Социально-философский анализ трансформации института образования в современной России
Диссертация
На основании проведенных исследований, процесс трансформации функций и роли института высшего образования в современной России можно рассматривать как двоякий процесс. С одной стороны — это изменение функций и роли института высшего образования, а с другойвлияние этого института на социальную систему в целом. Социальное воздействие современного российского института высшего образования… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА II. ЕРВАЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
- 1. 1. Институт образования как объект социально-философского анализа
- 1. 2. Новая социальная реальность и институт образования
- 1. 3. Социально-философский анализ функциональных характеристик института образования
- ГЛАВА ВТОРАЯ. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
- 2. 1. Состояние института образования в трансформирующемся российском обществе
- 2. 2. Новые функциональные возможности института образования в процессе реформирования
- 2. 3. Институт образования в ракурсе социокультурнй трансформации
Список литературы
- Агеева J1.H. Высшее образование и рынок: социокультурный и экономический подход \ Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.- СПб 2002.
- Актуальность идей К. Манхейма о социальном воспитании.//Социологические исследования. 2004. № 8.
- Алексеева Л. П. Щаблынина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М., 1994. — 44 с. — (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор, информ. / НИИВО- Вып. 2).
- Алексеева Л.П., Шаблынина Н. С. Процесс университизации вузов в России и некоторые подходы к оценке их деятельности.-М., 1999. -С.29.
- Алексеева Ю., Рябова Н. Поколение «золотой» молодежи // Вузовскиевести. 1999.-№ 15.-С.2.
- Аллак Ж. Вклад в будущее: Приоритет образования: Пер. с англ. -М., 1993.
- Альма-Матер. 2003. № 3. С. 20.
- Америка 2000: стратегия в области образования: Пер. с англ., предисловие и послесловие А. И. Галагана. М.: НИИВО, 2003
- Анализ состояния подготовки к педагогической деятельности преподавателей технических вузов. М., 1995
- Ю.Андреев А. Г., Гретченко К. Рынок труда и профессиональное образование России. Экономический аспект. М, 1998.
- П.Андреев Э. М., Миронов А. В. Социально-гуманитарное знание и образование: новые типы, новые измерения, информационная безопасность. М., 2001. С. 49.
- Андреев Ю.П. Категория «социальный институт» // Философскиенауки. 2004. № 1. С. 79.
- Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., 1998. — С.31
- Анисимов П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования Автореф. Дисс. .канд. Экон.н., М. 1998, с. 10
- Анисимова Я.В. Компьютерная культура как социальный феномен И Образование и молодежная политика в современной России // Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.- СПб 2002, С.312−314
- Антонов Е. А. Мировоззрение ориентации в экологии на пути к XXI веку // Науч. ведомости БГУ, 1996. №З.С. 11−20-
- Антонова H.JI. Мониторинг качества образования // Образование и молодежная политика в современной России // Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.- СПб 2002, С.52−54
- Арженовский Н.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект. Ниж. Новгород, 1997
- Арон Р. Эмиль Дюркгейм // Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
- Атоян В.Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1996. -226 с.
- Байбурина С.Ф., СпесивцеваО.И. Роль образования в социализации студенчества\ Образование и молодежная политика в современной России \ Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.-СП6 2002, С.
- Байдакова Н.И. Научно-технический потенциал высшей школы России: (Состояние и перспективы развития, социол, аспект): Дисс.. канд сон. наук: 22.00.03. М., 1996. — 157 с.
- Балашов Г. В., Беляков С. А., Виноградов Н. М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. — СПб.: Изд-во СПб. Университета 2002.
- Балашов Г. В., Виноградов Н. М. Трансформация экономического механизма высшей школы в современных условиях. — СПб.: Изд-во СПб. Университета экономики и финансов, 2002.
- Баразгова С. Риски производства человеческого капитала в современной России \ Образование и молодежная политика в современной России \ Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.- СПб 2002, С.57−59
- Баранов А.Б. Гуманитаризация образования как фактор преобразования российского общества: Дисс.. канд. филос. наук: 09.00.11.-М., 1996−129с. Библ.: с. 119−129.
- Баранова JI.A. О возможностях самореализации петербужцев\ Образование и молодежная политика в современной России \ Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.- СПб 2002, С. 166−169
- Батырева М.В. Особенности профессионального самоопределения современной молодежи\ Образование и молодежная политика в современной России \ Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.-СПб 2002, С.169−170
- Башкина Г. О механизме финансирования системы образования // Образование в документах. 1996. — № 18.
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М, 2000
- Белая книга по образованию в Японии: (Генеральное обследование учебных заведений: 1992 финансовый год // Япония о себе и мире. М., 1994. — С.55−75.
- Белая книга Российского образования. М., 2000. Ч. 1,2.
- Белкин А. Еще одна парадигма образования. // Высшее образование в России. 2000. № 1,
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Педагогика. 1989.
- Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация // Наука в1. России. 1993. -№ 3−4.
- Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Междунар. отношения, 1998.-256 с.
- Бим-Бата Б. Н. Образование для свободы в России // Педагогика М., 1993.-№ 6.-С, 3−8.
- Богатырь Б.Н., Гуриев МА, Иванников А.Д., Лобанов В. В и др. Концепции системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М., 1993.
- Бойко В. И. Система ценностей устойчивого развития.//Гуманитарные науки в Сибири. 1998. № 1. С. 42.
- Болотин И., Березовский А, Кадры современной высшей школы // Высшее образование в России. -1995. № 2. — С. 26
- Болотин И.С., Козлова О. Н. Социология и образование // Социологические исследования. 2001. № 3. С. 98.
- Большакова Г. И., Герасимов Г. И. Профессиональное образование: социальные проблемы регионализации. РД, 2001
- Бондаревская Е.В. Создание единого образовательного пространства как проблема образовательной политики в регионе \ Практика и теория реконструкции муниципальной системы образования Туапсе 1997, с. 63
- Бородулин И.Н., Четвериков В.М.ДТутилов Г. П. Думковский С.Р., Нежурина М. И. Научные и методологические основы дистанционного обучения.//Сб. науч. труд. «Вуз и школа». Выпуск 2, МГИЭМ, 1998. С. 18−21.
- Бурдье П. Социология политики. М., «Socio-Logos». 1993. С. 75.
- Васенина И., Сорокина Н. Проблемы высшего образования// Проблемы высшего образования. 1999. № 6.
- Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
- Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум.//Пер. с англ.М., 1982. С. 143.
- Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб., 1995. 51. Вишневский Ю. Р., Шло В. Т. Студент 90-х — социокультурнаядинамика//Социологические исслаования. 2000. № 12. С.56−63.
- Волков Ю. Г. Попов А.В. Социальные технологии регионального управления в современной России.-М. 1998.
- Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи. М.: Гардарика. 2003, С.236
- Волков Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи. Ростов-на-Дону, 2001. С.313
- Волков Ю.Г., Мостовая И. В. Социология. М., 1998. С. 186.
- Воронин А.А., Голиков Е. А., Никулин И. И. Высшее образование в динамикемакроэкономических процессов России // Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования. М., 1997.
- Высшая школа в 1997 г. М., 1998.
- Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт. М., 1994.
- Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Статистический сборник / Под ред. акад. А. Н. Тихонова. -М., 1 996.
- Гайдуков В. Конструктивная региональная политика в условиях кризисной экономики.//Проблемы теории и практики управления. 1996. № 2-
- Галюк А.Д. Влияние образовательной среды на формированиепредставлений молодых людей о жизненном успехе // Образование и молодежная политика в современной России // Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.-СПб 2002, С. 181−186
- Герасимов Г. И. Трансформация образования социокультурный потенциал развития российского общества / отв. ред. Ю. Г. Волков -М.: Изд-во «Социальн-гуманитарные знания», 2005.
- Гершу некий Б. С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века. М., 1993-
- Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России. // Педагогика. 1996. № 5. С. 46−54.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 2005. С.75
- Гильманов С.А. Региональные аспекте развития системы образования. // Интеграция региональных систем образования. Тезисв Всерос. Науч.-практ. Конф. Саранск, 1995
- Гирусов Э. В., Платонов В. Г. Мир в поисках концепции устойчивого развития.//Вести Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. М., 1996. № 1. С. 34.
- Гирусов Э.В., Марков Ю. Г. Интеграция научного знания в социальной экологии // Проблемы взаимосвязи общественных и естественных наук. М., 1996. С.50−63.
- Греков А.А., Левчук JI.B. Концепция многоуровневой системы высшего педагогического образования. Ростов н/Д, 2004. С. 25.
- Григорьев С.И., Добрускин М. Е. Студент — кто он? // Социологические исследования. 1994. № 8−9-
- Гундаров И. А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа // Общественные науки и современность. 2001. № 5. С. 59.
- Дайзард У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 345.
- Данилов Н.А. Современное российское общество и образование:социолого-акмеологическая рефлексия\ Образование и молодежная политика в современной России \ Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.- СПб 2002, С.67−69
- Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М, 1999.
- Дидковская Я.В. Социально-профессиональное самоопределение выпускников вузов\ Образование и молодежная политика в современной России \ Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.- СПб 2002.
- Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра» . М. Наука, 1996,
- Добреньков В.И., Нечаев В .Я. Общество и образование. -М.: Инфра-М., 2003, с. ЗЗ
- Добрынин В.В., Гегель Л. А., Туманян В. Сервисная функция высшего образования \ Образование и молодежная политика в современной России \ Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.- СПб 2002.
- Добрынина В., Кухтевич Т. Потенциал элитарного образования и гуманизация общественной жизни. // Вестник Высшей Школы, 2003. № 4,
- Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н Институционализация современного российского высшего образования\ Образование и молодежная политика в современной России \ Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.- СПб 2002.
- Доклад о положении дел в мировом образовании за 1991 г. Париж, 1991.
- Долятовский В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов \ Регионология, 1994,№ 2−3.
- Дубицкий В.В. Философски-социологические основания теории воспитания. М., 2003-
- Дудина В.И. Скрытая учебная программа в системе высшего образования\ Образование и молодежная политика в современной России \ Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.-СПб 2002.
- Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996.
- Едалина Н.А. Самоопределение личности как путь к себе. Екатеринбург, 2003. С. 24.
- Еремин С.А. Философия образования как предмет рефлексии // Философия образования для XXI века. Новосибирск, 2001. № 1. С. 19.
- Жураковский В. Право на самостоятельность // Высшее образование в России. 2005. № 2 С. 22.
- Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании // Бюллетень государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. 1996. № 10. С. 9.
- Закон РФ Об образовании ст. 32, 35, 39, 45.
- История теоретической социологии. Tl, Т.2, Т.З. М., 1998.
- Казаренков В.И., Казаренкова Т. В. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие // Педагогика.2000. № 5.С.65.
- Ключарев Г., Огарев Е. Непрерывное образование в условиях трансформации. М., 2002. С. 17.
- Ковалева Л.И. Кризис системы образования // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 29−35.
- Колин В. Наука и образование: проблемы интеграции. // Вестник Высшей Школы. 2002. № 6, С. 28
- Комаров М.С. О понятии социального института // Введение всоциологию. М., 2004. С. 195.
- Кон И. С. Социология личности. М., 1997. С.44
- Конев В. А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996. № 10. С. 46−57.
- Константиновский Д. Л., Хохлушкина Ф. А. Формирование социального поведения молодёжи в сфере образования // Социологический журнал 2002 № 5.
- Крашнева О.Е. Философия образования (социально-философский анализ предметной области). Автореф. дис.. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2005.
- Кроль В., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпусков // Высшее образование в России. 1996. № 2.
- Кузнецов В.Н. К единению народов России через культуру компромисса: послание самим себе как повестка дня для России 2007 217 годов. М., 2007. С. 2.
- Леонтьева В.Н. Образование как феномен культуротворчества // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 139.
- Марков А.П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1997. С. 4.
- Найбороденко Н.В. Прогнозирование и стратегии социального развития России. М., 2003. С. 173.
- Наука и культура (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1998. № 10. С.9−11.
- Научный потенциал высшей школы России: проблемы сохранения и развития. М., 2004.
- Нечаев В.Я., Добреньков В. И. Четыре волны в российском системе образования М 2002.
- Новая парадигма развития России (комплексные проблемы устойчивого развития). Под. ред. В. А. Коптюга, В. М. Матросова,
- В.К. Левашева. М., 1999. С. 3.
- Новые ценности образования: Образование и сообщество. Вып. 5. М., 1994. С. 142
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С. 21.
- Осипов Г. В., Кравченко А. И. Институциональная социология // Современная западная социология. Словарь. М., 2000.С. 118.
- Парсонс Т. Новые тенденции в структурно-функциональной теории // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Информационный бюллетень. 1968. Вып.1. № 6.
- Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Философия образования для XXI века. М., 1992. С. 19.
- Равкин 3. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования). // Педагогика. 1995. № 5, С. 87−90.
- Радаев В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996.
- Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р. Социологические перемещения. М., 1970.
- Савельев А .Я., Зуев В. М., Галаган А. И., Джалалов С. Прогнозировапние развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования (теория, методология, практика) М., 2001.
- Сашнев А.Н. Образование в эпоху социальной глобализации: подходы к анализу // Образование и молодежная политика в современной России \ Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.- СПб 2002, С. 130−133
- Сиволапов А.В. К новой модели обучения социокультурный подход // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 89.
- Смелзер Н. Социология: пер с англ М., 2004,1998.С.427.
- Смирнова Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России // Социально-политический журнал. 1996. № 1.
- Смирнова Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России // Социально-политический журнал.2006. № 1. С. 57.
- Социальная политика и социальные реформы глазами россиян М., Институт социологии РАН, 2007. С. 4.
- Социальная филосфия: Словарь / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов, М.: Академический проект, 2003. С. 273.
- Спасибенко С.Г., Губина С. А. О социологическом видении проблем образования и устойчивого развития // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 1. С. 52−73.
- Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. М., 2002.
- Тамбиянц К.С. Место социализации в типологии функций института высшего образования // Образование и молодежная политика в современной России // Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.- СП. б 2002, С. 136−138.
- Тюрина Ю.А. Факторы демократизации отечественной системы образования // Образование и молодежная политика в современной России // Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 26−28сент. 2002 г.- СПб 2002, С. 140−143
- Философия образования: состояние, проблемы, перспективы. (Материалы заочного «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. № 11. С. 9.
- Фролов С.С. Социология. М., 2003. С. 162
- Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя. М.: Клиника глубинной психологии проф. П. С. Гуревича, Издательство «Изида», 2004.
- Харчева В. Основы социологии. М., 1997. С. 187.
- Хоменко Ю.А. Социокультурная обусловленность формирования системы многоуровневого непрерывного образования. Автореф.дисс. .соц.н., РД, 2002.
- Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. -М, 1998
- Шереги Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 2003. С. 5.
- Шубкин В. Н. Социологические опыты (Методологические вопросы социальных исследований).М.Д970.
- Шукшунов В.Е. Современный взгляд на образование и приоритетные направления развития. Москва- Новочеркасск, 1999. С.9−10.
- Шукшунов В.Е., Нырков Е. А., Варюха A.M. Инновационный потенциал высшей школы России М., 2002.
- Эфендиев А.Г. Преподаватель московского вуз. М., 2000, С.26−27.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории . М, 1991.
- Bourdieu P. L ecole conservatris. // Rev.fr. de sociol. 1996.
- Edication on Trial Strategies for the Future/New York 1993 hl3).
- Homans G.S. The sociological relevance of behaviorism // Behavioral sociology. N-Y. 1997. P.6.