Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трудовой стаж. 
Право социального обеспечения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии… Читать ещё >

Трудовой стаж. Право социального обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы 6 студент должен:

  • знать понятие и виды трудового стажа; юридическое значение различных видов трудового стажа; доказательства трудового стажа;
  • уметь определять вид стажа, необходимого для назначения пенсии; суммировать различные виды стажа; применять знания о стаже к решению конкретных профессиональных задач;
  • владеть навыками подсчета трудового стажа.

Понятие и виды трудового стажа

Одним из важных юридических фактов, с которыми связано право на пенсионное обеспечение, является трудовой стаж.

Трудовой стаж — суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, а также иных периодов, указанных в законодательстве.

В пенсионном законодательстве для обозначения периодов деятельности используются следующие термины: «общий трудовой стаж»; «специальный трудовой стаж»; «выслуга лет»; «страховой стаж» .

Общий трудовой стаж определяется для оценки пенсионных прав, приобретенных в период действия прежнего пенсионного законодательства (до 2002 г.). Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.

Несмотря на переход к страховым принципам пенсионного обеспечения использование именно общего трудового стажа (а не страхового) связано с тем обстоятельством, что при определении размера пенсии до 2002 г. учитывался общий трудовой стаж. Причем законодателем устанавливались различные подходы для исчисления пенсий, в частности с 1 февраля 1998 г. наряду с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» иные условия и нормы пенсионного обеспечения были установлены Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Различия затронули, помимо прочего, периоды, включаемые в общий трудовой стаж. Соответственно, для оценки пенсионных прав застрахованного лица по выбору может использоваться любой из указанных порядков, в связи с чем в ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплены два варианта периодов, включаемых в общий трудовой стаж.

С учетом специального трудового стажа, т. е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливались пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсии за выслугу лет. В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данные виды пенсий именуются досрочными трудовыми пенсиями по старости, а периоды деятельности обозначаются как «стаж па соответствующих видах работ» и «периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии». Правила исчисления периодов такой работы утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“» .

Наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным данными Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости также регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утверждаемыми Правительством РФ при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений[1].

На практике возникает значительное число споров, связанных с несоответствием наименований работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, указанных в трудовых книжках или иных документах, представляемых застрахованным лицом при обращении за назначением досрочной трудовой пенсии, наименованиям, указанным в соответствующих списках, утвержденных Правительством РФ.

Минздраву России предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Например, приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 № 278 «Об установлении тождества наименований учреждений „Школа-лицей“, „Школа-гимназия“ наименованиям учреждений „Лицей“, „Гимназия“» установлено тождество наименования названных учреждений предусмотренным списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 g. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Названные списки утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Также на установление тождественности наименований должностей направлен приказ Минздравсоцразвития России от 31.05.2006 № 435 «Об установлении тождества наименований должностей „Фельдшер выездной бригады“, „Фельдшер скорой помощи“, „Фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи“, „Фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи“ и „Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи“ наименованию должности „Фельдшер“» .

К сожалению, указанный механизм не позволяет решить все возникающие споры в досудебном порядке, поэтому вопросы о праве на досрочную пенсию зачастую могут быть разрешены только судами.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается (п. 16). При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо, соответственно, Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет (п. 17).

Поскольку в основу реформирования пенсионного законодательства положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, функциональная роль общего трудового стажа изменилась. В настоящее время одним из основных условий приобретения права на пенсию является страховой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (так называемые нестраховые периоды).

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются:

  • — период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
  • — период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • — период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • — период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • — период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • — период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • — период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
  • — период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более 5 лет в общей сложности.

Указанные периоды засчитываются в страховой стаж при наличии у застрахованного лица периодов работы или иной деятельности, т. е. периодов, за которые уплачивались страховые взносы.

Согласно Федеральному закону от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца» в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов (кроме периодов получения пособий по временной нетрудоспособности и по безработице, а также периода необоснованного содержания лиц под стражей и отбывания наказания) ПФР выделяются средства федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий.

Необходимо отметить, что переход от использования общего трудового стажа к страховому стажу происходит не только в пенсионном законодательстве. Так, с 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страховой стаж используется при определении размеров пособий по временной нетрудоспособности.

Ранее пособия по временной нетрудоспособности назначались с учетом непрерывного трудового стажа, под которым понималась продолжительность последней непрерывной работы у одного работодателя либо у нескольких работодателей при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков[2]. Использование непрерывного трудового стажа преследовало цель способствовать решению задач формирования стабильных трудовых коллективов, сокращения текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины. Так, при переходе на другую работу непрерывный трудовой стаж сохранялся только в том случае, если между увольнением с предыдущего места работы и устройством на другую работу проходило не более одного месяца. При увольнении по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохранялся при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель. Кроме того, трудовой стаж прерывался при повторном увольнении в течение года по собственному желанию без уважительных причин. Прерывался также трудовой стаж при поступлении на работу после увольнения с предыдущего места работы за систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, за прогул без уважительных причин либо появление на работе в нетрезвом состоянии, по некоторым иным основаниям.

Как отметил Конституционный Суд РФ, применение такого правового регулирования, которое связывает определенные негативные последствия с реализацией работником права на прекращение трудового договора по своей инициативе, является, но сути, нарушением закрепленных Конституцией Российской Федерации в числе основных прав и свобод человека и гражданина свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Подобное правовое регулирование не согласуется с принципами обязательного страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, его предназначением, поскольку страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставится в зависимость от наличия и длительности перерывов в работе, что приводит к наделению обязательного социального страхования не свойственными ему функциями[3].

Выслугу лет можно рассматривать как суммарную продолжительность определенной трудовой деятельности или службы. В действующем пенсионном законодательстве предусмотрены пенсии за выслугу лет, назначаемые военнослужащим и приравненным к ним категориям, а также государственным гражданским служащим.

В выслугу лет включаются следующие периоды: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах МВД России, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы МЧС России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России, Государственной противопожарной службы МВД России), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.

В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета 1 год учебы за 6 месяцев службы.

  • [1] Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“»; постановление Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“» .
  • [2] Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252.
  • [3] Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 № 16−0 «По жалобе гражданина Корнилова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав Положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 508 „О размере пособия по временной нетрудоспособности“, Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию»; определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 № 138−0 «По жалобе гражданина Каленова Андрея Федоровича на нарушение его конституционных прав положением подпункта „и“ пункта 7 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию и абзаца второго пункта 16 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 года № 1117 „О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве“» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой