Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы взаимодействия института менеджмента и института контроллинга

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учет специфики означает, что не существует какого-то единого варианта подбора технологий внутрифирменного управления, реализующих идею контроллинга. На конфигурацию модели контроллинга, как показывает опыт, оказывают влияние внутренние (производственная программа, размер предприятия, технологии производства продукции/услуг, организация предприятия, стиль руководства) и внешние (законодательство… Читать ещё >

Проблемы взаимодействия института менеджмента и института контроллинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учитывая ранее рассмотренный принцип первого руководства, следует понимать, что, как управленческий учет, так и контроллинг внедряются и реализуются на предприятии сознательно, в соответствии с решением руководства. В связи с этим возникает вопрос, при каких обстоятельствах, в связи с чем возникает у руководства компанией потребность, если не в создании специального структурного подразделения, то хотя бы в поручении кому-либо из сотрудников компании выполнения специальных функций управленческого учета и контроллинга. Общая характеристика данной проблемы предусматривает раскрытие следующих аспектов:

  • • предпосылки перехода к контроллингу;
  • • создание службы контроллинга.

В обобщающем исследовании С. Г. Фалько[1] в качестве наиболее типичных предпосылок перехода к контроллингу на предприятии названы:

  • • экономические обстоятельства (ухудшение основных экономических показателей);
  • • обстоятельства управленческого порядка (появление новых или существенная трансформация прежних целей, отсутствие согласованности целей по вертикали и (или) по горизонтали, использование технологий внутрифирменного управления, не соответствующих особенностям современного хозяйственного механизма);
  • • обстоятельства организационного порядка (дублирование или отсутствие некоторых управленческих функций, перегруженность руководителей аналитической информацией);
  • • учетные проблемы (системы учета, не обеспечивающие процессы управления и обоснования управленческих решений адекватной информацией).

Создание службы контроллинга сопряжено с решением таких проблем, как учет специфики данного предприятия; определение места подразделения контроллинга в организационной структуре; определение полномочий контроллера.

Учет специфики означает, что не существует какого-то единого варианта подбора технологий внутрифирменного управления, реализующих идею контроллинга. На конфигурацию модели контроллинга, как показывает опыт[2], оказывают влияние внутренние (производственная программа, размер предприятия, технологии производства продукции/услуг, организация предприятия, стиль руководства) и внешние (законодательство, рынок сбыта, рынок снабжения) факторы.

Задача определения места подразделения контроллинга в организационной структуре предприятия во многом зависит от его размеров, особенностей его организационной структуры и степени централизации/децентрализации управления. Установлено, что на малых и средних предприятиях, как правило, самостоятельную службу решают не создавать. Функции контроллинга в этих случаях выполнят сам руководитель или его заместитель.

Вопросы практики

Размеры компании как предпосылка создания подразделения контроллинга

«По оценкам контроллеров-практиков, необходимость в самостоятельной должности контроллера появляется уже в компаниях, численность сотрудников в которых превышает 200 человек»[3].

На средних, но размеру предприятиях чаще всего отдел контроллинга также не создается. Выполнение соответствующих функций, как правило, поручают специалисту, работающему в планово-экономическом или в финансовом отделе, в ряде случаев значительную часть соответствующих работ берет на себя коммерческий директор. Данная практика обладает как достоинствами, так и недостатками:

  • • достоинства: «меньше потребности в коммуникации и координации, более тесная и интенсивная совместная работа с руководством, что повышает оперативность в оценке ситуации и принятии управленческих решений»;
  • • недостатки: «уровень квалификации сотрудников подразделений, на которых возложено исполнение функций контроллинга, ниже, чем у профессиональных контроллеров»[4].

На крупных предприятиях службы контроллинга, как правило, являются самостоятельно функционирующими подразделениями. При этом существует несколько вариантов ее позиционирования:

  • • контроллер конкретного направления дисциплинарно подчинен руководителю соответствующего направления, а функционально — вышестоящему контроллеру;
  • • контроллер конкретного направления функционально подчинен руководителю соответствующего направления, а дисциплинарно — вышестоящему контроллеру;
  • • штабная схема позиционирования службы контроллинга, что означает, что контроллер «находится при руководстве соответствующего уровня управления и выполняет свои задачи по его поручению. Он не принимает самостоятельных решений, а только советует в случае поступления запроса от руководителей подразделения»1.

Каждый вариант имеет свои достоинства и недостатки, зависящие от конкретных условий (табл. 14.2).

Таблица 14.2

Сравнительная характеристика вариантов позиционирования отдела контроллинга на крупных предприятиях2

Варианты позиционирования.

Характеристика.

Достоинства.

Недостатки.

Первый.

Контроллер направления дисциплинарно подчинен руководителю данного направления, а функционально — вышестоящему контроллеру.

Сфера ответственности контроллера по направлению четко определена. Обеспечивает независимое положение контроллера.

Вероятность влияния руководителя направления на контроллера.

Второй.

Контроллер направления функционально подчинен руководителю данного направления, а дисциплинарно — вышестоящему контроллеру.

Подчеркивает самостоятельность службы контроллера, снижение давления со стороны руководителя направления, обмен информацией между контроллерами разных направлений, улучшение координации в работе подразделений. Наибольшая степень самостоятельности контроллера.

Вероятность возникновения конфликтов между руководителем направления и руководителем центральной службы контроллинга.

  • 1 Фалъко С. Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. С. 145.
  • 2 На основе: Фалъко С. Г. Контроллинг для руководителей и специалистов.

Окончание табл. 14.2

Варианты позиционирования.

Характеристика.

Достоинства.

Недостатки.

Третий.

Штабная схема: на каждом уровне управления имеется контроллер, выполняющий поручения соответствующего руководителя.

Хороший результат возможен, если:

1) у контроллера и руководителя направления имеется общее понимание взаимных выгод и необходимости сотрудничества;

2) контроллер обладает среди руководителей авторитетом.

Отсутствие возможности у контроллера принимать самостоятельные решения.

Определение полномочий контроллера — проблема, находящаяся в центре внимания научной школы контроллинга Германии. Взаимоотношения между институтом контроллинга и институтом менеджера на практике могут складываться по-разному. Особой проблемой, которая может возникнуть в результате создания и функционирования службы контроллинга, является проблема возникновения конфликтов между руководителем и контроллером. Выделяют такие категории конфликтов, как[5]:

  • • ролевые конфликты, которые могут быть следствием нечеткого понимания менеджером или контроллером своих позиций в организации, что может приводить к «захвату» сфер влияния (как реально возникающему, так и мнимому);
  • • внутриличностные конфликты, обусловленные двойственным отношением одного действующего лица к другому, что может обнаружиться на разных этапах управленческого процесса.

Одним из значительных результатов исследований в сфере взаимоотношений института контроллеров и института менеджеров является характеристика задач службы контроллинга с позиций делегирования менеджментом ей своих полномочий. Авторы исследования приходят к выводу, что это обусловлено уровнем способностей менеджеров: соответствия или недостаточности воли, соответствия или недостаточности возможностей при решении управленческих задач[6]. Данный подход позволил определить деятельность контроллера как бизнес-партнера (рис. 14.2).

Отношения бизнес-партнерства между менеджерами и контроллерами — явление сравнительно новое, формирующееся, означающее, согласно «Базовым положениям Международного объединения контроллеров и Международной группы контроллинга», что роль контроллера.

«как бизнес-партнера для менеджера заключается в упреждении и дополнении действий последнего»1 2.

Поддержка менеджера контроллером (но Ю. Веберу и У. Шефферу).

Рис. 14.2. Поддержка менеджера контроллером (но Ю. Веберу и У. Шефферу)2.

Актуальной проблемой контроллинга для западных стран является формирование самоконтроллинга, т. е., согласно П. Ховарту3, такой организационной формы контроллинга, при которой часть традиционных для контроллеров функций берут на себя менеджеры или сотрудники компаний. Это, соответственно, влечет за собой изменение традиционного функционала контроллеров. В сфере деятельности службы контроллинга в этом случае остается оказание менеджерам и специалистам таких видов услуг, как обучение, распространение новых идей в сфере контроллинга, модерирование.

Еще одной тенденцией, оказывающей значительное влияние на содержание деятельности службы контроллинга, стало распространение управленческих IT-систем. С одной стороны, благодаря развитию IT-систем, контроллеры получили возможность избавиться от ряда рутинных задач и сконцентрировать свои усилия на решении задач творческих, что, как отмечено в одной из последних работ У. Шеффера и Ю. Вебера, позволило[7]

им «развиться в настоящих бизнес-партнеров»[8]. Но затем в работе отмечается, что дальнейшее наступление информатизации может привести к возникновению разных сценариев, от усиления роли контроллеров до замены контроллеров /Г-отделами. Очевидно, мрачные прогнозы, если и сбудутся, то лишь в отношении отделов контроллинга, но они не могут быть распространены на контроллинг в качестве функции системы.

  • [1] Фалько С. Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. М.: Финансы и статистика, 2008.
  • [2] Концепция контроллинга. Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование: пер. с нем. С. 75—78.
  • [3] Фалько С. Г. Controlling v Rusku: soucasny stav a perspektivy rozvoje // The InternationalConference Controlling in SMEs — beyond numbers Prag, April 25, 2014.
  • [4] Фалько С. Г. Контроллинг в России: современное состояние и перспективы развития //The International Conference Controlling in SMEs — beyond numbers Prag, April 25, 2014. URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:hyiWObcpT3kJ:www. vsfs. cz/pri loliy/konference/controlling2014_falko.pdf+&cd=l&hl=ru&ct=clnk&gl=ru.
  • [5] Вебер Ю., Шеффер У.

    Введение

    в контроллинг: пер. с нем. / под ред. и с нредисл.С. Г. Фалько. С. 72—83.

  • [6] Weber J., Schaffer, U., Premier С. Zur Charakterisierung und Entwicklung von Control-leraufgaben, in Zeitschrift fur Planung und Unternehmenssteuerung. Jg. 12. 2001. S. 25—46.
  • [7] Базовые положения Международного Объединения Контроллеров (ICV) и Международной Группы Контроллинга (ICC). URL: http://www.controllerakademie.de/images/pdf/retraining/perspective/ICV-IGC-Valuepaper-russia.pdf. 2 Там же. 3 Концепция контроллинга. Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование: пер. с нем. С. 241—242.
  • [8] Schiiffer U., WeberJ. The Strategic Challenge: How the Brave New World of IT will ChangeControlling. Greater Influence of IT on Controlling. URL: http://www.whu.edu/controlling.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой