Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание понятия «языковая личность»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теории языковой личности молода, в словарях термин «языковая личность» стал появляться относительно недавно, и даже в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» 1990 г. его ещё нет. Но сегодня понятие языковой личности входит в число базовых понятий современной отечественной лингвистики и наиболее точно выражает её антропоцентрическую направленность. У истоков теории языковой личности стоят В… Читать ещё >

Содержание понятия «языковая личность» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теории языковой личности молода, в словарях термин «языковая личность» стал появляться относительно недавно, и даже в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» 1990 г. его ещё нет. Но сегодня понятие языковой личности входит в число базовых понятий современной отечественной лингвистики и наиболее точно выражает её антропоцентрическую направленность. У истоков теории языковой личности стоят В. В. Виноградов, Г. И. Богин, но наиболее полно она разработана Ю. Н. Карауловым. Его монография «Русский язык и языковая личность», опубликованная в 1987 г., затем многократно переиздавалась (7-е изд. в 2010 г.).

Как любое новое и сложное понятие, языковая личность осмысляется разными учёными неодинаково, что находит отражение уже в различии определений этого понятия.

Размышляем самостоятельно

Предлагаем вам три определения языковой личности.

Г. И. Богин: Языковая личность — это «человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи»1.

В. И. Карасик: «Языковая личность — обобщённый образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций»[1][2].

/О. II. Караулов: «Под языковой личностью я понимаю совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определённой целевой направленностью»[3][4].

Обратите внимание на начальные компоненты этих определений (они выделены жирным курсивом). Что же интересует теорию языковой личности? Конкретный носитель языка, т.с., условно говоря, каждый из нас? Обобщенный образ носителя того или иного языка и культуры? Или, наконец, психический механизм языковых и коммуникативных способностей человека вообще? Вокруг этого и идёт научная полемика!

Как бы ни был интересен каждый отдельный человек, лингвистическая наука идёт от частного к общему, чтобы, поняв общие закономерности существования языка в памяти человека, вернуться во всеоружии этих знаний к проблемам отдельного носителя языка. Несколько упрощая дефиницию Ю. Н. Караулова, определим языковую личность (ЯЛ) как совокупность разносторонних способностей и характеристик человека, проявляющихся в его речевой деятельности.

  • [1] Богин Г. И. Концепция языковой личности / Автореф. дис… д-ра фиолол.наук. Л., 1982. С. 1.
  • [2] Карасик В. И. Языковая личность: аспекты изучения // II Междунар. науч.конф. «Язык и культура». Москва, 17—21 сентября 2003 г.: Тез. докл. М., 2003. С. 363.
  • [3] Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи её изучения // Языки личность. М., 1989 (Предисловие). С. 3.
  • [4] См.: Иванцова Е. В. О термине «языковая личность»: истоки, проблемы, перспективы использования // Вестник Томского государственного университета. 2010. Филология. № 4(12) (URL: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/63 105/fi 1/12/i mage/12—024.pdf).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой