Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фараон и создатели материальных ценностей Египта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В период Среднего царства «слуги царя» превратились в арендаторов царских, храмовых и вельможных хозяйств. Являясь собственностью фараона, они оказались средством должностного обеспечения царских чиновников, поэтому наряду с другим имуществом (домом, землёй, скотом) могли переходить из рук одного хозяина в руки другого. Дети «слуг царя» распределялись по профессиям не в то хозяйство, из которого… Читать ещё >

Фараон и создатели материальных ценностей Египта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уже в эпоху Древнего царства в Египте начался процесс поглощения соседских общин царской властью. Лишённые средств к существованию общинники оказались на положении «слуг царя» (хсмуу нисут) и были поглощены дворцовым и храмовыми хозяйствами, а также поместьями крупных египетских вельмож. Сделанные из камня монументальные гробницы египетской знати, внутренние стены которых покрыты рельефами и сопровождающими их надписями, являются надёжным источником изучения положения «слуг царя».

Большое вельможное хозяйство состояло из главной усадьбы и многочисленных владений (дворов и селений), разбросанных в различных концах страны, как в Верхнем, гак и в Нижнем Египте. Многочисленный штат самых различных служащих: писцов, надсмотрщиков, учётчиков, хранителей документов, управляющих — организовывал и контролировал труд гигантского количества людей, работавших в разных отраслях вельможного хозяйства. Среди них были земледельцы и пастухи, рыболовы и птичники, огородники и садовники, пекари и пивовары, медники и ювелиры, гончары и каменотёсы, ткачи и сандалыцики, плотники, судостроители, художники. Гробничные рельефы с максимальной точностью передают жесты и позы, характерные для работы лиц, связанных с сельским хозяйством и ремеслом, определявшие специфику деятельности многочисленных слуг по дому и всех тех, кто дарил своим искусством радость хозяину.

Типичной формой организации труда в полеводстве были рабочие отряды, получавшие посевной материал и тягловый скот (коров) из кладовых вельмож. Весь выращенный урожай поступал в закрома вельмож. Работники получали лишь довольствие (зерно, рыбу, овощи, пиво).

Рабочие отряды использовались на перевозке тяжестей, погрузке судов, возведении пирамид, при создании и поддержании в порядке ирригационных систем. По мере необходимости работников перебрасывали с одного вида деятельности на другой.

Ремесленное производство было сконцентрировано в «палате мастеров», где трудились ремесленники различных специальностей, объединённые урочной системой (то есть имеющие конкретный объём заданий) и дробным разделением труда. Они, так же как и земледельцы, были лишены собственности на орудия и средства производства, поэтому и результат их труда полностью принадлежал господину.

Норма выработки была чрезвычайно высока, поэтому господа, «стимулируя» своих работников на трудовые достижения, нередко подгоняли их плетьми и палками. На полевых работах использовали труд исключительно мужчин, в ткацком ремесле — преимущественно женщин, к обслуживанию домашних потребностей хозяина привлекались и женщины, и мужчины.

В период Среднего царства «слуги царя» превратились в арендаторов царских, храмовых и вельможных хозяйств. Являясь собственностью фараона, они оказались средством должностного обеспечения царских чиновников, поэтому наряду с другим имуществом (домом, землёй, скотом) могли переходить из рук одного хозяина в руки другого. Дети «слуг царя» распределялись по профессиям не в то хозяйство, из которого вышли, а па сторону — в хозяйсгва других должностных лиц или учреждений. Большая часть юношей, избежавших воинской службы, становилась земледельцами. Однако при определении человека в ремесленное производство учитывались профессиональные навыки его отца, поэтому сын ремесленника тоже становился ремесленником.

Профессия, таким образом, назначалась принудительно и сохранялась пожизненно.

Как и прежде, труженики были лишены собственности на зерно, инвентарь, повозки, сырьё, поэтому хозяевами созданной продукции они не были. В то же время отрядная организация труда уже изжила себя, и каждый земледелец, к примеру, обрабатывал выделенный ему участок и нёс личную ответственность за урожай.

«Слуги царя» не могли отказаться от выполнения трудовых повинностей в пользу царя. Помещённые в специальные охраняемые лагеря, они получали тяжёлые задания: кроме строительных и землекопных работ, их заставляли выполнять обязанности гребцов, вручную поливать «высокие» поля и сады, не доступные орошению нильской водой, добывать полезные ископаемые. Административное руководство царскими работами находилось в руках чати.

Бесправие трудящихся слоёв египетского общества красноречиво описано в «Поучении Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи». Работая от зари до глубокой ночи, до одеревенения рук, кровавых язв на теле, ремесленники не имели возможности даже сделать короткий перерыв, опасаясь ударов кнута надсмотрщика, не могли покинуть смрадных, грязных помещений, не подкупив учётчиков. В старых, полусгнивших от пота одеждах, с изувеченными травмами телами они были похожи на смердящих измученных животных. Землепашцы и огородники нс могли расстаться со своими вечными долгами, хотя трудились, не покладая рук, под нещадно палящим солнцем; их кожа напоминала шкуру крокодила, а скрюченные, измождённые невыносимым трудом тела, разъедали рубцы от кожаных лямок плуга. Непогода, саранча и муравьи разоряли их хозяйства. Сборщики налогов избивали должников и отнимали их имущество, писцы — откровенно презирали.

Рассказ Ахтоя о беспросветной нужде, невыносимых условиях жизни производителей материальных благ нс даст нам повода усомниться в том, что именно в эпоху Среднего царства социальные конфликты в Египте стали неизбежными. Находясь под двойным гнётом, исходившим от центральной власти и распоясавшихся от безнаказанности номархов, страдая от регулярных вторжений ливийцев и азиатов, не имевших отпора, не обладая возможностью защитить себя от произвола и притеснений власть имущих, земледельцы и ремесленники, придя в состояние отчаяния и безысходности, обратили свой гнев против тех, кто пользовался результатами их труда, нс замечая при этом, игнорируя жалобы, демонстративно показывая своё превосходство. Мотивы поведения участников социальных конфликтов осознаются нами, когда Ипусер в своих «Речениях» подробно перечисляет все, с его точки зрения, преступления, которые были допущены восставшей беднотой: они отбирали дома у неджссов, одевались в благоуханные одежды своих бывших господ, нежили свои лица косметикой, с наслаждением рассматривали вымытые тела в зеркала, досыта набивали свои желудки. Их свободе ничто не угрожало, ведь они уничтожили податные декларации, подожгли судебные палаты. Они засгавили градоначальников и полицейских-меджаев спасаться бегством, переманили на свою сторону войско и вратников. Нывшие слуги, ткачи, лодочники, строители, земледельцы — все они освободили себя от каторжного труда и заставили искать пропитание тех, кто раньше ни в чём нс нуждался, принудили их заниматься проституцией, молоть зерно на ручных жерновах, пуститься в грабежи на дорогах и кощунствовать в некрополях (кладбищах).

Размах социальных конфликтов, охвативших Верхний и Нижний Египет, все номы, города и селения, позволяет сделать предположение о том, что в эпоху Среднего царства обнищание производителей приняло массовый, не виданный прежде характер, гнёт стал невыносимым, разумный опыт социальной интеграции был забыт.

В период Нового царства «слуги царя» оставались главными производителями материальных ценностей. Их по-прежнему принудительно распределяли в разные отрасли египетского хозяйства, называя, правда, новым обобщающим словом — «семдет», что означает «профессия», то есть люди, распределённые на профессии. «Семдет» находились в безусловном подчинении царской администрации, которая по своему произволу устанавливала налоги, повинности, распределяла по профессиям, комплектовала армию. Приток богатств из завоёванных стран мало затронул положение этой категории египетского населения. Они работали в ремесленных мастерских, привлекались на строительные работы, образовывали отряды пастухов, становились храмовыми земледельцами.

В частном хозяйстве количество рабов-иноилеменников было незначительно.

В Египте периода Позднего царства известны попытки отдельных фараонов облегчить положение беднейших слоёв общества. Фараон XXIV династии Ббкхорис (VIII в. до н. э.) отменил долговое рабство, заставив должника отвечать перед кредитором только своим имуществом, а не личностью. При фараоне Ам? сисс (VI в. до н. э.) был снижен поземельный налог, уменьшены сборы в пользу храмов.

Однако радикального изменения положения непосредственных производителей не произошло.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой