Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основополагающие принципы таможенного контроля

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следующим принципом таможенного контроля является принцип сотрудничества, согласно которому таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами (п. 3 ст. 94 ТК ТС). Кроме того, таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками ВЭД, уполномоченными экономическими… Читать ещё >

Основополагающие принципы таможенного контроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осуществление таможенного контроля базируется на следующих принципах: законности; анализа и управления рисками; сотрудничества; осуществления таможенного контроля исключительно таможенными органами; гуманности; недопущения причинения должностными лицами таможенных органов неправомерного вреда товарам, транспортным средствам, лицам; оперативности. Рассмотрим их по порядку.

Принцип законности означает, что все действия участников таможенного контроля осуществляются в строгом соответствии с международно-правовыми обязательствами и таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза. Все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза (подп. 1 п. 3 ст. 150 ТК ТС). Из этого следует, что при осуществлении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза или иными правовыми актами РФ.

Принцип анализа и управления рисками, иначе называется принципом выборочности таможенного контроля.

В соответствии с п. 1 ст. 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности, т. е. отказа проведения сплошного таможенного контроля, и по общему правилу ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза.

При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками[1]. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.

Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ (подрыва конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей; уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах и т. д.).

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Федеральная таможенная служба определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков. Такая стратегия определяется документами, к которым установлен ограниченный доступ.

В результате заимствования из Киотской конвенции[2] принцип управления рисками изначально появился в качестве новеллы российского таможенного законодательства[3], а затем был закреплен в законодательстве Таможенного союза.

Следующим принципом таможенного контроля является принцип сотрудничества, согласно которому таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами (п. 3 ст. 94 ТК ТС). Кроме того, таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками ВЭД, уполномоченными экономическими операторами, таможенными представителями, таможенными перевозчиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями) (п. 4 ст. 94 ТК ТС).

Принцип осуществления таможенною контроля исключительно таможенными органами. Помимо таможенных органов специфические виды контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами осуществляют и другие контролирующие государственные органы (например, Роспотребнадзор, Россельхознадзор). Однако только таможенные органы обладают исключительной компетенцией на осуществление таможенного контроля. При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств — членов Таможенного союза (п. 1 ст. 103 ТК ТС).

В случае если у контролирующих государственных органов возникает необходимость отбора проб и образцов товаров, то такие органы должны получить у таможенных органов письменное разрешение на проведение указанной процедуры (п. 2 ст. 155 ТК ТС). При этом должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб и образцов товаров сотрудниками других государственных органов. Таможенные органы также должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования.

В ТК ТС прямо указывается, что окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенными органами по результатам проведенного таможенного контроля, в том числе проверки лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, оформляемых иными контролирующими государственными органами (подп. 1 п. 1 ст. 195 ТК ТС).

Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства на территории зон таможенного контроля, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию Таможенного союза без разрешения таможенного органа морские, внутренние водные и воздушные суда. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза и (или) международными договорами.

В этой связи особого внимания заслуживают вопросы взаимодействия таможенных органов с органами внутренних дел, уполномоченными в области безопасности дорожного движения. Так, если таможенному органу потребуется остановить транспортное средство, на котором перемещаются товары, находящиеся под таможенным контролем, вне зоны таможенного контроля, то такая остановка может быть осуществлена исключительно органом внутренних дел, уполномоченным в области безопасности дорожного движения, по просьбе таможенного органа.

В случае остановки автотранспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать двух часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением КТС, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Для проведения таможенного контроля таможенным органам каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений не требуется.

Принцип гуманности означает, что в процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, направленные на унижение человеческого достоинства, а также применение технических средств, которые представляют опасность для жизни и здоровья человека, животных и растений.

Принцип недопущения причинения должностными лицами таможенных органов неправомерного вреда товарам, транспортным средствам, лицам.

Принцип оперативности означает, что все формы таможенного контроля должны осуществляться в заданные сроки.

  • [1] Этой системе посвящена гл. 18 ТК ТС «Система управления рисками» .
  • [2] См.: ст. 6.3−6.5 Генерального приложения к Киотской конвенции.
  • [3] См.: ст. 358 ТК РФ; приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой