Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конкуренция и социальная адаптация в трансформирующемся обществе: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня в социальных и гуманитарных науках утверждается осознание общества и природы как функционально равных частей единого целого, который может существовать в таком качестве при условии соотнесения человеческих действий с возможностями природной среды. Это приводит к качественной трансформации в истолковании категории «конкуренция», поскольку изначально конкуренция представляет собой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНКУРЕНЦИИ
    • 1. Феномен конкуренции как социальная проблема: многообразие подходов
    • 2. Методологические основания исследования конкуренции как механизма становления новой социальной реальности
  • ГЛАВА II. КОНКУРЕНЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ
    • 1. Конкуренция как механизм развития социальных и личностных ресурсов адаптации
    • 2. Адаптационные стратегии: конкуренция ценностных оснований

Конкуренция и социальная адаптация в трансформирующемся обществе: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема философского осмысления современной кризисной ситуации в России — одна из основных проблем отечественной социальной философии. «Сегодня потребность в философском осмыслении бытия ощущается, пожалуй, с особой остротой. Мы потеряли старые жизненные ориентиры и ищем новые"1.

Проследить на основе научного анализа изменения, сопровождающие процесс социальной трансформации, означает понять закономерности происходящих событий, проникнуть в механизм общественного воспроизводства, осуществить обоснованный прогноз. Неопределенность и нестабильность переходного российского общества определили актуальность исследования механизмов становления новой социальной реальности, одним из которых является конкуренция.

Конкуренция в становлении новой социальной реальности характеризует как объективную действительность, так и отражение ее в формах деятельности субъекта — социальную субъектность. При этом возникают ситуации со многими неизвестными, ставящие субъекта перед необходимостью выбора. Конкуренция — это тот механизм, который дает возможность количественно и качественно определить степень вероятности того или иного результата, а также является способом снятия неопределенности, путем практического превращения возможностей в действительность, разрешения противоречий при многовариантном развитии событий.

Изучение конкуренции без принятия во внимание культурных особенностей той социальной реальности, в которой она происходит, не может адекватно интерпретировать динамику развития переходных обществ. Теоретические концепции, посвященные исследованию конкуренции не осуществляют разработку конкретных механизмов реализации социальных.

1 Степин В С Эпоха перемен и сценарий будущего избранная социально-философская публицистика М, Наука, 1996, с 87 трансформаций. Поэтому необходимо выявить и проанализировать факторы, влияющие на социальное пространство конкуренции и ее роль в реализации адаптационных стратегий, как на групповом, так и на индивидуальном уровнях.

Социокультурной подход означает что конкуренция, будучи механизмом становления новой социальной реальности, всегда касается ценностного решения, являясь необходимым элементом любого выбора. Поэтому анализ ценностных оснований конкуренции позволит проследить динамику становления той или ценностной доминанты, определяющей адаптационную стратегию, а также выявить условия, факторы, ресурсы и критерии социальной адаптации в трансформирующемся обществе.

Резюмируя данные рассуждения можно сформулировать следующие моменты, определяющие актуальность предпринятого исследования. Во-первых, для системно-комплексного изучения переходного общества, необходимо выявить связь конкурентоспособности на групповом и индивидуальном уровнях с динамикой социокультурных оснований возникающей социальной реальности. Во-вторых, поскольку конкуренция как механизм проявляется в деятельности социальных субъектов, то стремление избежать или принять ее является атрибутивной характеристикой адаптационной стратегии, а значит, необходимо выявить связь между конкуренцией и динамикой социальной адаптации в условиях трансформирующегося общества. В-третьих, функционирование механизма конкуренции обусловлено и детерминировано борьбой ценностных систем и интересов, поэтому феномен конкуренции всегда приобретает возрастные и социальные характеристики, отсюда и необходимость их определения и анализа на уровне той или иной социально-демографической группы, в нашем исследовании — это молодежь.

Степень научной разработанности проблемы. Сложное и недостаточно разработанное проблемное поле, охватывающее время социальных трансформаций, побудило обратиться к познавательным и методологическим возможностям комплексного анализа категории «конкуренция» рассматриваемой как механизм рождения новой социальной реальности.

Проблема конкуренции давно и плодотворно изучается различными науками, тем не менее, попытки анализа феномена конкуренции приводят к ряду нерешенных вопросов. В первую очередь, это касается определения самого понятия. Большинство исследователей сходятся в том, что конкуренция — это форма деятельности в условиях неопределенности, при наличии возможности оценить вероятность ее результата (А.Альгин, Н. Д. Кондратьев, О. С. Анисимов, В. Н. Бердникова, В.Г.Голофаст) .

Сегодня в социальных и гуманитарных науках утверждается осознание общества и природы как функционально равных частей единого целого, который может существовать в таком качестве при условии соотнесения человеческих действий с возможностями природной среды. Это приводит к качественной трансформации в истолковании категории «конкуренция», поскольку изначально конкуренция представляет собой «.биологическую проблему как борьба за существование».3 Изучение явлений конкуренции в природных условиях, т. е. признание конкуренции имманентно присутствующей в природе, в последующем позволило идентифицировать и оценить ее с помощью научных методов, а затем включить в ее определения социальные аспекты (И.В.Вернадский, Н. Виннер, И.Л.Герловин)4. Человеческий фактор при этом рассматривался преимущественно как способность проиграть или выиграть, т. е. как конкурентоспособность. По своему отношению к конкуренции индивиды подразделялись на две категории: стремящихся избежать конкуренцию (риска) и склонных к конкуренции. Конкурентоспособность в глазах сторонников этих подходов, напрямую.

2 Альгин, А Риск и его роль в общественной жизни М * Мысль 1989, Кондратьев Н Д Основные проблемы экономической статистки и динамики — М Наука, 1991 — Анисимов ОС Методология функция, сущность становление (динамика и связь времен)/Рос Акад гос службы при Президенте РФ — М ЛМА, 1996, Бердникова Б Н О предметном содержании понятии «социальная реальность"//Человеческий фактор — М, 1987 с 8−12, Голофаст В Б Методологический анализ в социальном исследовании — Л Наука, 1981.

3ГаузеГФ Борьба за существование М — Ижевск Ин-т компьютерных исследований, 2002, с 11.

4 Вернадский В И Живое общество М • Наука, 1978, Виннер Н Кибернетика или управление и связь в животном и машине М * Наука, 1983, Герловин ИЛ Основы единой теории всех взаимодействий в веществе М • Энергоатомиздат, 1990 связана с умением максимально эффективно предотвратить возможные потери. В таком толковании конкурентоспособность входит в значение таких понятий, как «шанс», «удача», «смелость» (Т.М.Дридзе, Т. И. Заславская, Н. В. Полякова,.

A.К.Сухотин)5. Осознание ситуации конкуренции позволяет субъекту «снять» ее путем выбора и реализации одной из имеющихся альтернатив. Это достижимо в условиях полного или достаточно определенного поля возможностей, при которых повышается надежность оценки степени риска через соотношение вероятностей выигрыша и проигрыша (Л.Гришин,.

B.В.Козловский, А. И. Уткин, Ф. Г. Федотова, Е. С. Балабнова, И. А. Бутенко, Т. Ю. Богомолова, В. С. Топилина, А.Р.Михеева)6. Таким образом, конкуренция определяется как ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и в возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. Причем, неопределенность исхода соревновательного действия вовсе не означает неопределенности ситуации вообще, а скорее указывает на его вероятностный характер, при котором успех зависит от t степени определенности возможностей, т. е. конкурентоспособности субъекта или социума (В.Мартынов, Б. Кагарлицкий, Р. Медведев, В. С. Автономов, Т. Шанин)7.

В концепции рациональности человеческих действий в условиях нестабильного общества, разрабатываемой российскими исследователями, теоретические и концептуальные подходы к проблеме конкуренции.

5 Дридзе Т М Диалог как механизм организации социокультурного пространства — времени М Наука, 1996, Заславская Т И. Поведение массовых общественных групп как фактор трансформационного процесса//Мониторинг общественного мнения Экономические и социальные перемены 2000. № 6, Полякова Н В Экономическое поведение Иркутск ИГЭА, 1998, Методология науки, человеческие измерения и дегуманизирующие факторы Сб/подред, А К СухотинаТомск Изд-воТом ун-та, 1996.

6 Социальное расслоение и социальная мобильность М Наука, 1999, Гришин Л Мы как участники рыночных отношений//Вопросы экономики. 2000 № 8, Козловский В В, Уткин, А И, Федотова В Г Модернизация от равенства к свободе СПб Изд-во СПб ун-та, 1995, Балабанова Е С Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм как формы адаптации к социально-экономическим условиям//Способы адаптации населения к новой социально-экономической ситуации в России/Отв ред И, А Бутенко — M Московский общественный научный фонд, 1999, с 16−32, Богомолова ТЮ, Топилина ВС, Михеева АР Социальная структура неравенство в материальном благосостоянии. — Новосибирск ИЭ и ОПП СО РАН, 1992.

7 Некоторые аспекты теории переходной экономики/Под ред В Мартынова М ИМЭМО, 1999, Кагарлицкий Б Реставрация в России М Эдиториал, 2000, Медведев Р Миражи и реальности капиталистической революции в России M: Русслит, 1996, Заславская Т И Российское общество на социальном изломе взгляд изнутри M Аспект-Пресс. 1997, Автономов ВС человек в зеркале экономической теории M' Наука, 1993, Шанин Т Формы хозяйства вне систем//Вопросы философии, 1990 № 8, с 109−115 рассматриваются в более широком социальном контексте, что важно для раскрытия объективной сущности феномена конкуренции (О.Н.Яницикий, А. Ю. Шеховцев, Т. М. Дридзе, Т. П. Воронина, И.Б.Новик)8.

Во многих работах отчетливо прослеживается связь между понятиями «конкуренция» и «стабильность». Именно стабильность, к которой так естественно стремятся люди, может рассматриваться, по А. Турену, как противоположность неизбежности конкуренции9. Так вырисовывается дихотомия, в которой конкуренция и стабильность контрастируют. Под стабильностью при этом понимается отсутствие потерь при успешной адаптации и конструировании ситуаций, дающие возможность избежать конкуренции, поэтому конкуренция здесь связывается с оценкой вероятности улучшить (ухудшить) свое положение (Дж.Бьюкенен, Д. Бурстин, В. Зомбарт, Ж. Деррида, Г. Беккер, К. Бруннер, М. Мерло-Понти, А. Маршалл, Ф. Найт)10.

В условиях современных модернизаций и социальных трансформаций феномен конкуренции стал связываться с опасностями, сопутствующими специфическим видам деятельности во всех сферах — в экономике, в политике, межличностном общении, в сфере правовых отношений (А.С.Ахиезер, И. Валлерстайн, В. В. Волков, М. Кастельс, Н. Ф. Наймова, М. Дискин, Н.И.Лапин)11. Таким образом, вероятностный подход к определению.

8 Яницкий О Н Россия как «общество риска» контуры теории//Россия трансформирующееся общество М Канон-Пресс, 2001 г, С. 21−44, Дридзе TM Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики//Там же, с 222−242, Шеховцев, А Ю Информационная парадигма в структуре современного мышления Саратов Изд-во Саратов ун-та, 1998, Воронина Т М Информационное общество сущность, черты, проблемы. М ИО ЦАГИ, 1995; Новик И Б Информационные аспекты риска//Системная концепция информационных процессов Сборник трудов М • ВНИИСИ, 1998.

9 Турен, А Возвращение человека действующего/Пер с фр М Научный мир, 1998 с 96.

10 Деррида Ж. Московские лекции М, 1993, Беккер Г 7. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS, 1993. Т 1 -Вып 1, с 24−40, Бруннер Карл Представление о человеке и концепция социума два подхода к пониманию общества//THESIS, 1993. Т 1 Вып 3. с 51−72, Мерло-Понти М Философские очерки/Пер с фр И С Вдовиной М изд-во гуманитарной литературы, 1996, Бурстин Д Дж Сообщества потребления// THESIS, 1993 Т.1. Вып 3 с 231- 254, Зомбарт В Буржуа Этюды по истории духовного развития современного экономического человека М Наука, 1994; Маршалл, А Принципы экономической науки — Т 1−3. М Прогресс-Универс, 1993, Найт Ф Понятие риска и неопределенности// THESIS, 1994 Вып 5 с 12−28.

11 Ахиезер, А С Россия — расколотое обществонекоторые проблемы социокультурной динамики//Мир России 1995. № 1, Валлерстайн И Россия и капиталистическая мировая экономика//Свободная мысль 1996 № 5, Волков В ВО концепции практик в социальных науках. М Ин-т экспериментальной социологии 1997 Вып 2, Кастельс М Информационная эпоха М Изд-во Высшей школы экономики, 2000, Наумова H Ф Рецидивирующая модернизация в России, беда, вина или ресурс человечества М • Эдиториал 1999, Дискин И Российская модель социальной трансформации//Рго et Contra 1999, Лапин НИ Пути развития России М Ин-т философии РАН, 2000 конкуренции дополнился деятельностным, и в таком сочетании широко используется в современной практике, но в основу аналитических моделей большинства из них положены лишь западные общества (У.Бек, Э. Гидденс, Д. Норт, П. Бергер, Т. Лукман, М. Олсон, А. Сен, М. Фридмен, Ю. Эльстер, К. Эрроу)12.

Содержание феномена конкуренции предполагает и многообразие форм его существования, поскольку конкуренция — не только деятельность, но и характеристика состояния личности, группы, общества. К настоящему времени уже сложился достаточно обширный круг социально-философских, социально-психологических и психологических работ, посвященных этой проблеме. Общей чертой очень разных текстов является их ярко выраженная методологическая направленность (Е.Н.Мощелков, С. Г. Кирдина, Ю. П. Аверин,.

1 Ч.

И.М.Слепенков, Б. С. Ананьев, В. А. Андриенко, Г. Н. Банников, В.Л.Василенок) .

Адаптационные стратегии в меняющемся обществе, социальные и личностные ресурсы, критерии и механизмы адаптационных траекторий в контексте заявленной темы — социальной конкуренции в трансформирующемся обществе — были исследованы в работах Л. А. Гордона, П. Штомпка, О. Н. Дудченко, А. В. Мытиль, М. Г. Алиева, В. С. Барулина, Г. С. Батишева, Л. Е. Бляхера, Ю.А.Ермакова14. Однако, практически за пределами внимания.

12 Giddens A Modernity and Self Identity Self and Society in the Lafe Modern Age Cambridge, 1991, Beck W How Modern in Modern SocietyWTheory Culture and Society. L, 1992, Бергер П, Лукман T Социальное конструирование реальности Трактат по социологии знания М, 1995, Норт Д Институты и экономический рост историческое видение// THESIS, 1993 T1 Вып2 с 69−91, Олсон Н Логика коллективных действий общественные блага и теории групп М: фонд экономической инициативы 1995, Сен, А Об этике и экономике M. Наука, 1996, Фридмен М Методология позитивной экономической наукиУ/THESIS, 1994 T2 Вып4 С 2052, Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория// THESIS, 1993. T1 Вып 3 с 73−91, Эрроу К Информация и экономическое поведение//Вопросы экономики, 1995 № 5 с 98−107.

13 Кирдина С Г Институациональные матрицы и развитие России M. TENG, 2000, Мощелков Е Н Переходные процессы в России опыт ретроспективнокомпаративного анализа социальной и политической динамики М, 1996, Аверин ЮП, Слепенков ИМ Основы теории социального управления — М Высшая школа, 1990, Ананьев Б С Человек как предмет познания — М Наука, 2000, Андриенко В, А Социальный страх опыт философского анализа — Оренбург, 1995, Банников ГН Социальный витализм проблемы и перспективы — Хабаровск ХГПУ, 1997, Василенок В Л Социально-экономические проблемы в постперестроечной России — Спб СПбГУ, 2000.

14 Гордон Л, А Социальная адаптация в современных условиях//Социс 1994 № 8−9, с 3−15, Штомпка П Социальное изменение как травма//Социс 2001 № 1, с 6−17- Дудченко О Н, Мытиль, А В. Две модели адтации к социальным изменениям//России — трансформирующееся общество M, Канон-пресс — Ц, 2001 с 609- 620, Алиев M Г Социализация согласия — M: Ин-т философии РАН, 1998; Барулин В С Российский человек в XX в Потери и обретения себя — СПб Алетейя, 2000, Батишев Г С Найти и обрести себя Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии 1996. № 3, Бляхер Л Е Человек в зеркале социального хаоса исследователей остались особенности адаптационных стратегий в условиях конкуренции, характерные для стабильных и нестабильных обществ, что также ограничивает аналитические возможности существующих подходов.

В научной литературе недостаточно проработано и теоретическое обоснование феномена конкуренции как механизма становления новой социальной реальности, отсутствует четкое представление о структуре и типологии социальных адаптаций, механизмах их формирования и реализации в контексте конкурентоспособности субъекта в условиях трансформирующегося общества.

Проблемы социальных трансформаций, в контексте конкурирующих стратегий, совершенствования культуры жизни, образовательных технологий, самореализации, социально-профессиональной адаптации — разрабатываются философами Башкорстана, отдельные аспекты которых нашли отражение в работах Курлова А. Б., Ширяева JI.A., Галимова Б. С., Нуриева Д. А., Поздяевой С. М., Тухватуллина P.M., Орешников И. М. и др.

Объект исследования — конкуренция как социальный феномен трансформирующегося общества.

Предмет исследования — конкуренция как фактор и механизм развития социокультурных оснований возникновения новой социальной реальности и развития адаптационных стратегий в условиях трансформирующегося общества.

Цель исследования — анализ особенностей функционирования конкуренции как механизма социальной адаптации в трансформирующемся обществе и его аксиологическое содержание.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

— рассмотреть феномен конкуренции в философском, экономическом, психологическом и правовом предметном поле и выявить его основные общие характеристики;

ХабаровскИзд-во ХГТУ, 1997, Ермаков ЮА Манипуляция личностью смысл, приемы, последствияЕкатеринбург Изд-во Уральского ун-та, 1995.

— доказать, что в основе становления новой социальной реальности лежит конкуренция между различными аксиологическими и идеологическими системами;

— обосновать, что феномен конкуренции в социально-философском предметном поле связан как со структурой социальной реальности, так и с социальной спецификой человека, поэтому конкуренция возникает и функционирует только через связь субъекта со структурами социальной реальности, как на групповом, так и на индивидуальном уровнях;

— доказать, что конкуренция есть механизм разрешения социальных конфликтов, возникающих из противоречий взаимодействия социальных субъектов и общества;

— выявить условия и факторы усиливающие (ограничивающие) конкурентоспособность социального субъекта;

— определить условия, факторы и критерии социальной адаптации в условиях конкуренции;

— выявить связь конкурентоспособности в реализации адаптационных стратегий с динамикой социокультурных оснований возникающей социальной реальности в условиях трансформирующегося общества;

— доказать, что динамика адаптационных стратегий определяется конкуренцией ее социальных и личностных ресурсов;

— доказать, что та или иная ценностная доминанта, возникающая через механизм конкуренции (проявляемая как конкуренция адаптационных стратегий), определяет траекторию развития социальной субъектности на групповом и индивидуальном уровнях.

Методологической основой исследования является социокультурный и аксиологический подходы.

Теоретической основой исследования стали труды классиков философской мысли, а также работы ведущих российских и зарубежных философов, культурологов, социологов, психологов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— обосновано, что феномен конкуренции в социально-философском предметном поле связан как со структурой социальной реальности, так и с социальной спецификой человека, поэтому конкуренция возникает и функционирует только через связь субъекта со структурами социальной реальности как на групповом, так и на индивидуальном уровнях;

— доказано, что в основе становления новой социальной реальности лежит конкуренция между различными аксиологическими и идеологическими системамивыявлены условия, усиливающие (ограничивающие) конкурентоспособность социального субъекта, а также типы конкуренции и их социальные последствия;

— выявлены факторы и критерии социальной адаптации в условиях конкуренции;

— обоснованно, что ценностная доминанта, возникающая через механизм конкуренции (проявляемая как конкуренция адаптационных стратегий), определяет развитие социальной субъектности как на групповом так и на индивидуальном уровнях.

Теоретическое и практическое значение диссертационной работы. Теоретическая значимость состоит в определении содержания, характера и особенности функционирования конкуренции в трансформирующемся обществе и выявлении связи конкурентоспособности социальных и личностных ресурсов с динамикой адаптационных стратегий в условиях становления новой социальной реальности.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в преподавании социальной философии, социальной антропологии, а также при выработке научно обоснованной социальной политики.

Апробация работы. Основные теоретические выводы и практические рекомендации диссертации были апробированы на научно-практических конференциях, в том числе: «Конкурентоспособность предприятий и территорий в меняющемся мире» (Екатеринбург, 2002) — «Проблемы и перспективы развития потребительского рынка в современных условиях» (Пермь, 2002) — «Румянцевские чтения. Модернизация экономики России: торгово-экономический, правовой и социальный контекст» (Москва, 2003), а также изложены в 10 публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения, списка использованной литературы, включающей 231 наименование. Общий объем диссертации 157 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование посвящено одному из самых сложных и малоизученных феноменов, каковым является конкуренция. Предпринята попытка обосновать методологию системно-комплексного изучения становления новой социальной реальности, в т. ч. через механизм конкуренции социальной субъектности на групповом и индивидуальном уровнях, проявляемые как конкуренции адаптационных стратегий.

Конкуренция становится наиболее общей характеристикой современного общества. Социальные субъекты обретают способность не только преодолевать с той или иной степенью успеха состояния неопределенности, но и воспроизводить конкуренцию на индивидуальном и социетальном уровнях. Вместе с тем, формы, в которых продуцируется конкуренция различаются в конкретных адаптационных стратегиях. Как было показано в исследовании, в демографической ситуации, на этапе жизненного старта, в социальной самореализации, в системе ценностной иерархии не одинаковы.

Ситуации неизбежности выбора, возможности его ценностного обоснования появляются именно в переходных обществах. Тогда конкуренция определяется как деятельность в условиях перехода от состояния неопределенности к состоянию определенности (или наоборот), когда появляется обоснованная возможность выбора при оценке вероятности достижения предполагаемого результата. Подобный подход к определению конкуренции особенно актуален в кризисных и переходных обществах и поэтому соответствует условиям российской модернизации. Решая эту проблему (через механизм конкуренции), а решение это может быть делом не одного десятилетия, социальные субъекты обретают социальные формы более, чем прежде бывшие, адекватные новой социальной реальности. Механизм конкуренции дает понимание того, как, каким образом в обществе возникают новые социальные смыслы и связи, как одно состояние общества сменяется другим.

Анализ феномена конкуренции в философском, экономическом, психологическом и правовом предметном поле показал, что возникла актуальная потребность в необходимости выработки механизмов и технологий, адаптирующих человека к жизни в условиях переходного общества. Развитие общества конкуренции сопровождается изменением его внутренней структуры, радикальным преобразованием природы и роли социальных групп, семьи, тендера, профессии и т. д. Поэтому изменяются основания структурирования адаптационных стратегий, определяемых конкурентоспособностью социальных и личностных ресурсов, они становятся более сложными и продолжительными по сравнению с теми, которые были характерны для стабильного общества. О наличии позитивной динамики в этом направлении можно судить уже по тому, что современные общества конкуренции не продуцируют в массовом порядке экстремальные модели поведения, а существование в условиях конкуренции формирует в целом более прагматичное и взвешенное отношение в выборе адаптационных стратегий. Анализ динамики социальной адаптации в условиях конкуренции позволил выявить некоторые закономерности, типичные для современного этапа развития социальной субъектности молодежной социально-демографической группы. Так, к общим репродуктивным основаниям конкуренции в молодежной среде относятся: на рынке труда — безработица, в образовании — неравенство возможностей его приобретения, в семье — распад традиционной семьи, в бизнесе — более низкая конкурентоспособность. Это нашло отражение и в типологии возникающих конфликтов между социально-демографической группой (молодежь) и обществом, которые связаны с возрастной дискриминацией, противоречиями с институтами социализации и глобальной молодежной субкультурой.

Проведенное исследование позволило также выявить несколько основных сфер, в которых происходит социальная конкуренция, отражающая противоречия и изменения статусных позиций в трансформирующемся обществе. Во-первых, это конкуренция, связанная с перераспределением между сферами деятельности (материальное и духовное производство, распределение, обмен и потребление), что приводит не к модернизации, а к дисгармонии воспроизводственного процесса в целом. Во-вторых, конкуренция между преемственностью и новаторством поколений — между традиционными моделями воспроизводства и современными, отвечающими целям модернизации. Нарушение единства этих противоположностей ведет к разрушению межпоколенных связей. В-третьих, конкуренция между стихийным и управляемым механизмами в реализации воспроизводственной функции. Они усиливаются в отсутствии четко обозначенных целей и критериев общественного воспроизводства в условиях трансформации, продуцируя конкуренцию как в социально-демографической группе, так и в обществе.

Таким образом, можно обобщить и выделить основные типы конкуренций, характерных для определенной социально-демографической группы (в нашем исследовании — молодежи). Первый тип конкуренции касается положительных и отрицательных условий демографического воспроизводства жизненных сил, т. е. самого человека. Здесь возникают социальные последствия конкуренции связанные, с угрозой здоровью и жизни. Если общество не создает условий для физического развития молодежи, для охраны ее здоровья и безопасности жизни, появляются реальные основания для конкуренции с целью выживания. В такой ситуации присутствует риск отстать в своем развитии, приобрести хронические заболевания, утратить здоровье. В общественном плане повышается возможность отрицательного демографического воспроизводства.

Второй тип конкуренций связан с неравенством стартовых позиций в реализации адаптационных стратегий, определяемых неравенством социальных и личностных ресурсов конкурентоспособности. Чем ниже аскриптивный статус молодых людей, унаследованный от родителей, тем больше неопределенность возможностей для выбора ими своего жизненного пути. Если для выходцев из высокостатусных семей стартовые позиции в учебе, в работе, в создании собственной семьи являются своеобразным трамплином, то для всех других — выравнивание возможностей жизненного старта определяется либо собственными способностями, трудолюбием, предприимчивостью, либо помощью со стороны государства. В отсутствии целенаправленной социальной политики, необходимых гарантий и продуманных мер социальной защиты, усиливаются неравенства стартовых позиций, последствия которых способны определить всю дальнейшую жизнь.

Третий тип конкуренций связан с ценностно-нормативной неопределенностью. Ценности и нормы играют решающую роль в интеграции любого общества, придавая устойчивый и необратимый характер социальным связям. В индивидуально-личностном плане они являются своеобразным стержнем, на котором базируется весь внутренний мир человека. В обществе конкуренции с его неопределенностью и непредсказуемостью, происходит существенная деформация этого механизма. Традиционные общественные ценности девальвируются и вытесняются групповыми, разрушается система институциональных норм, новые ценности и нормы либо отвергаются, либо не могут быть реализованы при полном или частичном согласии с ними. В этих условиях усиливается социальная дезориентация, аномия, разрыв с социальными институтами и обществом в целом.

Четвертый тип конкуренций связан с неопределенностью идентичности. Процесс интеграции социальных субъектов в общество не ограничивается механическим включением их в общественные структуры, а сопровождается внутренней идентификацией с ними. Это придает процессу устойчивый характер. Поэтому, стремясь к стабилизации и к сохранению своей целостности, общество заинтересовано в воспроизводстве оснований идентичности. Однако в условиях нестабильности или переходных периодов происходит разрушение традиционной идентификации, возникают новые адаптационные модели, часто имеющие деструктивную направленность.

Возникают ситуации, в которых кризис адаптационных стратегий становится неотвратимым.

Выход из адаптационного кризиса может быть связан с реализацией двух альтернативных стратегий — стратегии интеграции и стратегии дифференциации. В результате реализации первой стратегии активизируются интеграционные процессы и достигается консенсус. Интеграция возможна в форме конформизма, т. е. нахождения общих оснований консолидации, что представляет собой позитивный способ разрешения конкуренции ведущий к минимизации конфликта, но не оставляющий возможностей для социального новаторства. Пример такой интеграции демонстрирует та часть социальных субъектов, которая включается в рыночные структуры. С равной вероятностью возможна интеграция через инновационную деятельность, предполагающую согласие с одобряемыми данной культурой целями. В этой ситуации возрастает вероятность локальных конфликтов, но практически исключается их эскалация. Вторая стратегия — преодоление конфликта в форме дифференциации в процессе социальной адаптации, при которой также возможна социальная инновация, ведущая к стабилизации общества. Но наряду с этим, в условиях дифференциации может происходить и обострение конкуренции, проявляемая как нарастание социальной напряженности, углубление социального расслоения — все это усиливает дезинтеграционные процессы и расширяет зону конфликта. В целом дифференциация — возможный и, в известной мере, закономерный способ реализации конкуренции. И не всякая дифференциация однозначно негативна. Позитивным ее аспектом является развитие новых структур, обновление социальных отношений, активизация инновационного потенциала субъектов этих отношений, что в свою очередь вызывает потребность в интеграции и постепенно способствует стабилизации общества.

Таким образом, в условиях трансформирующегося общества, конкуренция становятся неотъемлемой частью социальной реальности, необходимость адаптации к которой неизбежна как для социальных групп, так и для суъектов. С одной стороны, неопределенность возможностей в получении желаемого образования, приобретении хорошей профессии и интересной работы, продвижении по службе, решения материальных проблем, посредством профессиональной деятельности, расширяет пространство конкуренции. С другойстремление преодолеть эту неопределенность, вырваться из ее пут зачастую определяют пассивно-адаптивную стратегию поведения, что проявляется в нежелании конкурировать, отстаивать свои позиции, предпочитая переждать и приспособиться. Социальная субъектность при это «размывается» как на групповом (молодежь), так и на индивидуальном уровнях, возникают противоречия, усиливающие конкуренцию. Это противоречия между расширяющимся спектром выбора в социальном, профессиональном, политическом самоопределении и сужающимися возможностями найти и занять свое место в обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П., Слепенков И. М. Основы теории социального управления. -М.: Высшая школа, 1990. 384 с.
  2. Е.М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. М.: Изд-во ИСПЭЕ, 1998. — 229 с.
  3. Е., Логинов Д. Адаптационные ресурсы населения: попытка количественной оценки //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2002. № 3. с. 13−17.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240 с.
  5. Ю.Н. Муниципальная социальная политика: пути и факторы реализации. Саратов: Изд-во СГУ, 1999. — 333 с.
  6. Актуальные проблемы новой России//Сб. ст. М.: ИСПИ РАН, 2000. -258 с.
  7. М.Г. Социализация согласия. М.: Ин-т философии РАН, 1998. -118с.
  8. .С. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. — 351 с.
  9. Анатомия кризисов/Отв. ред. В. Н. Котляков. М.: Наука, 1999. — 258 с.
  10. И.В. Экономическое образование в России: динамика социальных функций. СПб: Изд-во СПбГУ, 1999. — 177 с.
  11. Т.В. Геополитические теории XX в.: социально-философское исследование. М., 1996. -178 с.
  12. В.А. Социальный страх: опыт философского анализа. -Оренбург, 1995.- 172 с.
  13. Т.В., Уваров А. И. Введение в глобальное мировоззрение: Учеб.пос. М.: МГТУ Станкин, 2000. — 318 с.
  14. А.Г. Категориальный ряд власти: социально-философский аспект. Красноярск: КГТУ, 1998. — 207 с.
  15. Антропология населения/От вред. ВВ. Бочаров, В. А. Тишков. Спб.:1. Наука, 2001.-532 с.
  16. Асланов J1.A. Культура и власть: философские заметки. М.: ТЕИС, 2001. Кн.1.-280 с.
  17. Аспекты социальной теории современного общества. М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 178 с.
  18. Афанасьев C. J1. Будущее общество: ведущие социально-экономические тенденции современности. М.: Изд-во МГТУ, 2000. — 568 с.
  19. А. Россия расколотое общество: некоторые проблемы социокультурной динамики // Мир России. 1995. № 1. С. 3−57.
  20. А.С. России: критика исторического опыта: Социокультурная динамика России. От прошлого к будущему. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. Т.1. — 804 с.
  21. А.С., Козлова Н. Н., Матвеева С. Я. и др. Модернизация в России и конфликт ценностей. М.: Ин-т философии РАН, 1994. — 250 с.
  22. А.С. Россия: некоторые черты социокультурной динамики // Мир России. 1995. № 1. с. 6−57.
  23. Г. Н. Социальный витализм: проблемы и перспективы. -Хабаровск: ХГПУ, 1997. 151с.
  24. Г. С. Понятие и образ в структуре социальной теории. Томск: Из-во Томского ун-та, 1991. — 173 с.
  25. B.C. Основы социально-философской антропологии. М.: ИКЦ Академкнига, 2002. — 456 с.
  26. B.C. Российский человек в XX в. Потери и обретения себя. -СПб.: Алетейя, 2000. 411 с.
  27. B.C. Социально-философская антропология: общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. — 255 с.
  28. В.Х. Преобразования в России и народные массы. -Красноярск: КГАЦМиЗ, 2001.-173 с.
  29. В.Г., Смольков В. Г. ИСУ: Исследования систем управления. М.: Луч- Эликта-принт, 2000. — 253 с.
  30. С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций. М.: Алетейя, 2002. — 768 с.
  31. В. Продолжение подъема: синтез социализма и капитализма. М.: Благотвор. фонд развития гуманит. и техн. знаний «Слово», 2001.-246 с.
  32. JI.A. Социальная модернизация в России в конце XX в. М.: Ин-т философии РАН, 1997. — 173с.
  33. Л.В., Ковалев A.M. Россия на пороге XXI в.: философско-социологическое исследование. м.- Изд-во МГУ, 1998. — 304 с.
  34. М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учеб.пос. М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 576 с.
  35. JI.E. Человек в зеркале социального хаоса. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1997.- 138 с.
  36. М.Я., Ушаков П. В., Ушакова Е. В. Причины, пути и перспективы антропного движения в социологии и философии XX в. Барнуал: Изд-во АГУ, 1996.-59 с.
  37. И.А. Философия управления: очерки профессионального управленца. СПб.: Наука, 1999. — 228 с.
  38. М.П. От социальных ценностей к социальному государсвту. -М.: Луч, 1997.-174 с.
  39. Л.Б., Лисовик Б. С., Ломова И. Е. Человеческий капитал: организация и эффективность накопления. СПб.: ПФП, 2002. — 162 с.
  40. О.Н., Нечаева Н. А. Социокультурные аспекты адаптации населения к рыночной экономике. СПб.: Ин-т социологии РАН. СПб. Филиал, 1998.-55с.
  41. А.В. Нормативный структурализм: концептуальные положения. -Омск: ОмГУ, 1996. 167 с.
  42. Е.М., Погребинская В. А. Социальная направленность экономического роста. М.: Наука, 1990. — 135 с.
  43. В контексте конфликтологии: проблемы социальной коммуникации иуправленческого консультирования/Отв ред. Т. М. Дридзе, Л. Н. Цой. М.- Инт социологии РАН, 1999. — 174 с.
  44. Н.Д., Виноградов С. Б., Вольский А. Н., Добровольский А. В. Социальный мир молодежи. Новосибирск: Новый Сибирский ун-т, 1999. -209 с.
  45. С., Калюжный Д. Третий путь цивилизации, или Спасет ли Россия мир? М.: Алгоритм, 2002. — 496 с.
  46. А.Б. Пиар крупных российских корпораций. 2-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2002.-304 с.
  47. B.JI. Социально-экономические проблемы в постперестроечной России. Спб.: СПбГУ, 2000. — 149 с.
  48. Н.П. и др. Цивилизация и Росси на пути к устойчивому развитию: проблемы и перспективы. М.: МГУК, 1999. — 357 с.
  49. Ю.В. Экономическая социология: история идей. Спб.: Изд-во СПбГУ, 1995.- 164 с.
  50. Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры: обобщение и рекомендации/Под ред. В. А. Трайнева. М.: Дашкова и К0, 2002. — 340 с.
  51. В.И. Влияние: социально-политический аспект. Ростов н/Д, 1999.-204с.
  52. А.А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. М.: Ин-т социологии РАН, 1997. — 252 с.
  53. Н.А., Николаев С. В. Доходы работнка и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. М.: Универсум, 1994. -274 с.
  54. Волков Ю.Г. Homo Humanus. Личность и гуманизм. М.: Высшая школа, 1995.- 158 с.
  55. В.Н. Философия и социология гуманитарных наук. Спб.: Аста-Пресс, 1995.-383 с.
  56. Л.П. Становление человека и культура. М.: Диалог-МГУ, 1997.- 120 с.
  57. Время мира: альманах современных исследований по теоретический истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций. Вып. 2: Структуры истории/Под ред Н. С. Розова. -Новосибирск: Сибирский хронографъ, 2001. 520 с.
  58. П. П. Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М.: Политиздат, 1991, — 367 с.
  59. Г. Ф. Борьба за существование. М.-Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2002. 160 с.
  60. Гельман BJI. Постсоветские политические трансформации: наброски к теории // Общественные науки и современность. 2001. № 1, С. 55−69.
  61. О.И., Носов Н. А., Юдин Б. Г. Концепция человеческого потенциала: основные положения // Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода/ Ред. И. Т. Фролов. М.: Эдиториол УРСС, 1999. с.7−21.
  62. В.М., Гусева А. С. Марафон и рынок: итоги пятилетнего социально-психологического мониторинга. М.: Аурика, 1994. — 426 с.
  63. Глобальные социальные и политические перемены в мире: материалы росс.-амер. Семинар. Октябрь 1996 г., Москва/Отв. ред. А. Ю. Мельвиль. -М., 1997.-239 с.
  64. З.Т. Альтернативы и перспективы развития гражданского общества в России // Гражданское общество: перспективы XXI века / Общ. ред. В. Г. Марахова. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2000. С. 121−131.
  65. JI.A. Социальная адаптация в современных условиях//Социс. 1994. № 8−9, с.3−15.
  66. Т.Т. Концепция ментальности в закрытых социальныхпространствах. М.: Прометей, 2000. — 284 с.
  67. Гражданское общество в России: Западная парадигма и российская реальность/ИМЭМО РАН. М., 1996. — 140 с.
  68. Гражданское общество как феномен цивилизации: теоретико-методологические аспекты исследования. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. 4.2. — 569 с.
  69. Р.Г. Социальные группы как участники трансформационного процесса // Куда идет Россия? М.: МВШ СЭН, 2000. с. 235−243.
  70. Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М: Алгоритм, 2002. — 288с.
  71. .А. На перекрестке дорог, ведущих в будущие горы // Куда пришла Россия? Итоги социетальной трансформации. М.: МВШ СЭН, 2003. 363−369.
  72. А. Русский менталитет. М.: ПАИМС, 200. — 240 с.
  73. В.В. Менеджмент слаженной команды: соционика и социоанализ для руководителей. Новосибирск: РИПЭЛ, 1995. — 189 с.
  74. М.А., Павлова Н. Ф. Социальные аспекты адаптации населения промышленного региона к рыночным отношениям. Екатеринбург: УрО РАН, 1998.-284 с.
  75. П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник: Философия. Психология. Социология. Культурология. М.: Олимп — ACT, 1999.-528 с.
  76. В.И. Основы социальной стратификации: методы, система показателей, анализ. М.: Финансы и статистика, 1991. — 176 с.
  77. А.А. Модульный анализ конструирования социума. М.: Ин-т социологии РАН, 1994. — 198 с.
  78. Ю.П. Норма против силы: проблемы макрорегулирования. М.: Наука, 2002. — 287 с.
  79. Диагностика и прогнозирование социальных процессов/Под ред.
  80. Г. А.Котельникова. Белгород: Крестьянское дело, 2001. Вып. 3. — 272 с.
  81. Г. Г. Люди среднего класса. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002. — 285 с.
  82. Динамика социальной дифференциации: Сб. ст. / АН СССР. ИНИОН. Лаб. социол.- Ин-т социол. М.: ИНИОН, 1990. -172 с.
  83. И.В. Культура: стратегия социально-экономического развития. -М.: Экономика, 1990. 109 с.
  84. Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
  85. А.А., Ульяновский В. И. Регион: диагностика социального пространства. Архангельск, 1997. — 383 с.
  86. О.Л., Мытиль А. В. Две модели адаптации к социальным изменениям И Россия — трансформирующееся общество. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001.С. 609−620.
  87. .А. Психосоциология человекознания. М.: ПЕРСЭ, 2003. -480 с.
  88. А. В. Кузьбожев Э.Н. Прогнозирование и программирование социального развития региона в переходной экономике: ресурсный подход. Курск: Изд-во РОСИ, 2000. — 216 с.
  89. В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 656 с.
  90. О.Н. Онтология социального времени. Саратов: СГТУ, 2000. -480 с.
  91. В.Я. К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. — 140 с.
  92. .С. Цивилизации: универсалии и самобытность. М.: Наука, 2002. — 524 с.
  93. Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1995. 204 с.
  94. О.Н. Менеджмент: социально-философский аспект/РАН.
  95. Уральское отделение. Екатеринбург, 1999. — 116 с.
  96. В.М., Романов А. Н. Уровень жизни населения: основные категории, характеристики и методы оценки. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. -592 с.
  97. Жизненные силы Человека: социальная метатеория или виталистическая парадигма/Под ред. С. И. Григорьева, Я. Д. Делецкой. Барнаул: Изд-во АГУ, 2000. — 248 с.
  98. В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985−2001 годы. М.: Изд-во МГСУ, 2002. — 672 с.
  99. В.В. Человек. Культура. Политика: Сб. ст. и выст. / Ин-т молодежи. М.: Социум, 1998. — 131 с.
  100. В.В., Родионов В. А. Цепляев А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. -М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии «Социум», 2002. 120 с.
  101. Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. -М.: Финстатинформ- КноРус, 2002. -360 с.
  102. Е.М. Социальная организация труда: переход к социальному сотрудничеству и партнерству. Ульяновск: Симбирская книга, 1996. -248 с.
  103. С.И. Динамика социальной дифференциации. Саратов: Изд-во СГУ, 1991.- 158 с.
  104. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы/Отв ред. Л. С. Чижова. М.: Наука, 1998. — 254 с.
  105. А. Образование: философия, культурология, политика. -М.: Наука, 2002.-456 с.
  106. А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции/Спб. Гуманит. ун-т профсоюзов. СПб., 1996. — 348 с.
  107. Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства ипредпринимательства. М.: Магистр, 1998. — 355 с.
  108. Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. — 568 с.
  109. И. Реконструкция России. М.: Изд-во МГУ, 2001. — 288с.
  110. А.Н. Методы конкурентоспособности// Внешнеэкономический бюллетень. 2002.№ 12. с. 59−63
  111. Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М.: Социум, 1998. — 142 с.
  112. В.Н. Социальные технологии в современном мире. 2-е изд., испр., доп. — М.: Арктогея, 1997. — 326 с.
  113. В.П., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контрреформы в России: циклы модернизации процесса. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 399 с.
  114. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. С. 6−32.
  115. Инновационные подходы в науке: теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания. Ростов н/Д: Ростовский гос. ун-т, 1995.-224 с.
  116. С.Б. Мотивации труда. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. -224 с.
  117. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: избранные произведения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 304 с.
  118. Ю.Н., Мовчан Б. С. Развитие социальной инфраструктуры экономических районов/Дальневост. Отделение АН СССР. М.: Наука, 1991. -141 с.
  119. Е.М. Личность и общество: Проблема идентификации. -Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1997. 152 с.
  120. В. Русский европеец как явление культуры: философско-исторический анализ. М.: РООПЭН, 2001. — 704 с.
  121. .Г. Либеральные ценности в сознании россиян. М.: Луч, 1994.-79 с.
  122. Кара-Мурза С. Манипуляции сознанием. М.: Алгоритм, 2000. -736 с.
  123. В.А. Система систем: очерки общей теории и методологии. -М.: Прогресс-академия, 1995. 415 с.
  124. С. Империя и модернизация: общая модель и российская специфика. М.: РОССПЭН, 2001. — 256 с.
  125. Катастрофы и общество. М.: Контракт-Культура, 2000. — 332 с.
  126. И. Кто мы такие? Откуда мы? М.: Армада-Пресс, 2001. -416 с.
  127. А.В. Социальный конфликт: опыт философско-социологического анализа. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1998. -367 с.
  128. С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. -Новосибирск: ИЭ и ОППСО РАН, 2001. 308 с.
  129. С.Г. Основной инстинкт цивилизации и геополитические вызовы России. М.: Известия, 2002. — 368 с.
  130. .И. Социальная причинность: ее природа и специфика. М.: Высшая школа, 1991. — 128 с.
  131. С.Г., Филатова Е. Г. Социально-культурный подход в исследовании рынка труда./СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 158 с.
  132. Е.М. Социальная рефлексия: структура, формы, функции. -Самара: Самарский гос.мед.ун-т, 1998. 111с.
  133. МИ. Теоретико-методологические проблемы социально-экономических и социально-политических преобразований в России в конце XX века. 1990 2000 гг. -М.: Наука, 2002. — 213 с.
  134. С.В., Ушаков А. И. История после истории: образы России в постсоветском пространстве. М.: АИРО — XX, 2001. — 208 с.
  135. Конфликты в современной России: проблемы анализа и регулирования/Под ред. Е.И.Степанова/Центр конфликтологии- Ин-т социологии РАН. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 343 с.
  136. Конфликты и согласие в современной России: социально-философскийанализ / Ин-т философии РАН. М., 1998. — 160 с.
  137. Н.А. Личность и индивидуальные различия типологии личности и ее варианты развития /Под ред. Е. Н. Богданова, В. Я. Синенко. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. 563 с.
  138. С.Э. Парадоксы социальных революций. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1992. — 192 с.
  139. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М.: Ин-т философии РАН, 1997. — 254 с.
  140. Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики. 2002: Междунар. симпозиум 18−19 янв. 2002 г. / Под общ. ред. Т. И. Заславской. -М.: Московская высш. школа соц. и экон. наук, 2002. 352 с.
  141. А.П. Социальные показатели и формирование наемного труда в современной России. М.: Слово, 1998. — 144 с.
  142. В.В. Человек в контексте социальных форм жизнедеятельности. Саратов: Изд-во СПИ, 1995. — 129 с.
  143. С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М.: Наука, 1996.- 136 с.
  144. Культурная политика России: история и современность: два взгляда на одну проблему / Отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. М.: Литерея, 1998.-296 с.
  145. А.Б. Методология социального моделирования. Уфа: 'Автор-Проект, 2000. — 284 с.
  146. В. А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 240 с.
  147. В.К. Устойчивое развитие общества: парадигмы, модели, стратегия. М.: Academia, 2001. — 176 с.
  148. Ю.А. Варианты адаптационного поведения // экономические и социальные перемены в России. Мониторинг общественного мнения. 2002. № 1 с. 7−13.
  149. Л.С. Этикет в социальном взаимодействии:полипарадигмальный подход. Екатеринбург: Уральское изд-во, 2000. -153 с.
  150. В.П. Моральные ценности российской молодежи: социологический аспект. М.: МГСА, 2002. — 912 с.
  151. И. И. Эволюция экономических систем. М.: Экономика, 2002. — 567с.
  152. Е.Г. Адаптационные стратегии в меняющемся обществе// Социальные трансформации в России. М.: Флинта. 2005. с.364−390.
  153. Е.З. О социально-экономических особенностях развития России // Общественные науки. 1998. № 3. с. 116−123.
  154. В. Социальный антиномизм: социально-философское исследование. М.: РИФа «РОЙ», 2002. — 163 с.
  155. И.С. Человеческий потенциал // В кн.: Россия 2015: Оптимистический сценарий. М., 1999 с. 57−70.
  156. May В. Экономика и революция: уроки истории // Вопросы экономики. 2001. № 1 с. 124−137.
  157. В.В. Социальное программирование: теоретико-методологические проблемы. Пенза: Изд-во Пензенского гос. ун-та, 1998. -278 с.
  158. Мартынов, А Системная трансформация России: от исходной парадигмы к анализу // Общество и экономика. 2001. № 5. С. 5−21.
  159. А. Диалектика прошлого, настоящего, будущего в социальном познании. Йошкар-Ола, 1995. — 146 с.
  160. Н.А. Идея индустриализма: философско-методологические аспекты интерпретации социального организма в западных теориях XIX -XX вв. М.: РАГС, 1996. — 171 с.
  161. Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь: Изд-во Ставропольского ун-та, 1995. 106 с.
  162. Межличностное общение/ Сост., общ. Ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб.: Питер, 2001. — 512 с.
  163. Ю.А. Аксиологическая структура социокультурнойкоммуникации. Екатеринбург: Банк культ. Информ., 19 978. — 113 с.
  164. Т.М. Труд: опыты социально-философского изучения. М.: Academia, 1999.- 183 с.
  165. А.К. Социальное партнерство в российском обществе: теоретико-прикладной анализ. Барнаул: Алтай, 1998. — 125с.
  166. Модернизационный взрыв современности и российской альтернативы. Материалы круглого стола // Мир России. 2001.№ 4. с. 3−58.
  167. Молодежь и общество на рубеже веков: Сб ст. М.: Голос, 1999. -332 с.
  168. И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. -М.: Механик, 1997. 207 с.
  169. Е.Н. Переходные процессы в России: опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М.: Изд-во МГУ, 1996.- 151 с.
  170. М.М. Массовые коммуникации в современном мире: методология анализа и практика исследования. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -239 с.
  171. Л.И. Обыденное сознание как социокультурный феномен. -М.: Знак, 1997.-312 с.
  172. Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 5−22.
  173. Научные и вненаучные формы социального знания: Сб. ст. М.: Ин-т философии РАН, 1992. — 118 с.
  174. Е.А. Управление социальными процессами. Саранск: Красный Октябрь, 199. — 192 с.
  175. Новая парадигма развития России в XXI в. / Под ред. В. А. Коптюга. -М.: Academia, 2000. 397 с.
  176. А.В. Социальный контроль в условиях трансформации российского общества. М.: Наука, 1999. — 397 с.
  177. Новый социальный механизм. М.: Мысль, 1990. — 396 с.
  178. Обновление России: Трудный поиск решений. Годичные научные чтения «Россия сегодня: на перекрестке мнений». М.: РНИС и НП, 2001. Вып.9. — 371 с.
  179. Общественные перемены и культура мира: парадигма согласия: Сб.ст.- М.: Весь мир, 1999. 398 с.
  180. Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика. -М.: НОРМА, 2000. 543 с.
  181. Г. В., Левашов В. К., Покосов В. В. и др. Новый курс России: предпосылки и ориентиры, М.:Academia, 1996. — 329 с.
  182. С.А. Конкурентное право. М.: Городец-издат. 2002. -416 с.
  183. Переходные эпохи в социальном измерении: история и современность / Отв. ред. В. Л. Мальков. М.: Наука, 2003. — 482 с.
  184. Познание в социальном контексте / Ин-т философии РАН. М., Г994.- 173 с.
  185. Показатели и индикаторы социальных изменений / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Ин-т социал.-полит. исслед. РАН, 1995. -66 с.
  186. О.В. Общественно-политическая теория Н. Лумана: методологический аспект. Ижевск: Изд-во Удмуртского ГУ, 1997.-222 с.
  187. Правовая поддержка конкуренции в России//Государство и право. 1997. № 12. с. 37−42
  188. Проблемы социально-экономического и политического развития России / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2001. — 240 с.
  189. Реформаторские идеи в развитии России/Отв. ред. С. А. Никольский. -М.: ИНФРА-М, 1998. 255с.
  190. Реформирование России: от мифов к реальности. Социальная исоциально-политическая ситуация в России в 2000 году/Под ред. Г. В. Осипова, В. К. Левашова, В. В. Локосова. М.: ИСПИ РАН, 2001. Т.1. -440 е.- Т. 2.-314 с.
  191. Риск в социальном измерении/Под ред. А. В. Мозговой. М.: Ин-т социологии РАН, 2001. — 374 с.
  192. Л.М. Социальные технологии разрешения конфликтов гражданского общества: экзистенциальные альтернативы современной России на пороге третьего тысячелетия. М.: Центр конфликтологии- Ин-т социологии РАН, 1998. — 346 с.
  193. Российское общество и радикальные реформы: мониторинг социальных и политических индикаторов/Под ред. В. К. Левашова. М.: Academia, 2001.-896 с.
  194. Российское общество на рубеже веков: штрих к портрету/Отв. ред. И. А. Бутенко. М.: МОГНФ, 2000. — 256 с.
  195. Россия на рубеже веков/Отв.ред. М. К. Горшков. М.: РОССПЭН- Росс. Независ. Ин-т соц. и нац. Проблем, 2000. — 254с
  196. Россия: риски и опасности «переходного» общества / Под ред. О. Н. Яницкого. М.: Ин-т социологии РАН, 1998. — 237 с.
  197. Р.В. Драма пермен. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ- Дело, 2001. — 472 с.
  198. А.В. Диалектика системного общества. М.: Палея, 1998. -112 с.
  199. Т.В., Симчера В. М., Машихин Е. А. Статистические методы и анализ социально-экономических процессов. М.: Наука, 1990. — 295 с.
  200. Ю. Трансформирующиеся общества: цели и пути. М.: Институт социально-политических исследований РАН. 1996. 321 с.
  201. В.М., Бирюков Н. И. В чем секрет «современного» общества? // Политические исследования. 1998. № 3. с. 52−63.
  202. Согласное согласие в современном мире/Отв ред. Г. М. Денисовский. -М., 2000.- 144 с.
  203. А.К. Введение в теорию социальной коммуникации. СПБ.: СПбГУП, 1996.-320 с.
  204. Социальная динамика современной науки/Под ред. В. Ж. Келле. М.: Наука, 1995.-319 с.
  205. Социально-экономические проблемы переходного общества: из практики стран СНГ / Отв. ред. К. Минульский. М.: Наука, 2000. — 420 с.
  206. Социальные знания и социальные изменения / Отв. ред. В. Г. Федоров. Ин-т философии РАН. М., 2001. — 284 с.
  207. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах / Ред-кол.: Г. В. Осипов и др. Ин-т соц.-полит, исслед. РАН- Акад. социал. наук. М.: ИСПИРАН, 1996.-282 с.
  208. Социальные ориентиры обновления: общество и человек / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Политиздат, 1990. — 448 с.
  209. Социальные ресурсы и социальная политика. М.: Наука, 1990. — 272 с.
  210. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: Изд-во СГТУ, 1997. -270с.
  211. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001. с. 322−469.
  212. B.C. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.
  213. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке/Под ред. А. Г. Граберга и др. М.: Экономика, 2002. — 414 с.
  214. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: РОССПЭН, 1999. -320 с.
  215. Три модели развития России. М.: ИНФРА-М, 2000. — 272 с
  216. С.В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение: Опыт интегративного анализа. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 192 с.
  217. А.И. Мировой порядок XXI века: прогнозы, перспективы, предсказания. М.: Эксмо- Алгоритм, 2002. — 512 с.
  218. Ф. Конкуренция как процедура открытия//Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. с. 6−14.
  219. Ценности гражданского общества и личность / Сост. А. И. Михайлова. -М.: Гардарики, 2001.-238 с.
  220. Человек. Социальная политика. Социальное партнерство: Материалы «круглого стола», 22 ноября 2000 г./Под ред. В. Я. Саленко и Ф. И. Шаркова. -М.: Академия труда и социальных отношений, 2001. 142 с.
  221. Л.Г. Метаморфозы социальных идей. Екатеринбург: УрО РАН, 2001.-448 с.
  222. Г. И. Общая теория собственности. Н. Новгород, 2002. -176 с.
  223. Г. Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы. Дубна: Феникс +, 2002. — 208 с.
  224. Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки ценностного выбора. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 206 с.
  225. К. Новая философия бизнеса. Т 3. Конкуренция и ее границы. Москва- Берлин- 1998. 473 с.
  226. П. Социальное изменение как травма // Социс. 2001. № 1, с.6−17.
  227. М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. -Саратов, 1992. 242 с.
  228. Экономические субъекты постсоветской России: институциональный анализ / Под ред. Г. М. Нуреева. М.: МОНФ, 2001. -804 с.
  229. Л.М. Экономические методы управления в социальной среде. М.: Экономика, 1991. — 176 с.
  230. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2001. — 346 с.
  231. Е., Яковлев. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики// Вопросы экономики.2004.№ 7.с. 4−34.
Заполнить форму текущей работой