Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эффект масштаба и эффект разнообразия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Когда фирма изменяет объемы всех факторов, используемых в производстве, ее интересует вопрос, каким образом при этом возрастет или сократится выпуск. Например, если фирма в два раза увеличит занятость и объем капитальных ресурсов, может ли она рассчитывать на то, что ее выпуск возрастет также в два раза? Или даже больше чем в два раза? А может, меньше чем в два раза? Отрицательный эффект масштаб… Читать ещё >

Эффект масштаба и эффект разнообразия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Когда фирма изменяет объемы всех факторов, используемых в производстве, ее интересует вопрос, каким образом при этом возрастет или сократится выпуск. Например, если фирма в два раза увеличит занятость и объем капитальных ресурсов, может ли она рассчитывать на то, что ее выпуск возрастет также в два раза? Или даже больше чем в два раза? А может, меньше чем в два раза?

Ответы на эти вопросы связаны с понятием эффекта масштаба[1].

Если фирма увеличивает все ресурсы в N раз и ее выпуск возрастает тоже в N раз, мы имеем дело с постоянным эффектом масштаба: Q (NK;NL) = NQ (KL).

Если фирма увеличивает все ресурсы в N раз, а ее выпуск возрастает более чем в ЛГраз, перед нами положительный, или возрастающий, эффект масштаба: Q (NK, NL) > NQ (K;L).

Если фирма увеличивает все ресурсы в N раз, но ее выпуск возрастает меньше чем в N раз, говорят о наличии отрицательного, или убывающего, эффекта масштаба: Q (K}L)

Положительный эффект масштаба связан с действием синергетического эффекта. Совместное использование ресурсов увеличивает отдачу каждого из них. Факторы производства помогают друг другу. Кроме того, этот эффект объясняется наличием экономии на общих издержках производства, таких как административные расходы, издержки по стимулированию сбыта, инновационные затраты. А для крупной фирмы, пользующейся репутацией добросовестного заемщика, более низкими будут и издержки по использованию капитала — как правило, подобным фирмам кредит предоставляется на большую сумму и по более выгодным условиям.

Отрицательный эффект масштаб проявляется там, где наблюдается недостаточная координация ресурсов. Новые дополнительные ресурсы не обеспечиваются надлежащей организацией и потому хуже используются.

Если в формулах эффекта масштаба мы заменим объем одного выпускаемого товара на товарный ряд, производимой фирмой, мы получим выражение для эффекта разнообразия. Эффект разнообразия характеризует величину издержек многопродуктовой фирмы по сравнению с суммой затрат однопродуктовых компаний. Положительный эффект разнообразия возникает тогда, когда расходы на совокупный выпуск большого разнообразия продуктов в рамках одной фирмы оказываются меньше суммы затрат этого же выпуска, если каждый товар производится отдельной фирмой. Положительный эффект разнообразия связан с экономией на общих расходах многопродуктового производства: административные расходы, маркетинговые и сбытовые издержки, затраты на инновационную и научно-исследовательскую деятельность для многих продуктов могут быть общими. Многие магазины, супери гипермаркеты, продающие большой набор самых разных товаров, используют положительный эффект разнообразия в своей деятельности. Отрицательный эффект разнообразия возникает тогда, когда выпуск нескольких разнородных изделий на фирме нескоординирован, переналадка производственного процесса требует слишком больших затрат, управленческие навыки персонала в одном филиале (заводе) не могут быть эффективно использованы в другом. К примеру, многие банки приобретают или берут в залог объекты недвижимости, земельные участки, грузовые вагоны и легковые автомобили для коммерческого использования. Однако они не всегда могут адекватно оценить эти объекты и управлять ими, что приводит к снижению прибыльности всей банковской группы.

  • [1] Эффект масштаба еще носит название «отдача от масштаба».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой