Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды записи текстов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выписки — это запись отдельных, наиболее важных положений текста. Используется, когда необходимо выбрать из литературных источников наиболее существенную информацию по конкретному вопросу. Особенно удобны, когда требуется собрать и сопоставить материал из нескольких источников. Выписки используются при подготовке к семинарским занятиям, экзаменам, зачетам, при написании курсовых, выпускных… Читать ещё >

Виды записи текстов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для того чтобы лучше понимать и запоминать прочитанное, используются различные виды записи. Каждый из них имеет определенные цели и соответствующие им особенности.

Выписки — это запись отдельных, наиболее важных положений текста. Используется, когда необходимо выбрать из литературных источников наиболее существенную информацию по конкретному вопросу. Особенно удобны, когда требуется собрать и сопоставить материал из нескольких источников. Выписки используются при подготовке к семинарским занятиям, экзаменам, зачетам, при написании курсовых, выпускных квалификационных, контрольных работ, рефератов. При подготовке к семинарам, экзаменам, зачетам выписки выполняются отдельно к каждому вопросу. Выписки выполняются на отдельных листках, карточках или в компьютерных базах данных, чтобы затем можно было отобрать и скомпоновать материал по каждому конкретному вопросу. На листке или карточке следует полностью указать выходные данные источника, с которого Вы делаете выписки, страницу, с которой Вы их делаете, и вопрос, к которому относится выписка. Выписки можно оформлять в форме цитат или свободного изложения.

Тезисы — это основные положения статьи или книги, сформулированные читателем. В тезисы включаются принципиально важные, ключевые положения, обобщающие и раскрывающие содержание изучаемого источника. При составлении тезисов основные положения книги или статьи кратко записываются строго в том порядке, в каком они изложены. Каждый тезис начинается с новой строки и нумеруется. Тезисы могут быть простыми (очень сжато формулируются основные положения) и сложными (приводятся аргументы в доказательство тезисов). Тезисы могут быть выполнены в форме цитат или свободного изложения. Тезисы чаще всего используются при подготовке к семинарским занятиям и выполняются по заданию преподавателя.

Рецензия. В переводе с латинского рецензия означает краткий разбор и оценку художественного или научного произведения (статьи, монографии). Разбор предмета рецензии должен быть полным и всесторонним, а оценка — объективной. Для этого предмет рецензии тщательно изучается, анализируется, сопоставляется с аналогичными или подобными предметами того же ряда. Выводы и оценка должны быть аргументированными.

Аннотация представляет собой краткое описание содержания произведения и рекомендации. Главная задача при написании аннотации — убедить читателя прочитать книгу или статью.

Реферат — это краткое изложение в письменном виде, или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по определенной теме. В отличие от рецензии здесь не требуется разбора и оценки. Реферат представляет собой сокращенное отображение реферируемого произведения. Главным его достоинством является по возможности точное воспроизведение предмета реферирования. Если же при подготовке реферата автор хочет выразить свои мысли, то он должен с помощью тех или иных приемов (например, путем заключения в скобки указания своих инициалов) отличить их от содержания реферируемого произведения. Текст реферата пишется по плану, согласованному с преподавателем. Если задачей реферата является обзор литературы по определенной теме, необходимо использовать не менее трех источников. Объем реферата — 5−25 машинописных страниц. Структура реферата включает следующие разделы: вступление, основную часть, заключение, библиографию. Во вступлении необходимо обосновать выбор и актуальность темы реферата. Его объем — 1 страница. Основная часть представляет собой обзор литературы и может включать несколько разделов. Ее объем — 10−15 страниц. В заключении формулируются основные выводы по реферату, авторская позиция. Его объем — 1 страница. К реферату оформляются также титульный лист и план.

Алгоритм написания реферата следующий:

  • 1. Выбрать тему.
  • 2. Подобрать литературу.
  • 3. Составить план (желательно подробный).
  • 4. На основе плана написать тезисы.
  • 5. Дополнить тезисы фактическим материалом, объяснениями, комментариями, схемами, рисунками.
  • 6. Выделить общее и различное в подходах разных авторов к исследуемой проблеме.
  • 7. Сформулировать свою точку зрения, подкрепив ее необходимыми аргументами.

При оценке реферата учитываются:

  • — актуальность темы;
  • — соответствие содержания теме;
  • — глубина проработки материала;
  • — правильность и полнота использования источников;
  • — соответствие оформления требованиям стандартов;
  • — умение четко высказать суть реферируемого произведения;
  • — способность понять заданные по содержанию реферата вопросы и сформулировать точные ответы.

Конспект — это краткое изложение материала в виде обзора прочитанного или услышанного (лекции, речи, доклада). Конспектирование — это такая обработка материала, которая приводит к его сокращению без существенных смысловых потерь. Сокращение происходит разными способами. Это может быть как отбрасывание слов, содержащих второстепенную информацию, так и перевод текста на свой язык, его переформулирование с попутным сокращением.

Конспектирование включает несколько этапов:

  • • отбор из предлагаемой информации самой существенной;
  • • перевод отобранной информации на свой язык с попутным сокращением;
  • • запись этого сокращенного, «сжатого» текста.

При творческой работе над конспектом происходит «уяснение вопросов самому себе». Конспектирование воспитывает критическое отношение к прочитанному (услышанному), развивает память, внимание, помогает выработать свой стиль изложения. При конспектировании материал лучше усваивается и приводится в стройную систему. Качество конспекта определяется не количеством исписанных страниц, а умением выделить и зафиксировать для себя то основное, что хотел сказать автор. Конспектировать необходимо рационально. Зачастую студент воспринимает лекцию как диктант и стремится зафиксировать каждое слово лектора. Такой подход крайне нерационален и отнимает много времени: запись производится механически, содержание не осмысливается, и дома необходимо дополнительное время на его осмысление. При рациональном конспектировании студент прослушивает/прочитывает отдельный отрезок информации (высказывание лектора, абзац книги или статьи), выделяет главное и излагает его своими словами.

Выделяют следующие виды конспектов:

Плановый (план-конспект) — при его создании вначале пишется план. Далее, по мере надобности, на отдельные пункты плана «наращивается» текст. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст. При этом некоторые пункты плана могут не нуждаться в более подробном освещении, и тогда они останутся без пояснений. Такой конспект, как правило, используется при подготовке к какому-либо устному сообщению. Он помогает понять изучаемый текст и лучше его запомнить. Однако, если пройдет небольшой срок, восстановить содержание материала по такому конспекту может быть довольно трудно.

Текстуальный — представляет собой монтаж цитат.

Тематический — является кратким изложением одной темы, раскрытой по нескольким источникам. Он может быть связным и расчлененным на пункты плана, кратким и подробным. Кроме того, в нем могут содержаться цитаты и схемы.

Свободный — включает в себя и собственные формулировки, и цитаты. В нем могут быть связные переходы или отсутствовать. Такой конспект является наиболее полезным, так как необходимость что-либо сформулировать самому всегда требует более глубокого проникновения в читаемый текст и способствует его запоминанию.

Тезисный — записываются план лекции (статьи) и тезисы;

Расширенный — записываются план, тезисы, доказательства (факты, примеры), выписки наиболее интересных отрывков.

Схематический - конспект выполняется исключительно с помощью схем.

Смешанный — лист делится на две части: на одной записываются тезисы, на другой — схемы (их можно выполнить дома).

Конспект в форме карты памяти - методика его выполнения разработана Т. Бьюзеном. Конспект выполняется на горизонтально расположенном листе по следующему алгоритму:

  • 1. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название изучаемой главы в книге).
  • 2. При помощи разноцветных ручек из главной идеи выводятся линии (ветви), каждая из которых отводится определенному рассматриваемому моменту основной темы.
  • 3. Каждая ветвь подписывается. Для того, чтобы назвать ветвь подберите определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви.
  • 4. На крупных ветвях помещайте более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбирайте наиболее подходящие ключевые слова. Вы можете детализировать свой конспект настолько, насколько считаете нужным. Для этого вам нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Ключевые слова пишите печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирайте в соответствии с важностью данного ключевого слова.
  • 5. Карта дополняется различными рисунками и собственными символами.
  • 6. Стрелочками показываются связи между различными идеями.

Пример конспекта в форме карты памяти приведен на рис. 5.

При конспектировании необходимо соблюдать следующие правила:

  • 1. В верхней части листа следует указывать тему лекции, дату, фамилию лектора (или выходные данные конспектируемой статьи, книги). Обязательно необходимо составить и записать план лекции/статьи.
  • 2. Не записывайте все, что говорит лектор: старайтесь в первую очередь слушать, а потом уже писать и рисовать. Прослушайте все предложение, выделите главное и запишите. Если Вы конспектируете статью, не начинайте сразу писать. Пробежите ее всю глазами, затем прочитайте весь первый абзац, выделите главное и запишите.
  • 3. Конспект должен быть кратким, но при этом обязательно содержать как основные положения и выводы, так и доказательства и примеры. Иначе при обращении к конспекту даже через короткое время будет затруднительно понять записанное.
  • 4. Конспект пишется своими словами (исключение составляют цитаты). Главная Ваша задача — сделать материал понятным для себя.
  • 5. Материал в конспекте излагается системно, в логической последовательности. Для этого основные положения могут подчеркиваться, выделяться другим шрифтом или цветом. Систематизировать материал помогают рисунки, схемы, таблицы.
  • 6. В конспекте обязательно должны быть поля (желательно достаточно широкие). На полях Вы можете:
    • — словами или знаками делать пометки, например: ! — важно;? — спорно; :) — противоречиво; !! — очень понравилось; - это не важно (не нужно) и др.;
    • — записывать возникающие вопросы;
    • — отражать свою точку зрения;
    • — выписывать основные термины.
  • 7. В конспекте нужно использовать условные знаки и сокращения. Приведем некоторые наиболее распространенные:

Увеличение оо бесконечно.

1 Уменьшение е принадлежит.

| больше, увеличивается ^ не принадлежит.

j — меньше, уменьшается || параллельно.

® обусловливает, приводит к рис. рисунок отрицание (не), ss система отрицательный.

+ положительный |/ психология, психологический е, Z все, сумма.

~ приблизительно.

— приблизительно равно Кроме того, постоянно встречающиеся в конспекте термины нужно обозначать первой заглавной буквой. Например, лекция посвящена дидактике — этот термин во всем конспекте обозначается Д.

Нужно разрабатывать свою систему сокращений для каждой дисциплины. Например, для педагогики это могут быть:

O. — обучение.

В. — воспитание.

P. — развитие.

ЗУНы — знания, умения, навыки.

ОП — образовательный процесс.

  • 8. В конспекте нужно использовать схемы. Например, если дается сравнительная характеристика каких-либо процессов, явлений, лучше записать ее в таблице. Если классификация — используйте стрелочки (блоксхему).
  • 9. При составлении конспекта удобно пользоваться ручками разных цветов. Так, при записи определения какого-либо понятия, Вы можете подчеркнуть понятие и ключевые слова его определения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой