Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Компьютерное общение как социальный феномен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определена роль компьютерного общения в устойчивом развитии общества: а) являясь фактором самоорганизации и организации социальной системы, оно может способствовать как ее устойчивому развитию, так и дестабилизацииб) происходит изменение социальной структуры общества: появляются новые социальные группы, объединенные профессиональными интересами и связанные компьютерным общением по роду своей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический анализ компьютерного общения
    • 1. Понятие и структура компьютерного общения
    • 2. Природа компьютерного общения
  • Глава 2. Праксиологический анализ компьютерного общения
    • 1. Компьютерное общение и личность
    • 2. Компьютерное общение и общество

Компьютерное общение как социальный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I. Общая характеристика работы.

Актуальность темы

исследования. Современный мир вступил в XXI век, который ведущими экономистами, философами и социологами определяется как век информационного общества. Одним из основных его признаков является равноправный доступ к информации и знаниям всех граждан, обеспечиваемый современными компьютерными системами.

Компьютерная техника и технология, стремительно врываясь во все сферы деятельности человека, изменяет не только его внутренний мир, но и образ жизни всего социума. Поэтому неслучайным является тот факт, что в отечественной и зарубежной социально-философской литературе уделяется большое внимание проблемам, посвященным исследованию компьютеризации, информатизации общества и их социальных последствий^.

Компьютеризация отражает уровень технологического и экономического развития общества, а информатизация степень использования новых информационных технологий для передачи, обработки, хранения информации и знаний в обществе. Данные феномены не дают возможности понять сущность Международная академия информатизации. Сборник научных трудов. Теоретические аспекты информатизации. Общегосударственные проблемы управления. Новые информатизационные технологии. Конверсия. — М., 1998. -Вьш.З. — 303 сСовременные проблемы информатизации: Тез. докл. IV Междунар. электрон, науч. конф. / [Редкол.: Кравец О. Я. (отв. ред.) и др.]. -Воронеж: Воронеж, гос. пед. ун-т, 1999. — 182 с. изменяющегося человека, и его социального окружения. Поэтому мы считаем, правомерным введение такого понятия, которое раскрывало бы механизм взаимодействия человека и компьютерной техники и давало возможность проанализировать социальные последствия такого взаимодействия.

Таким понятием, на наш взгляд, является компьютерное общение, которое используя возможности современных мультимедийных технологий, существенно отличается от других видов общения прежде всего своей виртуальной привлекательностью и эффективностью. Подобное общение, где механизмом социализации личности выступает компьютер или компьютерная система, делает данную проблему не просто актуальной, а архиактуальной, т.к. общаясь с машиной, которая лишена человеческих чувств, сам человек, незаметно для себя постепенно уподобляется этой машине.

Внедряясь в сферу общественных отношений, компьютерное общение интегрирует в себе и процессы компьютеризации, и информатизации общества, являясь одновременно важнейшим условием их реализации.

Актуальность темы

определяется еще и тем, что компьютерное общение, являясь ядром информационного общества, изменяет и его социальную структуру, влияя тем самым, на устойчивость развития всей общественной системы, включаясь в процессы ее организации и самоорганизации. Создается совершенно новое социальное пространство (информационное или киберпространство), которое стирает устоявшиеся признаки деления общества на группы, классы, общности, народы, государства и т. д.

Являясь мощным механизмом формирования человеческих чувств, компьютерное общение вынуждает человека жить в двух параллельных мирах: реальном и виртуальном, что, безусловно, влияет на индивидуальное и общественное сознание. Вот почему в обществе компьютерное общение способно выполнять как интегральные, так и дезинтегральные функции.

Что касается цивилизационных изменений, то и здесь компьютерное общение может играть двоякую роль. С одной стороны, объединяя народы, оно способствует более эффективному решению глобальных проблем человечества, с другой стороны, являясь универсальным средством манипулирования общественным сознанием, а так же аккумулятором коллективного разума в масштабах мира, может породить проблемы, еще более серьезные, чем те, на решение которых оно было направлено.

Итак, актуальность выбранной темы обусловлена:

1. Практическими потребностями развивающегося информационного общества.

2. Недостаточной изученностью проблемы компьютерного общения с позиции социально-философского обобщения.

3. Отсутствием интегрального анализа социальных последствий компьютерного общения в развитии личности и общества.

4. Поисками универсальных человеческих ценностей, направленных на создание организации новой цивилизации, которую В. П. Казначеев называл «пространство доверия».

5. Построением единого всемирно-информационного пространства с его задачей сохранить целостность, устойчивость и стабильность человеческой цивилизации.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ имеющейся литературы по данной проблеме показывает, что компьютерное общение как социальный феномен в рамках социальной философии не исследовался. В социально — гуманитарных науках исследования, связанные с компьютером, главным образом касаются не компьютерного общения, а компьютеризации и информатизации общества, где выявляются проблемы становления информационной цивилизации. Это хорошо видно по работам Р. Ф. Абдеева, Казначеев В. П. Здоровье нации, просвещение, образование. Москва-Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Костромской государственный педагогический университет, 1996. — С.49. г. л. Белкиной, А. Я. Гуревича, В. П. Заболотского, A.M. Ковалева, В. З. Когана, К. К. Колина, В. Н. Костюка, В. Б. Симоненко, А. И. Ракитова, А. Д. Урсула и др.). Данные проблемы нашли отражение и во многих диссертационных работах на соискание ученой степени как кандидата, так и доктора наук'.

В своем исследовании мы использовали работы, посвященные не только философским проблемам информатизации и компьютеризации, но и проблемам общения, взаимодействия человека и компьютерной техники, а так же устойчивого развития общества.

Значительное место было уделено проблеме общения вообще, которое, как известно, является объектом изучения многих социально-гуманитарных наук, каждая из которых, рассматривала в общении свой собственный срез.

Действительно, психологи и социальные психологи в общении анализировали роль таких феноменов как заражение, подражание, социальные чувства, эмоции, внушение и т. д. (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, A.A. Брудный и.

ДР-).

Проблема деятельностного подхода, а так же роль различных сфер общественной жизни в общении, рассматривались в работах Л. А. Зеленова, М. С. Кагана, Л. П. Буевой, A.A. Леонтьева, Б. Д. Парыгина, А. Г. Щелкина и др.

К социологическим исследованиям общения следует отнести отчасти работы Б. А. Грушина, Р. Г. Гуровой, А. Г. Харчева, В. А. Ядова и др.

Вместе с тем, оценка общей ситуации изучения общения показывает, что до сих пор отсутствует целостная концепция как философского понимания общения, так и его социальных функций, что создает определенные трудности Зуев К. А. Компьютеризация общества (методологические и социально-философские проблемы). Автореф. дис. д-ра филос. наук. — М., 1990. — 40 с. — Серебрякова Н. Н. Закономерности процесса информатизации общества (философско-методологические проблемы). Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1993.-21 с. в исследовании и компьютерного общения.

Анализ природы компьютерного общения заставил нас обратиться к работам, посвященным изучению закономерностей развития счетных способностей человека и вычислительной техники. Наиболее интересными здесь оказались работы И. А. Апокина, A.B. Арциховского, И. Г. Башмаковой, A.n. Замарина, Л. Е. Майстрова, Н. М. Маклека, А. Г. Спиркина, А. П. Юшкевича и других.

Одним из этапов теоретического анализа компьютерного общения стало исследование различных аспектов взаимодействия человека и техники. Надо сказать, что эта проблема, особенно за последнее десятилетие, стала предметом широкого исследования, что и выразилось в возросшем количестве диссертационных работ (A.A. Воронин, A.B. Дахин, В. Н. Князев, В. А. Щуров и другие).

Важную роль в осмыслении общения с позиций искусственного и естественного интеллекта сыграли исследования А. Г. Абинова, Н. Винера, В. П. Зинченко, В. А. Кутырева, Ю. В. Орфеева, A.B. Соловьева, B.C. Тюхтина и других.

Особое направление, как в философии науки и техники, так и в теории познания, представляют исследования виртуальной реальности, которые представлены работами С. А. Борчикова, И. Г. Корсунцева, H.A. Носова, Е. А. Шаповалова и др.

При исследовании роли компьютерного общения в социализации личности, мы использовали результаты, полученные в работах К.А. Абульхановой-Славской, Г. М. Андреевой, Л. А. Зеленова, Ю. А. Лебедева, A.B. Мудрика, Л. В. Филипповой, Ж. В. Праховой.

Интересными оказались работы некоторых зарубежных авторов, занимающихся проблемой «дети у компьютеров». Среди них можно назвать Б. Метлер-Мейбом (B.Mettler-Meibom), Ш. Теркл, А. Эмерсон (A.Emerson) и др.

В исследовании устойчивого развития социальных систем мы опирались на материалы двух Международных конференций, проходивших в Москве в 1999 и 2000 годах. Наиболее интересными для нас оказались работы Х. Н. Гизатулина, В. А. Троицкого, С. Н. Глазачева и Ю. В. Яковца.

Подводя итоги исследования компьютерного обш-ения как социального феномена, мы, преодолевая рамки узко-специфических обш-ественных дисциплин, впервые в отечественной социально-философской литературе предложили целостную теоретическую модель понимания места и роли компьютерного общения в становлении и развитии личности и общества.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является социально-философский анализ компьютерного общения как социального феномена. Реализация этой цели требует решения следующих исследовательских задач:

•Анализ существующих подходов в понимании общения с позиций социологии, социальной психологии и социальной философии.

• Обоснование объективного существования компьютерного общения, и рассмотрение его разновидностей.

• Разработка понимания определения компьютерного общения и выделение его специфических особенностей.

• Анализ структуры компьютерного общения.

• Исследование природы компьютерного общения.

• Выявление и рассмотрение положительных и отрицательных последствий компьютерного общения в развитие личности и общества.

Объект исследования — компьютеризация и информатизация общества.

Предмет исследования — компьютерное общение как социальный феномен.

Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической базой исследования проблемы общения с позиций общей и социальной психологии, а так же социальной философии, явились работы Г. С. Батищева, A.A. Бодалева, A.A. Брудного, Л. П. Буевой, A. A. Леонтьева, Б. Д. Парыгина и многих других.

В основу построения теоретической модели компьютерного общения мы положили теорию межличностного взаимодействия в субъектно-объектных отношениях, разработанную М. С. Каганом.

Методологической основой данного исследования послужили концептуальные разработки Обш-ероссийской академии человековедения, возглавляемой профессором Л. А. Зеленовым, связанные с гуманистическим подходом к изучению человеческой деятельности и развитием теории личности.

Не менее ценными оказались исследования отечественных ученых, посвященные анализу структуры и функционированию социальных систем. Прежде всего, это работы И. А. Александрова, B.C. Барулина, В. В. Груздевой, Л. А. Зеленова, В. П. Казначеева, Е. П. Савруцкой и др.

Кроме этого мы ориентировались, как уже отмечалось, на междисциплинарный характер поставленной проблемы, которая рассматривалась в таких смежных дисциплинах как: социология, общая и социальная психология, педагогика, вычислительная техника, философия науки и техники, когнитивная психология и искусственный интеллект, виртуалистика и т. д., и т. п.

Обобщая большой теоретический материал, вычленяя сущность и явления компьютерного общения как социального феномена, его структуру и социальные последствия, мы опирались на принципы материалистической диалектики: объективность, системность, деятельность, преемственность, гуманизм и др.

Исходя из того, что компьютерное общение и особенно его социальные последствия, являются проблемами мировой цивилизации, мы обратились к трудам зарубежных авторов, рассматривающих информационные и технологические революции как основные характеристики переломных эпох в истории человечества. Это работы Д. Белла (D.Bell), Д. С. Робертсона (D.S.Robertson), Д. Л. Бренера (D.L.Brermer).

Научная новизна. Впервые в отечественной литературе проведен системный социально-философский анализ компьютерного общения как социального феномена. Исследование компьютерного общения на двух уровнях позволило выявить не только сущность и структуру компьютерного общения (теоретический уровень), но и его эпохальное влияние на развитие личности и общества (праксиологический уровень). Все это позволило нам сформулировать такие положения, которые, не получив своего развития в социально-философской литературе, выносятся на защиту, определяя новизну нашего исследования:

1. Разработано понятие компьютерного общения. Оно рассматривается как вид социального общения, который выступает как условие реализации деятельности людей, обслуживает ее, превращаясь при этом в самостоятельный вид социальной деятельности — компьютерную деятельность.

2. Выявлена природа компьютерного общения, которая, как оказалось, носит тройственный характер, т. е. компьютерное общение берет свое начало в развитии средств передачи, обработки и хранения информации, а, следовательно, в развитии трех сфер цивилизации: инфосферы, техносферы и социосферы, которые существовали с момента зарождения человеческого общества на протяжении архаической, аграрной, индустриальной и информационной цивилизаций.

3. Найдено место компьютерному общению в системе деятельности. Проанализировав различные точки зрения по поводу соотношения общения, общественных отношений и деятельности, мы показали, что деятельность является субстратом компьютерного общения, внося в него видовое разнообразие, а отношения — конкретно-историческими формами его проявления.

4. Обосновано существование компьютерного общения как одного из видов социального общения.

Как известно, основным признаком существования любого вида социального общения является наличие как минимум двух субъектов, способных к активному социальному взаимодействию. Мы показали, что во взаимодействии человека и компьютерной системы данное условие выполняется, т.к. в этом случае имеет место общение реального субъекта с неявными видами компьютерных субъектов: квазисубъектами и объективированными субъектами'. В качестве примера компьютерного квазисубъекта можно назвать компьютерную виртуальную реальность и ее персонажи, а объективированного субъекта — компьютер и компьютерную программу.

5. Выделены и проанализированы виды компьютерного общения. За основание типологии взяты модальности реального субъекта и формы компьютерных неявных субъектов. В результате мы выделяем следующие виды компьютерного общения: а) компьютерное общение реальных субъектовб) компьютерное общение реального субъекта с объективированным субъектомв) компьютерное общение реального субъекта с квазисубъектамиг) компьютерное общение квазисубъектов.

6. Выделены специфические особенности компьютерного общения: а) в компьютерном общении исчезает привычное нам межличностное непосредственное общение как таковое. Общение реальных субъектов всегда сопровождается наличием одного или нескольких других видов компьютерного общения. Но совсем исключить общение реальных субъектов нельзя, так как оно всегда присутствует в сознании людей, является основой, моделью для всех видов компьютерного общения;

Термины «квазисубъект» и «объективированный субъект» взяты нами из работы М. С. Каганы «Мир общения», о чем более подробно будет изложено ниже. б) компьютерное общение представляет собой единство четырех процессов: в нем создается новая реальность, которая отражает объективную действительность, выражает субъективно-личностный мир создателя программного обеспечения и передает свое духовное содержание всем участникам компьютерного общения. в) в компьютерном общении постоянно и очень быстрыми темпами происходит возрастание субъектности компьютера, что и порождает как положительные, так и отрицательные социальные последствияг) компьютерное общение, став одним из видов социального общения не может не влиять на формирование личности. Поэтому специфичным здесь является то, что становление личностных качеств происходит не только в кругу реальных людей, но и под воздействием компьютерных форм субъектности, что и дает нам повод для исследования роли компьютерного общения в становлении личностид) внедряясь во все сферы деятельности, компьютерное общение создает новый вид общественных отношений, что в свою очередь изменяет социальную структуру общества, влияя на устойчивость его развития. Подобное качество компьютерного общения определяет и еще одно направление в исследовании его последствий — это роль компьютерного общения в устойчивом развитии общества.

7. Раскрыты социальные последствия воздействия компьютерного общения на процесс развития личности по трем этапам социализации: идентификации, индивидуализации и персонализации. На каждом из них компьютерное общение оказывает свое специфическое воздействие.

В качестве положительной стороны можно назвать ускорение и уплотнение процесса социализации личности, что, несомненно, дает возможность индивиду адаптироваться к быстро меняющимся социальным условиям. Однако при этом возникает опасность того, что результатом идентификации может стать отождествление ребенком себя не с представителем человеческого общества, а с компьютерными субъектами, которые будут сопровождать его в течении самого важного этапа знакомства с миром посредством ощущения, восприятия и представления.

В период индивидуализации замена общения с реальными партнерами на общение с компьютерными не менее опасна, т.к. при этом индивидуальность человека растворяется, ибо она отфильтровывается, делается унифицированной с помощью компьютерных программ. Получается, что за возможность использования ЭВМ в своей деятельности человек расплачивается утратой уникальности, неповторимости и многими другими индивидуальными качествами.

В период персонализации особенно остро встает проблема реализации знаний, умений и ценностных установок. Компьютерное общение способно породить отчуждение и одиночество. Общаясь виртуально со всем миром, человек перестает общаться реально, замыкаясь в общении с компьютерными субъектами.

8. Определена роль компьютерного общения в устойчивом развитии общества: а) являясь фактором самоорганизации и организации социальной системы, оно может способствовать как ее устойчивому развитию, так и дестабилизацииб) происходит изменение социальной структуры общества: появляются новые социальные группы, объединенные профессиональными интересами и связанные компьютерным общением по роду своей деятельностиделение общества определяется не только по признаку собственности на средства производства, но и по признаку возможности и способности разных социальных групп участвовать в информационных процессах в обществе, основанных на новых информационных технологиях (уровень образования и материальный достаток) — в) компьютерное общение является анациональным, размывая этнические границы, приводит к быстрой смене социальных ценностей, что, несомненно, способно разрушить культурное ядро того или иного народа, вынуждая его изменять традиции, обычаи с тем, чтобы выйти на общий цивилизационный уровень развития. Все это может привести к нежелательным конфронтациям отдельных стран и народовг) на уровне цивилизации компьютерное общение оказалось единственно возможным способом решения глобальных проблем человечества, регулируя развитие мировой науки, объединяя интеллект отдельных людей в совокупный разум цивилизациид) рождается и новая проблема — проблема управления коллективным интеллектуальным потенциалом, который представляет собой совокупность естественного и искусственного интеллектов, являясь при этом мощнейшим оружием вселенной, способным творить как зло, так и добро.

Единственной возможностью сведения к минимуму негативных последствий компьютерного общения в развитии социальных систем и цивилизации в целом — это разработка программ устойчивого развития, учитывающая все возможные негативные последствия компьютерного общения. Наша задача заключалась в том, чтобы показать какие проблемы могут возникнуть при внедрении компьютерного общения во все сферы человеческой деятельности на всех уровнях социального взаимодействия, что, возможно, в дальнейшем послужит поводом для разработки программ их нейтрализации.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в том, что, во-первых, она открывает новые возможности для построения целостной теории социализации личности, диалога культур, информационного общества и будущей цивилизации всей планеты. Во-вторых, она позволяет эффективно проводить прогнозирование развития всех сфер общественной жизни, вплоть до разработки стратегических целевых программ не только регионального, но и мирового масштаба.

Выводы и рекомендации представленные в работе могут быть использованы в социальных институтах управления и планирования, а так же в общеобразовательных государственных и негосударственных учреждениях для построения учебных программ, чтения элективов и спецкурсов по социально-гуманитарным наукам, в частности, по темам: «Компьютерное общение и социализация личности», «Компьютерное общение и массовая коммуникация», «Искусственный и естественный интеллект», «Компьютерное общение и его влияние на социальную структуру общества», «Компьютерное общение и цивилизация» и т. д.

Представленные выводы и рекомендации могут быть использованы так же по вопросам преодоления кризисного состояния во всех сферах общественной жизни.

Апробация исследования. Материалы диссертации были изложены в докладах на межвузовских, региональных и международных конференциях и симпозиумах:

1: Международная конференция стран СНГ «Молодые ученые науке, технологиям и профессиональному образованию для устойчивого развития». -Москва, 1999 годРоссийская научно-практическая конференция «Современные информационные технологии в управлении АПК». — Н. Новгород, 1999 год;

2. Международная научно-практическая конференция «Интеллигенция России на пороге XXI века». — Н. Новгород, 1999 годXXVII академический симпозиум «Россия в культуре мира», П. Новгород, 1999 год. IV Нижегородская сессия молодых ученых. — П. Новгород, 1999 год;

3. IV Межвузовской конференция «Русский менталитет». — Н. Новгород, 1999 год;

4. Международная конференция стран СНГ «Молодые ученые науке, технологиям и профессиональному образованию для устойчивого развития». -Москва, 2000 год;

5. XXVIII академический симпозиум «Христианство в истории человечества». — Н. Новгород, 2000 год;

6. Нижегородская сессия молодых ученых. — Н. Новгород, 2000 год;

У.Всероссийская конференция молодых ученых Волжского региона.

Перспективы развития Волжского региона". — Тверь, 2000 год;

8.XXIX академический симпозиум «Человечество в XXI веке: индикаторы развития». — Н. Новгород, 2001 год;

Структура диссертации. Структура диссертации отразилась логикой, целью и задачами, которые мы поставили в своем исследовании. В конечном итоге, диссертация включила в себя введение, две главы, заключение и список литературы. Общий объем составляет 206 страниц машинописного текста: список литературы включает 369 наименований.

Заключение

.

Обобщая итоги диссертационного исследования «Компьютерное общение как социальный феномен», можно сделать следующие выводы:

1. В эпоху формирования информационного общества одним из основных видов социального общения становится компьютерное общение, которое обслуживая человеческую деятельность, становится не только условием, компонентом ее реализации, но и само превращается в некую специфическую форму деятельности.

2. Сущность компьютерного общения как взаимодействия может проявляться как актуализация общественных отношений, в качестве одного из видов деятельности — компьютерной деятельности. Социальность является неотъемлемой частью компьютерного общения.

3. Компьютерное общение имеет структуру аналогичную структуре деятельности. Оно имеет деятельностную природу и может делиться на виды или рода в зависимости от основания, разнообразие которых определяется разнообразием родов деятельности и компонентов самой структуры компьютерного общения.

4. Мы в свою очередь рассмотрели типологию компьютерного общения, в основании которой положили модальности субъекта и компьютерные формы субъектности.

5. Спецификой компьютерного общения является прежде всего наличие компьютерных неявных субъектов, с которыми вступает в общение реальный субъект. Более того, степень как положительного, так и отрицательного влияния компьютерного общения на все модальности субъекта возрастает по мере увеличения степени субъектности неявных субъектов, чего не наблюдалось ни в одной ранее существующей форме социального общения.

6. Все это говорит о том, что компьютерное общение способно замещать, а в последствии и вытеснять родовую потребность человека в непосредственном общении с себе подобными, что несет в себе очень серьезные социальные последствия.

7. Природа компьютерного общения триедина. Оно берет свое начало в развитии средств передачи, обработки и хранения информации, а следовательно в его основании лежит взаимное развитие трех сфер общественной системы: инфосферы, техносферы, социосферы. Предпосылки формирования компьютерного общения складывались на протяжении всей истории человечества, а именно: в архаическую, аграрную, индустриальную и информационную эпохи. Окончательно оно сложилось и начало функционировать в качестве регулятора всей общественной жизни только с переходом общества к информационной стадии развития, лишний раз доказывая наличие тесной взаимосвязи между развитием общества и формами общения.

8. Праксиологический анализ компьютерного общения на двух уровнях: личности и общества дал возможность рассмотреть и систематизировать положительные и отрицательные последствия компьютерного общения на перечисленных уровнях социального взаимодействия.

9. Компьютерное общение, становясь основным механизмом социализации в информационном обществе, оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на формирование личности. В качестве положительных сторон компьютерного общения можно отметить его важную роль в ускорении и уплотнении процесса социализации, что является первостепенным фактором в адаптации субъектов к быстро меняющихся социальным условиям информационного общества. Однако, данный процесс сопровождается и рядом негативных последствий. Уплотнение социального времени в компьютерном общении происходит не только за счет.

•в совершенствования методов систематизации, обработки, хранения и ускорения передачи больших объемов информации, но, в большей степени, за счет сокращения доли непосредственного общения. Лишение человека на ранних ступенях развития (период идентификации, индивидуализации) права учиться общению в реальном времени и пространстве, к которым приспособлен человеческий организм биологически, физически и психически, не может не сказаться на психике человека, на формировании его самосознания. Обрекая людей на компьютерное общение в период развития, а затем и в процессе самореализации, мы тем самым вынуждаем их жить и развиваться в виртуальном мире, в мире вымыслов и безграничных возможностей, которые могут привести не только к социальной изоляции индивида, но и к деформации всего человеческого в нем: способности сострадать, сочувствовать, любить, бережно относиться ко всему живому на Земле, уметь отвечать за свои поступки, обладать индивидуальностью и уметь творчески мыслить.

10. Являясь ядром информационного общества, компьютерное общение меняет его социальную структуру, всю систему общественных отношений, что не может не сказаться на устойчивом развитии социума. Будучи фактором самоорганизации и организации социальной системы, компьютерное общение способно сыграть как стабилизирующую, так дестабилизирующую роль в ее развитии. Изменения в социальной структуре общества приводят к изменениям во всех его сферах, что может привести к переходу всех отношений в обществе: экономических, политических, социальных, духовных на более высокий уровень. Но нарушение баланса между процессами самоорганизации и организации общественной системы под воздействием компьютерного общения, может привести и к необратимым последствиям: это разрушение культурного ядра общества, утрата этнического разнообразия культур, возникновение конфронтации различных культур, вызванные необходимостью тех или иных социумов достигать технического потенциала при отсутствии соответствующей культурной базы, а также распространение всевозможных компьютерных преступлений, выходящих за пределы одного общества.

11. Компьютерное общение, затрагивая еще вчера только частную жизнь и интересы конкретного индивида, превратилось сегодня в проблему, касающуюся всех людей на Земле, т.к. в нем, как в фокусе, концентрируются вопросы войны и мира, экологии, диалога различных культур и т. д. Объединяя людей для решения глобальных проблем человечества, компьютерное общение может породить проблемы, гораздо серьезнее, чем, те на решение которых оно было направлено. В первую очередь это касается науки, которая призвана управлять развитием цивилизации, но в то же время сама может выйти из-под контроля при передаче всех контрольно-логических функций и управления компьютерным системам.

12. Куда пойдет развитие личности, общества и цивилизации зависит от многих факторов, но бесспорным остается один — значительная роль уже принадлежит компьютерному общению и значение ее будет возрастать, что и должно стать предметом дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. -336 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 334 с.
  3. Г. М., Янушек Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность// Общение и оптимизация совместнойдеятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Янушека. М.: Изд-во МГУ, 1987.-С.6−12.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 415 с.
  5. Аникеева.Н. П. Обучение школьников способам общения// Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. — С. 131−183.
  6. В.И., Напельбаум Э. Л. Информатизация общества: ожидания возможных воздействий и структурные подвижки. В сб.: Информатизация общества: анализ проблем и поиски решений. — М.: ВНИИ системных исследований. — № 12. -1989. — С.3−17.
  7. Антропономия, (Общая теория человека). Нижний Новгород: ПАСИ, 1991. -172 с. 14. «Американская мысль»: с будущим в конфликте/Под общей редакцией д.ю.н. Г. Х. Шахназарова. М.: Прогресс, 1984. — 254 с.
  8. В.Ф. На пороге информационной эпохи //Духовный мир человека: проблемы и перспективы. Тезисы докладов Региональной научной конференции. П. Новгород: Ж И, 2000. — С. 30−35.
  9. A.B. Основы археологии. М.: Госполитиздат, 1955. — 230 с.
  10. В. И. Информация и будущее цивилизации : Лекция докл. / В. И. Астафьев. — М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 1999. -44 с.
  11. Ю.Д., Войскунский А. Е., Кобелев В. В., Тихомиров O.K. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты //Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С.25−34.
  12. Л.А., Дворяшина М. Д. Индивидуальный интеллект и интеллектуальный потенциал общества// Вестник Санкт-Петербургского унта. Сер. 6. Философия, политология, социология., психология, право. 1994. — № 4. — С.49−59.
  13. Г., Бургин М. Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение//Вопросы психологии. 1994. — № 4. — С. 95.
  14. B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во Моск. Унта, 1982. — 230 с.
  15. В.Н. Интеллектуальная собственность в социуме. Автореф. канд. филос. наук. Н. Новгород, 2000. — 21 с.
  16. Басси Тарсиси. Деятельность Европы по устойчивому развитию// Региональные проблемы в стратегии устойчивого развития России. Сборник статей. М.: Международный центр обучающих систем, «Аванта +», 1999. -С.58−63.
  17. Г. С. Единство деятельности и общения// Нринципы материалистической диалектики как теории познания. М.: Наука, 1984. -С.194−210.
  18. Ю.М. Право и политика в компьютерном круге. М., 1987. — С.24−26.
  19. И.Г., Юшкевич А. П. Происхождение систем счисления//Энциклопедия элементарной математики. М., Л.: Госиздат., 1951.КН. 1.-С.11−76.
  20. А.И. О влиянии погоды и климата на устойчивое развитие экономики// Региональные проблемы в стратегии устойчивого развития России. Сборник статей. М.: Международный центр обучающих систем, «Аванта+», 1999. — С.64−88.
  21. В. От выживания к устойчивому развитию// Свободная мысль. -1995.-№ 5.-С.32- 40.
  22. Г. Л. Компьютеризация и общество//Вопросы философии. 1988. -№ 6.-С.132−140.
  23. В. А. О месте теории деятельности в марксистской философии//Методология и теория деятельности (Тезисы докладов к X межзональному симпозиуму). Горький, 1982. — С.8.
  24. В.А., Левикова СИ. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений ?//Общественные науки и современность. 1996. — № 3. — С.56−65.
  25. В., Татарников О. Интерактивное искусство и оборудование для виртуальной реальности//Компьютер-Пресс. 1999. — № 7. — С. 10−15.
  26. H.H. Массовая коммуникация и общение. М.: Знание, 1988. — 78 с.
  27. A. A. Личность в общении. М.: Педагогика, 1983.-123 с.зз.Бодалев A.A. Проблемы отношений: уровни, формы, смыслы (Ободаренности человека как субъекта общения)//Мир психологии. 1998. — № 4.-С.272−275.
  28. A.A. Восприятие человека человеком. Л., 1965. — 123 с.
  29. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
  30. Борчиков C A. Метафизика виртуальности (Опыт единой теории виртуальной реальности)//Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 8. -М.: Ин-т человека РАН, 2000. 49 с.
  31. A. A. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. — 64 с.
  32. Брудный А. А Природа и культура: великое противостояние//Общественные науки и современность. 1996. — № 4. — С. 113−121.
  33. A.A., Шукуров Э. Д. Мир общения. Фрунзе, 1977. — 300 с.
  34. Л.П. Общественные отношения и общение// Проблемы общения и воспитания. Тарту: Изд-во Тарт. гос. ун-та, 1974. — Ч. 1. — С. 10−35.
  35. Л.П. Человек: Деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 325 с.
  36. A.M. Люди ли мы? (О соотношении «естественного» и «искусственного» в современном человеке)//Общественные науки и современность. 1996. — № 4. — С. 122−132.
  37. М.К. Микрокомпьютерная смерть//Компьютер и жизнь. 1998. -Апрель. — С.42−44.
  38. К.А. Развитие элементной базы высокопроизводительных ЭВМ// информационные технологии и вычислительные системы. 1996. — № 1. — С. 26 — 47.
  39. Н. Пути и формы достижения ноосферной цивилизованности//Обп., ественные науки и современность. 1996. — № 1. -С.123−130.
  40. С.Д. Роль семьи в процессе социализации ребенка//Вестник Московского ун-та. Сер. 18. 1997. — № 3. — С. 121−125.
  41. Вершинская О. Н Гуманитарный подход к проблеме информатизации//НТИ сер.2. Информационные процессы и системы. 1995. — № 4 (1−2)зо.Видович 3., Голенкова З. Т. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах//Социс. 1997. — № 12. — С.121−125.
  42. Н. Творец и робот. М., 1966. — 230 с.
  43. A.A. Высшая школа: социальный статус и функции. Монография. Вып. 1. Нижний Новгород: ВГАВТ, 1999. — 95.с.
  44. Ю.Ю. Личностный аспект проблемы восприятия информации.//Информатика и образование. 1998. — № 1. — С. 35−42.
  45. А.Е. Информатика в развитии человеческого общения//ВНИИ системных исследований. Социальные проблемы информатизации. 1988.-№ 15.-С.29−38.
  46. А.Е. Интенсификация коммуникационных процессов в условиях компьютеризации. В сб.: Информатизация общества: анализ проблем и поиски решений. М.: ВНИИ системных исследований, 1989. — № 2.-С.65−71.
  47. А.Е. Преобразование общения, опосредованного компьютером: Автореф. дне. канд. психол. наук. М., 1990. — 26 с.
  48. Г. Г. Человек в информационном обществе//Проблемы информатизации. 1998. — № 1. — С.79−80.
  49. A. A. Техника как коммуникационная стратегия//Вопросы философии. 1997. — № 5. — С.96−105.
  50. Всемирная история в X т.т., т. III. М.: Политиздат., 1957 — 300 с.
  51. A.A. Тенденции изменения социальной структуры//Социс.-1998.- № 10.-С. 85−90.
  52. Галкин Глеб. Сеть и профессиональная эволюция//Компьютер и жизнь. -1998.-Апрель.-С. 36−42.
  53. В. А. Общение как основа индивидуализации человека (методологический аспект исследования): Автореф. дис. канд. фил ос. наук. -Свердловск, 1982. 24 с.
  54. Х.Н., Троицкий В. А. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма//Общественные науки и современность.- 1998.-№ 5.-С.124−130.
  55. Э.В., Платонов Г. В. Мир в поисках концепции устойчивого развития//Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1996. -№ 1.-0.3−14.
  56. З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России//Социс.- 1998.-№- 10.-С.77−84.
  57. З.Т., Е.Д. Игитханян Е.Д. Средние слои в современной России//Социс. 1998. — № 7. — С.44−53.
  58. М.Г. Коллективное бессознательное в менталитете //Четвертая нижегородская сессия молодых ученых. (Гуманитарные науки): Тезисы докладов. Часть 2. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — С.6−8.
  59. И., Енгалычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М.: Мол. гвардия, 1991. — 240 с.
  60. Горный Евгений. Сетевая жизнь//Компьютер и жизнь. 1998. — Февраль. — С. 41−42.
  61. В.Г., Симоненко О. Д. Социальные и методологические проблемы новой техники и технологии//Вопросы философии. 1988. — № 1. — С. 48−54.
  62. В.П. Реализация субъективных, неповторимых личностных характеристик человека в условиях информатизации общества// ВНИИ системных исследований. Сборник трудов. 1989. — № 12. — С. 71−81.
  63. А. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой//Социс. 1990. — № 8. — С. 106.
  64. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. -144 с.
  65. Л.Е. Формации и цивилизации//Философия и общество. М., 1997. -№ 1.-С. 10−88.
  66. В.В. Проблемы развития человечества в контексте взаимодействия цивилизации и культуры. Методологический аспект: Монография. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1996. 172 с.
  67. .А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987. — 368 с.
  68. Е.В. Информатизация образования как фактор развития отечественной интеллигенции //Интеллигенция России на пороге XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. — Н. Новгород, 1999. — С. 277−280.
  69. Е.В. О преподавании информатики в начальной общеобразовательной школе //II Международная Нижегородская ярмарка идей. XXVII академический симпозиум «Россия в культуре мира». Тезисы докладов. Н. Новгород, 1999. — С. 244−247.
  70. Е.В. Возможные подходы к типологии общения и определение места компьютерного общения //IV Нижегородская сессия молодых ученых: Гуманитарные науки: Тезисы докладов. 4.2. — Н. Новгород.: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — С.9−11.
  71. Е.В., Федотов Е. В. Религия как одна из возможных форм виртуальной реальности//1П международная Нижегородская ярмарка идей. 28 академический симпозиум «Христианство в истории человечества, 2000. -С.166−168.
  72. Е.В., Федотов Е. В. Виртуальная реальность как условие становления новой мировой религии //III международная Нижегородская ярмарка идей. 28 академический симпозиум «Христианство в истории человечества, 2000.-С. 168−170.
  73. Е.В. Типология субъекта компьютерного общения//Перспективы развития Волжского региона: Материалы Всероссийской заочной конференции. Вьш.2. — Тверь: ТГТУ, ЧуДо, 2000. — С. 105−109.
  74. Е.В., Федотов Е. В. Компьютерное общение индикатор развития XXI века//ХХ1Х академический симпозиум «Человечество в XXI веке: индикаторы развития». — Н. Новгород, 2001. — С. 127−129.
  75. Е.В. Компьютерное общение в системе образования//Пятая Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Сборник трудов. Н. Новгород: Изд-во ИПФ РАН, 2001. С.61−62.
  76. А. В. Виды преобразований интеллектуальной деятельности в условиях диалога с компьютером: Автореф. дне. на соиск. учея. степ. канд. псих, наук: 19.00.01 / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1990. — 20 с.
  77. А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. 300 с.
  78. Д.В. Становление общественного производства. М.: Политиздат, 1973.-263 с.
  79. A. A., Чураков А. Н. Измерение идентичности социальных систем//Социологические исследования. 1996. — № 1. — С.85−90.
  80. О.И. Методологические проблемы изучения культуры общения// Методологические исследования культуры. Л.: Изд-во ЛГИК, 1984. — С. 7987.
  81. A.B., Щуров В. А. Апокалипсис технического объекта: Монография. Н. Новгород: Издательство ННГУ, 1992. 95 с.
  82. A.B., Щуров В. А. Гуманитарные основы инженерной деятельности: Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 1993. -95 с.
  83. Декларация Независимости Киберпространства. Http://www-win. Zhumal.ru/l/deklare.htm.
  84. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности//Вопросы философии. 1990.-№ 3 .-С.31−45.
  85. A.M. Проблемы развития дистанционного образования в России//Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и психология. -1999.-№ 1.-С.102−117.
  86. А.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1987. — 272 с.
  87. К. Социально-психологические аспекты взаимодействия с компьютерными обучающими средами//Информатика и образование. 1997.-№ 8.-С. 103−113.
  88. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии / Отв. ред. И. Т. Левикин. -М.: Наука, 1984.-268 с.
  89. Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. — 228 с.
  90. В. К. Естественно-научные основания проблемы информатизации общества (Философско-методологический аспект): Автореф. дне.. канд. филос. наук: 09.00.08 / Иркутский гос. ун-т. Иркутск, 1996. — 23 с.
  91. О.П. Общение как элемент человеческой деятельности/ТМетодология и теория деятельности (Тезисы докладов к X межзональному симпозиуму). Горький, 1982. — С.72−74.
  92. C.B. Компьютеры в образовании: пределы возможного/ТИнформационные технологии и образование. М.: ИНИОН РАН, 1996.-. С. 106−117.
  93. A.B., Жижин М. Н., Гвишиани А. Д., Нечитайленко В. А., Плато-нов A.n., Савоситский Ю. А., Синюков М. И. Развитие компьютерных сетей в России для науки и образования//Вестник Российского общества информатики и ВТ. 1995. — № 1−3. — С. 29−49.
  94. О.Ю., Марютина Т. М. Индивидуальность школьника и компьютеры. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  95. В.П., Юсупов P.M. Проблемы информатизации общества//Проблемы информатизации. М.: РАМ. МИННАУКИ и техн. политики, 1994. — Вып. 1−2. — С.29−34.
  96. В.П. Философские проблемы информатизации//Проблемы информатизации. 1999. — № 1. — С.8−12.
  97. Н.У. Структурно-содержательные характеристики и психологические особенности конфликта//Мир психологии. 1998. — № 4. -С.262−272.
  98. А.П. Этапы эволюции ЭВМ. М.: Знание, 1987. — 62 с.
  99. Ю. Компьютерная революция в социальной перспективе//Свободная мысль. 1996. — № 7. — С.117−126.
  100. Д.В., Зарецкая З. А. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников//Информатика и образование 1997. — № 7. — С. 89−95.
  101. A. A. История техники. М.: 1962. — 210 с.
  102. Зворыкин А. А НТР и ее социальные последствия. 230 с.
  103. Л.А. Становление личности. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1989.- 168 с.
  104. Л. А. Русский менталитет //Проблемы культурологии: Тезисы докладов Межвузовских конференций по теории и методике преподавания культурологии в высшей школе Н. Новгород: ООО «Вектор Т и С», 1996. -136 с.
  105. Зеленов Л. А Основные проблемы теории деятельности//Методология и теория деятельности (Тезисы докладов к X межзональному симпозиуму). -Горький, 1982. 202 с.
  106. Л.А. Система философии: монография. Нижний Новгород: Изд-во ИНГУ имени Н. И. Лобачевского, 1991. — 128 с.
  107. Л.А. История и теория дизайна. Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегорд.гос.архитект.-строит.ун-т, 2000. — 46 с.
  108. В.П. Искусственный интеллект и парадоксы психологии//Природа. 1986. — № 2 — С. 59.
  109. В.П. Наука неотъемлемая часть культуры ?//Вопросы философии. — 1990. — № 1. — С.33−50.
  110. Ф.Г. Образование и наука в трансформируюш, емся обществе//Социс. 1998. -№ 11. — С.66−72.
  111. Е.Г. Обш-ение как фактор развития личности. Киев: Наукова думка, 1981.-115 с.
  112. В.В. Кто умнее нейрокомпьютеров ?//Вестник Российского общества информатики и ВТ. 1995. — № 6. — С.59−66.
  113. A.C. Проблемы психологии общения: Социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты. Роств-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1976. — 146 с.
  114. В.А. Россия и человечество у края бездны/ТРегиональные проблемы в стратегии устойчивого развития России. Сборник статей. М.: Международный центр обучающих систем, «Аванта +», 1999. — С. 163−184.
  115. К.А. Компьютер и общество. М.: Политиздат, 1990. — 315 с.
  116. К. А. Компьютеризация общества ((методологические и социально-философские проблемы): Автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.01 / Акад. общественных наук при ЦК КПСС. М., 1990. — 40 с.
  117. Э.В. Диалектическая логика. М., 1974. 253 с.
  118. И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анапиза. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. -169 с.
  119. Информатика в понятиях и терминах/Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В.В. Морозов- под ред. В. А. Извозчикова. М.: Просвещение, 1991.-208 с.
  120. Информатика и культура: Сб. Научных трудов/Отв. Ред. И. С. Ладенко. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отд., 1990. 231 с.
  121. Информатика и научно-технический прогресс: Сб.ст./ АНСССР- М.: наука, 1987.- 188 с.
  122. Информатизация и технологизация социального пространства. М. Н. Новгород. — Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1994. — 148 с.
  123. Информатика, телеобработка и персональный компьютер.: (ИНФОР-91): Матер, конфер. М.: НДНТП, 1991. — 122 с.
  124. Информационная технология и проблемы информатизации современного общества: реферативный сборник Сер. Информатика. Наука. Общество /АНСССР, ИНИОН/Отв. Ред. A.M. Кулькин. М.: ИНИОН, 1991. — 194 с.
  125. Информационная технология, экономика, культура/Сборник обзоров и рефератов. Сер. Информация, наука, общество. М.: ИНИОН РАН, 1995. -148 с.
  126. История вычислительной техники: (от простейших счетных приспособлений до сложных релейных систем)/И.А. Апокин, Л. Е. Майстров. М.: Наука, 1990. — 262 с.
  127. История отечественной математики. Киев: Наук. Думка, 1966. — Т.1. — 492 с- 1967.-Т.2.-216 с.
  128. М.С. Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  129. М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  130. СВ. Использование естественного языка для общения с ЭВМ.: мнение пессимиста // НТИ. Сер. 2. Информационные процессы и системы. -1987.-№ 6.-С.32.
  131. В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. Москва-Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Костромской государственный педагогический университет, 1996. 248 с.
  132. О.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в российском обществе//СПН.-1996.№ С. 128−137.
  133. О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации//Социс. 1998. — № 12 .- С 89−94.
  134. В.Д. Роль общения в деятельности человека//Социвльно-политический журнал. 1997. — № 2. — С. 224−234.
  135. В.Е. Методология обществознания: проблемы, стимулы, перспективы. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1990. — 164 с.
  136. Кибернетика. Неограниченные возможности и возможные ограничения. Перспективы развития. М.: Наука, 1981. — 192 с.
  137. В.Г. Образование и цивилизация.//Вестник Российского общества информатики и ВТ. 1996. — № 3. — С. 3−13.
  138. А. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах/Юбщественные науки и современность. 1996. — № 1. — С.97−104.
  139. В.З. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. — 320 с.
  140. Когнитивная психология и искусственный интеллект. Аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 1992. — 80 с.
  141. Колин К. К Информационное неравенство новая проблема/ТМеждународное сотрудничество. — М., 1998. — № 4. — С. 25−30.
  142. Колин К. К Информационные технологии катализатор процесса развития современного общества//Информационные технологии. — М.: Машиностроение. — 1995. — С.30−40.
  143. К.К. Информатика в системе опережающего образования//Вестник Российского общества информатики и ВТ. 1996. — № 3. — С. 19−39.
  144. Кон И. С. Люди и роли//Новый мир. 1970. — № 12. — С.68−191.
  145. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  146. A.A. Информация и коммуникация. Киев: Наукова думка, 1986. -141 с.
  147. Э.М. Информатика и среднее образование//ВНИИ системных исследований. Социальные проблемы информатизации общества. Москва. Сборник трудов. 1988. — № 15. — С.67−75.
  148. B.C. Духовное общение, обмен информацией, идеологическая борьба. М.: Политиздат, 1976. — 143 с.
  149. И.Г. Проблемы виртуального в философии//Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 3. Виртуальные реальности и современный мир. -М.: Ин-т человека РАН, 1997. С.33−49.
  150. М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957. С.24−25.
  151. А.И. Социальная структура: статусы и роли.//Социально политические науки. 1996. — № 2. — С. 98−107.
  152. С.А. Интеллектуальный труд: проблемы организации в послереволюционной России./ЛВестник РГНФ. 1996. — № 4. — С.50−54.
  153. Краткий философский словарь. М.: «Проспект», 1998.- 400 с.
  154. Кристиан Бродаг. Устойчивое развитие: от концепции к действию (на примере Франции)//Региональные проблемы в стратегии устойчивого развития России. Сборник статей. М.: Международный центр обучающих систем, «Аванта+», 1999. — С.89−100.
  155. Пб.Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. — 204 с.
  156. В., Лукашева Е. Индивидуализация или коллективизация ?//Свободная мысль. 1996. — № 2. — С.61−83.
  157. Н.А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования//Вопросы философии. 1999. — № 1. — С.77−87.
  158. В.А. Современное социальное познание. М.: Мысль, 1988. 202 с.
  159. В.А. Понимаю, следовательно, существую.//Общественные науки и современность. 1996. — № 1. — С. 138−144.
  160. В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород: Издательство «Нижний Новгород», 1994. — 199 с.
  161. В.А. Разум против человека. (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М.: «Че Ро», 1999. — 230 с.
  162. Лабиринты общения / А. П. Егидес. М.: Филинъ, 1999. — 383 с.
  163. Лабиринты одиночества: Пер. с англ./Сост., общ. ред. И предисл. Н. Е. Покровского, М.: Прогресс. — 624 с.
  164. А.Н. «Информационное общество» :надежды и результаты информатизации//ВНИИ системных исследований. Сборник трудов. 1989. -№ 12.- С. 42−53.
  165. Р. Интернет революция//Свободная мысль. — 1997. — Сентябрь. -С.65−74.
  166. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. -М.: Атеист, 1930. 339 с.
  167. В.М. Социокультурные последствия компьютеризации и информатизации общества. В сб.: Информатизация общества: анализ проблем и поиски решений. — М.: ВНИИ системных исследований, 1989. — № 12. — С.37−42.
  168. A. A. Психология общения. М.: Смысл, 1997.- 365 с.
  169. A.A. Общее понятие деятельности // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — С.5−20.
  170. A.A. Совместная деятельность, общение, взаимодействие: К обоснованию «педагогики сотрудничества» // Вести, высш. шк. 1989. — № 11.-С. 39−48.
  171. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  172. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  173. Н. Что такое личность ?//Вопросы философии. 1998. — № 2. -С.54−64.
  174. .Ф. Проблема общения в психологии: Вместо введения// Проблема общения в психологии. М.:Наука, 1981. — С. 3−23.
  175. В.М. Модели индустриальной и постиндустриальной цивилизации в западной футурологии//Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право. 1993. — № 2. -С.16−23.
  176. И.А. Цивилизация и техника. Л.: Знание, 1987. — 32 с.
  177. Майкл О Доэлл. Влияние компьютерной анимационной среды на школьное образование.//Информатика и образование. 1998. — № 5. — С.55−62.
  178. A.A. Обш, ественный прогресс. М., Политиздат, 1970. — 256 с.
  179. Н.М. Из истории пальцевого счета//Вопросы истории физико-математических наук. М.: Высшая школа. — 1963. — С.90.
  180. М.К. Форма превраш-ения //Философская энциклопедия. -М, 1970.-Т.5.-665 с.
  181. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч.2.
  182. В.А. Интеллигенция конверсируемых предприятий//Социс. -1998.-№ 10.-С.96−105.
  183. Массовая информация и коммуникация в современном мире/Отв. ред. И. А. Федякин. М.: ИНИОН АН СССР, 1989. — Т. 1. — 184 с.
  184. Метлер-Мейбом Б. Социальные цены в информационном обществе: Размышления о коммуникативной экологии //Информационная революция: наука, экономика, технология. М.: ИНИОН РАН, 1995. — С. 162.
  185. М.С. Информация, знание, творчество. В. сб.: Информатизация общества: анализ проблем и поиски решений. — М.: ВНИИ системных исследований, 1989. — № 12. — С. 58−65.
  186. И., Гаврилин Е. Индивид, личность, постиндустриальное общество//Свободная мысль. 1996. — № 7. — С. 102−116.
  187. Н. Информационное общество как этап новейшей истории//Свободная мысль. 1996. — № 1. — С.76−82.
  188. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия. — 1990. — 352 с. 211. молодший В. Н. Очерки по философским вопросам математики. М., 1969. -303 с.
  189. Л.М. Современные проблемы философии образования. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН. — 1998. — 66 с.
  190. A.B. Воспитание как социальный институт//Вестник РГНФ. 1997. -№ 2.-С. 122−129.
  191. А.П. Компьютеризация и динамика классовой структуры общества: некоторые социологические и психологические аспекты.// ВНИИ системных исследований. Сборник трудов. 1989. — № 12. — С. 53−58.
  192. Научно-технический прогресс и общение// Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса. Д.: Наука, 1982. — С. 73−118.
  193. НТР как социальный процесс. М., 1982. — 238 с.
  194. Научно-техническая революция, человечество, его природа и социальная среда: Сборник статей. /Мин-во высш. и ср-го образования РСФСР- [ред.кол. В. Г. Маратов (отв.ред)]. Изд-во Лен-го ун-та, 1977. — 215 с.
  195. В.В. Адаптация к пользователю компьютерных систем на основе психологического интерфейса.//Проблемы информатизации. 1993. — № 3−4. — С.67−72.
  196. Нечаев В. В Ресурсный анализ процессов социальной эволюции//Проблемы информатизации. 1999. — № 2. — С.68−80.
  197. Нечаев В. В Человек и информация. Цвилизационно-ритмо-информационный подход./Я1ро6лемы информатизации. 1999. — № 1. — С.68.
  198. И. Интеллигенция: превратности свободы//Октябрь. 1997. — № 12.-С. 114−124.
  199. H.A. Словарь виртуальных терминов//Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 7. Труды Центра профориентации. М.: «Путь», 2000. — 69 с.
  200. М.Н. Человеческое общение. М.: Политиздат, 1988. — 127с.
  201. H.H. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 150 с.
  202. СИ., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеолог. Выражений / Российская АН. Ин-т рус.яз.-Российский фонд культуры. М.: Азъ Ltd., 1992. — 960 с.
  203. . Т.Н. Научно-технический прогресс: возможности и границы предвидения//Социс. 1999. — № 8. — С.3−12.
  204. В.Б. Школьники в изменяющемся обществе (1982−1987)//Социс. 1999. -№ 6. — С.88−96.
  205. Ортега -и-Гассет X. Размышления о технике//Вопросы философии. 1993. -№ 10. — С.32−68.231.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс//Вопросы философии. 1989. — № 3. -С.120.
  206. Ю.В., Тюхтин B.C. Мышление человека и «искусственный интеллект». М.: Мысль, 1978.- 149 с.
  207. В. Д. Кризис цивилизации и нерешенные проблемы информатизации//Научно-техническая информация. Сер.2. Информационные процессы и системы. 1993. — № 12. — С. 1−9.
  208. .Д. Социальная психология как наука. Л: Лениздат, 1967. — 262 с.
  209. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-348 с.
  210. .Д. Научно-техническая революция и личность. М.: Политиздат, 1978. — 240 с.
  211. Е. Н. Информатизация образования и переход к устойчивому развитию: философско-методологический анализ: Автореф. дис.. д-рафилос. наук: 09.00.08 / Рос. акад. гос. службы при президенте РФ. М., 1997.- 60 с.
  212. Передача технологии развивающимся странам: реферативный сборник/Отв. ред. Макарова Е. А. М.: ИНИОН АН СССР, 1990. — 169 с.
  213. С.С. Личность через схематизмы культуры/ТВопросы философии.- 1990.-№ 5.-С.75−78.
  214. В.И. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика., 1991.
  215. И.Г. Статья о природосообразном воспитании// Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1981. — Т.2. — С.211−212.
  216. Н.К. Человек и культура в НТР//Вопросы философии. 1990. — № 5.- С.79−92.
  217. Н.П. Новые технологии образования//Вестник РГНФ. 1996. — № 1. -С.154−162.
  218. С.А. Компьютероопосредованное обучение как средство интеллектуального развития личности школьника: Автореф. Дне. Канд. Педаг. Наук. Саратов, 1997. — 19 с.
  219. Познание и общение / Отв. ред. Б. С. Ломов, A.B. Беляева. М.: Наука, 1990. -С. 92−103.
  220. Т.К. Образование как интегральный институт социума. Автореф. канд. филос. наук. Н. Новгород, 1999. — 27 с.
  221. .В. Интегративная природа социализации личности. Автореф. канд. философ, наук. Н. Новгород, 2001. — 25 с.
  222. Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме. Киев, 1985. — 192с.
  223. Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме. Автореф. диссерт. докт. фософ. наук. — Киевский гос. ун-т, 1988. — 32 с.
  224. Проблемы инфовзаимодействия/Под ред. В. З. Когана. Вып. 1. Новосибирск., 1993. — 257 с- Вып. 2. Новосибирск. — 1995. — 222 с.
  225. Проблемы компьютерного обучения / Сб.ст./Под общей редакцией В. Г. Разумовского. М.: Знание, 1986. — 61 с.
  226. Проблемы общения в психологии /Под редакцией Б. Ф. Ломова. М., 1981. -227 с.
  227. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование/Под ред. В.В. Давыдова- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  228. . В. Одиночество и общение (философско-социологический аспект): Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / Рос. ун-т дружбы народов, 1995. 16 с.
  229. Развитие вычислительной техники и способов обработки информации / В. Д.?. Гаскаров, В. В. Фомин- М-во транспорта РФ. С.-Петерб. гос. ун-т вод. коммуникаций. СПб.: СПГУВК, 1998 (1999). — 51 с.
  230. А.И. Философия компьютерной революции. М:. Политиздат, 1991.-286 с.
  231. А.И. Будущее России: социально-технологическая модель//Общественные науки и современность. 1996. — № 2. — С.5−11.
  232. Ракитов .А. И. Наука и устойчивое развитие общества//Общественные науки и современность. 1987. — № 4. — С.5−11.
  233. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России//Проблемы информатизации. 1993. — № 3−4. — С.6−19.
  234. А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок//Вопросы философии. 1992. — № 5. — С.3−15.
  235. А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М.: ИНИОН РАН, 1998.- 104 с.
  236. Региональные проблемы в стратегии устойчивого развития России. Сборник статей. М.: Международный центр обучающих систем, «Аванта +», 1999. — 376 с.
  237. A.B. Парадигмы общения: Взгляд с позиции социальной философии./ С. Петербургский гос. ун-т. СПб.: Изд-во С. Петербург, ун-та- Иваново: Полинформ, 1993. — 210 с.
  238. Л.И. Цивилизация и способ общения. М.: Наука. Изд-ая фирма «Восточная лит-ра», 1993. — 308 с.
  239. .А. Коммуникация как социальное явление. Ростов-на-Дону, 1984 — 120 с.
  240. .А. Общение как условие формирования личности. М.: Наука, 1981. -С.118−134.
  241. и.А. Глобальные проблемы человечества. М.: Аспект Пресс, 1995.- 159 с.
  242. В.М. Виртуальные реальности: природа и область применения // Социально-политический журнал. 1997. — № 6. — С. 183−199.
  243. Р03ИН В. М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники//Вопросы философии. 1996. — № 3. — С. 19−28.
  244. Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. 224 с.
  245. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1994. — 164 с.
  246. Э. Закономерности формирования «модели культурного человека»//Вопросы философии. 1990. — № 5. — С61−74.
  247. Е.П. Образ жизни и исторические формы общения. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989.-261 с.
  248. Е. Индустриальное общество перед лицом перемен//Свободная мысль. 1997. — Февраль. — С.72−83.
  249. Е. Прагматический гуманизм и искусственный интеллект/Юбщественные науки и современность. 1992. — № 6. — С.83−87.
  250. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  251. Н. Н. Закономерности процесса информатизации общества ((философско-методологические проблемы)): Автореф. канд. филос. наук. -М., 1993.-21 с.
  252. А. Е. Психические состояния пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированной деятельности: Автореф. дне.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Казанский пед. ун-т. Казань, 1998. — 24 с.
  253. А. Стабильна ли наша цивилизация ?//Свободная мысль. 1995. — № 5.-С.З-14.
  254. В.В. Культура. Деятельность. Общение. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. — 478 с.
  255. В.Б. От индустриального к информационному обществу//СПЖ.- 1995.-№ 4.-С. 208−218.
  256. Симоненко в. Б, Информационное общество: социологический аспект исследования//Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. — № 3. — С. 172−182.
  257. л.А. Человеческое общение в интерпретациях современной западной философии: Критический анализ. Киев: Наукова думка, 1990. -112 с.
  258. А.К. О стратегии и путях перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом.//Вестник Российского общества информатики. 1996. — № 1. — С. 3643.
  259. Э.М. Анализ системы «субъект-техническое средство-объект»//Философские науки. 1983. — № 1. — С.24−30.
  260. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. -1987.- 1599 с.
  261. В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1973. — 200 с.
  262. СВ. Социальная конфликтология. Учебник для вузов РФ. М: ЮНИТИ — ДАНА, 200. — 355 с.
  263. A.B. Когнитивная психология и искусственный интеллект. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН. — 1992. — 80 с.
  264. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.:Изд-во МГУ, 1992. — 109 с.
  265. Н. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992 — 300 с.
  266. H.A. Кризис современной семьи//Ежемесячный журнал для всех. СПб., 1916.-№ 3.-С.164.
  267. Социально-философские проблемы НТП: (тезисы докл. Уч. VI Всесоюзных философских чтений молодых ученых. Звенигород. — 26−30 августа. — М.: б.и. — 1986. — 138 с.
  268. Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного процесса. М.: Изд-во МГУ. — 1992. — 93 с.
  269. СГ. Общество как субъект социальной жизни/Социально-политический журнал. 1995. — № 1. — С. 72.
  270. А.Г. Происхождение сознания. М.: Госкомиздат., 1960. — 471 с.
  271. A.A. Информационная безопасность духовной жизни общества/ТВестник российского общества информатики и ВТ. 1996. — № 4. -С.50−56.
  272. Д.Я. Краткий очерк истории математики. М.: Наука, 1978. — 335 с.
  273. А.И. Общественный интеллект: социогенетические механизмы развития и выживания: Автореф. дис. докт. фил. наук. Нижний Новгород, 1995.-54 с.
  274. А. Отчуждение, человечество, личность//Свободная мысль. 1993. -№ 16.-0.36−45.
  275. А.Г. Информационные процессы в организме человека/ЯТроблемы информатизации. 1993. — № 1−2 С. 64−70.
  276. Теоретические аспекты информатизации. Общегосударственные проблемы управления. Новые информатизационные технологии. // Международная академия информатизации. Сборник научных трудов. Вып. 3: Конверсия. М., 1998. — 303 с.
  277. O.K., Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Общение, опосредованное компьютером//Вестник Моск. ун-та. сер. 14. Психология. -1986.-№ 3.-0.31−42.
  278. Тодор Дичев. Эколого-эволюционная и психогенетическая катастрофа в России// Региональные проблемы в стратегии устойчивого развития России. Сборник статей. М.: Международный центр обучающих систем, «Аванта +», 1999.-0.139−148.
  279. B.c. Структурные изменения в обществе как условие и последствие информатизации. // ВНИИ системных исследований. Сборник трудов. 1989. — № 12. — С. 30−36.
  280. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 3. Виртуальные реальности и современный мир. М.: Ин-т человека РАН, 1997. — 85 с.
  281. В.П. Философия сознания (современные вопросы). М., 1971. -199 с.
  282. А. Может ли машина мыслить? М., 1960. — 112 с.
  283. Э.Б. Первобытная культура. Спб.: О. Н. Попова. 1896. — Т.1. — 472 с.
  284. А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании.//Информатика и образование 1998. — № 4 С. 65−77.зп.Уолдроп М. Думает ли компьютер 7//CIIIA. Экономика, политика, идеология. 1993. — № 3.- С. 102−107.
  285. А. Д. Информатизация общества и безопасность развития цивилизации// Социально-политические науки. 1990. — № 10. — С. 28−38.
  286. А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития человечества. М.: Луч, 1993. — 275 с.
  287. Урсул А. Д Перспективы эволюции государства в модели устойчивого развития/Юбщественные науки и современность. 1996. — С. 134−144.
  288. А.Д. Становление информационного общества и переход к устойчивому развитию/ТПроблемы информатизации. 1999. — № 4. — С. 13−23.
  289. А.Д. Проблемы информации в современной науке. М., 1975.
  290. А.Д. Переход России к устойчивому развитию, Ноосферная стратегия. М., 1998. — 500 с.
  291. А.Д. Ноосферная парадигма опережающего образования/ТРегиональные проблемы в стратегии устойчивого развития России. Сборник статей. М.: Международный центр обучающих систем, «Аванта +», 1999. — С.322−332.
  292. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. М.: ИНФРА-М, 1997. — 480 с.
  293. Федоров А. Microsoft Agent 2.0 //Компьютер-Пресс. 1999. — № 7. — С.70.
  294. Е.В. Основы социально-психологической культуры. Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1993. — 104 с.
  295. Л.В., Лебедев Ю. А. Социальная педагогика как интегративная наука о личности. Пермь, 1992. 264 с.
  296. .А. Применение счета в палеолите и вопрос об истоках математики//Изв. СО АН СССР. Сер. Общественные науки. 1965. — № 9. -ВЫП.З.-С.97−104.
  297. .А. Числа в графике палеолита. Новосибирск: Наука, 1974. — 239 с.
  298. И.Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1983. — 350 с.
  299. А.Т. Трансформация социальной структуры российского общества./Социально политические науки. 1996. — № 4. — С. 24−37.
  300. P.C. Социология коммуникации как учебная дисциплина/ТВестник Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1999. — № 3. — С.27−32.
  301. П. Личность и индивидуальность//Свободная мысль. 1995. — № 6. — С.84−93.
  302. Г. И. О современных теориях информационного общества/Л Международная Нижегородская ярмарка идей. XXVI академический симпозиум «Интеллектуальная собственность в информационном обществе». Тезисы докладов. Н.Новгород. 1998. — 512 с.
  303. И. В. Информационный аспект взаимодействия личности и общества: Автореф. дне.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Воронежская технол. акад. Воронеж, 1997. — 18 с.
  304. О.Ф. Системный подход и компьютерное моделирование в политическом исследовании//Общественные науки и с современность. -1996.-№ 2.-С.100−110.
  305. В.П. Социальный смысл системно-синергетической парадигмы. -Йошкар-Ола: МарГТУ, 1997. 176 с.
  306. Е.А. Философские размышления о виртуальной реальности //Вестник СНб ГУ. Сер. 6. 1996. — вып. 2 (№ 13). — С.33−38.
  307. С. Ф. Общение как способ воспроизводства духовной жизни общества: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.01 / Киев. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. Киев, 1990. — 16 с.
  308. Л.А. Средства массовой информации в системе общества. Н. Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2000. — 273 с.
  309. Е.Б. Перспективы демократии в сознании россиян //Общественные науки и современность. 1996. — № 2. — С.45−60.
  310. Ю.А. Общение: возможность и действительность. Фрунзе, 1985.- 110 с.
  311. Ю.А. Психологические проблемы, массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. — 216 с.
  312. Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки//Дошкольное воспитание. -1994. № 1,2.
  313. В.А. Моделирование и философия. М. -Л., 1966 — 130 с.
  314. П. Жизненные стратегии подростков//Социс, 1999. — № 5. -С.52−62.
  315. А.Г. Общение как социальная деятельность. Авореф. Дис. Канд. Филос. Наук. Ленинград., 1973. — 20 с.
  316. В.А. Новый технократизм: Феномен техники в контексте духовного производства, монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1995. 115 с.
  317. В.А. Универсальность техники как объект социально-философского анализа: Автореф. Дис. Докт. Филос. Наук. Нижний Новгород, 1996. -39 с.
  318. ЭВМ пятого поколения: концепция: проблемы. Перспективы/Под.ред. Т. Мото-Ока/пер. С англ.: Предисл. Е. Г. Велихова. М.: Финансы и статистика, 1984.- 110 с.
  319. А., Форбс Ч. Вторжение компьютерной культуры//Информационная технология, экономика, культура. Сб. обзоров и рефератов. -М.: ИНИОНРАН, 1995. С. 129−133.
  320. к. Информация и экономическое поведение//Вопросы экономики. -1995.-№ 5.-С.101.
  321. Ю.В. Социально-демографические, природно-экологические и технико-экономические факторы устойчивого развития регионов России//Региональные проблемы в стратегии устойчивого развития России.
  322. Сборник статей. M.: Международный центр обучающих систем, «Аванта +», 1999.-С.366−371.
  323. О. И. Социодинамика общения (Социологический анализ информационного взаимодействия в социальном диалоге): Автореф. дне.. канд. социол. наук: 09.00.11 / Ростов, гос. ун-т. Ростов-на-Дону, 1997. — 21 с.
  324. Bettingaus Е. Message preparation: the Nature of Proof. Indianapolis, 1966.
  325. Cawkell A.E. The real information society: present situation and some forecasts //J. of information science. 1986, 12. № 3. — pp. 87−95.
  326. Chandler D. The phenomenology of writing by hand // Intelligent Tutoring Media. 1992. Vol. 3. No. 2/3. P. 65−74.
  327. Chandler D. Writing strategies and writers’toolsV/English Today. 1993. Vol. 9. No. 2. P. 32−38.
  328. Dance F. E. X., Larson C. E. The Functions of Human Communication: A Theoretical Approach. New York, 1976.
  329. Dowling C. Mind your language: computers and communication //To-morrow's Technology Today. Proceedings of the Fifth Australian Compu-ters in Education Conference. Adelaide: Computers in Education Group of South Australia, 1987. P.39−43.
  330. Dowing C. Word processing and the ongoing difficulty of wri-ting//Computers and Composition. 1994. Vol. 11. No. 3. P. 227−235.
  331. Gosselin, Andre. La logique des effets pervers: Sciences sociales, rhetorique polit., ethique / Andre Gosselin. Paris: Presses univ. de France, 1998. — X, 249 c.
  332. Hachette. Le Dicstionaire de Notre Temps. Hachette, 1988.
  333. Haywood T. Electronic information: the withering of public access//New Horizons of Information Profession: Meet Challenge Change: Proc. Annual Conference of Institute of Information Scientists. Warwick, 1987. London.: 1988, pp. 195−206.
  334. International Encyclopedia of Communication 4 vol. New York, 1989.
  335. Kennedy Noah. The industrialization of intelligence: Mind a. machine in the modem age / Noah Kennedy. London etc.: Unwin Hyman, 1989. — X, 213 c.
  336. Proceedings of the Forum on the social impacts of computerisation held at the University of Waterloo, Jan. 14, 15, 16, 1982 / Ed. by Kae Elgie. Waterloo (Ontario): Waterloo publ. interest research group. Univ. of Waterloo, Cop. 1982. -IV, 229 c.
  337. Kussel R.A. The high tech revolution/ZSpecial libraries. 1986, 77. N 1. — pp. 18.
  338. Shannon C. E., Weawer W. The mathematical theory of communication. -Urbana, 1949.
  339. Thayer L. On Theory Building in Communication: Some Conseptual Problems/ZJoumal of Communication 1968. No, 18.
  340. Webster’s New International Dictionary of the English Language. 2nd. ed. Springfield (Mass.), 1934.
Заполнить форму текущей работой