Статистическое изучение качества продукции и качества работы
Несоответствие качества продукции определенным стандартам выявляется непосредственно в процессе производства. Поэтому важен контроль качества технологических процессов. Выход за пределы допустимого диапазона контрольных параметров может привести к выпуску бракованной продукции. Отклонения параметров происходят под воздействием случайных факторов. Для контроля качества технологических процессов… Читать ещё >
Статистическое изучение качества продукции и качества работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Многообразие видов деятельности (планирование, маркетинговые исследования, работа с поставщиками, анализ и контроль процессов в организации и др.) приводит к необходимости применения различных характеристик и показателей качества. Их выбор связан с особенностями организации, технологий производства, свойств и назначения продуктов и услуг.
Количественная характеристика качества может отражать одно или несколько свойств продукции и учитывать условия ее создания, эксплуатации или потребления. Показатели качества могут отражать массу, размер, процентное содержание вещества, трудоемкость изготовления, безотказность в работе и др.
Основные свойства продукции, ее функции, область применения отражают показатели назначения.
В зависимости от характеризуемых параметров (свойств) различают единичные и комплексные показатели качества.
Большое значение для комплексной оценки качества сложной продукции имеет выбор эталона качества. Для получения комплексной оценки один экземпляр продукции выбирается за эталон. Качество остальных экземпляров выражается в единицах эталонного качества.
Качество продукции может быть представлено в натуральных и стоимостных единицах измерения.
Если качество изделия может быть оценено потребителем только по одному параметру, то проблема состоит в выборе этого параметра.
Качество многих видов продукции может оцениваться надежностью. К наиболее распространенным показателям надежности относятся:
- • исправность — состояние изделия, при котором оно в данный момент времени соответствует всем требованиям, установленным как в отношении основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций, так и второстепенных параметров, характеризующих удобства эксплуатации, внешний вид и т. п.;
- • неисправность — состояние изделия, при котором оно в данный момент времени не соответствует хотя бы одному из требований, характеризующих нормальное выполнение заданных функций;
- • работоспособность — состояние изделия, при котором оно в данный момент времени соответствует всем требованиям, установленным в отношении ключевых параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций;
- • отказ — событие, заключающееся в полной или частичной утрате изделием его работоспособности;
- • полный отказ — отказ, до устранения которого использование изделия по назначению становится невозможным;
- • частичный отказ — отказ, до устранения которого остается возможность частичного использования изделия;
- • безотказность — свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени;
- • долговечность — свойство изделия сохранять работоспособность (с возможными перерывами для технического обслуживания и ремонта) до разрушения или другого предельного состояния. Предельное состояние может устанавливаться по изменениям параметров, условиям безопасности и т. п.;
- • ремонтопригодность — свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к проведению операций технического обслуживания и ремонта, т. е. к предупреждению, обнаружению и устранению неисправностей и отказов;
- • надежность (в широком смысле) — свойство изделия, обусловленное безотказностью, долговечностью и ремонтопригодностью самого изделия и его частей и обеспечивающее сохранение эксплуатационных показателей изделия в заданных условиях;
- • восстанавливаемость — свойство изделия восстанавливать начальные значения параметров в результате устранения отказов и неисправностей, а также восстанавливать технический ресурс в результате проведения ремонтов;
- • сохраняемость — свойство изделия сохранять исправность и надежность в определенных условиях транспортировки.
При обработке информации применяется величина, обратная частости отказов — среднее время между отказами.
В связи с высокими темпами современного научно-технического прогресса важно выбрать оптимальный момент для перехода от научных исследований и подготовительных работ к производству продукции. В условиях конкуренции удачно выбранное время запуска продукции в производство — важный фактор, действующий в двух направлениях: «слишком ранний» запуск продукции в производство может привести к таким же отрицательным последствия, как и «слишком поздний».
Причинами изготовления ненадежной продукции могут быть:
- • отсутствие регулярной проверки соответствия стандартам;
- • ошибки в применении материалов и неправильный контроль материалов в ходе производства;
- • неправильный учет и отчетность по контролю, включая информацию об усовершенствовании технологии;
- • не отвечающие стандартам схемы выборочного контроля;
- • отсутствие испытаний материалов на их соответствие;
- • невыполнение стандартов по приемочным испытаниям;
- • отсутствие инструктивных материалов и указаний по проведению контроля;
• нерегулярное использование отчетов по контролю для усовершенствования технологического процесса.
Наибольшее распространение в исследованиях надежности получил показатель интенсивность отказов
где п — число выбывших из строя изделий; N — общее число изделий; t — среднее время испытаний.
Среднее время испытаний определяется по формуле.
где п{ — число изделий в i-й испытательной группе (i = 1, 2,…, /); t{ — продолжительность испытаний данной группы.
В условиях рыночной экономики все большее значение приобретают эстетические показатели качества (внешний вид, форма и др.); эргономические показатели, учитывающие удобство эксплуатации; патентно-правовые показатели (патентная защита, патентная чистота и др.).
Для многих видов продукции сохраняют свое значение показатели сортности (высший, первый).
Качество изделий (услуг) может оцениваться, но нескольким параметрам с учетом требований потребителей.
Например, оценка качества обслуживания авиапассажиров может строиться с учетом того, что требования к качеству исходят из некоторых предпочтений (продолжительность полета, комфортность условий и т. д.). Тогда уровень качества может быть оценен по определенной шкале: «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо». В данном случае проблема состоит в получении количественной оценки качества.
В повышении качества важно выбрать поставщиков сырья, материалов, комплектующих деталей. Интегральная оценка поставщика включает: уровень качества поставляемой продукции; уровень организации поставок; степень лояльности поставщика; перспективность поставщика.
Интегральная оценка поставщика состоит из частных оценок, характеризующих качество поставляемой продукции, организацию поставок, лояльность и перспективность поставщика.
По результатам оценки каждый из поставщиков условно получает одну из четырех оценок: А — отличные; В — надежные; С — ненадежные; Д — неудовлетворительные.
Для обобщающей оценки качества поставщиков используется балльный метод.
В результате проверки качества продукции может быть обнаружен брак. Это означает, что продукция не соответствует ГОСТу, техническим условиям и другим требованиям, изложенным в документах аналогичного характера.
Брак различают по характеру (исправимый и неисправимый), местам появления (внутренний и внешний) и причинам (недостатки в организации производства и труда, нарушения технологической дисциплины по вине рабочих, недостаточная квалификация персонала, неисправность оборудования и др.).
Брак может быть обнаружен как на предприятии-нроизводителе продукции, так и потребителями. Брак, выявленный в процессе потребления продукции, называется рекламацией и свидетельствует о неудовлетворительном качестве продукции и работы.
Учет брака ведут по изделиям, отдельным операциям или видам работ в натуральном выражении или трудовом (нормо-часах) выражении; по себестоимости забракованной продукции. При производстве разнородной продукции общий размер брака определяется в трудовом или денежном выражении. Потери от брака оцениваются только в денежном выражении.
Для характеристики брака и потерь от брака рассчитывают следующие показатели:
- • абсолютный размер брака в денежном выражении (сумма затрат, связанных с производством окончательного брака и исправлением исправимого брака);
- • абсолютный размер потерь от брака (меньше абсолютного брака на суммы, взысканные с виновников брака, поставщиков некачественного сырья и материалов и др. и на суммы, вырученные от реализации бракованной продукции (сдача в лом, реализация по пониженным ценам и т. п.));
- • процент брака и процент потерь от брака (отношение соответствующих показателей к производственной себестоимости продукции).
Пример 17.1.
Рассмотрим пример расчета показателей брака и потерь от брака (табл. 17.1).
Таблица 17.1
Расчет показателей брака, ден. ед.
№. п/п. | Показатели. | Предыдущий год. | Отчетный год. |
| Себестоимость окончательного брака Расходы по исправлению брака. | 10 000 800. | 14 000 750. |
Абсолютный размер брака (стр. 1 + стр. 2). | 10 800. | 14 750. | |
| Стоимость брака по цене использования Суммы, удержанные с лиц-вииовииков брака Суммы, взысканные с поставщиков. |
| |
Абсолютный размер потерь от брака (стр. 3 + стр. 4 — стр. 5 — стр. 6). | 16 950. | ||
Произведенная продукция по производственной себестоимости. | 290 000. | 320 000. | |
Относительный размер брака (стр. 3/стр. 8) х 100%. | 3,7. | 4,6. | |
Относительный размер потерь от брака (стр. 7/стр. 8) х 100%. | 10,3. | 7,4. |
В нашем примере основной причиной брака служила поставка некачественного сырья или иных видов материальных ресурсов.
Относительный размер потерь от брака снизился на.
Можно рассчитать стоимость годной продукции, которая могла бы быть получена при отсутствии брака (Aq). Для этого следует фактический объем продукции в ценах предыдущего года (ДР$) умножить на долю окончательного брака в производственной себестоимости (</<sub>об).
Или.
Пусть для нашего примера q{P0 = 250 000 ден. ед.
Тогда
Обобщающими показателями качества продукции и качества работы могут быть:
- • доля сертифицированной продукции в объеме реализованной (отгруженной) продукции;
- • доля новой продукции в объеме реализованной (отгруженной) продукции.
Сводные характеристики уровня и динамики качества могут быть получены путем расчета индекса качества А. Я. Боярского:
где q)X — фактически выпущенное количество продукции у-го вида (/' = 1, 2,/); pj — цены, принятые в качестве фиксированных при оценке у-го вида продукции; ijk — индивидуальные индексы качества продукции у'-го вида (отношение фактического уровня качества к базисному, т. е. ijk = К^К^).
Для каждогоу-го вида продукции или работы могут быть использованы свои специфические показатели качества. Если индекс качества (Ik) разделить на индекс объема продукции (/г/), то получим динамику изменения объема продукции с учетом изменения ее качества (/^):
Пример 17.2.
Имеются следующие данные о выпуске трех изделий и их качестве. Определите индекс качества продукции (табл. 17.2).
Выпуск изделий.
Изделия 7-го вида. | Выпуск в ценах предыдущего периода. | Уровень качества. | кп | ||
PjtljO | pfijt | Кп | Ьк ~ К ;0. | ||
24,0. | 26,0. | 1,25. | |||
7,8. | 7,7. | 1,00. | 0,99. | 0,99. | |
48,2. | 55,8. | 403,6. | 400,0. | 0,99. | |
Итого. | 80,0. | 89,5. |
Качество первого изделия оценивалось через наработку на отказ (в часах); второго — с помощью коэффициента качества; третьего — через наработку на отказ.
В нашем примере индекс объема продукции.
Индекс качества продукции.
Индекс объема продукции с учетом изменения качества 1,118 • 1,111 = 1,242.
Следовательно, объем продукции вырос на 11,8%, уровень качества повысился на 11,1%, а объем продукции с учетом повышения уровня качества увеличился на 24,2%.
Обобщающие оценки системы менеджмента качества могут быть получены на основе анализа отклонений от намеченных целей, рейтинга руководителей.
Например, высшее руководство организации создло среду, способствующую развитию работников и их вовлечению в достижение результативности и эффективности системы менеджмента качества. Здесь можно говорить о достижении или не достижении цели (за что выставляется соответствующий балл). Иными словами, оцениваются положительные и отрицательные отклонения от намеченных целей и находится интегральная оценка качества.
Несоответствие качества продукции определенным стандартам выявляется непосредственно в процессе производства. Поэтому важен контроль качества технологических процессов. Выход за пределы допустимого диапазона контрольных параметров может привести к выпуску бракованной продукции. Отклонения параметров происходят под воздействием случайных факторов. Для контроля качества технологических процессов применяются статистические методы.
Система менеджмента качества не может быть эффективной и результативной без статистического обеспечения.