Систематизация нормативных актов: понятие и виды
Итак, основные причины, обусловливающие необходимость систематизации всех источников права и, в первую очередь, нормативных правовых актов — их постоянно возрастающее количество, внешняя, а иногда и внутренняя несогласованность, затрудняющие и правотворчество, и реализацию нормативных положений. Роль систематизации заметна и в процессе устранения пробелов в праве. Систематизацию законодательства… Читать ещё >
Систематизация нормативных актов: понятие и виды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как уже было отмечено в предыдущих параграфах, система законодательства любого государства, в том числе и Российской Федерации, содержит значительное, а в нашем случае, огромное количество нормативных правовых актов различных видов, которые принимаются, пересматриваются и отменяются не менее многочисленными органами государственной власти практически постоянно, в различных пространственных пределах и по любому поводу. Это, естественно, не может не оказывать влияния на скоординированность содержания и формы действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут конкурировать между собой и вступать во взаимные противоречия. Поэтому для того чтобы добиться высокого уровня упорядоченности общественных отношений, разумеется, в рамках, отведенных для их правового регулирования, необходимо добиться, чтобы сами нормативные акты были приведены в соответствующую систему.
Систематизацию законодательства можно определить как деятельность компетентных органов государственной власти по упорядочению, структуризации и совершенствованию нормативных правовых актов с целью приведения их в единую систему, призванную обеспечить более удобное практическое использование правовых предписаний, а также дальнейшее развитие права.
Итак, основные причины, обусловливающие необходимость систематизации всех источников права и, в первую очередь, нормативных правовых актов — их постоянно возрастающее количество, внешняя, а иногда и внутренняя несогласованность, затрудняющие и правотворчество, и реализацию нормативных положений. Роль систематизации заметна и в процессе устранения пробелов в праве.
В зависимости от того, какой именно компетентный орган государственной власти (или же иная организация, иное лицо) занимается упорядочиванием нормативных правовых актов, т. е. исходя из вида субъекта, систематизирующего законодательство, различают систематизацию:
- • официальную — данный вид упорядочивания нормативных актов может проводиться государственными органами либо по собственной инициативе, либо по заданию вышестоящих органов или должностных лиц;
- • неофициальную — такая систематизация может быть проведена фактически любым субъектом (органом, организацией, лицом) вне зависимости от наличия у него специальных компетенций.
В зависимости от преследуемых целей, а также степени охвата обрабатываемого правового материала (нормативных правовых актов) систематизация бывает:
- • общей (результатом такой систематизации, как правило, становятся своды законов или законодательства, собрание законодательства и др.);
- • отраслевой (например, сборник нормативных правовых актов об организации и охране труда на предприятии);
- • специальной (например, все нормы регулирующие отношения супругов в процессе расторжения брака).
Выделяют следующие формы систематизации.
Учет — сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.
Инкорпорация — простая форма систематизации, в процессе и результате которой нормативные правовые акты упорядочиваются без внесения в них изменений, поэтому ее еще называют внешней обработкой законодательства.
Консолидация — объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.
Кодификация — сложная форма систематизации, направленная на создание нового сводного нормативного акта; вид правотворческой деятельности.
Наиболее элементарной формой систематизации, носящей скорее механический, чем творческий характер является учет. Учету подлежат федеральные конституционные и обычные федеральные законы; нормативные указы Президента; акты федеральных органов исполнительной власти; законодательство субъектов РФ; акты муниципальных органов власти (в первую очередь уставы муниципальных образований); нормативные разъяснения пленума Верховного и постановления Конституционного суда РФ.
Наиболее распространенными видами учета считаются:
- • журнальный, осуществляемый по хронологическому и алфавитнопредметному принципу (наиболее удобная форма такого учета — тематикопредметная, в рамках которой акты упорядочиваются по правовым отраслям, хотя в некоторых случаях законодательством прямо предписывается ведение алфавитного журнала регистрации законодательства[1]);
- • картотечный, включающий в себя создание системы карточек, фиксирующих основные реквизиты учитываемых нормативных актов;
- • поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии — этот вид учета заключается во внесении актуальных изменений и дополнений и иных примечаний (например, о наличии постановления Конституционного суда РФ по данному вопросу) непосредственно в тексты соответствующих актов ранней редакции;
- • автоматизированный — примером такого учета служат известные каждому современному юристу информационно-справочные системы («Гарант», «Консультант+», а также, например, имеющий статус источника официального опубликования нормативных актов интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru).
Инкорпорация может быть выполнена на хронологической основе, а также по отраслевому признаку или в соответствии с правовыми институтами. В итоге формируются единые сборники.
По субъектам осуществления выделяют два вида инкорпорации:
- • официальная (например, Собрание законодательства РФ; Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 32 от 14 июля 2014 г.);
- • неофициальная (в качестве примера можно привести Сборник нормативных документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога системы образования, составленный кандидатом психологических наук Р. Р. Калининой — заместителем директора по научно-методической работе Центра психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков г. Пскова).
Применяют также вариативные виды инкорпорации, зависящие от способа систематизации. Простая инкорпорация означает объединение в разные сборники действующих (или уже отмененных) нормативных актов без всяких изменений в их тексте. Сложная инкорпорация может быть связана с подготовкой нового сборника, в который включаются акты с учетом внесенных в них последующих изменений (отмены, дополнений, редакционных изменений).
При реализации норм инкорпоративных актов ссылаются не на сборник, а на сам нормативный акт.
Консолидаия — это компромиссный вариант систематизации, сочетающей инкорпорацию и кодификацию. В России консолидация не применяется.
Кодификация представляет собой не только систематизацию, но и разновидность правотворческой деятельности, упорядочивающую правовое регулирование определенных общественных отношений путем издания единого внутренне согласованного правового акта.
Кодификация, в отличие от иных видов систематизации, создает новый нормативный правовой акт, поэтому она может быть только официальной[2].
Результатом кодификации может быть сводный нормативный акт, как правило, кодекс, но возможны и иные наименования (конституция, устав, уложение).
Еще раз отметим, что важность систематизации законодательства в современных условиях существования многотысячной базы действующих нормативных правовых актов трудно переоценить. Системность и внутренняя продуманность всего правового массива позволяют повысить его эффективность, упростить процессы правотворчества и правоприменения, и, главное, способствует предотвращению юридических ошибок, неизбежно затрагивающих права и свободы как отдельной личности, так и всего общества в целом.