Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование правовой субкультуры сотрудников ОВД в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для постановки проблемы данного исследования большую роль сыграли работы Кузнецова Э. Ф., Аграновской Е. В., Ратинова А. Р. и др. При разработке мифологического контекста работы использовались труды Леви-Стросса К., Тернера В., Кассирера Э. и др. В них авторы в той или иной мере пытались проанализировать роль мифологии в существовании и обосновании культуры на примерах жизни примитивных обществ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОСОЗНАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    • 1. 1. К проблеме конституирования правовой культуры сотрудников ОВД как субкультуры
    • 1. 2. Правосознание как основной структурный элемент правовой субкультуры сотрудников ОВД
  • ГЛАВА 2. РИТУАЛЫ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
    • 1. 1. Ритуалы ОВД как форма существования профессионального мифа
    • 1. 2. Роль ритуала инициации (принятия Присяги) в формировании личности профессионала ОВД

Формирование правовой субкультуры сотрудников ОВД в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ темы

исследования обусловлена необходимостью теоретического моделирования правовой субкультуры сотрудников органов внутренних дел, определения динамики ее развития, выявления присущей ей мифологических оснований, установить основные способы трансляции правовой информации. В процессе формирования правовой субкультуры сотрудников ОВД в современном обществе со всей остротой встает вопрос о полноценности субъектов правовых действий и отношений, ибо именно на сотрудников ОВД в современных условиях возлагаются наиболее важные функции в правовой сфере (воспитательная, регулятивная, карательная и т. д.).

Современный исторический и политический этап функционирования российского общества произвел коренные изменения во всех сферах жизни, трансформируя многие социальные феномены. В числе последних находится и правовая субкультура сотрудников ОВД. Проблемы, связанные с правовой культурой, всегда занимали умы исследователей, так как ее всестороннее изучение служит необходимым условием для знания как современного, так и прошлого состояния правового развития социума.

Согласно диссертационной концепции правовая культура сотрудников ОВД предстает как субкультура, имеющая специфические черты существования и функционирования, которые явно проступают в профессиональной жизни структуры, в том числе в ее ритуалах.

Правовая субкультура сотрудников ОВД в значительной мере исследуется в рамках общей правовой культуры, что не может дать полного понимания особенностей правовой субкультуры и адекватного анализа поведенческих схем сотрудников ОВД. Именно поведенческие схемы сотрудников ОВД привлекли наше внимание. Дело в том, что правовая субкультура сотрудников ОВД есть особая культурная реальность, которая «произрастает» из собственного культурного мифа, позволяющего ей характеризоваться целостностью, стойкостью и корпоративной замкнутостью. Особенность правосознания сотрудников ОВД также обнаруживается при анализе его мифологических черт. Наиболее ярко это проявляется в практике ритуалов внутри правоприменительной структуры. В связи с признанием наличия мифологического уровня правосознания можно предположить, что причины противоправного поведения сотрудников ОВД могут лежать в области мифологической сферы правовой субкультуры. Поэтому в работе предпринимается попытка исследования роли профессиональных мифологем в деятельности сотрудников ОВД.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблемы формирования правовой культуры в обществе являются предметом постоянного неослабевающего интереса исследователей. Фундаментальные работы по проблемам правовой культуры принадлежат Аграновской Е. В., Сальникову В. П., Ратинову А. Р., Кузнецову Э. В., Зенину В. П., Ильину И. А., Каминской В. И., Керимову Д. А., Кейзерову Н. М., Орзих М. Ф., Лукашевой Е. А. и др.

Существенное место в исследовании правокультурных явлений занимает их вычленение из обширной правовой надстройки. Разными учеными оно осуществляется по-разному. Одни из них признают правовую культуру элементом правовой надстройки (Лукашева Е.А. и др.), иные отождествляют правовую культуру с правовой жизнью общества в целом (Кузнецов Э.В., Кейзеров Н. М. и др.).

Каминская В.И., Ратинов А. Р. рассматривают правовую культуру как конкретно-социологическое понятие, охватывающее совокупность надстроечных элементов в их реальном функционировании. Интересно рассмотрение правовой культуры как реализации правовых знаний в ходе правовой деятельности (Аграновская Е.В., Га-поненко Н.В., Ликас А. Л. и др.).

Многие культурологи права (Гапоненко Н.В. и др.) в процессе изучения правовой культуры акцентируют внимание на личностном аспекте. Выделение интеллектуального аспекта правовой культуры осуществляется в работах Лукашевой Е. А., Русинова Р. К. и других исследователей. Правовая культура как ценность (аксиологический подход) трактуется Злобиным Н. С., Каминской В. И. и др. Из сказанного следует, что разработка культурологии права, раскрытие набора ее элементов, выделение их из общего комплекса правовой жизни оказывается довольно сложной проблемой.

Определенные успехи были достигнуты в изучении профессиональных субкультур (Соколов Н.В., Сальников В. П. и др.).

Для исследования мифологической составляющей правовой субкультуры сотрудников ОВД важное значение имели работы этнографов Золотарева A.M., Шахнович М.И.- филологов Стеблина-Каменского М.И., Мелетинского Е. М., Фрейнденберг О. М., Бахтина М.М.- лингвистов Лотман Ю. М. и др.

Творчество этих исследователей по глубине выводов выходит за узкодисциплинарные рамки и приближается к философскому анализу. Труд Лобок А. Н. «Антропология мифа» внес определенные коррективы в понимание диссертантом природы мифа. В ряде своих трудов к мифу обращались советские философы Голо-совкер ЯЗ., Гулыга A.B., Гуревич П. С., Кессиди Ф. Х., Петров М. К. Эти исследования также помогли в работе над диссертацией.

Для постановки проблемы данного исследования большую роль сыграли работы Кузнецова Э. Ф., Аграновской Е. В., Ратинова А. Р. и др. При разработке мифологического контекста работы использовались труды Леви-Стросса К., Тернера В., Кассирера Э. и др. В них авторы в той или иной мере пытались проанализировать роль мифологии в существовании и обосновании культуры на примерах жизни примитивных обществ. Большую роль для написания диссертации сыграли исследования Лосева А. Ф., а также новая книга отечественного исследователя Лобок A.M., где сделана попытка обосновать роль мифа в развитии любой культуры. Важными в методологическом отношении исследования ритуала можно назвать труды Кессиди Ф. Х., Ионина Л. Г., Глебкина В. В., Аверинцева С. С. и др.

В качестве ОБЪЕКТА настоящего исследования выступает современная правовая субкультура сотрудников ОВД.

ПРЕДМЕТОМ исследования выступает процесс формирования современной правовой субкультуры сотрудников ОВД.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ диссертации — выявить социально-философские основания формирования правовой субкультуры сотрудников ОВД в современном обществе.

Данная цель предполагает решение следующих ЗАДАЧ:

— определить природу правовой субкультуры сотрудников ОВД;

— рассмотреть особенности формирования правовой субкультуры сотрудников ОВД в современном обществе;

— выявить социальные факторы, влияющие на конституирование современной правовой субкультуры сотрудников ОВД;

— описать основные формы и способы существования профессионального мифа;

— проанализировать механизмы ритуализации профессиональной сферы сотрудников ОВД на современном этапе.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. Для решения поставленных задач был использован ряд методов, применяемых в современной философии: диалектико-материалистический, системный, структурно-генетический, культурно-исторический, структурно-лингвистический, комплексный, сравнительный, конкретно-социологических исследований, социокультурного детерменизма, куль-турантропологии и т. д.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Определяется сущность правовой субкультуры сотрудников ОВД, раскрываются социальные особенности формирования правовой субкультуры сотрудников ОВД, выделяется мифологическая составляющая профессиональной субкультуры и анализируются профессиональные ритуалы обсуждаемой сферы, кроме того, вычленяются и описываются основные мифологемы, воздействующие на поведение профессионалов правоприменительной сферы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ состоит в уточнении понимания места и роли правовой субкультуры современных сотрудников ОВД в рамках общей правовой культуры и правовой жизни общества. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в преподавании курсов «Философия», «Культурология», «Профессиональная этика» и при организации работы с личным составом ОВД в профессиональной практике.

НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ результатов и выводов работы подтверждается непротиворечивым использованием методов, применяемых в социальной философии, обоснованием полученных результатов мировоззренческими и теоретическими концепциями.

ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1. Уточняется понятие «правовая субкультура сотрудников ОВД».

2. Доказывается, что профессиональный миф является недискурсивным основанием обсуждаемой субкультуры.

3. Доказано, что ритуалы правоприменительной структуры являются основными способами трансляции мифологической информации, в том числе имеющей правовое значение.

4. Обосновано, что в профессиональном сознании сотрудников ОВД существуют мифологемы, руководствуясь которыми современные сотрудники ОВД совершают как законные, так и противоправные профессиональные действия.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались на следующих конференциях и семинарах: Международная научно-практическая конференция «Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс» (г. Санкт-Петербург, апрель 1998 г.) — IV научно-практическая конференция «Проблемы повышения эффективности обучения и подготовки специалистов» (г. Иркутск, 3−4 февраля 1999 г.) — II Российский философский Конгресс «XXI век: будущее России в философском измерении» (г. Екатеринбург, июнь 1999 г.) — I межвузовской научно-практической конференции «Перспективы совершенствования деятельности органов внутренних дел и государственной противопожарной службы» (г. Иркутск, апрель 1999 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Кадровая и воспитательная работа в правоохранительных органах: состояние, проблемы, перспективы» (г. Санкт-Петербург, февраль 2000 г.) — II межвузовская научно-практическая конференция «Перспективы совершенствования деятельности органов внутренних дел и государственной противопожарной службы» (г. Иркутск, апрель 2000 г.).

ПУБЛИКАЦИИ. По материалам диссертации опубликовано 12 научных работ.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Прилагается список использованной литературы.

Основные результаты диссертационной работы можно сформулировать следующим образом:

1. правовая культура, существующая в правоприменительной сфере, в том числе среди сотрудников ОВД, является правовой субкультурой, так как имеет ряд специфических черт;

2. именно миф является подлинной сердцевиной любой культуры, в том и числе и правовой субкультуры сотрудников ОВД;

3. кроме всех элементов правовой культуры и субкультуры, которые обычно указываются исследователями, полагаем необходимым добавить и мифологию правовой субкультуры, которая служит точками опоры для возведения здания правовой субкультуры сотрудников ОВД;

4. изучение правовой субкультуры сотрудников ОВД тема большая и самостоятельная, ее всестороннее изучение должно привести к наилучшему пониманию особенностей развития правовой культуры в обществе и построению правового государства в целом;

5. правосознание необходимо признать основным структурным элементом правовой субкультуры сотрудников ОВД, от которого зависят все остальные структурные составляющие;

6. правосознание в ОВД носит преимущественно массовый характер, то есть проявления индивидуального правосознания крайне редки, правовые действия чаще всего производятся с «разрешения» коллективных мифологических представлений;

7. ритуализм можно признать основной внешней характеристикой профессиональной жизни сотрудников ОВД, в связи с этим система ОВД определяется как глубоко мифологизированная структура;

8. ритуалы в ОВД служат для передачи нерефлексивной мифологической информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Заметки к будущей классификации типов символа // Проблемы изучения культурного наследия. — М.: Наука. — 1985. — 398 с.
  2. С.С. Попытка объясниться: Беседы о культуре. М.: Наука. — 1988. -348 с.
  3. Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука. -1988, — 145 с.
  4. О.С., Мельчук И. А., Падучева Е. В., Фрумкина P.M. О точных методах исследования языка. М., 1961.
  5. Т.К. Современные теории элиты. Классический очерк. М.: Мысь. — 1985. -210 с.
  6. O.A. Хюнбер К. Истина мифа// Вопросы философии. 1997. — № 1. С. 181 — 184.
  7. М.М. Философия поступка // Вестник. Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М. — 1984−85.
  8. А. Магия слов // Символизм как миропонимание. М.: Республика. -1994.-525 с.
  9. A.B. Праздник: сущность, история, современность. Красноярск. -1986.- 148 с.
  10. В. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах). М.: Наука. — 1990. — 237 с.
  11. В. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. — М.: Политиздат. — 1991.-412 с.
  12. Е.В. Культура и общество. (Вопросы истории и теории). М.: издательство МГУ. — 1978. — 232 с.
  13. Р. Новый завет и мифология / Вопросы философии. 1992. -№ 11.
  14. И.М. Телесность как социокультурный феномен / Культурология. Словарь СПб.: Интрада. — 1997. — 640 с.
  15. В.М. Институты: сверхколлективные социальные образования и безличные формы социальной субъектности. М.: Российская академия социальных наук, — 1996.-976 с.
  16. Д. Культура, нормативность и жизнь разума // Вопросы философии. -1999. -№ 9.-С. 159- 177.
  17. JI.C. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи» // Этика и ритуал в традиционном Китае. -М.: Наука. 1988. — 329 с.
  18. Вехи. Из глубины.-М.: Наука. 1991.-422 с.
  19. И. Общество, культура, социология. -М.: Прогресс. 1984. — 288 с.
  20. Власть и право: из истории русской правовой мысли. Л.: Лениздат,-1990.-317 с.
  21. Д.А. Воинская этика. М.: Воениздат. — 1976. — 320 с.
  22. Л.С. Мышление и речь. Развитие высших психических функций. М.: издательство академии педагогических наук. — 1960. — 500 с.
  23. ЗГГапоненко Н. В. Правовая культура в советском государственном управлении: сущность и формирование. Красноярск: издательство Красноярского университета. — 1991.- 184 с.
  24. Д.М. Массовые праздники. -М.: Наука. 1975. — 124 с.
  25. B.B. Ритуал в советской культуре. М.: Янус-К. — 1998. — 167 с.
  26. Я.Э. Логика мифа. М.: Мысль. — 1987. — 466 с.
  27. Н.Л. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности ОВД. М.: Академия МВД России. — 1984. — 112 с.
  28. .А. Массовое сознание. М.: Политиздат. — 1987. — 322 с.
  29. A.B. Пути мифотворчества и пути искусства / Новый мир. 1969. — № 5. -С. 17−23.
  30. П.С. Философия культуры. М. — 1994. — 324 с.
  31. А. А. Великие моралисты. М.: Республика. — 1995. — 351 с.
  32. A.A. Золотое правило нравственности. М.: Молода гвардия. — 1979. -223 с.
  33. Х.С., Сальников В. П., Федоров В. П., Худяк А. И. Правовая и духовная культура сотрудников правоохранительных органов. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России. — 1995. — 156 с.
  34. H.A. Изображение и слово. М.: Искусство. — 1962. — 314 с.
  35. О.Г. Понятие морали. -М.: Молодая гвардия. 1974. — 175 с.
  36. Э. О разделении общественного труда. -М.: Наука. 1996. — 299 с.
  37. М. Космогония и ритуал. М., 1993. — 265 с.
  38. К. Праздники и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога. М.: Прогресс. — 1985. — 336 с. 47.3андкюлер Х. Й. Демократия, всеобщность права и реальный плюрализм // Вопросы философии. 1999. — № 2. — С. 35 — 50.
  39. О.В. К чувству и разуму воина. Культпросвет работа: взгляд, поиск, проблемы. М.: Воениздат — 1991. — 222 с. 53.3орченко Е. А. Формирование правовой культуры трудящихся. Минск: Наука и техника. — 1984. — 128 с.
  40. И.А. О сущности правосознания./ Подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. М.: «Рарогъ». — 1993. — 235 с.
  41. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М.: Интарда. — 1998. — 352 с.
  42. Л.Г. Социология культуры. -М.: Логос. 1996. — 232 с.
  43. И.А. История России: правовые традиции. М.: ЮКИС: ТОО «Стройсер-вис». — 1995.-319 с.
  44. М.С. Философия культуры. СПб.: Хронос. — 1996. — 422 с.
  45. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Мысль. -1974.-236 с.
  46. Н.Т. Феномен игры в философии: Методологический анализ. Красноярск: Издательство Красноярского университета. — 1998. — 226 с.
  47. В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. — 1974. -202 с.
  48. Г. С. Воинские и патриотические ритуалы. М.: ДОСААФ СССР. — 1989. -94 с.
  49. Э. Избранное. Опыты о человеке. М.: Гардарика. — 1998. -784 с.
  50. Э. Техника политических мифов / Октябрь. 1993. — № 7. — С. 157- 162.
  51. Д.А. Методологические функции философии и права / Государство и право. 1995. — № 9. — С. 29 — 36.
  52. Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль. 1972. — 472 с.
  53. Ф. X. От мифа к логосу. М.: Наука. — 1972. — 323 с.
  54. Клятвенное обещание поступающего на государственную службу 1901 г. ГАИО, ф. 600, № 4.
  55. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.
  56. М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. — 173 с.
  57. А.И. Социальная структура: статусы и роли / Социально-политический журнал. 1996. — № 2. — С. 34−45.
  58. Культура человек — философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. — 1982. -№ 1. — С. 33−51.
  59. Культурология XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга. — 1997. — 640 с.
  60. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс. — 1994.-601 с.
  61. Леви-Строс К. Миф, ритуал и генетика // Природа. 1978. — № 1. — С. 12−19.
  62. Леви-Строс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1980. — № 7. — С. 74 -83.
  63. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука. — 1985. — С. 535.
  64. Я. Человек ты, я и первозданный. — М.: Прогресс. — 1991. — 262 с.
  65. М.А. Критические заметки к современной теории мифа // Вопросы философии. 1973. -№ 8, № 10.-С. 64−73.
  66. Д.С. Арготические слова профессиональной речи // Развитие грамматики и лексики современного русского языка. М.: Наука. — 1964. — 364 с.
  67. Личность и уважение к закону. Социологический аспект. М.: Наука. — 1979. -285 с.
  68. A.M. Антропология мифа. Екатеринбург. — 1997. — 757 с.
  69. А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз. -1957.-620 с.
  70. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Наука. — 1993. -712 с.
  71. А.Ф. Философия, мифология и культура. М.: Политиздат. — 1991. — 524 с.
  72. Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XIX века. СПб: Искусство. — 1994. — 415 с.
  73. Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс. Гнозис. — 1992. — 270 с.
  74. А.Р. Язык и сознание. -М., 1979. -315 с.
  75. А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978. — 142 с.
  76. А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историче-ско-теоретического исследования. — М.: Наука. 1978. — 392 с.
  77. . Магия, наука, религия. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук». — 1998. -304 с. — Серия «АБйпт 8ар1епйае».
  78. В.М. Культура как философская категория // Вопросы философии. -1982.-№ 10.-с. 41−56.
  79. Е.М. Поэтика мифа. -М.: Наука. 1976. — 437 с.
  80. Мифологии древнего мира. Сборник статей. М.: Наука. — 1977. — 456 с.
  81. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир.-1966−351 с.
  82. И.Б. Диалогичность морали и права // Актуальные проблемы юриспруденции. Тюмень. — 1996. — Выпуск 1.
  83. Л. Структуры человеческой деятельности. М.: Прогресс. — 1984. -176 с.
  84. О долге и чести воинской в Российской армии: Сборник материалов и статей. -М.: Воениздат. 1991. — 364 с.
  85. С.И. Толковый словарь русского языка. Екатеринбург. — 1994. -985 с.
  86. Г. С. Правовое осознание действительности. М. — 1969. — 115 с.
  87. М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука. — 1991. — 328 с.
  88. А. Человеческие качества. М.: Прогресс. — 1985. — 312 с.
  89. В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия. — 1991. — 109 с.
  90. В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. -М.: Мысль. 1982,-с. 220.
  91. X. Ступени органического в человеке. Введение в философскую антропологию / Проблема человека в современной западной философии. М.: Мысль. — 1988, — 166 с.
  92. И.Ф. Формирование правосознания личности. Л.: Издательство ленинградского университета. — 1972. -152 с.
  93. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. — 1974.
  94. Присяга рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.
  95. В.Н. Что и как регулирует право: Учебное пособие. М.: Юристъ. — 1995.-96 с.
  96. A.M. Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры». — 1996.- 590 с.
  97. A.M. Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа. М. .: Школа «Языки русской культуры». — 1996. — 280 с.
  98. С.И. Античная мифология. Очерк античных мифов в освещении современной науки. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР. — 1939. — 188 с.- 1995.-315 с.-202 с.
  99. А.Р. Структура и функции правового сознания. (Проблемы социологии права) // Советское государство и право. 1978. — № 7. — С. 42 — 45.
  100. В.М. Философия и методология: традиция и современность //Вопросы философии. 1996. — № 11. — С. 57 — 64.
  101. В.И. Правовая активность работников ОВД в современных условиях // Сборник научных трудов. 1985. — С. 31−44.
  102. В.А. Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллективе. М., 1984. -163 с.
  103. Р.К. Сознание и правомерное поведение // Советское государство и право, 1983.-№ 5.-С. 3−10.
  104. В.П. Правовая культура сотрудников милиции. JL: Издательство Ленинградского института МВД. — 1983. — 112 с.
  105. В.П. Правовое государство и правовая культура: Актуальность проблемы. Л. .: Издательство Ленинградского института МВД. — 1990. — 137 с.
  106. В.П., Казаченко В. Ф. Правовое воспитание и правовая культура в системе органов МВД СССР // Известия ВУЗов. Правоведение. 1980. — № 1.
  107. К.А. Философия символических форм Э. Кассирера. Критический анализ. Ереван: АН АРМ ССР. — 1989. — 237 с.
  108. Л.П. Субъект духовного производства: Методологический анализ. -Л.: Наука.- 1988.- 156 с.
  109. В.Д. Воинские ритуалы, М.: Воениздат. — 1986. — 160 с.
  110. Н.Я. Правосознание юристов: понятие, сущность и содержание // Со-',.ветское государство и право. 1983.-№ 10.-С.25.
  111. Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М.: Наука. — 1988. -222 с. V
  112. П. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992. 632 с.
  113. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л.: Наука. — 1976. — 104 с.
  114. В. Символ и ритуал. М.: Наука. — 1983. — 312 с.
  115. А.И. Структуры нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования. М.: Мысль. — 1974. -278 с.
  116. Тих H.A. Предыстория общества. (Сравнительно-психологическое исследование). JI. .: Издательство Ленинградского университета. -1970. — 311 с.
  117. С.А. Что такое мифология? // Вопросы истории религии и атеизма. -М. 1959.-Вып. 10.
  118. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифа поэтического. Избранное. М.: Прогресс-Культура. — 1995. — 621 с.
  119. В.Н. Первобытные представления и мифе // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.: Наука. — 1982. — 277 с.
  120. В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. — 312 с.
  121. Традиция в истории культуры. -М.: Наука. 1978. -279 с.
  122. Д.М. Обряды. За и против. М.: Культура. — 1975. — 172 с.
  123. А.К. К определению специфики культуры как социального явления // Философские науки. 1974. — № 2. — С. 27−98.
  124. Л.А. У истоков социогенеза. М.: Политиздат. — 1980. — 175 с.
  125. А.Н. О новых и старых обрядах. М.: Наука. — 1967. — 93 с.
  126. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия. — 1992. -464 с.
  127. М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. Л.: Наука. — 1971.-240 с.
  128. Т. Социальная философия. -М.: Прогресс. 1969. — 535 с. 1 14
  129. Ю.А. Лекции по этике // Вопросы философии. 1996. — № 6. — С. 114 — 123.
  130. Ю.А. Этика. М.: Текст. — 1998. — 271 с.
  131. А. Социология правосознания. М.: Мысль. — 1981. — 174 с.
  132. В.Г. В мире чудесных упрощений (к феноменологии мифа) // Вопросы философии. 1998. — № 11. — С. 20−30.
  133. М. Священное и мирское. М.: издательство МГУ. — 1994. — 144 с.
  134. Юнг К. Г. Душа и миф: Шесть архетипов. М-К: ЗАО «Совершенство" — «Port-Royal». — 1997. — 384 с.
Заполнить форму текущей работой