Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Практикум к разделу 2 «Методология юридической науки»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическое задание Используя полученные знания об уровнях и методах научного юридического познания разработайте концепцию своего магистерского диссертационного исследования, обозначив научную проблему, ее актуальность, теоретическую и практическую значимость исследования, определите цель и задачи, а также объект и предмет исследования; продумайте особенности методологии исследования с учетом… Читать ещё >

Практикум к разделу 2 «Методология юридической науки» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Практическое задание Используя полученные знания об уровнях и методах научного юридического познания разработайте концепцию своего магистерского диссертационного исследования, обозначив научную проблему, ее актуальность, теоретическую и практическую значимость исследования, определите цель и задачи, а также объект и предмет исследования; продумайте особенности методологии исследования с учетом его цели и предмета.

2. Кейс по теме «Сравнительно-правовой метод исследования».

Проведите функциональное сравнение правового регулирования отдельных социальных проблем в Российской Федерации и в зарубежных странах, например, по теме магистерской диссертации. Для этого необходимо выполнить следующие действия.

  • 1. Обозначить актуальную проблему, правовое регулирование которой будет исследовано, например, по теме магистерской диссертации.
  • 2. Выбрать национальные правовые системы для сравнения. Рекомендуется одно государство, принадлежащее к той же правовой семье, что Россия и второе государство, принадлежащее к другой правовой семье.
  • 3. Определить источники права, в которых закреплены нормы, регулирующие соответствующие общественные отношения, сформулировать определение способов, методов и средств правового регулирования, сбор нормативного материала.
  • 4. Проанализировать понятийно-категориальный аппарат, составить глоссарий по всем рассматриваемым государствам.
  • 5. Сравнение содержания конкретных правовых норм.
  • 6. Построение схемы, иллюстрирующей механизм правового регулирования (порядок выборов, структуру судебной системы и г. д.).
  • 7. Подготовка аналитической записки с предложениями по совершенствованию российского законодательства.
  • 3. Тестовые задания

Выберите правильный ответ

  • 1. Сравнительно-правовой метод относится к следующей группе методов:
    • а) всеобщим;
    • б) общенаучным;
    • в) специальным;
    • г) теоретическим.
  • 2. Правоинтерпретационный метод включает в себя:
    • а) методику разработки нормативных предписаний;
    • б) методы толкования государственных предписаний, обязательных для исполнения;
    • в) методы осуществления государственно-правовой идентификации властных предписаний;
    • г) методы изучения государства и права как абстракции в идеальном виде.
  • 3. Методологический подход, в рамках которого раскрывается содержание основных политико-правовых ценностей, например, таких как правопорядок, законность, легитимность и др., называется:
    • а) синергетическим;
    • б) аксиологическим;
    • в) семиотическим;
    • г) психологическим.
  • 4. В переводе с греческого термин «теория» означает:
    • а) развитие;
    • б) рассмотрение;
    • в) реализация;
    • г) исследование.
  • 5. Метод научного познания это:
    • а) совокупность приемов, средств, способов, обеспечивающих собирание и обработку фактического материала, его изучение и построение системы научных знаний;
    • б) выработка научных концепций, доктрин, понятий;
    • в) общее представление о способах познания и объяснения явлений действительности;
    • г) основанная на теологических представлениях характеристика духовных представлений об окружающем мире.
  • 6. Для установления сходства, различия и взаимосвязи государственно-правовых явлений используется метод:
    • а) экспериментальный;
    • б) диалектический;
    • в) сравнительный;
    • г) статистический.
  • 7. Получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере при помощи анкетирования, интервьюирования, наблюдения помогает метод:
    • а) функциональный;
    • б) с равн ител ы I ы й;
    • в) статистический;
    • г) социологический.
  • 8. Диалектика и метафизика — это:
    • а) описательные методы;
    • б) частнонаучные методы;
    • в) всеобщие методы познания окружающей действительности;
    • г) общие методы.
  • 9. Метод, используемый для получения новых знаний путем истолкования текстов, называется:
    • а) системным;
    • б) герменевтическим;
    • в) кибернетическим;
    • г) статистическим.
  • 10. Для анализа сходства, различия и классификации правовых систем используется метод:
    • а) эксперимента;
    • б) численного анализа;
    • в) сравнительного правоведения;
    • г) статистического исследования.
  • 11. Получить количественные показатели тех или иных массовых повто-
%/

ряющихся государственно-правовых явлений позволяет метод:

  • а) сравнительный;
  • б) функциональный;
  • в) кибернетический;
  • г) статистический.
  • 12. Всеобщий метод познания, позволяющий познавать явления окружающего мира, как реально существующие, в их постоянном развитии и взаимосвязи с другими явлениями, называется:
    • а) диалектическим;
    • б) кибернетическим;
    • в) сравнительным;
    • г) системным.
  • 13. Метод познания окружающей действительности, состоящий в мысленном переносе знаний об одном объекте на другой, менее изученный, но схожий с первым по своим качествам, — это:
    • а) дедукция;
    • б) абстрагирование;
    • в) сравнение;
    • г) аналогия.
  • 14. Обобщение подходов к понятию «методология» позволяет выделить несколько основных значения этого термина:
    • а) два;
    • б) три;
    • в) четыре;
    • г) пять.
  • 15. В основе методологии юридической науки лежит:
    • а) история;
    • б) политология;
    • в) философия;
    • г) социология.
  • 16. Специфика методологии юридической науки обусловлена:
    • а) историческими особенностями конкретного периода;
    • б) политической конъюнктурой;
    • в) особенностями объекта и предмета ее научного познания;
    • г) предпочтениями исследователей.
  • 17. Развитие методологии юридического познания происходило:
    • а) с опережением по отношению к формированию юридической науки;
    • б) параллельно с формированием юридической науки;
    • в) с опозданием по отношению к формированию юридической науки;
    • г) независимыми друг от друга курсами.
  • 18. Формирование представлений о методе относится:
    • а) к Античности;
    • б) к раннему Средневековью;
    • в) к эпохе Возрождения;
    • г) к Новому времени.
  • 19. Возникновение и развитие методов научно-эмпирического исследования в эпоху Античности связано с именем:
    • а) Сократа;
    • б) Платона;
    • в) Аристотеля;
    • г) Гераклита Эфесского.
  • 20. На теоретико-эмпирическом этапе формирования методологии проходила разработка методов исследования:
    • а) всеобщих;
    • б) общенаучных;
    • в) собственно юридических;
    • г) специальных.
  • 21. Идея метода становится важнейшим регулятором научного познания начиная с эпохи:
    • а) Средних веков;
    • б) Возрождения;
    • в) Нового времени;
    • г) Новейшего времени.
  • 22. Начало вычленения учения о методах из состава логики связывают с именем:
    • а) Аристотеля;
    • б) Фрэнсиса Бэкона;
    • в) Томаса Гоббса;
    • г) Иммануила Канта.
  • 23. Приверженцем неокантианского подхода среди русских правоведов второй половины XIX — первой четверти XX в. был:
    • а) П. И. Новгородцев;
    • б) Б. А. Кистяковский;
    • в) Б. Н. Чичерин;
    • г) Г. Ф. Шершеневич.
  • 24. Самостоятельное развитие общей методологии как науки продолжалось:
    • а) до 1960;х гг.;
    • б) до 1970;х гг.;
    • в) до 1980;х гг.;
    • г) до 1990;х гг.
  • 25. Радикальный отказ от самой идеи методологии содержится в работах:
    • а) Г. Еллинека;
    • б) В. М. Гессена;
    • в) П. Фейербеида;
    • г) Р. Паунда.
  • 26. Исследовательскую деятельность в области права традиционно начинают с анализа:
    • а) правоприменительной практики;
    • б) научной проблемы;
    • в) действующего законодательства;
    • г) научных теорий.
  • 27. «Определенная совокупность (часть) общественных отношений, требующих изучения и правовой регламентации», — это:
    • а) научная гипотеза;
    • б) научная проблема;
    • в) объект исследования;
    • г) предмет исследования.
  • 28. Совокупность однородных доказанных научных гипотез складывается:
    • а) в научную проблему;
    • б) в научную парадигму;
    • в) в научную концепцию;
    • г) в научную теорию.
  • 29. Одним из способов получения эмпирического знания является:
    • а) абстрагирование;
    • б) наблюдение;
    • в) анализ;
    • г) синтез.
  • 30. Одним из методов теоретического уровня юридического познания является:
    • а) абстрагирование;
    • б) наблюдение;
    • в) мысленный эксперимент;
    • г) синтез.
  • 31. Диалектический метод в структуре методологии юридической науки относится:
    • а) к философским методам;
    • б) к общенаучным методам;
    • в) к частнонаучным методам;
    • г) к заимствованным методам.
  • 32. Сравнительно-правовой метод в структуре методологии юридической науки относится:
    • а) к философским методам;
    • б) к общенаучным методам;
    • в) к частнонаучным методам;
    • г) к заимствованным методам.
  • 33. Закон перехода количественных изменений в качественные относится к методу:
    • а) метафизическому;
    • б) диалектическому;
    • в) сравнительно-правовому;
    • г) интерпретационному.
  • 34. Исходные начала, базовые идеи, на основе которых наука исследует свой предмет, — это:
    • а) методы познания;
    • б) категории познания;
    • в) уровни познания;
    • г) принципы познания.
  • 35. Основные понятия науки, отражающие наиболее общие существенные свойства отношения и явления — это:
    • а) методы познания;
    • б) категории познания;
    • в) уровни познания;
    • г) принципы познания.
  • 36. Для исследования государственно-правовых явлений в статике наиболее эффективен метод:
    • а) метафизический;
    • б) диалектический;
    • в) сравнительно-правовой;
    • г) интерпретационный.
  • 37. Методы формальной логики в структуре методологии юридической науки относятся:
    • а) к философским методам;
    • б) к общенаучным методам;
    • в) к частнонаучным методам;
    • г) к заимствованным методам.
  • 38. На разделение модели объекта на составляющие его части, свойства, признаки, отношения и последующее их исследование по отдельности или в различных комбинациях направлен метод:
    • а) аналогии;
    • б) анализа;
    • в) синтеза;
    • г) индукции.
  • 39. Для сопоставления государственно-правовых явлений, процессов и понятий, а также выявления черт сходства и различия между ними в юридической науке применяется метод:
    • а) метафизический;
    • б) диалектический;
    • в) сравнительно-правовой;
    • г) интерпретационный.
  • 40. Для замещения некоторого объекта реальной действительности его мысленной конструкцией или моделью в юридической науке применяется метод:
    • а) анализа;
    • б) синтеза;
    • в) сравнительно-правовой;
    • г) абстрагирования.
  • 4. Установите соответствие между высказыванием и его автором. Какой метод юридической науки иллюстрирует каждая из цитат?

Высказывание.

Автор

Метод.

Все течет, все меняется.

Ф. Шлейермахер

Понимание чужого текста, речи требует гениальности, ибо у писавшего или говорившего была своя неповторимая жизнь, самосознание, религиозные чувства.

Г. Кельзен.

Учение о праве называется «чистым», потому что оно занимается одним только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле.

Гераклит Эфесский.

5. Ситуационное задание Вы входите в рабочую группу по разработке законопроекта Федерального закона «О правотворчестве в Российской Федерации, систематизации и юридической технике» и вам поручено подготовить глоссарий данного закона. Продумайте и составьте глоссарий (не менее 15 пунктов). Какими всеобщими, общенаучными и специальными юридическими методами вы будете пользоваться при выполнении данной работы?

6. Творческое задание Составьте синквейн на тему «Герменевтика».

Пояснение. Синквейн (от фр. cinquains, англ, cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая под влиянием японской поэзии. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, систематизации понятийного аппарата. Иными словами, синквейн — это способ пересказать сложный материал парой фраз. Еще в античную эпоху возникла поговорка: «Кто ясно мыслит — тот ясно излагает».

Итак, рассмотрим, что же должна содержать каждая строка синквейна.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

7. Игровое задание (групповая работа) Дебаты на тему «Диалектические и метафизические методы юридических исследований».

Методические указания. Дебаты организуются как свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Студенты формируют две группы. Одна группа является сторонниками диалектической методологии, а другая группа — сторонниками метафизических методов исследования. Внутри каждой из групп могут образовываться две подгруппы: одна подгруппа — подбирает аргументы, а вторая — разрабатывает контраргументы. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т. д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.

План-сценарий Студенты формируют две группы: группа, поддерживающая диалектические методы юридических исследований, и группа сторонников метафизических методов.

I тур Каждая команда выступает, освещая основное содержание защищаемой методологии.

II тур

Представители команд поочередно обосновывают объективность и научную обоснованность защищаемой методологии, называют ученыхсторон ников.

III тур

Команды задают вопросы сопернику.

IV тур

Подведение итогов, объявление победителя.

8. Практическое задание (групповая работа)

Подготовьте презентацию на одну из предложенных тем (не менее 10 слайдов). На практическом занятии выступите, представив результаты работы и оцените уровень подготовки своей группы и другой группы.

Темы для подготовки презентации

  • 1. Юридическая феноменология и ее сущность.
  • 2. Проблемы юридической герменевтики.
  • 3. Эпистемологические аспекты методологии юридического знания.
  • 4. Синергетика и ее место в юридической науке.
  • 5. Современные парадигмы правопонимания в контексте методологической проблематики юридических исследований.

Критерии оценки презентации (групповое исполнение)

Дескрипторы.

Максимальное количество баллов.

Оценка своей группы.

Оценка другой группы.

Титульный слайд с заголовком.

0,5.

Дизайн слайдов: использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графика).

1,0.

Список источников информации.

0,5.

Широта кругозора.

1,0.

Логика изложения материала.

1,0.

Найден ли ответ на вопрос для группы.

1,0.

Правильность и точность речи во время защиты темы.

1,0.

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы.

1,0.

Слайды представлены в логической последовательности.

0,5.

Слайды распечатаны в формате заметок.

0,5.

Бонус.

1,0.

ОБЩИЕ БАЛЛЫ.

10,0.

Окончательная оценка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой