Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Явление и сущность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому — к сущности. В системе философского знания понятие сущности, будучи одной из категорий, является в то же время синтезом и носителем всех других категорий, которые выступают как частные формы ее проявления. Сама же сущность обладает подлинной… Читать ещё >

Явление и сущность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому — к сущности. В системе философского знания понятие сущности, будучи одной из категорий, является в то же время синтезом и носителем всех других категорий, которые выступают как частные формы ее проявления. Сама же сущность обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего самообнаружения. Как листья, цветы, ветви и плоды выражают во внешнем виде сущность растения, так, например, и этические, политические, философские, научные, эстетические идеи выражают сущность определенного общества. Какова общественная система в своей сущности, таковы и формы ее проявления во внутренней и внешней политике, характере народного волеизъявления, формах правосудия, в производительности труда, образовании, научном и художественном творчестве и т. п. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов', сущность должна являться, и, познавая явление, мы познаем сущность, которая не остается скрытой за явлением или по ту сторону его, а проявляет себя в нем.

На уровне обыденного сознания под сущностью имеют в виду важное, главное в содержании вещей. Философская мысль идет глубже: она усматривает в сущности нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность мыслится и в глобальном масштабе — как предельное основание бытия мироздания, субстанция всего сущего.

Само понятие сущности носит емкий, собирательный характер: в ней заключено интегральное единство всех глубинных, закономерно связанных элементов содержания объекта в их противоречиях, причинно-следственных отношениях, в их зарождении, развитии и тенденциях к будущему. В ней и причина, и закон, и структура, и основные противоречия, и то, что лежит в основании всех свойств объекта. Само понятие «сущность» есть содержательная предикация качественной определенности предмета, и в этом смысле она есть нечто внутреннее, некоторый организующий принцип, основание бытия объекта в формах его внешнего выражения.

Вскрыть сущность чего-либо — значит проникнуть в глубины вещи, ее основные свойства, выявить причину ее возникновения и законы функционирования, а также тенденции развития. При этом не только в гносеологическом, но и в онтологическом плане сущность обладает разной мерой глубины, следовательно, она имеет свои степени, или порядки. Познание всегда движется от сущности одного порядка к сущности другого, более глубокого порядка.

Порядок сущностей, начинаясь с относительно простой сущности, уходит в бездну бесконечности: ее туманные глубины постижимы силой разума лишь в возможности, актуально же всегда оставаясь в «пропасти» текущего бытия. И то, что ведомо современной науке о ней, — это лишь определенный и как бы очередной порядок ее выявленное™ совокупному разуму человечества. Исходя из идеи бесконечности мироздания, можно сказать, что порядкам сущности нет предела, поэтому, когда мы говорим, что «схватили сущность», это по большей части только метафора, означающая, что мы уцепились всего лишь за «краешек» сущности в полном ее объеме. Сущность (в зависимости от условий) обладает неодинаковой мерой своей реализации.

Явление — это проявление сущности. Если сущность есть нечто общее, то явление — единичное, выражающее лишь какой-то момент сущности; если сущность есть нечто глубинное, то явление — внешнее, более богатое и красочное; наконец, если сущность есть нечто устойчивое и необходимое, то явление суть преходящее, изменчивое, случайное. Можно сказать, что явление есть то, как сущность проявляет себя вовне: во взаимодействии со всем иным, в том числе и с нашими органами чувств. Например, характер личности — это ее сущностная целостная определенность, но он не дан нам сразу, целиком, а раскрывается в поступках, мыслях, чувствах, волевых побуждениях и т. п.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой