Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социал-демократия. 
Социальная философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После Второй мировой войны под влиянием опыта коммунизма и национал-социализма социал-демократия окончательно утвердилась в признании непреходящей ценности правового государства, демократического плюрализма и демократического социализма. В частности, в Годесбергской программе СДПГ, принятой в 1959 г., в качестве основных целей «социалистического стремления» провозглашаются свобода… Читать ещё >

Социал-демократия. Социальная философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ранее уже отмечалось, что в прошлом веке такие течения социальной мысли, как либерализм, консерватизм и социализм, стали активнее взаимодействовать друг с другом, образуя промежуточные направления, объединяющие идеи двух и более разных течений. Таковы, в частности, уже упоминавшиеся неолиберализм и неоконсерватизм, возникшие на границе либерализма и консерватизма.

К промежуточным течениям относится и социал-демократия, своеобразно соединяющая идеи социализма, либерализма и консерватизма.

Социал-демократия представляет собой идейно-политическое течение и социально-политическое движение, начавшие складываться в рамках социализма и затем перешедшие на позиции постепенного совершенствования современного посткапиталистического общества в направлении большей общественной справедливости, свободы и ответственности по отношению ко всем слоям общества.

Социал-демократия формировалась под воздействием Французской революции и идей социалистов А. дс СенСимона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и др. В дальнейшем существенное влияние на социал-демократию оказал марксизм, от которого она восприняла идеи пролетарской революции и диктатуры пролетариата, всеобщего равенства, обобществления средств производства и т. д.

В конце XIX — начале XX в. под влиянием успехов рабочего движения в индустриально развитых странах Запада социал-демократия постепенно отошла от марксизма и сосредоточилась на эволюционном совершенствовании старой общественной системы. Сохранение в программах социал-демократических партий революционных лозунгов и требований установления социализма сочеталось с прагматической политической практикой. После Октябрьской революции в России социал-демократия, провозгласившая своей целью построение демократического социализма, и коммунизм оказались противниками.

Основополагающие установки демократического социализма были разработаны Э. Бернштейном, считавшим социализм «законным наследием» либерализма и называвшим социализм «организаторским либерализмом». Бернштейн подверг резкой критике положения марксизма о революции, классовой борьбе и диктатуре пролетариата и выдвинул программу перехода социал-демократии на почву парламентской деятельности. Демократия, по Бернштейну, есть «средство и в то же время цель. Она есть средство проведения социализма, и она есть форма осуществления этого социализма». Активно выступали против большевизма и ленинизма теоретики социал-демократов О. Бауэр, М. Адлер, К. Реннер и др.

После Второй мировой войны под влиянием опыта коммунизма и национал-социализма социал-демократия окончательно утвердилась в признании непреходящей ценности правового государства, демократического плюрализма и демократического социализма. В частности, в Годесбергской программе СДПГ, принятой в 1959 г., в качестве основных целей «социалистического стремления» провозглашаются свобода и справедливость. Свобода означает самоопределение каждого человека; справедливость выражает взаимообусловленность свободы и равенства и является не чем иным, как равной для всех свободой.

В программах ряда других социал-демократических партий, также входящих в Социалистический интернационал, социализм как новая социально-политическая система, противостоящая капитализму, вообще не обозначен; иногда говорится о функциональном социализме, при котором демократическое государство осуществляет функции перераспределения национального дохода в целях обеспечения большей социальной справедливости.

В уставе английской лейбористской партии, принятом в 1918 г., долгое время была статья, гласившая, что своей главной целью партия считает установление «общественной собственности на средства производства, распределения и обмена». В 1995 г. вместо этого требования радикального обобществления была принята статья, определяющая лейбористскую партию как «демократическую» и «социалистическую». В статье говорилось: «Совместными усилиями мы достигнем больше, чем порознь, в создании общества, в котором власть, богатство и возможности находятся не в руках немногих, где права, которыми мы располагаем, соответствуют нашим обязанностям и где мы живем свободно, в духе солидарности, терпимости и уважения». Эта общая цель должна претворяться в жизнь путем создания: динамичной, основанной на конкуренции, служащей общему благу экономики; справедливого общества, обеспечивающего равенство возможностей и дающего гарантии против бедности, предрассудков и злоупотребления властью; открытой демократии, где правительство ответственно перед народом и где гарантируются фундаментальные права личности; здоровой окружающей среды; условий для адекватной защиты британского народа в кооперации с европейскими институтами ООН, Содружеством наций и другими международными организациями и институтами.

Эта смена основного ориентира лейбористов показывает, что они, сохраняя акцент на коллективистских, солидаристских началах, утратили что-либо общее с радикальным социализмом, намеревающимся взорвать и разрушить капитализм.

В «Социал-демократическом манифесте», подписанном в 1999 г. руководителями английских лейбористов и немецких социал-демократов, говорится о том, что социал-демократы ни в коем случае не должны отказываться от своих главных ценностей: «честное отношение, общественная справедливость и равенство возможностей, свобода, солидарность и ответственность по отношению к другим». В манифесте проводится грань между социал-демократами и либералами: социал-демократы считают, что экономика, являющаяся фундаментом общества, должна быть рыночной, но само общество нельзя строить в XXI в. как рыночное. Навязать рыночной экономике «социальную ориентацию» и тем самым создать новый, отличный и от капиталистически-рыночного, и от государственно-социалистического, тип общества призвано государство. Оно именуется государством материального благосостояния (государством социального обеспечения), и ему ставится в обязанность поддерживать предприимчивость, ни на минуту не поддаваясь иллюзии, что оно само может эту предприимчивость заменить. Главное направление усилий государства — «как сделать общедоступным благосостояние и доступ к занятости народа, как предоставить ему возможность реализовать прогресс и сохранить естественную среду, в сознании долга, ответственности перед будущим поколением, как совместно преодолевать преступность и наркоманию…» .

Социал-демократия играет важную роль в жизни развитых капиталистических стран. При этом различия между социал-демократическими партиями и партиями либеральных и консервативных идейно-политических ориентаций заметно стираются. Среди социальных теорий (социализм, анархизм, либерализм и консерватизм) социал-демократия занимает промежуточное положение между социализмом, либерализмом и консерватизмом, все более тяготея к двум последним.

Все же дискуссионным остается вопрос о пределах демократии. Консерваторы и либералы настаивают на том, что демократия — сугубо политическое явление, и она не должна распространяться на другие сферы, в частности экономическую. Социал-демократы же, наоборот, придерживаются позиции, что демократия, свобода, равенство — величины субстанциальные и поэтому не должны быть ограничены областью политики. Речь идет, таким образом, не о самой демократии, а о сферах и пределах ее распространения.

В России социал-демократическая партия была создана в 1998 г. Основные цели отечественных социал-демократов не отличаются от тех, которые ставит перед собой западноевропейская социал-демократия. Среди этих целей доминируют социальная справедливость, свобода и солидарность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой