Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Шанхайская организация сотрудничества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главы государств — членов Шанхайской организации сотрудничества по итогам 15 саммита в Узбекистане в 2016 г. приняли Ташкентскую декларацию 15-летия ШОС. Декларация является главным итоговым документом саммита, в нем отражены консолидированные подходы государств-членов к дальнейшему развитию объединения. Также по итогам саммита в Ташкенте был принят План действий организации на 2016—2020 гг… Читать ещё >

Шанхайская организация сотрудничества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Шанхайская организация сотрудничества (сокр. ШОС, англ. — The Shanghai Cooperation Organization, SCO) — субрегиональная межправительственная организация, которая была основана в 2001 г. лидерами России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Государствами — наблюдателями при ШОС являются Иран, Афганистан, Белоруссия и Монголия. Индия и Пакистан с июня 2017 г. стали полноправными членами ШОС, которая теперь по праву может называться «шанхайской восьмеркой».

Образованию ШОС предшествовало урегулирование дипломатическим путем территориально-пограничных проблем между КНР и Кыргызстаном, Казахстаном и Таджикистаном и учреждение в 1996 г. международной организации под названием «Шанхайская пятерка», в которую вошли Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В рамках этой Организации были подписаны Соглашение об укреплении доверия в военной области (Шанхай, 1996 г.) и Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (Москва, 1997 г.).

В 2001 г. после вступления в «пятерку» Узбекистана организация была переименована в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). 15 июня 2001 г. одновременно с принятием Декларации о создании ШОС была подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Декларация о создании ШОС 2001 г. объявила основными направлениями деятельности Организации совместную борьбу с новыми вызовами, такими как терроризм, незаконный оборот наркотических средств, сепаратизм, экстремизм, а также развитие деятельности в политической, экономической и культурной областях.

7 июня 2002 г. на втором заседании ШОС в Санкт-Петербурге были подписаны Хартия и Соглашение между государствами — членами ШОС о региональной антитеррористической структуре (РАТС).

Проходивший в 2003 г. саммит в Москве завершил правовое оформление ШОС в полноценную международную организацию, отвечающую всем требованиям международного права. С 1 января 2004 г. ШОС функционирует как полноправная межправительственная организация.

В декабре 2004 г. ШОС получила статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

В 2007 г. на саммите в Бишкеке был принят Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств — членов ШОС, фактически ставший вторым после Хартии основным политическим документом, на котором строится деятельность организации.

Структуру ШОС образуют три группы органов: сессионные органы, постоянные органы и неправительственные структуры.

К числу сессионных органов ШОС относятся: Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Совет министров иностранных дел, Совещание руководителей отраслевых министерств или ведомств государств-членов, Совет национальных координаторов (СНК).

Совет глав государств — высший совещательный орган ШОС, который определяет основные приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает вопросы, связанные с ее внутренним устройством и функционированием, взаимодействием с другими государствами и международными организациями. Совет собирается на заседание один раз в год и принимает соответствующие решения и указания по основным и наиболее важным вопросам Организации.

Совет глав правительств (СГП) (премьер-министров) государств — членов ШОС собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках Организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет Организации. Бюджет ШОС пополняется из взносов государств — членов Организации.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы, связанные с текущей деятельностью организации, проводит подготовку к заседанию глав государств и проводит консультации в рамках организации по международным проблемам. При необходимости Совет может выступать с заявлениями от имени ШОС.

Совещание руководителей отраслевых министерств или ведомств государств-членов рассматривает конкретные вопросы, касающиеся развития взаимодействия государств в рамках ШОС и проводяится на регулярной основе. Также могут создаваться рабочие группы для подготовки и проведения совещаний.

Совет национальных координаторов (СНК) государств — членов ШОС проводит координацию и управление текущей деятельностью Организации. Совет собирается на заседания не менее трех раз в год. Основной задачей Совета является подготовка заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета министров иностранных дел.

К числу постоянно действующих органов ШОС относятся: Секретариат ШОС, Региональная антитеррористическая структура (РАТС).

Секретариат ШОС был учрежден в 2003 г. решением третьего саммита ШОС в Москве (штаб-квартира расположена в Пекине). Секретариат действует с января 2004 г. и является основным и постоянным административным органом. Генеральный секретарь назначается Советом глав государств сроком на три года без права продления на следующий срок.

Хартия Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 г. закрепила за Секретариатом следующие функции: осуществление координации, информационно-аналитическое, юридическое и техническое обеспечение деятельности Организации; во взаимодействии с РАТС разработка предложений по развитию сотрудничества в рамках ШОС и международных связей Организации, контроль за выполнением решений органов; во взаимодействии с представителями разработка и рассылка государствам-членам проектов документов, вносимых на рассмотрение органов ШОС; во взаимодействии с Советом национальных координаторов организация консультаций экспертов государств-членов по проектам различных документов; осуществление организационнотехнического обеспечения заседаний и совещаний органов ШОС; и др.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) — постоянно действующий орган ШОС в Ташкенте. Данная структура приступила к работе в январе 2004 г. Основные функции РАТС сводятся к осуществлению координации деятельности государств — членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Руководящими органами РАТС являются Исполнительный комитет и Совет. В состав Совета входят руководители соответствующих компетентных органов государств — членов ШОС.

Согласно Соглашению между государствами — членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре основными задачами и функциями РАТС являются: разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; содействие органам Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; формирование банка данных РАТС; предоставление информации по запросам органов; содействие в подготовке и проведении антитеррористических учений; и др.

Неправительственной структурой ШОС является созданный государствами — членами ШОС 14 июня 2006 г. в Шанхае Деловой совет. Совет был создан в целях объединения авторитетных представителей бизнес-сообщества шести государств-членов и тем самым расширить экономическое сотрудничество в рамках организации.

Деловой совет может принимать решения рекомендательного характера и давать высококвалифицированные оценки по перспективным направлениям с подключением представителей бизнес-сообщества государств — участников ШОС к торгово-экономическому инвестиционному партнерству в рамках Организации.

Положение о Деловом совете государств — членов Шанхайской организации сотрудничества поставило перед ним следующие задачи и определило следующие направления деятельности: содействие развитию регионального сотрудничества государств-членов в экономической, финансовой, технической, энергетической, транспортной и других областях; осуществление информационного обмена в интересах развития сотрудничества деловых кругов государств — членов ШОС; разработка планов и программ сотрудничества в финансовых областях.

Первоначально деятельность ШОС лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Центральной Азии. Несмотря на это деятельность ШОС почти сразу получила и экономическую направленность. В результате этого сегодня наблюдается тенденция к созданию зоны свободной торговли и снижения уровня пошлин на ввоз товаров. Кроме того, осуществляются многочисленные совместные проекты в сфере энергетики, экономики и транспорта государств — членов ШОС.

За время своего существования государствам — членам ШОС удалось существенно укрепить правовую базу для расширения своего сотрудничества в области безопасности. В частности, были подписаны и ратифицированы следующие договоры: Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами — членами Шанхайской организации сотрудничества от 28 августа 2008 г., Соглашение об организации учебных курсов по борьбе с терроризмом и преступностью от 15 июня 2006 г., Соглашение между государствами — членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре от 7 июня 2002 г., Договор о совершенствовании антитеррористического законодательства в государствах ШОС от 8 июня 2006 г. К этому можно добавить, что 15 июня 2006 г. государствами — членами ШОС было принято Заявление глав государств — членов ШОС по международной информационной безопасности, что 5 июля 2005 г. была принята Концепция сотрудничества государств — членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, и, наконец, был одобрен проект Программы сотрудничества государств — членов организации по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2016—2018 гг.

Что касается экономического сотрудничества, то в рамках ШОС кроме уже названного Делового совета было создано Межбанковское объединение, а также работает Научно-экспертный форум и Энергетический клуб. Особенность ШОС состоит в том, что его членами являются как государства-экспортеры, так и государства-импортеры энергоресурсов, что создает хорошую перспективу для развития энергетического рынка.

В соответствии с Положением об Энергетическом клубе он объединяет представителей государственных структур, крупного бизнеса и информационно-аналитических центров, работающих в энергетическом секторе. Руководящим органом Клуба является Группа высокого уровня (ГВУ). В Клуб в качестве наблюдателей могут войти по два представителя от государств — наблюдателей ШОС. Председатель Группы высокого уровня Энергетического клуба выбирается по принципу ротации.

Задача Клуба — создать информационную платформу для дискуссии с целью всестороннего обсуждения энергетических стратегий государств — членов ШОС с позиций их гармонизации и выработки предложений по повышению энергетической безопасности.

Главное отличие ШОС от других международных региональных организаций заключается в том, что в Организации состоят два постоянных члена Совета Безопасности ООН — Россия и КНР. Кроме того, ШОС имеет соглашения о партнерстве с такими организациями, как СНГ (2005), ОДКБ[1] (2007), ООН, АСЕАН (2005) и ЕАЭС (2005). Такие соглашения позволяют сторонам координировать свои планы и обмениваться важной информацией. Так, например, в соглашении между ШОС и ОДКБ можно выделить следующие области взаимного внимания: поддержание и обеспечение региональной и международной стабильности; борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, незаконным оборотом оружия и борьба с организованной преступностью.

ШОС в 2008 г. подписала Соглашение о взаимопонимании с ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), в рамках которого осуществляется сотрудничество в сфере экономики, транспорта, энергетики, торговли и др.

Действующая в настоящее время стратегия развития ШОС до 2025 г. была принята в июле 2015 г. на саммите Организации в Уфе. Стратегия развития Организации содержит анализ тенденций регионального и глобального развития, а также определяет приоритетные цели и задачи организации на предстоящие 10 лет. Она включает конкретные программы укрепления сотрудничества в политической, экономической, торговой и гуманитарной областях, в сферах обеспечения безопасности, обмена между СМИ и др.

Государства — члены ШОС нацелены укреплять взаимное доверие, добрососедство, обеспечивать региональную безопасность, общими усилиями противостоять новым угрозам и вызовам. Страны ШОС будут наращивать торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, расширять обмен в сферах науки и техники, здравоохранения и образования, повышать влияние Организации в международных делах, расширять сотрудничество с ООН и другими международными организациями.

В Уфимской декларации отмечается, что прием в Организацию новых членов, дальнейшее расширение сотрудничества с государствами в статусе наблюдателей и партнеров по диалогу будет в значительной степени способствовать развитию организации и повышать ее потенциал.

Особое внимание ШОС уделяет вопросам обеспечения региональной безопасности, объявляя это направление сотрудничества в качестве основного. Деятельность Региональной антитеррористической структуры позволяет государствам — членам ШОС согласованно противостоять угрозам сетевого терроризма. Участники Уфимского саммита приняли ряд важных решений по вопросам обеспечения безопасности на пространстве ШОС. Подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам и, как было сказано выше, одобрен проект Программы сотрудничества государств — членов организации по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2016—2018 гг.

В подкрепление целей и задач, зафиксированных в названном документе, участники саммита в Уфе приняли Совместное заявление Конференции высокого уровня «Безопасность и стабильность в регионе ШОС», содержащих следующие важные положения:

  • — определяющей тенденцией современного этапа развития международных отношений является формирование многополярного мироустройства, основанного на принципах общей неделимой безопасности и взаимовыгодного равноправного сотрудничества;
  • — процесс перестройки существующего геополитического порядка осложняется ростом нестабильности как в глобальном, так и в региональном масштабе, разрастанием очагов конфликтов;
  • — требуется наращивание усилий борьбы с такими глобальными вызовами и угрозами, как терроризм, экстремизм, незаконный оборот наркотиков, транснациональная организованная преступность и международное противодействие насильственному экстремизму;
  • — ООН и ее Совет Безопасности являются общим достоянием человечества;
  • — расширение и углубление многостороннего диалога, прежде всего в рамках ООН, по вопросам экономического сотрудничества, обеспечения продовольственной, энергетической и транспортной безопасности отвечает интересам стабильного и устойчивого развития региона;
  • — ШОС является одной из ключевых и эффективных многосторонних площадок для ведения широкого диалога, и готова к конструктивному взаимодействию со всеми заинтересованными государствами и международными организациями в контексте наращивания усилий по противодействию традиционным и новым вызовам и угрозам безопасности.

На саммите в Уфе 2015 г. государства — члены ШОС впервые выделили в качестве самостоятельного вида серьезного вызова для международной безопасности и устойчивого экономического развития государств проблему обострения наркоугрозы. По этому поводу ими было принято Специальное заявление по проблеме наркоугрозы, в котором основной акцент делается на приверженности ШОС сохранять и укреплять действующую международную систему контроля над наркотиками, основанную на трех базовых конвенциях ООН, при центральной координирующей роли ООН.

Наконец, на фоне все более учащающихся ревизионистских попыток исказить итоги Второй мировой войны и всячески принизить роль СССР в победе над фашизмом, государства — члены ШОС в Уфе не остались в стороне от этого вопроса и приняли Заявление в связи с 70-й годовщиной победы над фашизмом во Второй мировой войне, в котором решительно призвали противодействовать попыткам дать искаженные нравственные и правовые оценки ее итогов, предать забвению уроки этой общечеловеческой трагедии.

Главы государств — членов Шанхайской организации сотрудничества по итогам 15 саммита в Узбекистане в 2016 г. приняли Ташкентскую декларацию 15-летия ШОС. Декларация является главным итоговым документом саммита, в нем отражены консолидированные подходы государств-членов к дальнейшему развитию объединения. Также по итогам саммита в Ташкенте был принят План действий организации на 2016—2020 гг. по реализации Стратегии развития ШОС до 2025 г. На полях саммита была подписана программа по развитию сотрудничества государств — членов ШОС в сфере туризма.

Историческим стал саммит 2017 г. в Астане, когда впервые с момента образования ШОС расширилась — в нее официально вступили Пакистан и Индия. Также на саммите была принята Конвенция ШОС по противодействию экстремизму.

Официальный сайт ШОС: URL: http://sco-russia.ru/.

Учредительный акт: URL: http://base.spinform.ru/show_doc. fwx? rgn=3867.

Официальными языками ШОС являются русский и китайские языки.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Сколько государств являются членами ШОС?
  • 2. Назовите государства — наблюдатели при ШОС.
  • 3. Что такое «Шанхайская пятерка»?
  • 4. Где и когда завершилось оформление ШОС в полноценную международную межправительственную организацию?
  • 5. Перечислите сессионные руководящие органы ШОС.
  • 6. Перечислите постоянно действующие органы ШОС.
  • 7. Какие неправительственные структуры в ШОС вам известны?
  • 8. Назовите и дайте краткую характеристику документам, принятым государствами — членами ШОС на последнем саммите.

Дополнительная литература

  • 1. Борисов, Д. А. Эволюция политики безопасности Шанхайской организации сотрудничества (1996—2010 годы) / Д. А. Борисов. — Томск: ТГУ, 2012.
  • 2. Василенко, В. В. Шанхайская организация сотрудничества в региональной системе безопасности (политико-правовой аспект) / В. В. Василенко, А. Г. Потеенко, В. И. Василенко. — М.: Проспект, 2014.
  • 3. Лузянин, С. Г. Российская Федерация и Китайская Народная Республика в Шанхайской организации сотрудничества / С. Г. Лузянин // «Глобализация и интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (правовое и экономическое исследование) / под ред. Т. Я. Хабриевой. — М.: ИНФРА-М, 2014.
  • [1] Организация Договора коллективной безопасности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой