может рассматривать жалобы об ошибках (например, если информация была использована некорректно), необоснованных задержках, оказании консультаций ненадлежащего качества, недолжном поведении персонала. Обращение к Арбитру возможно только после прохождения всех стадий обжалования в налоговом органе. В течение шести месяцев после получения окончательного решения налогового органа налогоплательщик вправе обратиться с жалобой к Арбитру, который проведет расследование и предложит решение спорной ситуации — либо путем медиации, либо путем направления рекомендаций Арбитра в соответствующий орган[3].

В США с 1996 г. действует Адвокат налогоплательщика (Taxpayer’s advocate)[4], который пришел на смену Уполномоченному по защите прав налогоплательщика. Служба Адвоката налогоплательщика является независимой организацией в структуре Службы внутренних доходов и оказывает помощь налогоплательщикам, попавшим в сложную экономическую ситуацию и полагающим, что налоговые органы США работают не должным образом. Целью Адвоката налогоплательщика и его службы является помощь налогоплательщикам в решении проблем, возникающих в рамках взаимодействия со Службой внутренних доходов, выявление проблем, с которыми сталкиваются американские налогоплательщики при взаимодействии с налоговыми органами, и внесение предложений по изменению нормативноправового регулирования налогообложения. Так, например, за налоговый период 2012 г. службой Адвоката налогоплательщика было реализовано около 220 тыс. новых дел, в рамках которых претензии налоговых органов к налогоплательщикам были уменьшены частично или в полном объеме примерно в 77% случаев.

  • [1] См.: OECD (2013). Tax Administration 2013: Comparative Information on OECD and Other Advanced and Emerging Economies [Электронный ресурс]. OECD Publishing. Doi: 10.1787/9 789 264 200 814-en. P. 46−50 (дата обращения: 20.03.2014).
  • [2] Подробнее об Уполномоченном по правам человека по налоговым вопросам см.: Taxpayers' Ombudsman: Upholding Your Service Rights. URL: oto-boc.gc.ca/menu-eng.html (дата обращения: 20.03.2014).
  • [3] См.: Adjudicator’s Office. URL: adjudicatorsoffice.gov.uk/ index. htm (дата обращения: 20.03.2014).
  • [4] См.: Taxpayer Advocate Service. URL: taxpayeradvocate.irs. gov (дата обращения: 20.03.2014).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой