Пути познания в теории социальной работы
Социальный работник, получивший подготовку в определенной традиционной школе, не использует эмпирический опыт для контроля теоретических тезисов, поскольку индуктивные репрезентации не являются основой новых предположений и гипотез. Устойчивые дедуктивные схемы выступают в качестве догм, препятствующих внедрению новых гипотетических предположений. Наглядным примером может служить полемика между… Читать ещё >
Пути познания в теории социальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Пути познания в социальной работе связаны с практикой помощи клиентам, осмыслением важнейших феноменов их бытия, поддерживающими стратегиями. Несмотря на наличие традиционных операций, присущих многим областям знания, пути познания в социальной работе имеют свою специфику, характерную и для методов исследования.
Основные пути познания в социальной работе — дедуктивный, индуктивно-эмпирический, диалектико-материалистический и наивно-герменевтический (психосоциальный диагноз), которые, однако, не исчерпывают весь спектр познавательных процессов. Основные процедуры и теоретические школы указанных подходов представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Основные пути познания в социальной работе
Подход | Основные процедуры | Теоретические школы |
Дедуктивный путь познания |
|
|
Индуктивно-эмпирический метод познания |
| Отдельные профессиональные сферы социальной работы. |
Диалектико-материалистический путь познания | Анализ социальноэкономических условий и их изменение в сторону равенства потребления и перераспределения материальных благ в условиях социума. | Радикальная теория социальной работы. |
Психосоциальный диагноз |
| Психосоциальный подход. |
Дедуктивный путь познания продвигается в направлении от общих принципов к частным. При дедуктивном рассуждении исследователь начинает с более общих закономерностей и применяет их к конкретному примеру. Основные процедуры дедуктивного метода связывают с выдвижением гипотезы, наблюдением, принятием или опровержением гипотезы. При дедуктивном пути познания исследователь, как правило, исходит из одной определенной теории. Необходимым условием использования дедуктивного метода является критическая и логическая проверка фактов. Дедуктивный путь познания в социальной работе развивают классические направления и школы: диагностическая, функциональная, социально-радикальная и др.
Социальный работник, получивший подготовку в определенной традиционной школе, не использует эмпирический опыт для контроля теоретических тезисов, поскольку индуктивные репрезентации не являются основой новых предположений и гипотез. Устойчивые дедуктивные схемы выступают в качестве догм, препятствующих внедрению новых гипотетических предположений. Наглядным примером может служить полемика между диагностической и функциональной школами относительно приоритетности своего метода.
Индуктивно-эмпирический метод познания предполагает, что исследователь наблюдает факты, а затем развивает их анализ до обобщения, объясняющего отношения между наблюдаемыми объектами. Логическая схема такого исследования включает в себя наблюдение, обнаружение закономерностей, формулирование выводов (рис. 2.4). В социальной работе индуктивно-эмпирический метод используется в исследовательской практике, в частности, в таком ее направлении, как описательная (дескриптивная) статистика. Индуктивно-эмпирический путь познания находит отражение в отдельных профессиональных сферах социальной работы, как правило, связанных с социальными явлениями, которые требуют оперативного объяснения и локализации. Таковы, например, раннее материнство, употребление подростками наркотиков и т. д.
Индуктивно-эмпирический путь познания в социальной работе также связывают с клиенто-ориентированными методами поддержки, когда «теория» (объяснение) формулируется под конкретный случай клиента. Специфика познавательного процесса в подобной ситуации предполагает масштабный сбор данных и их оценку. Репрезентативная информация позволяет обнаруживать закономерности в конкретной ситуации клиента.
Диалектико-материалистический путь познания исходит из того, что материя имеет различную организацию и находится в постоянном изменении, источником которого выступают беспрерывно возникающие, разрешающиеся.
Рис. 2.4. Основы индуктивно-эмпирического метода познания.
и вновь возникающие внутренние противоречия. Познание противоречий осуществляется путем анализа различных реалий в контексте многообразных процессов, в том числе исторических. Диалектико-материалистический путь познания используется для изучения социально-экономических условий и их изменения в сторону равенства потребления и перераспределения материальных благ как в условиях развитого капиталистического общества, так и в условиях стран, строящих рыночные отношения.
Выясняя причины деструктивных тенденций в жизнедеятельности общества или отдельного индивида, социальные работники имеют возможность прийти к противоборствующим процессам, позволяющим выявить и наметить конструктивные пути решения проблем. Социальная работа в данном контексте познания представлена марксистской идеологемой, где познание общественных противоречий является основой метода исследования.
Психосоциальный диагноз связан с выяснением жизненных проблем клиента. Для него характерны феноменологические вопросы, связанные с типичными переживаниями клиента, типичными реакциями его окружения и т. п. Каузальные вопросы, или вопросы-предположения, позволяют объяснить развитие личности и проблематику клиента. Стратегические вопросы побуждают к дискуссиям, поискам возможных альтернатив в решении проблемы. Существенным моментом в этом познавательном подходе являются информационные источники, позволяющие воспроизвести социальную историю клиента.
Феноменологический путь познания в теории социальной работы
Теория социальной работы, как известно, имеющая ярко выраженный интегративно-междисциплинарный характер, использует понятие «жизненный мир» в качестве исходной характеристики клиента как адресата социальной работы.
Первой составной частью теории социальной работы является вопрос о жизненных отношениях и дефицитах ее адресатов. Общественно продуцируемый исторический характер жизненных трудностей, содержательное определение бедности, болезни, социального неблагополучия постоянно изменяются. Проблемы, связанные с жизненными трудностями адресатов, рассматриваются посредством так называемой стигматеории (от греч. stigma — знак, клеймо, рана). Как реакция на экспансию социально-терапевтических и социально-педагогических учреждений, в которых ситуации социального неблагополучия рассматриваются инстанциями социального контроля, эта теория сосредоточивает внимание на понятиях, имеющих отношение к преступности и болезни. Стигматеория представляет собой подход, подчеркивающий, что восприятие, понимание и преодоление проблем дефицита обучения и образования во многом зависят от приоритетных общественных и профессиональных иерархических интересов тех, кто обязан решать эти проблемы. Теория ставит вопросы о трудностях индивида в зависимость от проблем, связанных с интересами тех, кто квалифицирует эти дефициты и предлагает свою помощь.
Задача теории социальной работы состоит также в том, чтобы рассматривать проблемы жизненного опыта и жизненного мира адресатов как вопросы, связанные с нормальностью их повседневной жизни, с заключенными в ней специфическими стратегиями действия, шансами на обучение и самовыражение, с существующими отклонениями, т. е. трудностями, которые не могут быть преодолены лишь посредством самопомощи, без привлечения официальных профессионально компетентных специалистов.
Специфическая роль феноменологии (от греч. phainomenon — являющееся) в теории познания социальной работы может быть обозначена следующими позициями (рис. 2.5):
- 1. Феноменология помогает определить общие основы теории и практики социальной работы и тем самым очертить феноменологическое поле социальной работы, т. е. выявить те явления (феномены), которые относятся к сфере социальной работы.
- 2. Феноменология социальной работы должна способствовать более точному описанию и определению основных понятий социальной работы, таких как попечение, помощь, угроза, защита, общество, социальный контроль, адаптация, потребность и многих других, являющихся наиболее важными для формирования теории социальной работы, ее предметного языка.
- 3. В рамках отдельных полей социальной работы феноменология может помочь лучше осмыслить круг адресатов и, следовательно, сделать предлагаемые услуги более целевыми.
Рис. 2.5. Феноменология в теории познания социальной работы.
4. Руководствуясь методическими шагами классической феноменологии, можно определить шаги феноменологии социальной работы и выявить ее отличия от классической методики, а стало быть, и ее значение.
Кроме того, феноменологический метод позволяет сформулировать основные подходы к формированию понятийного поля научной теории:
- 1) в адекватных понятиях выражать то, что увидено, замечено и что определяет смысл самих понятий;
- 2) обнаруживать сущности и фиксировать свое созерцание понятийно, т. е. терминологически. При этом слова могут происходить из обычного языка, они могут быть многозначны и неопределенны в своем переменчивом смысле. Оказываясь выражением актуального, они совпадают с данными интуиции и приобретают определенный актуальный смысл. В этом случае их можно научно фиксировать;
- 3) можно выделить непременные условия существования науки и развития ее языка. Это происходит, когда:
- — результаты мысли могут сохраняться в форме знания;
- — результаты приняли форму системы высказываний и их можно применять для дальнейшего мышления;
- — высказывания отчетливы по своему логическому смыслу, однако могут пониматься или актуализироваться по мере суждения уже без ясного усмотрения этих основ;
- — необходимо постоянно проверять, действительно ли все зафиксированное в прежней взаимосвязи применено с тем же смыслом в новой связи.