Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении и возбуждения уголовного дела
Документальная проверка заключается в исследовании подлинных документов (в отдельных случаях и их копий) в организациях, учреждениях и предприятиях специалистами контролирующих органов с целью выявления наличия или отсутствия фактов злоупотреблений и иных нарушений. Тем самым документальная проверка исходной информации позволяет получить необходимые дополнительные сведения, касающиеся основания… Читать ещё >
Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении и возбуждения уголовного дела (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении предусмотрен ст. 144 УПК. В соответствии с положениями этой статьи следователь, дознаватель обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении следователь, дознаватель вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя, дознавателя в порядке, установленном гл. 16 УПК. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК, в том числе при приеме сообщения о преступлении.
Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений ст. 75 и 89 УПК. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.
В случае когда в сообщении о преступлении первичных данных о наличии признаков преступления недостаточно, чтобы обоснованно возбудить уголовное дело, и нет основания для отказа в его возбуждении, необходимо провести проверочные действия с целью получения дополнительных сведений.
Такие виды проверок, как документальные проверки и ревизии, проводятся, как правило, по сообщениям о преступлениях, совершаемых против собственности (присвоение или растрата), в сфере экономической деятельности, против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Документальная проверка заключается в исследовании подлинных документов (в отдельных случаях и их копий) в организациях, учреждениях и предприятиях специалистами контролирующих органов с целью выявления наличия или отсутствия фактов злоупотреблений и иных нарушений. Тем самым документальная проверка исходной информации позволяет получить необходимые дополнительные сведения, касающиеся основания для возбуждения уголовного дела. По результатам документальной проверки составляется акт, который должен быть подписан проверяющим, другими специалистами, привлеченными для выяснения соответствующих вопросов, руководителем данного учреждения, предприятия или организации, а также должностными лицами, ответственными за оформление и движение документов (документооборот). К акту документальной проверки должны быть приложены документы, свидетельствующие о допущенных злоупотреблениях и иных нарушениях, в том числе соответствующих инструкций, распоряжений, приказов.
Документальная ревизия — это исследование первичных учетных и бухгалтерских документов с целью установления правильности их оформления, а также определения законности совершенных операций в сфере финансово-хозяйственной деятельности учреждения, предприятия или организации. В ходе ревизии осуществляется проверка товарноматериальных ценностей и денежных средств, сверка фактического их наличия с учетными данными, проверенными по документам, что позволяет выявить факты нарушений нормативных актов, злоупотреблений, а также должностных лиц, их допустивших. В задачу ревизии входят также выявление недостач и излишков товарно-материальных ценностей и установление правильности их учета и списания. Документальная ревизия оформляется актом, который подписывается ревизором, участвующими в ней специалистами, материально ответственными лицами, деятельность которых подвергалась проверке. С актом документальной ревизии должен быть ознакомлен руководитель учреждения, организации или предприятия, в котором проводилась ревизия.
Наряду с документальной проверкой и документальной ревизией эффективным способом проверки сообщения о преступлении является инвентаризация товарно-материальных ценностей и денежных средств. Она проводится для выявления недостачи или излишков ценностей и денежных средств в процессе производства документальной ревизии или самостоятельно. По результатам инвентаризации составляются акт и сличительная ведомость, которые подписываются председателем (или ревизором, если она проводилась в ходе документальной ревизии) и членами инвентаризационной комиссии.
В соответствии с ч. 2 ст. 144 УПК по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению руководителя следственного органа следователь. Такую проверку дознаватель не проводит. Она осуществляется по поручению прокурора органом дознания.
Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении данного средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
Следует отметить, если документы и материалы, полученные от средства массовой информации, подтверждают сообщение о преступлении, которое относится к подследственности дознавателя, то они могут быть переданы ему прокурором или органом дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и производства дознания.
Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток трехсуточный срок, установленный ч. 1 ст. 144 УПК. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.
УПК предусматривает порядок возбуждения уголовного дела публичного, частного и частно-публичного обвинения.
Возбуждение уголовного дела публичного обвинения осуществляется в порядке, установленном ст. 146 УПК. При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК, следователь, дознаватель в пределах компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются: 1) дата, время и место его вынесения;
2) кем оно вынесено; 3) повод и основание для возбуждения уголовного дела; 4) пункт, часть, статья УК, на основании которых возбуждается уголовное дело. Исходя из этих требований закона, постановление о возбуждении уголовного дела состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.
В вводной части указываются: дата, время и место его вынесения, кем оно вынесено, от кого и когда поступило сообщение о преступлении. В описательной части излагаются повод и основание для возбуждения уголовного дела, первичные материалы, полученные в ходе предварительной проверки основания для возбуждения уголовного дела. Достаточные данные, являющиеся основанием для возбуждения уголовного дела, излагаются в их связи с признаками преступления, предусмотренного уголовным законом. В резолютивной части постановле;
зо ния указывается решение о возбуждение уголовного дела по признакам преступления соответствующих пункта, части, статьи УК. В ней же делается отметка о принятии уголовного дела к своему производству и начале расследования. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.
Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору, т. е. передается ему в день его вынесения. О принятом решении следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
В соответствии с ч. 5 ст. 146 УПК уголовные дела в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК, возбуждаются в порядке, установленном ст. 448 УПК[1].
Порядок возбуждения уголовного дела частного и частнопубличного обвинения предусмотрен ст. 147 УПК. Как уже отмечалось, уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 2 ст. 20 УПК, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его представителя. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 20 УПК, считаются уголовными делами частно-публичного обвинения, возбуждаются также не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Однако производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке (ч. 3 ст. 147 УПК). В то же время следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст. 147 УПК следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в ч. 2 и 3 ст. 20 УПК, т. е. преследуемом в частном и частно-публичном порядке, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны (ч. 4 ст. 20 УПК).
- [1] См. подробнее в гл. 12.