Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общие понятия и характеристики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Я зеркальное" — образ «Я», который формируется на основании представлений (не действительного состояния, а того, как это ему представляется!) человека о том, каким его видят и как оценивают другие. Выполняет функцию самокоррекции наших притязаний и представлений, своеобразного механизма обратной связи, поскольку, согласно Ж. Пиаже, изолированный индивид не может осознавать себя самого, в связи… Читать ещё >

Общие понятия и характеристики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ключевыми для современного руководителя являются понятия, связанные с основными психологическими характеристиками, определяющими особенности поведения и деятельности человека.

Под поведением понимается последовательность взаимосвязанных поступков (действий) человека, осуществляемых при реализации определенных действий.

Принято связывать наблюдаемое поведение человека с формами самовыражения его психического мира, в первую очередь тех, которые менее связаны с интеллектом, но непосредственно зависят от эмоционально-волевой и ценностной сфер сознания.

Отсюда прямое указание на двойственность природы источников регуляции поведения: индивидуально-психических и социальных (поскольку ценности являются продуктом общества).

Важнейшие составляющие психического мира человека:

  • пространство психического мира — то «поле», на котором разворачиваются психические процессы и состояния;
  • психологическое время — динамическая характеристика изменения психических процессов и состояний человека, тесно связанная с индивидуальными особенностями восприятия, существования состояний и протекания психических процессов;
  • содержание психического мира — та информация (сигналы, символы и др.), которой наполнено психическое пространство.

Несмотря на частое употребление, в том числе в специальной литературе, словосочетаний «поведение индивида», «поведение личности», «поведение человека» как синонимов, необходимо учитывать, что в реальности мы имеем дело с поведением индивидуальностей.

Индивидуальность — интегральное образование, объединяющее природные и личностные особенности человека специфическим, присущим ему одному способом.

Отсюда, если предположить, что работники организации являются индивидуальностями (что вполне соответствует современной парадигме управления), для целенаправленного регулирования их поведения становится необходимым знание свойств индивидуальности[1].

По классификации Б. Г. Ананьева, к базовым свойствам индивидуальности относятся:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности.

Именно через них раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и определенный стиль поведения и деятельности.

Вторая группа свойств — программирующие'.

  • направленность (иерархия потребностей, интересов и убеждений);
  • интеллект;
  • самосознание, которые являются главной движущей силой развития человека.

Собственный внутренний психический мир, самосознание и саморегуляция действуют в единстве как организатор поведения человека.

Наглядным способом представления механизма взаимодействия и взаимопроникновения этих элементов, несомненно влияющего на поведение, является «Я-концепция» в психологии К. Роджерса, одного из основателей гуманистического направления, интегрирующая отношения индивидуальности к себе по четырем направлениям.

Каждое из четырех выделенных им «Я-отношений» (реальное, идеальное, конструктивное и зеркальное) имеет четыре модальности самооценки, соответствующие основным значимым сферам представлений о себе.

• «Я реальное» — это «Я» в настоящем, синтез самовоснриятия и самоотношения — мера принятия себя сейчас: «Каким я себя сейчас представляю».

Физическая модальность самооценки отражает не только телесное, например привлекательность внешности, пропорциональность фигуры, но и распространяется на все вещи. Надев красивую (по нашему мнению) одежду, мы наполняемся большей уверенностью в себе и большими притязаниями на привлекательность. Особенно сильно это проявляется у женщин. Отношение к себе через телесное «Я» — преобладающая установка на переходе от детства к взрослости, и «эхо» этого самопознания и самоотношения влияет на наши притязания и ожидания на протяжении всей жизни.

Эмоциональное и умственное «Я» можно объединить в «Я духовное», характеризующее, насколько мы довольны собой и что можем сказать о себе. Как правило, большинство людей неплохо оценивают «себя любимого», но иногда могут испытывать чрезвычайно сильные чувства, перепады между отчаянием и надеждами по поводу себя самого. Преодолевая эти приступы, мы растем духовно.

Социальная модальность — это отношение к себе с точки зрения оценки достигнутого статуса и набора ролей. Социальное «Я» в настоящем определяет меру принятия себя через те или иные роли.

Однако отношение человека к себе не исчерпывается гем, как он видит себя в настоящее время:

  • • «Я идеальное» — это представление о том, кем бы человек хотел быть. Формируется как совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя в будущем или ролей, которые хотел бы исполнять. Противоречие между реальным и идеальным «Я» является обязательным условием саморазвития;
  • • «Я конструктивное» отражает механизм самопроектирования и стремления к целенаправленной деятельности по саморазвитию — те пути, методы и средства, которые выбираются для продвижения к «Я идеальному»;
  • • «Я зеркальное» — образ «Я», который формируется на основании представлений (не действительного состояния, а того, как это ему представляется!) человека о том, каким его видят и как оценивают другие. Выполняет функцию самокоррекции наших притязаний и представлений, своеобразного механизма обратной связи, поскольку, согласно Ж. Пиаже, изолированный индивид не может осознавать себя самого, в связи с тем что сознание себя включает постоянное сопоставление с другими.

Решающее значение для достижения комфортного душевного состояния имеет самооценка. Широкую известность имеет формула самооценки по У. Джеймсу:

Общие понятия и характеристики.

Источниками информации для самооценки являются:

  • • оценки других;
  • • референтная группа;
  • • актуальное сравнение с другими;
  • • сравнение реального и идеального «Я»;
  • • намерение результатов своей деятельности (объективное или объективированное, поскольку такой способ наименее подвержен искажению субъективными оценками или представлениями) К

«Я-концепция» дает основу для понимания наличных состояний и ориентиров возможных направлений поведения актора, но не затрагивает непосредственно конкретного механизма регуляции поведения.

  • [1] Самостоятельное выявление некоторых индивидуальных характеристик, значимых для управления, возможно с помощью тестов (см. приложения 1—5).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой