Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие восприятия музыки XX века у младших школьников на предмете «Слушание музыки» в учреждениях дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Одним из главных методологических принципов, сформулированных в «Концепции художественного образования в Российской Федерации», является мультикультурный подход к освоению детьми содержания художественного образования. Реализация данного принципа связана с необходимостью приобщения детей и юношества к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ XX ВЕКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Восприятие музыки как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Характеристика направлений академической музыки XX века
    • 1. 3. Исторический анализ становления предмета
  • Слушания музыки" в детских музыкальных школах
    • 1. 4. Анализ современных программ по музыкальному воспитанию в детских дошкольных учреждениях, детских музыкальных школах и детских школах искусств
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ XX ВЕКА У ДЕТЕЙ НА ПРЕДМЕТЕ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»
    • 2. 1. Организация и проведение констатирующего этапа опытно-поисковой работы
    • 2. 2. Методика развития восприятия музыки XX века у младших школьников на предмете «Слушание музыки»
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-поисковой работы

Развитие восприятия музыки XX века у младших школьников на предмете «Слушание музыки» в учреждениях дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одним из главных методологических принципов, сформулированных в «Концепции художественного образования в Российской Федерации», является мультикультурный подход к освоению детьми содержания художественного образования. Реализация данного принципа связана с необходимостью приобщения детей и юношества к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства, что дает им возможность целостного представления о художественной культуре своего времени.

В профессиональном художественном образовании данный подход реализуется в полной мере через систему дисциплин, раскрывающих студентам особенности разных стилей, направлений, жанров и техник в различных видах современного искусства.

В системе общего и дополнительного художественного, в том числе и музыкального образования, реализация мультикультурного подхода осуществляется пока недостаточно. Педагоги детских школ искусств, детских музыкальных школ, как правило, уделяют мало внимания ознакомлению детей с произведениями искусства XX века, поэтому в их культурном развитии имеются значительные пробелы.

На необходимость введения в процесс музыкального образования детей наряду с классическими примерами музыкального искусства примеров современной музыки указывали многие авторы. Так, еще в начале XX века Б. Л. Яворский утверждал, что следует пропагандировать среди юных слушателей музыкальное творчество современных композиторов и что это творчество является результатом отображения в музыке новых течений, «прокладывающих пути музыкального искусства вперед». Тогда же Б. В. Асафьев, организовавший серию публичных концертов «Новая музыка», выпустил ряд статей с аналогичным названием, в которых обосновывалась необходимость широкой пропаганды сочинений современных западных и отечественных композиторов.

Идеи Б. Л. Яворского и Б. В. Асафьева развивал в своих педагогических работах Д. Б. Кабалевский. Он считал, что учитель музыки должен ввести учащихся в мир музыкального искусства разных направлений, в том числе и тех, которые связаны с музыкой XX века.

В 50−70-х годах XX века проблеме восприятия современной музыки детьми разного возраста уделялось внимание на конференциях ИСМЕ. В эти же годы появились работы разных авторов (А. Аронов, Б. Баркаускас, В. Гаврилин, М. Гольдштейн и др.), которые раскрывали отдельные подходы, связанные с введением современной музыки в процесс музыкального образования детей. Вопросы подготовки учащихся разных возрастных групп к восприятию современной музыки или музыки XX века освещались в работах композиторов, музыкантов-теоретиков, педагогов-практиков (JI.A. Баренбойм, В. Блок, Д. Дараган, К. Дьянкевич, А. Герман, В. Зак, Я. Карак, Н. Корыхалова, Н. Михайловская, М. Ройтерштейн, М. Ясногородская и др.). Они также рассматривались в диссертационных исследованиях Э. И. Бальчитиса, И. А. Знаменской, Э. В. Козловой, M.JI. Корсунской, С. Д. Кулиева, Т. М. Рабиной, В. Ф. Судакова и др. Авторы этих диссертационных исследований обосновывают методы приобщения учащихся к современной музыке XX века, которыми являются сравнение современной музыки с музыкой прошлого, наблюдение за развитием музыкального произведения, творческие задания, постепенное «погружение» в современную музыку, накопление слухового тезауруса современного музыкального языка, свободная дискуссия (вербальный ри-лизинг) о современной музыке, свободное ассоциирование.

Однако апробация всех выявленных методов проходила в общеобразовательных школах. Аналогичные исследования применительно к учреждениям дополнительного образования, где знакомство учащихся с сокровищами музыкального искусства осуществлялось бы в рамках предметов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература», нами не были выявлены.

Изучение содержания программ «Слушание музыки» в детских музыкальных школах и детских школах искусств, а также в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, где данный предмет изучается по программе вышеуказанных учреждений дополнительного образования, показало следующее:

— авторы программ указывают на необходимость освоения детьми образцов музыкальной культуры разных эпох, стилей и направлений, но примеры произведений музыки XX века в таких программах являются исключением;

— в большинстве изученных нами программ встречаются примеры произведений только лишь двух авторов: С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича;

— программы по предмету «Слушание музыки» в детских музыкальных школах, детских школах искусств в основном включают музыкальные произведения, базирующиеся на «интонационном словаре» (Б.В. Асафьев) музыки XVIII—XIX вв.

В последнее время рядом авторов изданы работы, посвященные проблеме освоения учащимися детских музыкальных школ произведений Э. В. Денисова, С. А. Губайдулиной, С. М. Слонимского, Р. К. Щедрина, А. Г. Шнитке и др. (О.Е. Шелудякова, Т. В. Кобелева, В. В. Кузнецова, И.Н. Шолкина), но и в этих работах не ставится задача разработать методику развития восприятия музыки XX века у младших школьников в системе дополнительного музыкального образования на предмете «Слушание музыки».

Таким образом, возникают противоречия:

— между необходимостью реализации мультикультурного подхода к содержанию музыкального образования детей, декларируемого в «Концепции художественного образования в Российской Федерации», и недостаточностью реализации этого подхода в системе учреждений дополнительного образования;

—. между обоснованной педагогами-практиками, музыкантами-теоретиками, исследователями и композиторами необходимостью введения музыки XX века в процесс музыкального образования детей дошкольного и младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью теоретических и методических положений для этого введения;

— между разработанностью методов, приемов и методических систем развития восприятия музыки XX века у учащихся общеобразовательных школ на уроках музыки и отсутствием методик развития восприятия у младших школьников в системе учреждений дополнительного образования.

Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования, суть которой заключается в выявлении принципов, этапов, методов развития восприятия музыки XX века у учащихся младшего школьного возраста в детских музыкальных школах, детских школах искусств и в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему диссертационного исследования: «Развитие восприятия музыки XX века у младших школьников на предмете „Слушание музыки“ в учреждениях дополнительного образования».

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка опытно-поисковым путем методики развития восприятия музыки XX века у младших школьников на предмете «Слушание музыки» в детских музыкальных школах, детских школах искусств и в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

Объект исследования: процесс музыкального воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования и в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

Предмет исследования: методика развития восприятия музыки XX века у младших школьников на предмете «Слушание музыки» в детских музыкальных школах, детских школах искусств и в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

Гипотеза исследования. Развитие восприятия у детей младшего школьного возраста музыки XX века на предмете «Слушание музыки» будет проходить успешно, если:

— постепенно реализовать расширение их «интонационного словаря» за счет введения для восприятия произведений музыки XX века, включающих близкие для детей элементы народного музыкального творчества;

— расширение «интонационного словаря» детей будет осуществляться в последовательности: восприятие музыкальных произведений народного и композиторского творчества, включающих элементы фольклоравосприятие музыкальных произведений, основанных на современных направлениях и техниках композиторского письма;

— активно вовлекать в данный процесс родителей, благодаря совместному с детьми домашнему музицированию, слушанию музыки и созданию творческих продуктов по музыкальным произведениям композиторов XX века.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Осуществить анализ психолого-педагогической, научно-педагогической, музыковедческой и методической литературы с целью уточнения понятия «восприятие музыки младшими школьниками».

2. Выявить основные принципы методики развития восприятия музыки XX века.

3. Определить этапы реализации методики развития восприятия музыки XX века у младших школьников, включающие методы, соответствующие каждому этапу, а также определенную последовательность работы с родителями.

4. В опытно-поисковой работе проверить эффективность разработанной методики на предмете «Слушание музыки» в детской музыкальной школе, детской школе искусств и в школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

Методологической основой исследования явились: положения о специфических особенностях восприятия музыки детьми дошкольного и младшего школьного возраста (Ю.Б. Алиев, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, К. В. Тарасова, Г. М. Цыпин др.) — идеи о необходимости представления детям примеров современного музыкального искусства (Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Б. Л. Яворский и др.) — положения отечественного и зарубежного музыкознания о специфике современного музыкального языка (Т.С. Бершадская, Д. В. Житомирский, Ц. Когоутек, А. А. Маклыгин, М. Рахманова, Ю. Н. Холопов, Л. Христиансен и др.) — положения об эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение детей дошкольного и младшего школьного возраста как ядра комплекса музыкальных способностей (Н.А. Ветлугина, О. П. Радынова, Б. М. Теплов и др.) — идеи о необходимости связи музыкальных и художественных впечатлений ребенка с его жизненным опытом (Н.А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, Г. С. Ригина, К. В. Тарасова, Л. В. Школяр, С.М. Шоломович) — положение о принципах при-родосообразности (Аристотель, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др.) и культуросообразности (А.В. Дистервег, Д. Локк, И. Г. Песталоцци, В. Т. Кудрявцев, В. И. Слободчиков и др.) в воспитании детейположение о полихудожественном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е.П. Кабкова, И. Н. Клюева, Т. Г. Пеня, Л. Г. Савенкова, Б. П. Юсов и др.) — положения о необходимости активного включения в процесс музыкального образования дошкольников и младших школьников их родителей (Н.А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, О. П. Радынова и др.).

В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические (обобщение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по исследуемой проблеме, элементный анализ, моделирование) — эмлирические (педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, опрос детей и родителей, творческие задания, опытно-поисковая работа).

База проведения опытно-поисковой работы — Муниципальное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей (далее МО-УК ДОД) «Детская музыкальная школа № 15», Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла (далее МОУ СОШ) г. Екатеринбурга, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» пос. Оршанка республики Марий Эл (далее МОУ ДОД). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 86 учащихся первых и подготовительных классов и 50 родителей учащихся учебных заведений.

Исследование проводилось с 2004 по 2008 год и включало три этапа.

На первом этапе (2004;2005 гг.) осуществлялось изучение и анализ литературных источников по проблеме диссертационного исследования, определялись цель, объект, предмет исследования, формулировалась гипотеза. Разрабатывалась методика развития восприятия музыки XX века у детей младшего школьного возраста на предмете «Слушание музыки» в детской музыкальной школе, детской школе искусств и в школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.

На втором этапе (2005;2007 гг.) разрабатывалась диагностика развитости восприятия детьми 6−7 лет музыки XX века, производилась апробация методики, ее внедрение, проводились констатирующий, формирующий, контрольный этапы развития восприятия музыки XX века у детей на предмете «Слушание музыки».

На третьем этапе (2007;2008 гг.) производилось обобщение полученных данных, формулировались выводы диссертационного исследования, осуществлялось оформление результатов опытно-поисковой работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определено, что для восприятия музыки детьми младшего школьного возраста характерны непосредственная эмоциональная реакция на знакомые с детства фольклорные интонации и опора на жизненный опыт, что дает возможность введения музыкальных произведений XX века, выполненных в направлении неофольклоризма, в занятия по «Слушанию музыки» в детской музыкальной школе и детской школе искусств.

2. Разработана методика развития восприятия музыки XX века, которая базируется на принципах природосообразности, культуросообразности, полихудожественности и включает четыре этапа: восприятие музыкальных произведений песенного народного творчества, восприятие композиторского творчества с элементами фольклора, восприятие музыкальных произведений, основанных на направлении неофольклоризма, восприятие музыкальных произведений, выполненных в технике сонористики.

3. Определены основные методы, соответствующие каждому этапу разработанной методики: первый этап — театрализация, игровые методы, наблюдение и рассуждение о музыкевторой этап — ретроспективы и перспективы, сравнение, творческие заданиятретий этап — сравнение, рассуждение о музыке, пластическое интонирование, творческие работычетвертый этап — наглядность с использованием произведений живописи, сравнение, когда музыкальные произведения сравнивались с живописными произведениями, творческие задания, художественного контекста.

Теоретическая значимость исследования заключается: в формулировке рабочего определения «восприятие музыки младшими школьниками» как процесса, который включает эмоциональный отклик на музыкальное произведение, сопоставление личностного опыта переживаний с переживаниями, возникшими от прослушивания музыки, и воссоздание на основе этого сопоставления образа музыкального произведения;

— в определении основных принципов построения методики развития восприятия музыки XX века у младших школьников: природосообразности, который предполагает воспитание ребенка сообразно его природе и возрастукультуросообразности, который предполагает приобщение ребенка к ценностям различных направлений культурыполихудожественности, который предполагает необходимость художественного воспитания детей на различных видах искусств с включением различных видов художественно-творческой деятельностив выявлении этапов становления предмета «Слушание музыки» в детской музыкальной школе и детской школе искусств как предмета, нацеленного на формирование у детей «интонационного словаря» музыки XVIII, XIX и XX веков, затем как предмета, нацеленного на формирование у детей музыкальной грамотности, и наконец как предмета, нацеленного на формирование у детей представлений об «интонационном словаре» музыки преимущественно XVIIIXIX века.

Практическая значимость исследования заключается в разработке критериев, показателей и уровней развития восприятия музыки XX века у младших школьниковразработке программы по предмету «Слушание музыки» для первого класса детских музыкальных школ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса (нотный музыкальный репертуар, аудиозаписи музыкальных произведений для домашнего слушания родителей и детей, репродукции произведений изобразительного искусства, методический материал для родителей).

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и материалы исследования апробированы в рамках международной (Екатеринбург), всероссийских конференций (Москва-Челябинск, Екатеринбург, Пермь), региональной научно-практической конференции с международным участием (Оренбург), на международном педагогическом форуме «Образование в период детства: традиции, перспективы, новации» (Екатеринбург), а также нашли отражение в журналах и сборниках научных статей (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Йошкар-Ола).

Внедрение результатов исследования обеспечивалось путем проведения занятий по предмету «Слушание музыки» в МОУК ДОД «Детская музыкальная школа № 15», МОУК ДОД «Детская музыкальная школа № 18», МОУК ДОД «Детская школа искусств № 2», МОУ СОШ № 32 с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла г. Екатеринбурга, МОУК ДОД «Детская школа искусств № 8» пос. Северка Свердловской области, МОУ ДОД «Детская школа искусств» пос. Оршанка республики Марий Эл.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования были обеспечены исходными теоретическими положениями, использованием достижений психолого-педагогических наук, применением системы теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, целям, задачам и предмету исследования, результатами опытно-поисковой работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие восприятия музыки XX века у младших школьников может происходить при использовании такого ее направления, как неофольклоризм, особенностью которого является опора на народные интонации, знакомые младшим школьникам с детства.

2. Восприятие музыки младшими школьниками является процессом, который включает эмоциональный отклик на музыкальное произведение, сопоставление личностного опыта переживаний с переживаниями, возникшими от прослушивания музыки, и воссоздание на основе этого сопоставления образа музыкального произведения.

3. Методика развития восприятия музыки XX века базируется на принципах природосообразности, культуросообразности, полихудожественностивключает этапы: восприятие музыкальных произведений песенного народного творчества, восприятие композиторского творчества с элементами фольклора, восприятие музыкальных произведений, основанных на направлении не-офольклоризма, восприятие музыкальных произведений, выполненных в технике сонористики, и использование методов, соответствующих содержанию каждого этапа.

4. Реализация разработанной методики происходит эффективно при участии не только педагога и детей, но и их родителей. Работа с родителями включает этапы, соответствующие содержанию этапов разработанной методики: подготовительныйметодический, включающий элементы любительского музицированиясовместного восприятия музыкальных произведенийпросветительскийсовместного творчества.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили в заключении сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической, научно-педагогической, методической и музыковедческой литературы позволил уточнить формулировку рабочего определения понятия «восприятие музыки младшими школьниками». Это процесс, который включает эмоциональный отклик на музыкальное произведение, сопоставление личностного опыта переживаний с переживаниями, возникшими от прослушивания музыки, и воссоздания на основе этого сопоставления образа музыкального произведения.

2. Методика развития восприятия музыки XX века базируется на принципах природосообразности, культуросообразности, полихудожественности и включает четыре этапа: восприятие музыкальных произведений народного творчества, восприятие композиторского творчества с элементами фольклора, восприятие музыкальных произведений, основанных на направлении неофольклоризма, восприятие музыкальных произведений, выполненных в технике сонористики.

3. Определены основные методы соответствующие каждому этапу разработанной методики: первый этап — театрализация, игровые методы, наблюдение и рассуждение о музыкевторой этап — ретроспективы и перспективы, сравнение, творческие заданиятретий этап — сравнение, рассуждение о музыке, пластическое интонирование, творческие работычетвертый этап — наглядность с использованием произведений живописи, сравнение, когда музыкальные произведения сравнивались с живописными произведениями, творческие задания, художественного контекста.

4. Основные этапы работы с родителями соответствовали основным этапам разработанной методики: подготовительныйметодический, включающий элементы любительского музицированиясовместного восприятия музыкальных произведенийпросветительскийсовместного творчества.

5. Сопоставление результатов диагностики уровня развития восприятия музыки XX века у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы дает основание утверждать об эффективности разработанной методики.

Исследование может быть продолжено в следующих направлениях: изучение возможности развития восприятия музыки XX века у детей при ознакомлении их с другими стилями, направлениями и техниками музыкального искусства XX векаопределение преемственных связей между содержанием методик, способствующих развитию восприятия музыки XX века в младших и старших классах учреждений дополнительного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. Б. Теория музыкального образования Текст.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. -М.: Академия, 2004. 336 с.
  2. , О.И. Русская музыка второй половины XX века Текст.: кн. для чтения / О. И. Аврьянова. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. — 139 с.
  3. , В. П. Диагностика музыкальных способностей детей Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Анисимов. -М.: ВЛАДОС, 2004. 128 с.
  4. , О. А. Из истории музыкального воспитания в советской школе Текст. / О. А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1974. Вып. 9. — С. 3919.1'
  5. , О. А. Методика музыкального воспитания в школе Текст. / О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  6. , Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании Текст. / Б. В. Асафьев. М.- Л.: Музыка, 1965. — 151 с.
  7. , Б. В. Избранные труды Текст.: в 5 т. / Б. В. Асафьев. -М.: Акад. Наук. СССР, 1957. Т. 5. — 386с.
  8. , Б. В. О музыке XX века Текст. / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1982. — 290 с.
  9. , Б. В. Речевая интонация Текст. / Б. В. Асафьев. М.- Л.: Музыка, 1965. — 136 с.
  10. , Э. И. Вопросы развития восприятия музыки у школьников (на материале современных музыкальных произведений) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. И. Бальчитис. М.: [б. и.], 1967. — 20 с.
  11. , Э.И. О восприятии инструментальных музыкальных произведений в младших классах средней школы Текст. / сост.О. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музгиз, 1966. -Вып.5. С. 11 — 17.
  12. , JI. А. О музыкальном воспитании в СССР Текст. / JI. А. Баренбойм // Музыкальное воспитание в СССР. М.: Советский композитор, 1978. — Вып. 1. — С. 5−57.
  13. , JT. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях Текст.: учеб. пособие для студ. муз. ф-тов педвузов / JI. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002. — 416 с.
  14. Бела Барток Текст.: сб. статей / сост. Е. И. Чигарев. М.: Музыка, 1977.-262 с.
  15. , В. К. Музыкальное восприятие школьников Текст. /В. К. Белобородова, Г. С. Ригина, Ю. Б. Алиев. М.: Педагогика, 1975. -160 с.
  16. , Т. С. Функции мелодических связей в современной музыке Текст. // Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1980. — С. 16−23.
  17. , Т. С. Лекции по гармонии Текст. / Т. С. Бершадская. — 2-е доп. изд. Л.: Музыка, 1985. — 238 с.
  18. , В. Давайте думать вместе Текст. / В. Блок // Советская музыка. 1968. — № 10. — С. 81 — 90.
  19. Большая советская энциклопедия Текст.: в 30 т. /гл. ред. A.M. Прохоров, 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т 5. — 640 с.
  20. , Н.Я., Штейнберг, А.А. О задачах общего музыкального образования Текст. // Художественная жизнь. 1919. — № 2. — С. 8 — 15.
  21. , Н. А. Музыкальное развитие ребенка Текст. / Н. А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1968. — 413 с.
  22. , Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр Текст. / Н. А. Ветлугина. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 248 с.
  23. , Т. А. Слушание музыки. Музыкальный инструмент Текст.: комплексн. программа для 1−3 классов ДТТТИ / Т. А. Вольхина, В. В. Лисьих. — Екатеринбург: [б. и.], 2000. 22 с.
  24. , В.К. Психология эмоциональных явлений Текст. / В. К. Вилюнас. -М.: ВЛАДОС, 1976. 142 с.
  25. Восприятие и деятельность Текст.: сб. статей / под ред.
  26. A.Н. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та. — 1976. — 320 с.
  27. , Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст.: кн. для учителя / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991.-93 с.
  28. , Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте Текст.: в 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т. 3. — 295 с.
  29. , Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. -Ростов-н/Д: Феникс, 1996. 479 с.
  30. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / под ред.
  31. B. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  32. , Л. С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: ЭКС-МО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  33. , Л. С. Психология развития ребенка Текст. / Л. С. Выготский. — М.: Смысл, 2003. — 512 с.
  34. , Л. В. Воспитание музыкального слуха и развитие музыкального восприятия у школьников Текст. // Музыкальное воспитание в школе.-М .: Просвещение, 1975.-Вып. 10.-С. 202−212.
  35. , А. Л. Музыкальная" психология Текст. / А. Л. Готсдинер. -М.: NB МАГИСТР, 1993.-190 с.
  36. , А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия Текст. / А. Л. Готсдинер // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С. 230 — 251.
  37. , Н. Л. Слушание музыки в школе Текст. / Н. Л. Гродзенская. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 94 с.
  38. , Н. Л. Школьники слушают музыку Текст. / Н. JI. Гродзенская. — М.: Просвещение, 1969. 77 с.
  39. , Н.С. Введение в современную гармонию Текст.: учеб. пособие / Н. С. Гуляницкая. М.: Музыка, 1984. — 256 с.
  40. , П.С. Современный гуманитарный словарь-справчник Текст. / П. С. Гуревич. М.: Олимп, 1999. — 528 с. I
  41. , O.JI. Культурное бытие композитора Сергея Слонимского Текст.: цикл моногр. Лекций / О. Л. Девятова. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун.-та, 2000.-105 с.
  42. , О.Л. Художественный универсум композитора Сергей Слонимского Текст. / О. Л. Девятова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003.-408.
  43. Детство Текст.: программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова [и др.]- под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. И. Гурович. 3-е изд., перераб. — СПб.: Детство-Пресс, 2000. — 244 с.
  44. , И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Л. Дзержинская. М.: [б. и.], 1962.-21 с.
  45. , Д.В. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны Текст. / Д. В. Житомирский, О. Т. Леонтьева, К. Г. Мяло. М.: Музыка, 1989. — 303 с.
  46. , Е.И. Семья как фактор формирования музыкальных интересов младших школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е.И. Замошина- НИИ ХВ АПН СССР. М.: [б. и.], 1985. — 16 с.
  47. , И. Фольклор и композитор Текст. / И. Земцовский. -Л.: Советский композитор, 1977. 175 с.
  48. , И. А. Современная музыка для детей в учебно-педагогическом процессе (к проблеме музыкального развития младших школь
  49. Из истории советского музыкального образования Текст.: сб. материалов и документов. 1917−1927 / под ред. JI.A. Баренбойма. JI.: Музыка, 1969.-307 с.
  50. Искусство провинции Текст.: бюлл. подотд. художеств, воспитания при Костром, гороно. — Кострома, 1920. № 1.
  51. Истоки Текст.: базисн. программа развития ребенка-дошкольника / науч. ред JI. А. Парамонова [и др.]. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Карапуз, 2001.-304 с.
  52. История зарубежной музыки Текст.: учеб. для муз. вузов / под ред. В. В. Смирнова. СПб.: Композитор, 2001. — Вып. 6.-631 с.
  53. История зарубежной музыки. XX век Текст. :учеб. пособие / сост. и общ. ред. Н. А. Гавриловой. М.: Музыка, 2007. — 576 с.
  54. История отечественной музыки второй половины XX века Текст.: учебник / отв. ред. Т. Н. Левая. СПб.: Композитор, 2005. — 556 с.
  55. История современной отечественной музыки Текст.: ред.-сост. Е. Б. Долинская. М.: Музыка, 2001- Вып. 3. — 656 с.
  56. , Д. Композиторское образование и современная музыка Текст. / Д. Кабалевский // Советская музыка. 1972. — № 1. — С. 37 — 43.
  57. , Е. П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе Текст. / Е. П. Кабкова. М,: Ин-т художеств, образования РАО, 2004.-261 с.
  58. , Г. К вопросу развития музыкального восприятия : сб. ст. / Г. Кечхуашвили // Развитие музыкального восприятия школьников. -М.: Педагогика, 1971. С. 76 — 85.
  59. , Г. Из опыта экспериментального исследования музыкального восприятия Текст.: сб. ст. // Художественное восприятие. Л.: Музыка, 1971.-С. 348−353.
  60. , Г. О роли установки в оценке музыкальных произведений Текст. / Г. Кечхуашвили // Вопросы психологии. 1973. — № 5. — С. 69 — 76.
  61. , Д. К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности Текст. / Д. К. Кирнарская // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 47 — 57.
  62. , Ц. Техника композиции в музыке XX века Текст. / Ц. Когоутек. М.: Музыка, 1976. — 367 с.
  63. , Э. В. Эстетическое воспитание учащихся (5−8 классов) в процессе изучения произведений советской музыки Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Э. В. Козлова. М.: [б. и.], 1970. — 28 с.
  64. , М. М. Из опыта школьных занятий по слушанию музыки Текст. / М. М. Койранская // Музыка в школе. 1921. — № 1. — С. 9 — 14.
  65. , Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет Текст. / Т. С. Комарова, В. А. Антонова, М. Б. Зацепина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Пед. об-во России, 2002. — 128 с.
  66. Комплект интегрированных полихудожественных программ Текст. / под ред. Б. П. Юсова. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 148 с.
  67. Н.А. История педагогики Текст.: учеб. для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
  68. , Н.И. Музыкально-педагогический практикум Текст.: учеб.-метод. пособие / Н.И. Коростелева- ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». — Екатеринбург, 2007, 58 с.
  69. , М. JI. Музыка С. С. Прокофьева как средство эстетического воспитания в начальной школе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Л. Корсунская. М.: [б. и.], 1975. — 31 с.
  70. , А.Г. О мелодической ориентации музыкального восприятия Текст. / А.Г. Костюк// Восприятие музыки: сб. статей. М.: Музыка, 1980.-С. 112−126.
  71. , В. А. Психология Текст.: учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986.-336 с.
  72. , В.Т. Культуросообразное образование: концептуальные основания Текст. / В. Т. Кудрявцев, В. И. Слободчиков, JI.B. Школяр // Известия Российской академии образования. 2001. — № 4. — С. 4 — 46.
  73. , В. В. Музыка XX века: традиции и новаторство Текст.: программа курса повышения квалификации / В. В. Кузнецова, И. Н. Шолкина. — М.: АПКиПРО, 2001. 24 с.
  74. , С.Д. Формирование интереса к советской и классической музыке у учащихся-подростков на занятиях в оркестре народных инструментов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Д. Кулиев. М.: [б. и.], 1973. -52 с.
  75. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  76. , А. Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — 392 с.
  77. , А. Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 320 с.
  78. , А. М. История педагогики Текст.: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. / А. М. Лушников. 2-е изд., перераб. и доп. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б. и.], 1994. — 368 с.
  79. , А. Л. Сонорика в музыке современных композиторов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Л. Маклыгин. М.: [б. и.], 1986. -24 с.
  80. , Л.В. Теория и практика музыкального образования ребенка в семье Текст.: монография / Л.В. Матвеева- ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2007. — 216 с.
  81. , В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» Текст. /В.В. Медушевский // Восприятие музыки: сб. статей. М.: Музыка, 1980.-С. 141−155.
  82. , М. П. Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема : в условиях музыкально-педагогического обучения студентов педагогического вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. П. Миронова. -М. :[б. и.], 1998.-205 с.
  83. , Н. В плену догм Текст. / Н. Михайловская // Советская музыка. 1965. — № 9. — С. 105−114.
  84. С. Н. Из истории массового музыкального воспитания. Б. JI. Яворский Текст. / С. Н. Морозова // Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1977. Вып. 12. — С. 75−85.
  85. Музыка и современность Текст.: сб. статей / общ. ред. Д. В. Фришмана. -М.: Музыка, 1976. 256 с.
  86. Музыка XX века Текст.: очерки в 2 ч. Ч. 2, кн. 4/ -' М.: Музыка, 1984. 510 с.
  87. Музыка XX века Текст.: очерки в 2 ч. Ч. 2, кн. 5. М.: Музыка, 1987.-343 с.
  88. Музыкальное воспитание в Венгрии Текст. / сост. и общ. ред. J1. А. Баренбойма. М.: Советский композитор, 1983. — 400 с.
  89. Музыкальное воспитание в современном мире Текст.: материалы IX конф. междунар. об-ва по музык. воспитанию (ИСМЕ) / под ред. Д. Б. Кабалевского. М.: Советский композитор, 1973. — 416 с.
  90. Музыкальное образование в школе Текст.: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / JI. В. Школяр [и др.] - под ред. JI. В. Школяр. М.: Академия, 2001. — 232 с.
  91. Музыкальная энциклопедия Текст.: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3. — 1102 с.
  92. Музыкальный энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Большая росс, энцикл., 2003. 672 с.
  93. , Е. В. Восприятие музыки как предмет музыкознания Текст. / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки: сб. статей. М.: Музыка, 1980.-С. 91 — 111.
  94. , Е. В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  95. , Р.С. Психология Текст.: учеб. пособие. В 3 кн. / Р. С. Немов. -М.: Владос, 1999. — Кн. 1. — 688 с.
  96. Общая психология Текст.: учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976. — 432 с.
  97. , Г. А. Психологические механизмы музыкального восприятия Текст. // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. — JI: Музыка, 1963. -С. 181−251.
  98. , Е. М. Б.В. Асафьев: пути исследователя и публициста Текст. / Е. М. Орлова. JI.: Музыка, 1964. — 461 с.
  99. , Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность Текст. / Е. М. Орлова. М.: Музыка, 1984. — 302 с.
  100. Перечень учебных программ, методических разработок, учебных пособий, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях культуры и искусства Свердловской области Текст. Екатеринбург: [б. и.], 2004.-37 с!
  101. , П.С. Эстетическое развитие личности ребенка в процессе его общения с искусством Текст. / П. С. Писарский // Проблемы эстетического развития личности школьника. -М.: Педагогика, 1987.-С. 45−71.
  102. Петру шин, В. И. Музыкальная психология Текст.: учеб. пособие для студ. и препод. М.: ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
  103. , JI.JI. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на занятиях детского музыкального театра Текст. / Л. Л. Пилипенко. Екатеринбург: [б.и.], 2003. — 29 с.
  104. , В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. М.: ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
  105. , В. И. Словарь по образованию и педагогике Текст. / В. И. Полонский. М.: Высшая школа, 2004. — 512 с.
  106. , Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста Текст.: учеб. для студ. высш. пед. уч. зав. / Г. А. Праслова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 384 с.
  107. Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусства для детских школ искусств (новая редакция). — М.: б.и., 2005. — 31 с.
  108. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке Текст.: общая ред. М. Е. Тараканова. М.: Советский композитор, 1982. — 232 с.
  109. Программа воспитания и обучения в детском саду Текст. / под ред. М. А. Васильевой [ и др.]. М.: Воспитание дошкольника, 2004. — 208 с.
  110. Программа и планы: музыка (пение) в Единой трудовой школе Текст. // Музыка в школе: материалы по общему музыкальному образованию. -М, 1921.-С. 29−33.
  111. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1−8 классы Текст.: учеб. изд. / под рук. Д. Б. Кабалевского. М.: Просвещение, 2004. -225 с.
  112. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа Текст. / сост. Е. О. Яременко М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
  113. , И. Родион Щедрин : начало пути Текст. / И. Прохорова. -М.: Советский композитор, 1989. 71 с.
  114. Психология музыкальной деятельности: теория и практика Текст.: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. — 368 с.
  115. Пэн-Чернова, Т. А. Уметь слышать музыку Текст. / Музыка детям: сб. статей / сост. JI. Михеева — JT.: Музыка, 1981. — Вып. 4. — С. 65−73.
  116. , Т. М. Восприятие музыкальной культуры XX века как педагогическая проблема: на материале уроков музыки в старших классах общеобразовательной школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. М. Рабина -М.: [б. и.], 2004. 22 с.
  117. , О. П. Музыкальное развитие детей Текст.: в 2 ч. / О. П. Радынова. М.: ВЛАДОС, 1997. — Ч. 1. — 608 с.
  118. , О. П. Музыкальное развитие детей Текст.: в 2 ч. / О. П. Радынова. М.: ВЛАДОС, 1997. — Ч. 2. — 400 с.
  119. , О. П. Музыкальные шедевры Текст.: авторская программа и метод, рекомендации / О. П. Радынова. М.: Гном-Пресс, 1999. — 80 с.
  120. , О. П. Музыкальное воспитание дошкольников Текст. / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. М.: Просвещение, 1994.-224 с.
  121. , М. О «фольклорном направлении» в современной русской музыке Текст. // Советская музыка, 1971. № 1. — С. 9 — 25.
  122. , М. И. О современной музыке для детей Текст. / М. И. Ройтерштейн // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1986.-Вып. 17.-С. 6−24.
  123. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 т. / гл. ред.
  124. B. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.
  125. , С.Л. Основы общей психологии Текст. /
  126. C.Л. Рубинштейн М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  127. , С.JI. Основы общей психологии Текст.: в 2 т. / СЛ. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. Т. 2. — 328 с.
  128. , О. П. Педагогические проблемы восприятия музыки Текст. / О. П. Рудницкая // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев: Музична Украша, 1986. — С. 70−84.
  129. , И. В. Музыка в потоке времени Текст.: авторская программа по слушанию музыки и муз. лит. для учащихся ДМШ и ДТТТИ / И. В. Рулева. Екатеринбург: [б. и.], 1999. — 47 с.
  130. Русская музыка и XX век Текст. / ред.-сост. М. Г. Арановский. -М.: Гос. Ин-т Искусствознания, 1998. 874 с.
  131. , М. Композитор Сергей Слонимский Текст.: монография / М. Рыцарева. Л.: Советский композитор, 1991. — 256 с.
  132. , М. Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников Текст.: учеб. пособие / М. Ю. Самакаева — Свердл. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1989. — 63 с.
  133. , М. Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников (на материале русской музыки конца XIX начала XX в.) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /М. Ю. Самакаева. -М.: [б. и.], 1981. — 16 с.
  134. , Л. С. К психологическому вопросу об особенностяхразвития музыкального восприятия Текст.: автореф. дис.канд. псих, наук /
  135. Л.С. Самсонидзе. Тбилиси: б.и., 1978. — 18 с.
  136. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений Текст.: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т. И. Ерофеевой. 2-е изд.- М.: Академия, 2000. — 344 с.
  137. Современный словарь по педагогике Текст. / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. — 928 с.
  138. , Л. И. Характеристика анализа и синтеза в процессе формирования художественного образа музыкального произведения Текст. / Л. И. Соловьева // Вопросы психологии. 1973. — № 5. — С. 36 — 39.
  139. , В. И. Слушание музыки Текст.: программа для 1—3 кл. ДТТТИ / В. И. Солобоева. Екатеринбург: [б .и.], 2002. — 30 с.
  140. , М. С. К проблеме типологии музыкального восприятия Текст. / М. С. Старчеус // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев: Музична Украша, 1986. — С. 29 — 44.
  141. , М. С. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия Текст. / М. С. Старчеус // Восприятие музыки: сб. статей. — М.: Музыка, 1980.-С. 167- 177.
  142. , В. Ф. Формирование у младших школьников культуры восприятия произведений советской музыки Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. Ф. Судаков Л.: [б. и.], 1977. — 167 с.
  143. , Н. Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки Текст.: метод, пособие / Н. Г. Тагильцева — Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1995. — 64 с.
  144. , Н.Г. Звуки музыки. Звуки жизни Текст.: метод, пособие / Н. Г. Тагильцева — Урал. гос. пед. ун.-т. Екатеринбург, 2005. — 40 с.
  145. , Н. Г. Искусство в воспитании самосознания школьников Текст.: монография / Н. Г. Тагильцева. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство и образование, 2002. — 115 с.
  146. , Н. Г. Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Н. Г. Тагильцева. М.: [б. и.], 2002. — 330 с.
  147. , Н. Г. Искусство в развитии самосознания детей : теоретические подходы и диагностика Текст.: монография / Н. Г. Тагильцева — Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. — 158 с.
  148. , М. Творчество Родиона Щедрина Текст. / М. Тараканов. -М.: Советский композитор, 1980. 328с.
  149. , Г. С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников Текст. / Г. С. Тарасов // Музыка в школе. — М.: Просвещение. 1983. — № 2. — С. 12 — 14.
  150. , Г. С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие Текст. / Г. С. Тарасов // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев: Музична Украша, 1986. -С. 56−70.
  151. , Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия) Текст. / Г. С. Тарасов. М.: Наука, 1979. — 191 с.
  152. , Г. С. Психология музыкального восприятия школьников Текст. / Г. С. Тарасов // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 107 — 112.
  153. , К. В. Онтогенез музыкальных способностей Текст. / К. В. Тарасова. -М.: Педагогика, 1988. 176 с.
  154. , Б.М. Избранные труды Текст.: в 2 т. / Б. М. Теплов / под ред. Н. Л. Лейтес, И.В. Рабич-Шебро. М.: Педагогика, 1985. -Т.1.-329 с.
  155. , Б. М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов. М.: Наука, 2003. — 282 с.
  156. Теория и методика музыкального образования детей Текст.: науч.-метод. пособие / Л. В. Школяр [и др.] М.: Флинта: Наука, 1998. — 336 с.
  157. , В. Г. История образования и педагогической мысли Текст.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Торосян. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-352 с.
  158. , Е. М. Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет (теория и диагностика) Текст. / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова. 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001- 141 с.
  159. Теоретические проблемы музыки XX века Текст.: под ред. Ю. Н. Тюлина. М.: Музыка, 1978. — 200 с.
  160. , Г. А. Программа «Слушание музыки» Текст. / Г. А. Ушпикова / отв. ред. И. Домогацкая // В помощь педагогу музыкальной школы. М.: Пресс соло, 1998. — Вып.8. — С. 53 — 76.
  161. , С.Е. Пианизм как искусство Текст. / С. Е. Фейнберг. — М.: Музыка, 1965. 516 с.
  162. , С.А. Воспитание музыкальной культуры младших школьников в семье Текст.: автореф. дис.канд. псих, наук / С.А. Феруз- НИИ ХВ
  163. АПН СССР. М.: б.и., 1990. — 19 с.
  164. Философский энциклопедический словарь Текст. / С. С. Аверинцев. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  165. , Ю.Н. Гармония Текст.: учебник / Ю. Н. Холопов. СПб.: Лань, 2003. 544 с.
  166. , В.Н. О линеарно-мелодическом мышлении композиторов XX века Текст. / В. Н. Холопова // Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1980.-Вып. 2.-С 23−34.
  167. , Ю. Эдисон Денисов Текст. / Ю. Холопов, В. Ценова. -М.: Композитор, 1993. 312 с.
  168. , В. София Губайдулина Текст. / В. Холопова, Э. Рестаньо. -М.: Композитор, 1997 324 с.
  169. , В. Н. Альфред Шнитке Текст. / В. Н. Холопова, Е. И. Чигарева. М.: Советский композитор, 1990. — 350 с.
  170. Хрестоматия по истории и педагогике Текст.: в 3 т. / под. ред. А. И. Пискунова. М.: Сфера, 2006. — 3 т.
  171. , Л. Из наблюдений над творчеством композиторов «Новой фольклорной волны» Текст.: сб. ст. / ред. М. Е. Тараканов [и др.] // Проблемы музыкальной науки. М.: Советский композитор, 1972. — С. 198 — 219.
  172. , Н. А. Слушание музыки Текст.: метод, пособие / Н. А. Царева. М.: РОСМЭН — ПРЕСС, 2002. — 93 с.
  173. , В. И. К вопросу о значении музыкально-слуховых представлений в формировании музыкально-двигательных навыков игры на баяне Текст. / В. И. Шарабуров // К теории эстетического воспитания: сб. науч. тр. —
  174. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1973. С. 162 — 175.
  175. , Н. О национальном в музыке Текст. / Н. Шахназарова // Вопросы эстетики. 2 изд. — М.: Музыка, 1968. — 86 с.
  176. , В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества Текст. / В. Н. Шацкая. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  177. , Д. Пауль Клее Текст. /Д. Шевалье. М.: Слово, 1995. -95 с.
  178. , Б. JI. Статьи, воспоминания, переписка Текст.: в 2-х т. / ред.-сост. И. С. Рабинович, общ. ред. Д. Д. Шостаковича. М.: Советский композитор, 1972. — Т. 1.-711 с.
  179. Berahmte Komponisten der Welt, 1987. 400 s.
  180. Gerlach, H. Wir stellen vor Alfred Schnittke / H. Gerlach // Musik in der Schule. 1981. -№ 2. — S. 11−14.
  181. Michel, P. Zur Systematik des Musikhorens in der Schule /P.Michel // Musik in der Schule. 1968. — № 5. — S. 23 — 28.140
Заполнить форму текущей работой