Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление риском. 
Анализ и оценка внешней среды организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Производственный риск связан с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов производственной деятельности в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также неадекватного использования новой техники и технологий, основных и оборотных средств, сырья, рабочего времени. Среди наиболее важных причин возникновения… Читать ещё >

Управление риском. Анализ и оценка внешней среды организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общие положения управления риском.

Анализ предпринимательской деятельности показывает, что подавляющее большинство управленческих решений принимается бизнесменами, руководителями организаций и учреждений именно в условиях риска.

Риск — это величина, характеризующая вероятность наступления событий с отрицательными последствиями (определенного уровня экономического ущерба, недополучения выручки, прибыли и т. п.) в результате определенных управленческих решений или действий, выраженная в процентах.

Классификация рисков.

Методы разработки и принятия управленческих решений во многом определяются характером и источником риска для предприятия. В связи с этим предприниматель должен четко осознавать множественность видов риска. Так например, в «Большом экономическом словаре», изданном в 1996 году, приводится 60 разновидностей риска, встречающихся в предпринимательской деятельности. Для примера рассмотрим некоторые виды рисков.

  • 1. ^ Валютный риск — опасность валютных потерь, связанных с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте при проведении внешнеторговых, кредитных, валютных операций, операций на фондовых и товарных биржах. Возникает при наличии открытой валютной позиции.
  • 2. ^ Деловой риск — риск, обусловленный неопределенностью в отношении объема инвестиций, денежных потоков от производственной деятельности и ликвидационных стоимостей активов, вне зависимости от того, как осуществляется финансирование инвестиций.
  • 3. ^ Риск заразиться — риск того, что проблемы дочерних или ассоциированных компаний перекинутся на материнскую компанию.
  • 4. Инвентарный риск — риск обесценивания товарных запасов компании в результате снижения цен на морально устаревшие образцы.
  • 5. Инвестиционный риск — риск обесценивания капиталовложений в результате действий органов государственной власти и управления.
  • 6. Инфляционный риск — это, во-первых, риски, вызванные непредвиденным ростом издержек производства, вследствие инфляционного процесса, и, во-вторых, риск обесценивания активов или доходов в результате роста цен.
  • 7. Курсовой рискриск, возникающий из-за колебания рыночной стоимости валют и т. д.

Анализ видов и групп рисков приводит к одному выводу: риском можно и нужно управлять. Управление риском — это и правильное прогнозирование наступления рискового события, и решение идти на рискованные действия или нет, и способность принимать соответствующие меры для снижения степени риска. При этом под степенью риска принято понимать размер наиболее вероятного экономического ущерба, который может понести фирма (организация, учреждение) в результате тех или иных действий, осуществляемых в соответствии с принятым управленческим решением.

По характеру учета риски делятся на:

К внешним рискам относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предприятия или его контактной аудитории (социальные группы, юридические и (или) физические лица, которые проявляют потенциальный и (или) реальный интерес к деятельности конкретного предприятия). На уровень внешних рисков влияет очень большое количество факторов — политические, экономические, демографические, социальные, географические и др.

К внутренним рискам относятся риски, обусловленные деятельностью самого предприятия и его контактной аудитории. На их уровень влияет деловая активность руководства предприятия, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики и др. факторы: производственный потенциал, техническое оснащение, уровень специализации, уровень производительности труда, техники безопасности.

По характеру последствий риски подразделяются на:

Чистые риски (иногда их еще называют простые или статические) характеризуются тем, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. Причинами чистых рисков могут быть стихийные бедствия, войны, несчастные случаи, преступные действия, недееспособности организации и др.

Спекулятивные риски (иногда их еще называют динамическими или коммерческими) характеризуются тем, что могут нести в себе как потери, так и дополнительную прибыль для предпринимателя по отношению к ожидаемому результату. Причинами спекулятивных рисков могут быть изменение конъюнктуры рынка, изменение курсов валют, изменение налогового законодательства и т. д.

Классификация рисков по сфере возникновения, в основу которой положены сферы деятельности, является самой многочисленной группой. В соответствии со сферами предпринимательской деятельности обычно выделяют: производственный, коммерческий, финансовый и страховой риск.

Производственный риск связан с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов производственной деятельности в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также неадекватного использования новой техники и технологий, основных и оборотных средств, сырья, рабочего времени. Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска можно отметить: снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая дисциплина поставок, гибель или повреждение оборудования и др.

Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товаров в процессе обращения, повышения издержек обращения и др.

Финансовый риск связан с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств. Основными причинами финансового риска являются: обесценивание инвестиционно-финансового портфеля вследствие изменения валютных курсов, неосуществления платежей.

Страховой риск — это риск наступления предусмотренного условиями страховых событий, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах — перестрахование, формирование страховых резервов и т. п. Основными причинами страхового риска являются: неправильно определенные страховые тарифы, азартная методология страхователя.

Раскройте сущность и значения следующих теории мотивации: двухфакторная модель Ф. Герцберга (факторы удовлетворения/ неудовлетворения), теория процессов/ когнитивная теория В. Врум, Л. Портера и Э. Лоулера (теория ожидания).

А) Герцберг На стыке 50−60-х гг. Ф. Герцберг совместно с рядом его коллег провел исследование, касающееся выяснения того, какие факторы, оказывающие мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека, вызывают его удовлетворенность или же неудовлетворенность. Вывод, который он сделал на основе этих исследований, оказался исключительно оригинальным. Ф. Герцберг заключил, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности с точки зрения обуславливающих их факторов — это два различных процесса, т. е. факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворенности и, наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту неудовлетворенности, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти удовлетворенность. Процесс «удовлетворенность — отсутствие удовлетворенности» в основном находится под влияниемфакторов, связанных с содержанием работы, т. е. с внутренними по отношению к работе. Данные факторыоказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека, которое может привести к хорошему выполнению работы. Однако, если эти факторы не присутствуют, то их отсутствие не вызывает сильной неудовлетворенности. Обычно такие факторы называют мотивирующими. Процесс «неудовлетворенность — отсутствие неудовлетворенности» определяется влиянием факторов, в основном связанных с окружением, в котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворенности; наличие факторов этой группы, при этом, не обязательно вызывает состояние удовлетворенности, т. е. они не играют мотивирующей роли, а связаны с устранением «боли», «страдания».

Б) Теория ожиданий Врума Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:

  • · руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
  • · сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
  • · сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
  • · сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.
  • В) Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера.

Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости.

Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда.

Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям.

Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой