Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На реализацию гуманистических целей направлены такие жизненно-практические явления как формы государственного устройства, социальная политика, процессы воспитания и обучения и многие другие. Гуманизм реализуется в разных сферах практической деятельности. Например, в психологии, — как одно из направлений работы с клиентом, в педагогике — при взаимодействии учителя и ученика, в экологии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование основ интеграции идей гуманизма
    • 1. 1. Понятие «гуманизм» в системе социально.-философских категорий
    • 1. 2. Анализ основных подходов к интерпретации гуманизма
    • 1. 3. Развитие гуманизма в философии XX—XXI вв.еков
    • 1. 4. Возможность интеграции идей гуманизма в философии и общественной практике
  • Глава 2. Гуманизм в контексте социальной работы как профессиональной деятельности
    • 2. 1. Отражение идей гуманизма в жизни общества
    • 2. 2. Гуманистическая составляющая социальной защиты и социальной работы в истории России
    • 2. 3. Реализация гуманизма в социальной работе современной России

Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Идеи гуманизма играют важную роль в жизни общества и отдельной личности. Они определяют отношение человека к разным явлениям, связанным с его существованием. Во многом благодаря гуманистическим идеям человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем собственное эмпирическое существование. И вместе с тем эти идеи могут мотивировать человеческую деятельность, направлять и обосновывать ее. Поэтому проблема содержания идей гуманизма не носит чисто академического характера. Она напрямую обращена к нашей практике, в том числе — жизни и работе в системе образования.

Основой для развития и осмысления гуманизма является философское знание. Здесь накапливается и обновляется теоретический опыт его изучения, закладываются основы формирования гуманистического мировоззрения. Однако идеи гуманизма выполняют свое предназначение, если они восприняты и усвоены на уровне общества, государства и личности. Усвоение таких идей не осуществляется в короткие и заданные сроки. Сложность этого процесса связана с необходимостью переориентации сознания людей.

Современное мировое сообщество характеризуется явлениями и процессами крайне негативными для его существования. Такими как экономический упадок в странах Восточной Европы и на территории бывшего советского государстваобострение национальных конфликтов в разных частях мираглобализация, вызывающая противоречивое отношение в обществе от ее полного одобрения до неприятия. О сложном положении, переживаемом российским обществом, свидетельствует существенное снижение материального и социального статуса большинства граждан России, увеличение населения «групп риска», обострение проблем беспризорности, детской инвалидности многих других. В условиях реформирования нашего общества, перспективы развития человека приобретают особое значение. Задачи формирования современного российского общества не могут бытьрешены без утверждения основополагающих принципов, касающихся духовного развития граждан. В такой ситуации необходимо изменение отношения к роли и значению человека в окружающем мире. Гуманизм как система взглядов на человека является той духовно-нравственной опорой общества, на основе которой возможно оптимальное решение многих социальных проблем.

На реализацию гуманистических целей направлены такие жизненно-практические явления как формы государственного устройства, социальная политика, процессы воспитания и обучения и многие другие. Гуманизм реализуется в разных сферах практической деятельности. Например, в психологии, — как одно из направлений работы с клиентом, в педагогике — при взаимодействии учителя и ученика, в экологии и юриспруденции — в качестве доминанты человека в отношениях с окружающей средой, нормами права соответственно. Одним из направлений реализации идей гуманизма является социальная работа, которая стала неотъемлемой частью повседневной жизни. Без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. В самом общем виде социальная работа строится на стремлении к гармонии общественных отношений. Поэтому можно сказать, что 1уманизм выступает фундаментальной основой социальной работы. В то же время, границы гуманности и антигуманности действий социального. работника весьма условны и становятся сложной исследовательской проблемой, от решения которой во многом зависит социальное благополучие отдельной личности, общества в целом.

Проблемы, возникающие в области реализации гуманизма на практике, являются следствием одностороннего осмысления его теоретических основ. Идеи гуманизма могут быть востребованы лишь при интеграции разных сторон своей многообразной сущности. Интеграция гуманизма позволит более полно и целостно осмыслить этот феномен, а также повысить его востребованность как идеи и расширить возможности реализации гуманизма как совокупности практических явлений и процессов.

Степень разработанности проблемы.

Изучению гуманизма уделяется повышенное внимание в зарубежной и отечественной литературе. Но отличительной чертой большинства имеющихся работ является их, преимущественно, монодисциплинарный характер. Такие исследования актуальны и необходимы, но недостаточны для целостного, социально-философского понимания данного феномена. Так, формирование основ интеграции идей гуманизма невозможно без уяснения содержания изучаемого нами явления. В этом отношении важными являются работы классиков философского знания: Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Ж. Маритена, К. Маркса, П. Тейяра де Шардена, Е. Н. Трубецкого, М. Хайдеггера, Ф. Энгельса и других. Исторические аспекты развития гуманизма разных эпох и социокультурных систем нашли рассмотрение в работах таких исследователей как И. Богута, В. В. Зеньковский, JI.H. Машненкова, В. Ф. Шаповалов и других. Современные интерпетации гуманизма представлены в трудах В. В. Афанасьева, B.C. Барулина, Ю. Г. Волкова, А. А. Гусейнова, В. А. Лекторского, А. Назаретяна, В. Т. Пуляева, И. Т. Фролова и других ученых.

В русле традиционного материалистического мировоззрения гуманизм исследуется С. Г. Брындиным, М. А. Кирьязьевой, О. Н. Крутовой, В. Г. Леонтьевым, Т. А. Ярошевскимкак космологический феномен.

B.П. Казначеевым, Е. А. Спириным, JI.B. Шапошниковойв экологическом контексте — Н. Н. Моисеевым, И. Н. Пригожиным, И. Стенгерс, А. Д. Урсулом, Г. И. Швебсом. Религиозный характер гуманизма обсуждается в произведениях Е. М. Амелиной, Н. А. Бердяева, Н. Лобковица, А. Меня,.

C.JI. Франка, а исключительно светский — В. А. Кувакиным, П. Куртцом,.

A. Печчеи, Э. Фроммом, Дж. Хаксли.

Поиск общих характеристик разных подходов к гуманизму имеется в работах П. С. Гуревича, В. Ю. Инговатова, О. Клемана, А. Н. Кочергина и некоторых других авторов. Вопрос о возможности и даже необходимости их объединения в единую, целостную сущность поднимается М. Я. Бобровым,.

B.Д. Жукоцким, Н. Н. Марфениным, А. В. Прокофьевым, А. И. Суббето, Е. В. Ушаковой, П. В. Ушаковым и другими.

С изучением гуманистических традиций социальной защиты и социальной работы в России, связанны исследования М. Громова, Л. Г. Гусляковой, В. А. Ельчанинова, А. Ермолаевой, К. В. Кузьмина, Е. А. Максимова, А. Л. Свердлова, Б. А. Сутырина, В. В. Тевлиной, М. В. Фирсова, Т. Яркиной, В. Н. Ярской.

Новым тенденциям развития социальной работы в России, ее становлению и реализации как профессиональной деятельности посвящены работы С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, И. А. Зимней, А. И. Кравченко, П. Д. Павленка, М. Сухорукова, Л. В. Топчего, Е. И. Холостовой, М. К. Эффендиева и других. Практическая сфера социальной работы стала объектом изучения В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой, Т. Кремневой, В. Н. Лавриненко, А. Некрасовой, Л. Никитиной, М. Саппса и К. Уэллса, Р. Фасхиевой и других зарубежных и российских ученых. Проблемы интеграции гуманистических идей нашли отражение в работах В. Вульфова, И. Галицкой, Ф. Парслоу, Ш. Рамона, Т. Шанина, Е. Ярской-Смирновой и других.

Тем не менее, многие важные аспекты остаются неисследованными. В частности, возможность реализации идей гуманизма в социальной работе современной Россииснятие противоречий в деятельности социального работника (между социальной работой, как социальным институтом и государством, специалистом и клиентом), порожденных требованием гуманизации этой профессии и т. п. Эти вопросы требуют специального социально-философского изучения.

Таким образом, в зарубежной и отечественной литературе достаточно широко обозначены разные подходы к осмыслению гуманизма. Но большая часть концепций характеризуется рассмотрением гуманизма преимущественно в рамках собственной мировоззренческой позиции. Это, в свою очередь, ограничивает интегративную сущность гуманизма. Осмысление гуманизма исключительно в пределах разобщенных подходов сегодня уже является недостаточным, поскольку не решает всего комплекса проблем сложноорганизованного общества XXI века. С учетом изложенного в диссертации предпринята попытка интеграции идей гуманизма.

Объектом диссертационного исследования является гуманизм как социокультурный феномен.

Предмет исследования — интеграция идей гуманизма в современном обществе — теоретико-мировоззренческий и жизненно-практический аспекты.

Цель исследования: социально-философский анализ процесса интеграции идей гуманизма.

Задачи исследования:

1. Проанализировать социально-философские подходы к осмыслению феномена гуманизма.

2. Исследовать современные интерпретации гуманизма в философии.

3. Выявить возможность интеграции идей гуманизма в философии и общественной практике.

4. Рассмотреть реализацию идей гуманизма в основных сферах жизни современного общества.

5. Проанализировать гуманистическую направленность становления и эволюции социальной защиты и социальной работы в истории России X — XX веков.

6. Дать характеристику интегративного гуманизма социальной работы современной России.

7. Разработать рекомендации по оптимизации применения интегративного гуманизма в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников.

Гипотеза исследования: идеи гуманизма являются существенными и необходимыми для всех основных видов социальной деятельности и, прежде всего, социальной работы.

Информационная база исследования представлена трудами классиков социальной философии, социально-философскими и историческими исследованиями ученых XIX — XXI веков, справочными материалами.

Методологической основой выступают:

— на общефилософском уровне — совокупность принципов и методов системного и диалектического подходов к развитию общества и человека;

— на социально-философском уровне — общий принцип взаимосвязи общественного бытия и общественного сознанияпринцип единства биологического и социального в человеке.

Теоретическая основа исследования:

1. Концепция сущности человека как целостного феномена (М.Я. Бобров, Е.В. Ушакова).

2. Концепция «коэволюции» и положения об «экологическом императиве» (Н.Н. Моисеев, Н. Н. Марфенин, А.Д.Урсул).

3. Идеи глобального «светского» гуманизма (Дж. Хаксли, П. Куртц, В.А. Кувакин).

4. Идеи «христианского гуманизма» (Н:А. Бердяев, C.JI. Франк).

Методы исследования: метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический анализ, сравнительный анализ и концептуальный синтез, системный.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Дана характеристика гуманизма как целостного социокультурного феномена.

2. На основе анализа социально-философских исследований проанализированы основные подходы к осмыслению гуманизма, раскрыт процесс их формирования и развития.

3. Обоснована необходимость и выявлены основания интеграции идей гуманизма.

4. Предложена авторская интерпретация интегративного гуманизма.

5. Рассмотрена гуманистическая составляющая общественного развития во взаимосвязи с историей становления социальной работы в России.

6. Аргументирована возможность интеграции идей гуманизма в практике социальной работы современной России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гуманизм является важным фактором самопознания, признания ценности человеческой жизни, который присутствует в обществе на каждом из этапов его развития. Так как гуманизм основывается на определенном понимании человека, которое в разных культурах может существенно различаться, то неизбежно многообразие форм гуманизма.

2. Идеи гуманизма формировались в рамках взаимодействующих друг с другом подходов. Религиозные концепции христианского гуманизма основываются на признании транцедентного, сверхмирового начала. Светский и натуралистический гуманизм, напротив, исходит из имманентного понимания мира. Для первого характерен индивидуалистический антропоцентризм и примыкающий к нему социоцентризм. Натуралистический гуманизм рассматривает человека в контексте природной, космической целостности.

3. В современной философии и общественной практике наметилась тенденция интеграции идей гуманизма, которая основывается на взаимосвязях и взаимопересечениях подходов к осмыслению гуманизма. Их единство состоит в стремлении оптимизировать отношения человека с самим собой, окружающими людьми, социоприродной средой, в которой он живет. Поэтому идеи основных гуманистических направлений можно объединить в общий подход («интегративный гуманизм»).

4. Одной из жизненно-практических, гуманистически ориентированных сфер деятельности является социальная работа. Гуманистические характеристики социальной работы России развивались на протяжении нескольких веков: от отношения к человеку как пассивному пользователю услуг до признания в нем активного, творческого начала. В истории становления социальной работы реализовывались элементы разных подходов к осмыслению гуманизма.

5. В качестве концептуальной основы социальной работе современной России целесообразно использование интегративного гуманизма, основанного на христианских, светских и натуралистических гуманистических идеях.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты проведенного исследования демонстрируют эвристическую значимость взаимодействия религиозного, светского и натуралистического подходов к осмыслению гуманизма. Они могут найти применение в решении таких проблем современного российского общества, как становление социального государства, формирование его духовно-нравственных основ и официальной идеологии, взаимодействие разных сфер жизни людей. Также могут использоваться в процессе организации социальной защиты населения, расширить перспективы осмысления возможных преобразований основ социальной работы в современном обществе.

Выводы диссертации могут быть использованы в преподавании учебных курсов «Социальная философия», «Теория социальной работы» и других дисциплин.

Апробация диссертационного исследования:

Основные результаты работы нашли отражение в докладах и сообщениях на научных конференциях: Научно-практическая конференция по проблемам гуманитарных исследований «Человек культуры» (Бийск, 21−22 сентября 2000 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Теория и практика воспитательной работы в школе» (Барнаул, 21−23 марта.

2000 г.) — Межрегиональная научно-практическая конференция «Теория, практика и образование в социальной работе: реалии и перспективы» (Барнаул, 17−19 мая 2001 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Философия, методология и история знаний» (Барнаул, 7−8 декабря 2001 г.) — Научно-практическая конференция «Интеллектуальный потенциал молодых ученых России» (Барнаул, 25−26 мая 2002 г.) — Третья Научно-практическая конференция «Интеллектуальный потенциал молодых ученых России» (Барнаул, март 2003 г.). Основные материалы диссертации изложены в 6 публикациях общим объемом -1,6 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения и списка литературы (196 наименований). Общий объем текста — 165 страниц.

Заключение

.

Развитие современного общества не может осуществляться гармонично без внимания к условиям развития личности. Наблюдающиеся в мире социально-политические, экономические, морально-нравственные противоречия заставляют задуматься об изменении своего отношения к роли и значению человека в окружающем мире. Это отношение прямо связано с проблемой гуманизма.

В работе дается характеристика гуманизма как социокультурного духовно-практического феномена, анализируются различные его направления. Автор полагает, что к концу XIX — началу XX веков в мировой философии вполне конкретно оформились несколько подходов к интерпретации гуманизма: в рамках религиозных концепций развивался религиозный, а точнее христианский гуманизмстремление ряда мыслителей выйти за рамки религиозной идеологии способствовало формированию так называемого светского гуманизмаосмысление человека как естественного существа с природными качествами дало стимул к развитию натуралистического гуманизма. Гуманизм трактуется по-разному, вследствие того, что становиться предметом анализа представителей разных философских направлений.

Подчеркивая своеобразие каждого из подходов к осмыслению гуманизма, их различия и расхождения, мы вместе систем обращаем внимание на взаимосвязи, взаимопересечения. Полагаем, что в философии сложились тенденции к сотрудничеству, взаимопроникновению, а возможно и интеграции разных гуманистических направлений.

Мы пришли к выводу, что разрозненные принципы, подходы к осмыслению гуманизма могут быть объединены в единое целое. Их единство состоит в стремлении оптимизировать отношения человека с самим собой, окружающими его людьми, обществом, в котором он живет, в целом. Опыт, накопленный светскими гуманистами, безусловно, может быть весьма полезен для разработки стратегии социальной работы, общей перспективной концепции развития социальной защиты в нашей стране. Религиозный гуманизм открывает огромный свод знаний, касающийся глубоких духовно-нравственных основ жизни личности. Он включает в себя более широкие аспекты отношения человека с миром, формирует не только социальную установку на дальнейшее общественное развитие, но и общественный менталитет. Натуралистический и эволюционный гуманизм, в свою очередь, дают возможность осмыслить роль человека в процессе сложных отношении с природной, социальной средой, в которой он живет. Поиск возможных путей улучшения экологического пространства жизнедеятельности людей, также является важным аспектом гуманизации.

Полагаем, что идеи трех основных гуманистических направлений можно синтезировать в единое целое, включающее в себя требования современного общественного развития и, исходя из этого, говорить об «интегративном гуманизме», который вбирает в себя все сущностные, взаимодополняющие характеристики, связанные с жизнью человека в обществе. Это и его внутренний мир, развитие духовно-нравственных качеств, это и отношения к другим социальным элементам (построение гражданского общества, правового государства, искоренение бедности и социальных конфликтов), это и отношение людей к той социо-природной среде, в которой они живут (экологическое сознание, охрана и грамотное природопользование).

Гуманизм как общественное явление находится не только в сфере теоретических изысканий разных философов. Он также отражается в общественном сознании, а воплощается в общественной практике. Одной из форм жизненно-практического усвоения и реализации гуманистических идей является социальная работа. Гуманистическое мировоззрение, соответственно, выступает как один из факторов обоснования и ориентации социальной работы, определения перспектив, направлений ее развития.

Зная по опыту, что социальная помощь и поддержка — дело тонкое и не терпящее грубой стандартизации, поскольку люди очень индивидуально реагируют на внешне сходные обстоятельства, социальные работники в большинстве своем рассматривают именно гуманизм как тот общий принцип, без которого трудно представить себе эффективное взаимодействие людей. Верность этому принципу служит основой стабильности позиции социальных работников при столкновении со сложной и противоречивой социальной ситуацией.

В России накоплен достаточно большой социальный опыт, который стал основой для отечественной модели социальной работы. Для всех периодов развития российского общества характерны определенные гуманистические аспекты жизнедеятельности. Каждая эпоха своим специфическим образом реализовывала гуманистическую составляющую общественного развития, посредством внедрения мер поддержания, реабилитации жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. В истории развития сферы социальной защиты и социальной работы присутствовали элементы всех трех основных подходов к гуманизму. Очевидно, что они реализовывались чаще всего не автономно, а в сочетании друг с другом. Тем не менее, для России доминирующим или, можно сказать, традиционным являлся христианский гуманизм. Он определял специфику натуралистического и светского гуманизма. Нужно отметить, что элементы светского гуманизма в практическую жизнь общества по большей мере прививались «сверху», а натуралистический гуманизм долгое время был невостребован.

В социальной работе четко прослеживается необходимость сочетания внутренних и внешних факторов свободы и ценности личности, что позволяет нам утверждать интегративный гуманизм в качестве основы ее сущности. Гуманизм, реализуемый в социальной работе России должен нести в себе объединяющие идеи. Так как наше государство исторически было основано на религиозной православной идеологии, и мы наблюдаем своего рода возрождение последней, то необходимо связывать социальную работу с православно-христианскими ценностями. Но поскольку в недавнем прошлом Россия также была советским, социалистическим государством, то естественно встает вопрос о сочетании современного гуманизма и коммунистической идеологии. Также необходимо интегрировать гуманистические традиции Западного мира (прежде всего светские и натуралистические), так как в современном мире они очень значимы.

Итак, формирование единой концептуальной основы социальной работы, базирующейся на интегративном гуманизме, должно объединять натуралистические, религиозные, светские гуманистические идеи, включает в себя западные буржуазные и советские социалистические гуманистические ценности, а также учитывает соответствие возможностей философской теории и социальной практики.

В дальнейшей исследовательской работе по данной проблематике целесообразно определить место интегративного гуманизма в системе родственных понятий, углубить его характеристики как мировоззренческой установки и общественного явления с учетом происходящих изменений в жизни общества, а также дать более глубокое, практико-ориентированное обоснование интегративного гуманизма в качестве концептуальной основы социальной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX века // Общественные науки и современность. 1997.- № 3. С. 65−74.
  2. В.В. Современная неогуманистическая футурология.- Барнаул: Изд-во АГУ, 1995. 130 с.
  3. Баллестрем К. Homo economicus? Образы человека в классическом либерализме // Вопросы философии. 1999. — № 4.- С. 42−53.
  4. B.C. Социальная философия. М.: МГУ, 1993. — 240 с.
  5. Г. С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. — № 3. — С. 103−129.
  6. Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Сварог и К, 1997. — 416 с.
  7. Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. — № 2. — С. 146 — 161.
  8. Н.А. Русская идея, глава IV: Проблема гуманизма. Гуманизм и гуманитаризм. // Вопросы философии. 1990. — № 1. — С. 105— 137.
  9. А. Крушение гуманизма. / Собр. соч. В 2-х тт., Т. 2. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1955. — 346 с.
  10. М.Я. Гомология / АГУ. Барнаул: НООСФЕРА, 1996. -180 с.
  11. М.Я., Ушаков П. В., Ушакова Е. В. Причины, пути и перспективы антропного движения в социологии и философии XX века, Барнаул : Изд- во: Алт. ун -та, 1996. 59 с.
  12. В.Г., Фролов И. Т. Познание человека: Комплексный подход. Гуманистические (этико-правовые) регуляторы // Свободная мысль.-1998.-№ 5.-С. 105−114.
  13. С.В. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме // Вопросы философии. 2004. — № 5. — С. 163−176.
  14. В.Г. Социальная педагогика и социальная работа в России: профессиональные и этические стандарты/ Социальная защита человека: региональные модели. М.: Изд — во АСОПиР РФ, 1995. — 185 с.
  15. И.У. Монастыри на Руси и борьба крестьянства в XIV XVI веках. — М.: Политиздат, 1966. — 58 с.
  16. С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов / Изд. подгот. В. В. Сапов. СПб.: Изд-во РХГУ, 1997. — 589 с.
  17. С.Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991.-350 с.
  18. Ю.Г. Личность и гуманизм : Перспективы развития личности в гуманистическом обществе // Социально-гуманитарные знания. -1999, — № 1. С. 135−149.
  19. Ю.Г. Идеология гуманизма : Будущее гуманистическое общество // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 1. — С. 16−20.
  20. Ю.Г. Гуманистическое будущее России : Построение в России гуманистического общества общества знаний // Социально-гуманитарные знания. — 2000. — № 2. — С. 3 -17.
  21. Ю.Г. Идеология для России : Деидеологизация и необходимость новой (гуманистической) идеологии в России // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 2. — С. 58- 70.
  22. Ю.Г. Основополагающие идеи и принципы гуманистической идеологии // Социально гуманитарные знания. — 2001. -№ 2. — С. 47 -64.
  23. В. Делать маленькое дело с великой любовью // Социальная работа. 1992. — № 1. — С. 30 -34.
  24. .Л. Марксизм и проблемы нравственного воспитания// Педагогика. 2003. — № 6. — С. 3−15.
  25. И. Социальная работа и церковь // Социальная работа.- 1993.-№ 1(2).-С. 42.
  26. С.И. Социология и социальная работа. Барнаул: Изд -во: АТУ, 1991.-74 с.
  27. С.И., Гуслякова Л. Г. Основы построения концепции и организации социальной работы в России первой половины 1990-х годов. -Барнаул М.: Изд — во АГУ, 1993. — 71 с.
  28. .Т. Понятие о человеке в современной философии / О человеческом в человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-384 с.
  29. М. Ритмы отечественной цивилизации : Из истории русской цивилизации и культуры // Москва. 1999. — № 1. — С. 148−152.
  30. В. Философская антропология. М., СПб.: ПЕР СЭ: Унив. кн., 2000.-240 с.
  31. Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспективы. -М.: Наука, 1997.-106 с.
  32. П.С. Философская антропология : Опыт систематики // Вопросы философии. 1995. — № 8. — С. 92−102.
  33. П.С. Гуманизм как проблема и как ересь // Свободная мысль. 1995. — № 5. — С. 55 — 65
  34. М.П. Воспитательная направленность социальной работы // Педагогика. 1997. — № 6. — С.49 -53
  35. А.А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросыфилософии. 1994. — № 6. — С. 35−41.
  36. А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. -№ 3. — С. 72−81.
  37. Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. Социальная работа в системе наук. Барнаул: Изд — во АГУ, 1995. — 45 с.
  38. Л.Г. Практика социальной работы в современном российском обществе // Образование и социальное развитие региона. — Барнаул, 1995. № 3−4. — С. 130 -137.
  39. Л.Г. Технологическое и феноменологическое в социальной работе на пороге XXI века / Теория и практика социальной работы: избранные труды 1990-х г. г. Барнаул — Шумановка: Изд — во Алт. ун-та, 1999.-269 с.
  40. Л.Г., Ельчанинов В. А. Философия и социальная работа / Теория и методология социальной работы / Под ред. С. И. Григорьева. М.: Наука, 1994. — С. 82−94.
  41. Л.Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы — М.: Инс-т соц. работы, 1997. 187 с.
  42. В.Н. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. Т. 1.- М.: Гос. Изд- во иностр. и нац. словарей, 1955. — 555 с.
  43. Г. Индивидуализм старый и новый: Личность в постсоветском социуме // Полис. 1999. — № 3. — С. 5 -15.
  44. М. Падение традиционных ценностей в Западной Европе: религия, государство — нация, власть // МЭиМО. — 1999. № 12. — С. 23- 30.
  45. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола») И Вопросы философии. 1996. — № 2. — С. 3−40.
  46. Р. Капитализм ли перспектива России?: «Манифест коммунистической партии» и реалии конца XX века // Свободная мысль. — 1998.-№ 7.-С. 57−69.
  47. Е.Е. Философия. М.: Высшая школа, 2000. — 272 с.
  48. Д.Т. Конфликтология. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 1. — С. 132−145.
  49. В. Народнические корни ленинизма: «хитрость разума» или «ирония истории»? // Вопросы философии. 2001. — № 12. -С. 51−66.
  50. В.Д. Философский манифест // Вестник Российского философского общества. 2004. — № 1(29). — С. 157 — 160.
  51. Запад и Восток. Традиции и современность. М.: Знание, 1993. -240 с.
  52. В.В. История русской философии в 2 т., Т. 1. М., Ростов н / Д: ACT: Феникс, 1999. — 544 с.
  53. И.А. Социальная работа в зеркале ценностей российского народа // Социальная работа. 1994. -Выпуск 10. — С. 23−27.
  54. А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий // Вопросы философии.- 1989. № 9.-С. 116−121.
  55. В.Д. От какого марксизма мы отказываемся? : История и современность марксизма // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 1. — С. 248−265.
  56. В.А. Представления о человеке в изменяющейся картине мира / Дис.канд. филос. Наук / В.А. Иванова- БГПУ.-Барнаул: Б. и., 2000.- 171 с.
  57. А. Отрицание и имитация: две стороны коммунистического отношения к религии // Вопросы философии. 2001. -№ 4.-С. 25−30.
  58. В.Ю. Русский традиционализм Достоевского и безрелигиозный гуманизм нового времени / Жизненные силы славянства нарубеже веков и мировоззрений (материалы международного конгресса). Часть 1. — Барнаул: Изд во Алт. ун -та, 2001. — С. 114−118.
  59. История философии в кратком изложении / Под ред. И. Богута-М.: Наука, 1994.-384 с.
  60. В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск: Новая волна, 1991. — 92 с. 1. V"
  61. В.Е. Введение в социальную философию. М.: Аспект -Пресс, 1996.-215 с.
  62. И.Ф. Гуманизм на перекрестке мнений // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 2. — С. 3 -17.
  63. И.Ф. Гуманистические традиции отечественной социально-философской мысли // Социально гуманитарные знания. — 2002. — № 5. — С. 78 -98.
  64. В.В. Гуманизм действительный и мнимый. М.: Политиздат, 1973. — 62 с.
  65. Г. Г. Философия. М.: Гардарики, 2003. — 736 с.
  66. М.А. Нравственная норма гуманизм. — М.: Политиздат, 1989. — 125 с.
  67. О. Христианство и секуляризация: взгляд с Запада // Русская мысль. 2000.- 3 авг. — С. 20.
  68. Н. Социальные проблемы христианства // Новая и новейшая история. 1993. — № 6. — С. 26−34.
  69. Е.А. Социальная экология. Человек и природа в руссом космизме // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 2. — С. 68−70.
  70. И.А. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 3. -С. 33−46.
  71. С. Судьба гуманистических идеалов : К годовщине содня смерти выдающегося философа И. Т. Фролова // Общественные науки и современность- 2000. — № 11. — С. 79−88.
  72. А.Н., Спирин Е. А. Социоприродный феномен человека: проблемы комплексного изучения / Наука и ее место в культуре. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1990. С. 37.
  73. А.И. Социальная работа как профессия (аналитический обзор) // Социс. 1993. — № 10. — С. 90−100.
  74. A.M. Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций // Вопросы философии. 2001. — № 8. — С. 3−16.
  75. Т. Технология обучения практике социальной работы в Великобритании // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 82−87.
  76. В.А. Твой рай и ад : Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.: «Алетейя», М.: «Логос», 1998. — 360 с.
  77. A.M. Россия в поисках национальной идеи // Вопросы философии. 2000. — № 3. — С. 87 -94.
  78. К.В., Сутырин Б. А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). М.: Академический проспект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 480 с.
  79. В.И. Социальная работа. Ростов н / Д: Феникс, 2004. -160 с.
  80. П. Искушение потусторонним. М.: Гардарика, 1999 — 688 с.
  81. В.Н. Философия социальной работы/ Проблемы социальной работы в России (Материалы Первой Национальной конференции). М.: Наука, 1995. — С. 54−59.
  82. К. Иллюзия бессмертия. М.: Политиздат, 1984. — 28 с.
  83. Т.С. В продолжение разговора о преподавании этики /
  84. Вестник Российского философского общества. 2004. — № 1(29). — С. 75- 79.
  85. В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. — № 6. — С. 32−3 8.
  86. В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии. 2001. — № 4. — С. 3 -9.
  87. Н. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии. 1995. — № 2. — С. 110−121.
  88. Н. Христианство и культура // Вопросы философии. -1993.-№ 3.-С. 71−81.
  89. Т.Б. Любовь в действии / Дети и Живая Этика. -Новосибирск: Международный Центр Рерихов, 1995. С. 64−69.
  90. Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России / Антология социальной работы. В 5 т., Т. 1. История социальной помощи в России. — М.: Сварогъ, 1994.-400 с.
  91. М.К. Проблема человека в философии/ О человеческом в человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова.- М.: Политиздат, 1991.-384 с.
  92. . Интегральный гуманизм / Маритен Ж. Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994. 191 с.
  93. .В. Философская антропология. СПб.: Лань, 1997. -382 с.
  94. К. Избранные произведения : В 3 т./ К. Маркс, Ф. Энгельс. Ин-т марксизма ленинизма. — М.: Политиздат. — Т. 1. — 1983. — 635 с.
  95. Н.Н. Гуманизм и экология // Экология и жизнь. -2000.-№ 5.-С. 6−10.
  96. Ю. Утверждение и осуждение индивидуализма у Фридриха Ницше и Владимира Соловьева // Вопросы философии. 2002. -№ 2.-С. 97- 101.
  97. А. История религии. Кн 2: Пути христианства. М.: Форум: Инфа — М, 1999. — 224 с.
  98. О.А. Духовно-нравственные детерминанты и ценностные ориентиры социальной работы // Философия и общество. 1997. -№ 6.-С. 21−33.
  99. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Высшая школа, 1990. -124 с.
  100. Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. 1991. — № 3. — С. 3−28.
  101. Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. № 1.- С. 3−30.
  102. О. «Перерождение гуманизма» : Солженицын верит в преимущество духа над бытием // Независимая газета. 2001. — 19 января. -С. 16.
  103. А. В зеркале двух веков. Предварительные оценки и сценарии. Статья 1. Двадцатый век, суровый и милосердный // Общественные науки и современность. 2000. — № 6. — С. 140−149.
  104. А. Есть такая работа: о социальной работе в России // Социальная защита. 1998. — № 4. — С. 66−75.
  105. JI. Функции и роли социального педагога. Основныеметоды и направления социально-педагогической работы. Технологии работы. Культура профессионального мышления социального педагога // Воспитание школьников. -2 ООО. № 8. — С. 30−39.
  106. М.И. Поиск «новой социальности» и утопическая традиция : Личность и общество в современном мире // Полис. 1998. — № 5. -С. 59−78.
  107. Нравственно-гуманистические истоки социальной работы // Теория и методика социальной работы. М.: Изд-во «Союз», 1994. — 339 с.
  108. С.И. Словарь русского языка. М.: Сов. энцикл., 1995. -848 с.
  109. Т. Марксистская концепция социализма и реальный социализм // Вопросы философии. 2002. — № 2. — С. 3−13.
  110. А.В. Гуманистика как новый подход к познанию живого // Вопросы философии. 1992. — № 11. — С. 149−157.
  111. Л. Новое время новая профессия: социальный педагог // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 11. — С. 92−102.
  112. Основы социальной работы / Под ред. Е. В. Ханжина. М.: ACADEMIA, 2001. — 114 с.
  113. Основы теории и практики социальной работы. Барнаул-М.: Изд-во АТУ, 1994.-95 с.
  114. П.Д. Введение в профессию «Социальная работа». -М.: ИНФА-М., 1998. 174 с.
  115. Э. На путях взаимодействия // Социальная работа. -1994. -№ 1(4). -С. 2−3.
  116. В. Возможен ли гуманистический подход к глобализации? // Международная жизнь. 2001. — № 5. — С. 10−16.
  117. А. Человеческие качества. М.: Политиздат, 1985. -194 с.
  118. В. Демократия и христианство // Вопросы философии. -1996.-№ 7.-С. 92−102.
  119. В. Двадцатый век, суровый и милосердный : Какое место в истории нашей цивилизации займет двадцатый век? // Наука и религия. 2001.- № 2. — С. 2−4.
  120. Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф.Парслоу. М.: Аспект — Пресс, 1997. — 224 с.
  121. Приоритетное направление в системе гуманитарного образования // Социальная работа. 1994. — № 2(5). — С. 3−7.
  122. А.В. Парадоксальный гуманизм и критика морали // Вопросы философии. 2001. — № 1. — С. 55−68,
  123. И. Нищие на Святой Руси / Антология социальной работы в России. В 5 т., Т. 2. Феноменология социальной патологии / Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварогъ, 1995. — 400 с.
  124. В.Т. О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании // Социально-политический журнал. 1998. — № 3. -С. 3−16.
  125. В.Т. Целостный человек и детерминанты его общественного развития // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 6. -С. 3−18.
  126. В.Т. Экология человека путь к спасению жизни на Земле // Социально-гуманитарные знания. — 2001. — № 1. — С. 23 -42.
  127. В.Т. Глобализация в мире и гуманитарное развитие России // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 2. — С. З -20.
  128. Рамон III., Шанин Т. Милосердие и умение: социальный работник новая профессия // Знание — сила. — 1992. — № 10. — С. 82−86.
  129. Н.К. Обитель света. М.: Международный Центр Рерихов, 1992.-80 с.
  130. П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. — № 2. — С. 12−19.
  131. Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодерна» глазами христианского публициста // Вопросы философии.- 1991. № 5. -С. 75−86.
  132. В.М. Проблема целостного изучения человека/ О человеческом в человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-384с.
  133. Т. Об открытии Маркса после марксизма // Вопросы философии. 2000. — № 4. — С. 28 — 36.
  134. М.Г. К проблеме обновленного гуманитарного образования// Гуманитарные науки и образование на рубеже веков: материалы межвузовской конференции. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. -С. 144−146.
  135. В.Н. Что такое гуманитарное развитие общества? // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 3. — С. 65 -83.
  136. М., Уэллс К. Опыт социальной работы. М.: Наука, 1992. -86 с.
  137. .П. Экзистенциализм это гуманизм / Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. — 389 с.
  138. А.Д. Мир, прогресс, права человека : Статьи и выступления. — М.: Сов. писатель, 1990. 128 с.
  139. A.JI. К истории общественного призрения в России: с эпохи Екатерины II до XX века // Социс. 1997. — № 9. — С. 89 — 92.
  140. Ю. Либерализм и христианство : размышления ученого на пороге XXI века // Новый мир. 1999. — № 2. — С. 141 — 152.
  141. Словарь-справочник по социальной работе / Под. ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристъ, 2000. — 424 с.
  142. С.М. Исторические письма / В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков / Сост. Н. Г. Федоровский. М.: Республика, 1997. — 486 с.
  143. Э. Секуляризация — историзм марксизм (тема человекобожия и религии прогресса в философской публицистике С.Н. Булгакова) // Вопросы философии. — 2001. — № 4. — С.31 -37.
  144. Социальная работа: Учеб. Пособие / Под ред. В. Н. Курбатова. -Ростов н / Д.: Феникс, 1999. 576 с.
  145. Социальная философия / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1995. — 283 с.
  146. М. Христианство и свободное конституционное государство // Вопросы философии. 2001. — № 4. — С. 38−46.
  147. А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2000. — 816 с.
  148. А.И. Идея коммунизма в XXI веке / Жизненные силы славянства на рубеже веков и мировоззрений (материалы международного конгресса). Часть 1. Барнаул: Изд-во АлтГУ. — 2001. — С. 262−264.
  149. М. Социальная работа в России: Становление и совершенствование советской модели социального обеспечения населения (1918- 1991 годы) // Социальная защита. 1996. — № 1. — С. 122−128.
  150. О.Л. Проблема единства естественного и гуманитарного знания // Социология и образование на пороге третьего тысячелетия / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой. Барнаул: Изд-во АТУ, 1996. — С.34.37.
  151. О.JI. Новые реалии жизни человечества и новые образы науки // Фундаментальные и прикладные проблемы науковедения. Сб. науч. Трудов / Под ред. В. Н. Каширина. -Вып. 1- Красноярск: СибГАУ, 2003.-с.100- 110.
  152. О.Л., Гуслякова Л. Г. Диалог как образовательная и профессиональная технология // Социология и образование на пороге третьего тысячелетия / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой. -Барнаул: Изд-во АТУ, 1996. С. 127−130.
  153. В.В. Социальная работа в России в конце XIX начале XX века // Вопросы истории. — 2002. — № 1. — С. 116−124.
  154. Тизон-Браун М. Завещание гуманиста: О проблемах гуманизма // Звезда.-2001.-№ 5.-С. 183 193.
  155. Л.В. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе // Социально-политический журнал. 1997.-№ 4.-С. 126- 131.
  156. Е.Н. Смысл жизни. — М.: Республика, 1994. — 432 с.
  157. А. Д. Перспективы выживания цивилизации: космологический аспект// Философские науки. 1989. — № 8. -С. 3−15.
  158. С. Интеллигентность сквозь призму интересов: Исторический аспект // Полис. 1998. — № 4. — С.21−36.
  159. П.В., Ушакова Е. В., Дербан Г. В. Природа западного, восточного и российского менталитета // Ползуновский альманах. — 2003. -№ 1−2.-С. 114−121.
  160. Р. Потребность в кадрах для социальной работы -показатель развития общества // Социальная педагогика. 2003. — № 3. -С. 101−102.
  161. Н.Т. «Токийская тетрадь». Размышления оконфуцианстве // Новая и новейшая история. 1997. — № 3. — С. 139−159.
  162. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  163. Философский энциклопедический слмварь. М.: ИНФА — М, 1999.-576 с.
  164. М.В. История социальной работы в России. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 256 с.
  165. П.А. Оправдание космоса. М.: Республика, 1994. -486 с.
  166. С.Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992. -511с.
  167. И. Новый гуманизм: Гуманистическое движение в отечественной философии // Свободная мысль. 1997. — № 4. — С.96−102.
  168. И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы: дискуссии, обобщения. М.: Политиздат, 1983. -350 с.
  169. Э. Душа человека. М.: ACT, 1998. — 672 с.
  170. М. Время и бытие : Ст. и выступления: Пер. с нем. / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  171. Ф. Индивидуализм истинный и ложный // Философские науки. — 1998. — № 1. с. 27−47.
  172. Дж. Ключ к будущему гуманизм // Диалоги. — 1975. -С. 35−41.
  173. В. Личность и гуманизм / Под ред. А. Г. Мысличенко. -М.: Прогресс, 1981. 174 с.
  174. Е.И. Социальные процессы, социальная политика, социальная работа: проблема взаимопонимания / Проблемы социальной работы в России (Материалы Первой Национальной конференции). М. :
  175. Инс-т соц. работы, 1991. С. 35−39.
  176. Е.И. Генезис социальной работы в России. — М.: Наука, 1995. 182 с.
  177. Е.И. Социальная работа. М.: Издат. торг. корпорация Дашкова и К., 2004. — 692 с.
  178. И.М. Социально-политические ценности современного российского общества : проблемы их обновления и усвоения // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 5. — С. 3−19.
  179. Т. Социальная работа как культурный феномен современности (новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня) // Вопросы философии. 1997. — № 11. — С. 55−72.
  180. В.Ф. Восприятие России на Западе : мифы и реальность / В. Шаповалов // Общественные науки и современность. 2000. -№ 1.-С. 51−67.
  181. JI.B. Эпоха энергетического мировоззрения. — М.: Международный Центр Рерихов, 1993. 80 с.
  182. Г. И. Идея ноосферы и социальная экология // Вопросы философии. 1991. — № 7. — С. 36−45.
  183. Т.В. Сущность социальной работы, ее объект и предмет / Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристь, 2001. — С. 26 — 42.
  184. Экономика и экология: равновесное развитие. Казань: Новая волна, 1999.- 118 с.
  185. М.К. Новая профессия социальная работа // Социс. — 1994. — № 10. — С. 57−64.
  186. Т. Радуйся жизни и помоги жизни // Социальная работа, -1992.-№ 1(2).-С. 34−42.
  187. Т. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики. М.: ВЛАДОС, 1998. — 244 с.
  188. Т. Размышления о человеке : Марксистская концепция личности и принципы социалистического гуманизма. М.: Политиздат, 1984. -75 с.
  189. В.Н. Философия социальной работы : вопросы преподавания // Социальная работа. 1992. — Выпуск 5. -С. 31−36.
  190. В.Н. Социальная работа : опыт философской рефлексии // Образование и социальное развитие региона. 1996. — № 1. — С. 23−31.
  191. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. М.: Издат. дом Ключ — С., 1999. — 96 с.
  192. Ярская-Смирнова Е. Профессионализация социальной работы в России // Социс. 2001. — № 5. — С. 86−95.
  193. Kottak С.Р. Cultural anthropology-Мс Craw-Hill, Inc.-l991 -396 с.
  194. Vander Zander, James Wilfrid. The social experience: an introduction to sociology/ James W. Vander Zander. 2 nd ed. — 1990. — 663 c.
Заполнить форму текущей работой