Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теории происхождения государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вкратце суть договорной теории сводится к следующему: в догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами — не было пи государства, пи права, пи власти, способной защитить человека и его собственность. Чтобы обрести порядок и защиту своих прав, люди объединились и заключили общественный договор. По этому договору часть своих прав они передали государству как… Читать ещё >

Теории происхождения государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная научная теория происхождения государства (се иногда называют историко-материалистической) исходит из того, что государство возникло как результат разрастающегося в первобытном обществе конфликта интересов, как механизм поддержания порядка.

Однако не все и не всегда так понимали и понимают процесс происхождения государства. Существуют и другие взгляды на возникновение государства. К наиболее известным теориям происхождения государства относятся:

  • • теологическая теория;
  • • патриархальная теория;
  • • патримониальная теория;
  • • органическая теория;
  • • теория насилия;
  • • психологическая теория;
  • • теория Гегеля;
  • • договорная теория;
  • • марксистская теория и др.

Рассмотрим эти теории поподробнее.

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Согласно этой теории государство есть результат проявления божественной воли, практическое воплощение власти бога па земле. Иначе говоря, государство возникло потому, что так угодно Богу, а чем он при этом руководствовался — нам не понять, но подчиняться воле государства — необходимо: подчинение человека государственной воле угодно Богу. «…Человек создан по образу Божию» , — говорится в Библии («Бытие», гл. 9); «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены» («Послание к римлянам Святого Апостола Павла», гл. 13).

Большую роль в обосновании теологических воззрений на государство сыграл ученый монах-богослов Фома Аквинский (1225—1274). По его мнению, процедура учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира Богом. При акте творения сначала появляется материальный мир, а уже затем устанавливаются определенные соотношения между различными вещами этого материального мира (вещам придаются функции) — тем самым в мир привносятся стройность, организованность, порядок.

Точно так же и в общественный мир вносится организационное начало — отношения господства и подчинения, а затем на его базе появляется государство. В этих отношениях человеку отведена функция — подчиняться государству. Сущность власти — это порядок отношений господства и подчинения. Данный порядок заведен богом, поэтому власть всегда — нечто блате.

В настоящее время эта теологическая доктрина является официальной доктриной Ватикана. Многие другие теории происхождения государства выходят на теологические идеи или пересекаются с ними. Очевидно, что с материалистических позиций эта доктрина не оставляет места активной созидательной роли человека, тогда как в реальной жизни человек не просто подчиняется действительности, а и сам творит ее.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ. Эта концепция была распространена в Древней Греции и Древнем Риме, в средние века. У истоков ее стоял Аристотель. Он считал, что государственная власть, власть монарха есть продолжение и развитие отцовской власти (власти патриарха) в семье, роде. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, образуют патриархальные семьи и селения. Увеличение числа семей, селений естественным образом приводит к образованию государства, а функция главы семьи трансформируется в функцию монарха.

Представителем этой теории является также Роберт Фильмер (XVII в.), написавший труд «Патриархия, или Естественная власть короля». По Фильмеру, власть короля — от власти прародителя Адама. «Государь, — писал он, — не назначается, не выбирается и не смещается подданными, ибо все они — его дети». В России патриархальная теория поддерживалась и проводилась социологом и публицистом Н. К. Михайловским (1842—1904), историком М. Н. Покровским (1868—1932).

Влиянием патриархальной теории можно объяснить существовавшие в России вековые традиции веры в хорошего царя, «отца народа». И сегодня в общественном сознании граждан России сильны патриархальные представления о роли государства: люди ждут, когда государство поможет, защитит, возместит потери и т. п. По сути, такая позиция ведет к культу личности, пассивному ожиданию решений свыше, снижает социальную активность народа, способствует концентрации власти в одних руках и произволу. Гражданам следует активнее брать на себя решение своих личных проблем и вопросов социального устройства, самостоятельно противостоять многим рискам, брать ответственность на себя и спрашивать с себя.

ПАТРИМОНИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ. Патримониальная теория получила свое название от слова «патримониум», что означает право собственности на землю. Наиболее видным представителем этой теории считается немецкий политолог Людвиг фон Галлер (1768—1854). В центре теории находится идея, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется па людей, проживающих на этой земле, по такой, примерно, логике: власть ограничена территорией; кто находится на этой территории, должен подчиняться власти; кто владеет территорией, тот осуществляет власть.

Очевидно, что идеологическая задача этой теории — обосновать феодальный сюзеренитет (т.е. систему «сюзерен, сеньор — вассалы»), закрепить феодальную систему, в которой верховным сюзереном был король. В раннефеодальной Германии, например, существовали два основных сословия — привилегированное и податное. Король стоял на вершине иерархической системы привилегированного сословия, состоящей из князей, графов, свободных господ, рыцарей.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Эта теория имеет много разновидностей, порой очень не похожих друг на друга. Еще Платон (IV—III вв. до н.э.) сравнивал государство с организмом, объяснял возникновение государства и его устройство особенностями человеческой души, как он се понимал. Согласно представлениям Платона массы, народ представляли собой «вожделеющую» (т.е. движимую желаниями) часть государства; чтобы противостоять «страстям», появляются силовые органы — армия, воины; управлять государством должны правители-философы, олицетворяющие «разумную часть» государства. Государство обеспечивает победу «разумной части» над страстями и желаниями правильным воспитанием человека, принятием законов, которые учитывают строение человеческой души.

С появлением дарвинизма (XIX в.) представители органической теории попытались перенести биологические закономерности (эволюция, естественный отбор, межвидовая и внутривидовая борьба) на социальные процессы. Получалось, что человечество — это результат эволюции животного мира. В процессе естественного отбора люди объединяются в единый организм — государство. Правительство в государстве выполняет функции мозга, который через право передает обществу управленческие импульсы. Представителем этой теории был, в частности, английский философ Г. Спенсер (1820—1903). Развитие общества Спенсер представил как процесс объединения мелких общественных групп в более крупные и сложные — племена, союзы племен, города-государства, империи.

Внутри сложного общественного организма по мере его роста складываются отношения господства и подчинения — между мужчинами и женщинами, между рабами и рабовладельцами и т. д. В результате эволюции выкристаллизовывается правящий слой — государство. Впоследствии, в XX в., многие идеи Спенсера были заимствованы и развиты при построении разного рода социальных концепций на Западе.

Некорректность органической теории и ее разновидностей заключается в том, что они пытаются вмонтировать закономерности одной системы (биологической) в другую систему (социальную). Ее смысл — оправдать, закрепить существующее в обществе неравенство.

ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ. Представителями этих взглядов на государство были Людвиг Гумплович (1838— 1909), Евгений Дюринг (1833—1921), Карл Каутский (1854—1938) и др. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Согласно этой доктрине государство возникло как результат войны, завоевания слабых племен более сильными и организованными.

В ходе борьбы и взаимопоглощения племен появляются управляющие и управляемые, классы и сословия. Государство призвано защищать завоевания. Па следующих этапах, при дальнейшем развитии общества, государство, по представлениям последователей этой теории, трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и сильных, и слабых.

Согласно Л. Гумпловичу борьба за существование — это закон истории. Побеждают сильнейшие; сильные объединяются, чтобы победить третьего сильного. Войны, завоевания — спутник человечества, стимулятор развития. Расовые различия и стремление к удовлетворению материальных потребностей — вот причины войн и завоеваний. Внутри государства расовая борьба трансформируется в борьбу классов и групп.

Данная теория игнорирует социально-экономические факторы: если нет условий для содержания государственного аппарата, производства оружия, никакое насилие само, но себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем насилие, действительно, служило катализатором этого процесса.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Возникновение государства объясняется в данной теории свойствами человеческой психики: потребностью человека жить в коллективе, повелевать и подчиняться, искать авторитеты, справедливые варианты действий, отношений, решений и т. п.

Эти поиски и потребности ведут к появлению государства, монархий, религий, партий и т. п.

Некорректность теории состоит в том, что причины общественных явлений подменяются их следствиями. Действительно, человеческое сознание зависит от авторитета вождей, монархов, политических деятелей, религий; психика имеет значение для складывающихся отношений. Но при этом не психика формирует социально-экономические условия, а наоборот, внешние условия оказывают определяющее влияние на психику. Следовательно, именно социально-экономические условия и нужно учитывать в первую очередь. Вместе с тем не следует забывать и про психическую сторону человека.

Представителем психологической теории является Л. И. Петражицкий (1867—1931), профессор Петербургского, а после 1918 г. — Варшавского университетов.

ТЕОРИЯ ГЕГЕЛЯ. Крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770—1831), профессор Прусского королевского университета, создал своеобразную теорию происхождения государства. Согласно этой теории в основе государства, как и всех прочих явлений, лежит абсолютное духовное и разумное начало («абсолютная идея», «мировой разум», «мировой дух»). Воля государства, по Гегелю, — это не обобщенная воля общества или отдельных личностей, а нечто объективное, само по себе разумное начало, независимое от воли отдельных лиц.

Государство, считал Гегель, не может быть творением лиц, служить для охраны личности и собственности, т. е. чьим-либо интересам. Оно не служит, а господствует. Оно является не средством, а целью, высшей из всех, — абсолютной самоцелью. Государство имеет высшее право в отношении личности, а личность должна быть достойным членом государства.

Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из пего идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как парод не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам. Фактически теория Гегеля создает культ государства, подчиняет ему человека полностью, разрывает экономическую, человеческую связь между государством и человеком, в утонченной форме возрождает теологические воззрения на государство. Формула Гегеля «все действительное разумно» (в том смысле, что все в мире и сам мир есть порождение разумной воли) была призвана оправдывать феодально-абсолютистский строй.

В целом теория противостояла демократическим идеям естественных и неотчуждаемых прав человека, договорной теории происхождения государства.

ДОГОВОРНАЯ ТЕОРЙЯ. Еще древнегреческий философ Эпикур (341—270 гг. до н.э.) указывал, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. В создание и развитие договорной теории внесли вклад Гуго Гроций (1583—1645), Венедикт Спиноза (1632—1677), Жан-Жак Руссо (1712—1778), Томас Гоббс (1588—1679), Джон Локк (1632−1704), А. II. Радищев (1749−1802) и др.

В Декларации независимости США 1776 г. говорилось, что «…все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами…; для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых…» .

Вкратце суть договорной теории сводится к следующему: в догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами — не было пи государства, пи права, пи власти, способной защитить человека и его собственность. Чтобы обрести порядок и защиту своих прав, люди объединились и заключили общественный договор. По этому договору часть своих прав они передали государству как органу, представляющему общие интересы. Государство, в свою очередь, прибрело по договору обязанность обеспечить права человека, закрепить естественные права человека законами. Если государство будет нарушать эту свою обязанность, попирать права человека, то народ вправе сменить власть, в том числе и посредством революции.

По договорной теории получается, что каждый человек, с одной стороны, подчиняется общей воле (государству), а с другой — сам становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а не правителям, не государству. Правители (цари, президенты, правительства и т. п.) — лить уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Гуго Гроций писал: «Государство есть союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». «Догосударственное» состояние человека рассматривалось им как «естественное состояние»: люди были свободны, равны, обладали общностью имущества. Затем, по некоему — молчаливому — соглашению возникла и была узаконена частная собственность; в результате раздела или завладения «каждый получил в собственность то, чем успел завладеть» .

А. II. Радищев также считал, что государство возникло как результат молчаливого договора для обеспечения благой жизни, защиты слабых и угнетенных. При этом народ оставляет суверенитет за собой и нс может согласиться на рабство — крепостное право. Нели же законы государства не учитывают естественные права, не основаны на свободе, справедливости, то они недействительны. Понятно, что подобные «антигосударственные» воззрения А. Н. Радищева не могли понравиться самодержавию.

Договорная теория неисторична в том смысле, что общественный договор есть не факт истории, а социальная абстракция. Кроме того, не учитываются социально-экономические условия и предпосылки возникновения и развития государства. Научная и практическая ценность теории состоит в том, что она положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности и подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, о правах человека и обязанностях государства.

Многие идеи теории нашли отражение в действующих конституциях ряда государств, в том числе в Конституции России 1993 г. Да и сами конституции рассматриваются сегодня такими общественными договорами власти и общества.

МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного экономического развития первобытного общества, изменений социально-экономических отношений, способа производства. Возникновение государства объясняется появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. Проще говоря, согласно марксистской теории государство возникло потому, что общество разделилось на классы — богатых, имущих (их меньшинство) и бедных, неимущих (их большинство). Государство было необходимо богатому, имущему меньшинству для того, чтобы обеспечить свои интересы, свое господство в обществе. Государство — это орудие подавления господствующим классом других классов.

Представителями данной теории являются Л. Г. Морган (1818—1881), Карл Маркс (1818—1883), Фридрих Энгельс (1820−1895), В. И. Ленин (1870−1924), Г. В. Плеханов (1856—1918) и др. Наиболее полно теория изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» .

Данная теория концентрирует в себе наиболее важные философские и экономические воззрения на государство и представляет собой дальнейший шаг в развитии теоретической мысли. Эта теория дальше других продвинулась в понимании природы и причин происхождения государства. В то же время марксистская теория, объясняя появление государства зарождением классов, нс охватывала случаи появления государств там, где не было классов (восточные государства). Кроме того, теория рассматривала государство как статичное явление, видела в государстве только одну сторону сущности — классовую и не видела другую — общесоциальную. Неверным оказался также прогноз марксистской доктрины относительно отмирания государства.

Помимо рассмотренных теорий происхождения государства существуют и другие, менее известные. Для чего необходимо знать эти теории, если практически все они не вполне корректны, не отражают реалий во всем их многообразии, не могут считаться научными? Как видно из изложенного, практически каждая из теорий отражает ту или иную сторону процесса происхождения государства либо знакомит пас с «поворотами» человеческой мысли на этот счет. В результате изучаемое явление — государство — предстает перед нами более многогранным. Изучая новые и новые грани и аспекты того или иного явления, мы тем самым приближаемся к познанию истины.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой