Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Статистическое изучение качества продукции и качества работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несоответствие качества продукции определенным стандартам выявляется непосредственно в процессе производства. Поэтому важен контроль качества технологических процессов. Выход за пределы допустимого диапазона контрольных параметров может привести к выпуску бракованной продукции. Отклонения параметров происходят под воздействием случайных факторов. Для контроля качества технологических процессов… Читать ещё >

Статистическое изучение качества продукции и качества работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многообразие видов деятельности (планирование, маркетинговые исследования, работа с поставщиками, анализ и контроль процессов в организации и др.) приводит к необходимости применения различных характеристик и показателей качества. Их выбор связан с особенностями организации, технологий производства, свойств и назначения продуктов и услуг.

Количественная характеристика качества может отражать одно или несколько свойств продукции и учитывать условия ее создания, эксплуатации или потребления. Показатели качества могут отражать массу, размер, процентное содержание вещества, трудоемкость изготовления, безотказность в работе и др.

Основные свойства продукции, ее функции, область применения отражают показатели назначения.

В зависимости от характеризуемых параметров (свойств) различают единичные и комплексные показатели качества.

Большое значение для комплексной оценки качества сложной продукции имеет выбор эталона качества. Для получения комплексной оценки один экземпляр продукции выбирается за эталон. Качество остальных экземпляров выражается в единицах эталонного качества.

Качество продукции может быть представлено в натуральных и стоимостных единицах измерения.

Если качество изделия может быть оценено потребителем только по одному параметру, то проблема состоит в выборе этого параметра.

Качество многих видов продукции может оцениваться надежностью. К наиболее распространенным показателям надежности относятся:

  • исправность — состояние изделия, при котором оно в данный момент времени соответствует всем требованиям, установленным как в отношении основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций, так и второстепенных параметров, характеризующих удобства эксплуатации, внешний вид и т. п.;
  • неисправность — состояние изделия, при котором оно в данный момент времени не соответствует хотя бы одному из требований, характеризующих нормальное выполнение заданных функций;
  • работоспособность — состояние изделия, при котором оно в данный момент времени соответствует всем требованиям, установленным в отношении ключевых параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций;
  • отказ — событие, заключающееся в полной или частичной утрате изделием его работоспособности;
  • полный отказ — отказ, до устранения которого использование изделия по назначению становится невозможным;
  • частичный отказ — отказ, до устранения которого остается возможность частичного использования изделия;
  • безотказность — свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени;
  • долговечность — свойство изделия сохранять работоспособность (с возможными перерывами для технического обслуживания и ремонта) до разрушения или другого предельного состояния. Предельное состояние может устанавливаться по изменениям параметров, условиям безопасности и т. п.;
  • ремонтопригодность — свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к проведению операций технического обслуживания и ремонта, т. е. к предупреждению, обнаружению и устранению неисправностей и отказов;
  • надежность (в широком смысле) — свойство изделия, обусловленное безотказностью, долговечностью и ремонтопригодностью самого изделия и его частей и обеспечивающее сохранение эксплуатационных показателей изделия в заданных условиях;
  • восстанавливаемость — свойство изделия восстанавливать начальные значения параметров в результате устранения отказов и неисправностей, а также восстанавливать технический ресурс в результате проведения ремонтов;
  • сохраняемость — свойство изделия сохранять исправность и надежность в определенных условиях транспортировки.
Для прогнозирования возможности отказов в будущем необходимо иметь данные о частоте отказов за время использования оборудования.

При обработке информации применяется величина, обратная частости отказов — среднее время между отказами.

В связи с высокими темпами современного научно-технического прогресса важно выбрать оптимальный момент для перехода от научных исследований и подготовительных работ к производству продукции. В условиях конкуренции удачно выбранное время запуска продукции в производство — важный фактор, действующий в двух направлениях: «слишком ранний» запуск продукции в производство может привести к таким же отрицательным последствия, как и «слишком поздний».

Причинами изготовления ненадежной продукции могут быть:

  • • отсутствие регулярной проверки соответствия стандартам;
  • • ошибки в применении материалов и неправильный контроль материалов в ходе производства;
  • • неправильный учет и отчетность по контролю, включая информацию об усовершенствовании технологии;
  • • не отвечающие стандартам схемы выборочного контроля;
  • • отсутствие испытаний материалов на их соответствие;
  • • невыполнение стандартов по приемочным испытаниям;
  • • отсутствие инструктивных материалов и указаний по проведению контроля;

• нерегулярное использование отчетов по контролю для усовершенствования технологического процесса.

Наибольшее распространение в исследованиях надежности получил показатель интенсивность отказов

Статистическое изучение качества продукции и качества работы.

где п — число выбывших из строя изделий; N — общее число изделий; t — среднее время испытаний.

Среднее время испытаний определяется по формуле.

Статистическое изучение качества продукции и качества работы.

где п{ — число изделий в i-й испытательной группе (i = 1, 2,…, /); t{ — продолжительность испытаний данной группы.

В условиях рыночной экономики все большее значение приобретают эстетические показатели качества (внешний вид, форма и др.); эргономические показатели, учитывающие удобство эксплуатации; патентно-правовые показатели (патентная защита, патентная чистота и др.).

Для многих видов продукции сохраняют свое значение показатели сортности (высший, первый).

Качество изделий (услуг) может оцениваться, но нескольким параметрам с учетом требований потребителей.

Например, оценка качества обслуживания авиапассажиров может строиться с учетом того, что требования к качеству исходят из некоторых предпочтений (продолжительность полета, комфортность условий и т. д.). Тогда уровень качества может быть оценен по определенной шкале: «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо». В данном случае проблема состоит в получении количественной оценки качества.

В повышении качества важно выбрать поставщиков сырья, материалов, комплектующих деталей. Интегральная оценка поставщика включает: уровень качества поставляемой продукции; уровень организации поставок; степень лояльности поставщика; перспективность поставщика.

Интегральная оценка поставщика состоит из частных оценок, характеризующих качество поставляемой продукции, организацию поставок, лояльность и перспективность поставщика.

По результатам оценки каждый из поставщиков условно получает одну из четырех оценок: А — отличные; В — надежные; С — ненадежные; Д — неудовлетворительные.

Для обобщающей оценки качества поставщиков используется балльный метод.

В результате проверки качества продукции может быть обнаружен брак. Это означает, что продукция не соответствует ГОСТу, техническим условиям и другим требованиям, изложенным в документах аналогичного характера.

Брак различают по характеру (исправимый и неисправимый), местам появления (внутренний и внешний) и причинам (недостатки в организации производства и труда, нарушения технологической дисциплины по вине рабочих, недостаточная квалификация персонала, неисправность оборудования и др.).

Брак может быть обнаружен как на предприятии-нроизводителе продукции, так и потребителями. Брак, выявленный в процессе потребления продукции, называется рекламацией и свидетельствует о неудовлетворительном качестве продукции и работы.

Учет брака ведут по изделиям, отдельным операциям или видам работ в натуральном выражении или трудовом (нормо-часах) выражении; по себестоимости забракованной продукции. При производстве разнородной продукции общий размер брака определяется в трудовом или денежном выражении. Потери от брака оцениваются только в денежном выражении.

Для характеристики брака и потерь от брака рассчитывают следующие показатели:

  • • абсолютный размер брака в денежном выражении (сумма затрат, связанных с производством окончательного брака и исправлением исправимого брака);
  • • абсолютный размер потерь от брака (меньше абсолютного брака на суммы, взысканные с виновников брака, поставщиков некачественного сырья и материалов и др. и на суммы, вырученные от реализации бракованной продукции (сдача в лом, реализация по пониженным ценам и т. п.));
  • • процент брака и процент потерь от брака (отношение соответствующих показателей к производственной себестоимости продукции).

Пример 17.1.

Рассмотрим пример расчета показателей брака и потерь от брака (табл. 17.1).

Таблица 17.1

Расчет показателей брака, ден. ед.

№.

п/п.

Показатели.

Предыдущий год.

Отчетный год.

  • 1
  • 2

Себестоимость окончательного брака Расходы по исправлению брака.

10 000 800.

14 000 750.

Абсолютный размер брака (стр. 1 + стр. 2).

10 800.

14 750.

  • 4
  • 5
  • 6

Стоимость брака по цене использования Суммы, удержанные с лиц-вииовииков брака Суммы, взысканные с поставщиков.

  • 3500
  • 500
  • 800

Абсолютный размер потерь от брака (стр. 3 + стр. 4 — стр. 5 — стр. 6).

16 950.

Произведенная продукция по производственной себестоимости.

290 000.

320 000.

Относительный размер брака (стр. 3/стр. 8) х 100%.

3,7.

4,6.

Относительный размер потерь от брака (стр. 7/стр. 8) х 100%.

10,3.

7,4.

В нашем примере основной причиной брака служила поставка некачественного сырья или иных видов материальных ресурсов.

Относительный размер потерь от брака снизился на.

Статистическое изучение качества продукции и качества работы.

Можно рассчитать стоимость годной продукции, которая могла бы быть получена при отсутствии брака (Aq). Для этого следует фактический объем продукции в ценах предыдущего года (ДР$) умножить на долю окончательного брака в производственной себестоимости (</<sub>об).

Или.

Статистическое изучение качества продукции и качества работы.

Пусть для нашего примера q{P0 = 250 000 ден. ед.

Тогда Статистическое изучение качества продукции и качества работы.

Обобщающими показателями качества продукции и качества работы могут быть:

  • • доля сертифицированной продукции в объеме реализованной (отгруженной) продукции;
  • • доля новой продукции в объеме реализованной (отгруженной) продукции.

Сводные характеристики уровня и динамики качества могут быть получены путем расчета индекса качества А. Я. Боярского:

Статистическое изучение качества продукции и качества работы.

где q)X — фактически выпущенное количество продукции у-го вида (/' = 1, 2,/); pj — цены, принятые в качестве фиксированных при оценке у-го вида продукции; ijk — индивидуальные индексы качества продукции у'-го вида (отношение фактического уровня качества к базисному, т. е. ijk = К^К^).

Для каждогоу-го вида продукции или работы могут быть использованы свои специфические показатели качества. Если индекс качества (Ik) разделить на индекс объема продукции (/г/), то получим динамику изменения объема продукции с учетом изменения ее качества (/^): Статистическое изучение качества продукции и качества работы.

Пример 17.2.

Имеются следующие данные о выпуске трех изделий и их качестве. Определите индекс качества продукции (табл. 17.2).

Выпуск изделий.

Изделия 7-го вида.

Выпуск в ценах предыдущего периода.

Уровень качества.

кп

PjtljO

pfijt

Кп

Ьк ~ К

;0.

24,0.

26,0.

1,25.

7,8.

7,7.

1,00.

0,99.

0,99.

48,2.

55,8.

403,6.

400,0.

0,99.

Итого.

80,0.

89,5.

Качество первого изделия оценивалось через наработку на отказ (в часах); второго — с помощью коэффициента качества; третьего — через наработку на отказ.

В нашем примере индекс объема продукции.

Статистическое изучение качества продукции и качества работы.

Индекс качества продукции.

Статистическое изучение качества продукции и качества работы.

Индекс объема продукции с учетом изменения качества 1,118 • 1,111 = 1,242.

Следовательно, объем продукции вырос на 11,8%, уровень качества повысился на 11,1%, а объем продукции с учетом повышения уровня качества увеличился на 24,2%.

Обобщающие оценки системы менеджмента качества могут быть получены на основе анализа отклонений от намеченных целей, рейтинга руководителей.

Например, высшее руководство организации создло среду, способствующую развитию работников и их вовлечению в достижение результативности и эффективности системы менеджмента качества. Здесь можно говорить о достижении или не достижении цели (за что выставляется соответствующий балл). Иными словами, оцениваются положительные и отрицательные отклонения от намеченных целей и находится интегральная оценка качества.

Несоответствие качества продукции определенным стандартам выявляется непосредственно в процессе производства. Поэтому важен контроль качества технологических процессов. Выход за пределы допустимого диапазона контрольных параметров может привести к выпуску бракованной продукции. Отклонения параметров происходят под воздействием случайных факторов. Для контроля качества технологических процессов применяются статистические методы.

Система менеджмента качества не может быть эффективной и результативной без статистического обеспечения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой