Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гуманистические представления о человеке в эпоху Возрождения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для того чтобы уничтожить нищету, бесправие, другие позорные явления в обществе, необходимо прежде всего уничтожить богатство отдельных людей, ликвидировать частную собственность как главную причину всякого зла. Самой высшей ценностью в обществе Мор считал человека. Он не мог мириться с тем, что человек ценится «гораздо дешевле, чем само золото». Для него человеческая жизнь — это ни с чем… Читать ещё >

Гуманистические представления о человеке в эпоху Возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Господствующей идеологией Средних веков (как на Востоке, так и на Западе) становится религия. В теологических учениях се наиболее крупных представителей Августина Блаженного и Фомы Аквинского оформляется и соответствующая концепция человека.

Наиболее яркий выразитель интересов западно-христианской церкви Августин утверждал, что отцом истины, мудрости, добра и красоты является бог, создавший человека. При этом Августин исходил из основополагающих положений Ветхого завета, согласно которым бог творит все существующее, в том числе и человека, «из ничего».

Как же создано общество, что представляет собой человеческий род? Бог, по Августину, сотворил сперва одного человека, из него — второго… Так постепенно сложился человеческий род. Одних бог создал для счастья, других же осудил на вечные муки. Первых после смерти ждет рай, а вторых — «страшный суд». Согласно представлениям Августина, сущность человека состоит в его божественном творении, смысл же его бытия — в служении богу.

Как и Августин, Фома Аквинский считал, что человек создан богом и по отношению к Вселенной является маленьким миром — микрокосмом. Человек — это соединение души и тела. Бог создал сперва тело, а затем вдохнул в него душу. Душа — двигатель человеческого существа. Рассуждая по этому поводу, Фома помещает человека между миром животных и ангелами. Человек ставится выше животных, но в то же время признается низшим, несовершенным по сравнению с ангелами. Божественное провидение закрепляет за одними сельскохозяйственный труд, за другими — ремесла, за третьими — умственную деятельность и т. д. Разумеется, в своих рассуждениях о различии людей по роду деятельности Фома был очень далек от идеи об общественной природе разделения груда. Вместе с тем он апеллирует к конкретному человеку, к живой человеческой личности, считая, что, будучи сотворенным, человек существует реально, в виде отдельных индивидов. Фома Аквинский подчеркивал, что нет материи вообще без конкретного проявления материального носителя .

Господство теологической концепции человека в Средние века объясняется глубокими социальными причинами. На человека давили не подвластные его контролю высшие социальные силы, которые воспринимались им как ниспосланные свыше. Подобно природным социальные силы рассматривались в качестве божественного деяния, что приводило к распространению представлений о предопределенности человеческой судьбы и непременном воздаянии по заслугам в потустороннем мире. В соответствии с этим господствующей идеологией поддерживалась и пропагандировалась система нравственных ценностей человека, включающая в себя установку на покорность, осознание греховности и т. д.

В эпоху Возрождения в условиях становления буржуазного общества в философии возникла гуманистическая линия, подрывающая теологические представления о человеке. В противовес церковным взглядам на человека как на существо греховное, покорное идеологи Возрождения провозгласили ценность человеческой личности, ее достоинства, разум и благородство. Прогрессивно настроенные мыслители требовали освобождения человека от оков Средневековья и схоластики. В их трудах личность рассматривается как нечто возвышенное, самоценное. На передний план выдвигается вопрос о взаимоотношениях между человеком и природой, личностью и обществом. Представители гуманистической философии провозглашают идеал всесторонне развитой личности. Будучи исторически прогрессивным явлением, гуманизм мыслителей Возрождения носил в то же время довольно ограниченный ха-[1]

ракгер. В нем, в частности, отразилась такая характерная черта буржуазной культуры как индивидуализм, тесно связанный с эгоизмом и этикой эпикуризма. Однако — и это хотелось бы особенно подчеркнуть — в гуманистической философии эпохи Возрождения индивидуализм и проповедь наслаждения жизнью неизменно сочетались с представлениями о человеке как о существе, от природы наделенном склонностью к добру и к любви, к установлению высоконравственных отношений между людьми.

В учениях первых представителей утопического социализма Т. Мора и Т. Кампансллы содержались идеи, отразившие мечту простых людей о свободном развитии и счастье каждого члена общества. Они попытались осмыслить противоречивые процессы своей эпохи, сопровождавшиеся ломкой старых феодальных порядков и формированием новых капиталистических отношений. Одновременно они выдвинули идеал общественного устройства, основанного на принципах братства, равенства и свободы.

В своей знаменитой «Утопии» английский гуманист Томас Мор весьма ярко изобразил процесс первоначального накопления капитала, осуществляющийся путем «огораживания». Обращаясь к первым капиталистам, он писал, что «овцы стали такими прожорливыми, что пожирают даже людей, опустошают и разоряют поля, наносят ущерб в домах и городах». Знатные, богатые господа живут в празднестве, «для пашни они ничего не оставляют, все занимают пастбищами, ломают дома, разрушают города, оставляя лишь хлам под овечий хлев»[2]. В этом Мор усматривает причину моральной деградации человека, проявляющейся в фактах воровства, бродяжничестве и т. п.

Для того чтобы уничтожить нищету, бесправие, другие позорные явления в обществе, необходимо прежде всего уничтожить богатство отдельных людей, ликвидировать частную собственность как главную причину всякого зла. Самой высшей ценностью в обществе Мор считал человека. Он не мог мириться с тем, что человек ценится «гораздо дешевле, чем само золото». Для него человеческая жизнь — это ни с чем не сравнимая ценность, ибо ее «нельзя уравновесить всеми благами мира». В человеке он видел явление уникальное и весьма одаренное.

Размышления о человеке сопровождаются у Мора описанием идеального общественного устройства, в котором все люди свободны от эксплуатации и равны между собой. Каждый член общества вносит свою лепту в общее дело, труд оценивается по заслугам. Люди работают только шесть часов, а свободное время проводят с пользой для себя, посвящая свой досуг занятиям музыкой, поэзией, наукой. Все члены общества отличаются благородными нравами, презирают бессмысленное накопительство.

О лучшем будущем человека мечтал и итальянский философ и политический деятель Томмазо Кампанелла. Как и Т. Мор, он видел антигуманистическую сущность частнособственнического общественного уклада, в условиях которого феодалы и капиталисты грабили грабили простой народ. В такой вопиющей несправедливости, когда труженик живет плохо, а бездельник — хорошо, виновато, по убеждению Т. Мора, существующее положение вещей. Он считал, что, только уничтожив частную собственность, можно установить всеобщую справедливость.

Кампанелла выдвинул свой идеал общественного устройства, описав его в работе «Город Солнца». В этом идеальном городегосударстве нет частной собственности, все люди заняты производительным трудом. Нет нищеты, воровства, рабского подчинения силе богатства.

С точки зрения Кампанеллы, общество, свободное от частной собственности, порождает нового человека, преданного общим интересам, разделяемым каждым членом государства. Люди «пылают такой любовью к родине, какую и представить трудно», а «все сверстники называют друг друга братьями». Новые люди свободны от всех пороков, присущих человеку феодального и капиталистического общества[3].

Заслуживают внимания рассуждения Кампанеллы о воспитании человека в новом обществе-государстве. Всю заботу по воспитанию и обучению детей берет на себя общество. Большое внимание уделяется трудовому воспитанию. Дети участвуют в посильном производительном труде, никакая работа не является для них позорной, унизительной. Общество заботится и о физическом развитии детей. Всячески поощряются занятия наукой, искусством. Одним словом, новые люди должны быть всесторонне развитыми. Интересны и предлагаемые Кампанеллой принципы обучения и воспитания, включающие установку на естественное развитие способностей человека. Обучение и воспитание в городе Солнца осуществляются в непринужденной обстановке, во время прогулок, игр, занятий физическими упражнениями.

Таким образом, в гуманистической философии эпохи Возрождения в утопической форме отразился протест против античеловеческих условий бытия людей. Одновременно был поставлен вопрос об уничтожении эксплуатации человека человеком и намечены идеалы нового общества, в котором осуществлялось бы свободное развитие всех и каждого.

Гуманистическая мысль эпохи Возрождения, прежде всего утопические идеи Мора и Кампанеллы, оказали заметное влияние на формирование прогрессивных философских представлений о человеке, его месте в мире и воспитании людей в духе свободного развития всех человеческих качеств, сил, дарований.

  • [1] Богош Ю. Фома Аквинский М, 1966 С 203
  • [2] 2 Мор Т Утопия. М" 1978 С 224.
  • [3] Кампанелла Г. Город Солнца М., 1954 С. 46−48.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой