Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трудовой стаж в пенсионном обеспечении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Статьи 17.1. 17.2 Закона о трудовых пенсиях (введены Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ) предусматривают порядок соотношения трудового и страхового стажа при расчете доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и гражданам из числа работников летно-испытательного состава. Для федеральных… Читать ещё >

Трудовой стаж в пенсионном обеспечении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние института трудового стажа, соотношение между понятиями трудового и страхового стажа.

Актуальность применения и проблемы трудового стажа, значение которого в законодательстве постоянно меняется, во многом обусловлены периодом реформ. Страховой стаж приобретает все большее значение. Вместе с тем трудовой стаж по-прежнему относится к числу правообразующих юридических фактов в пенсионном обеспечении, играет важную роль при назначении, выплате пенсий, а также при обращении за предоставлением того или иного вида социального обеспечения и вынесении соответствующего решения компетентным органом и др. Вероятно, трудовой стаж утратит свое значение на определенном этапе пенсионной реформы и по мере формирования в России эффективной системы обязательного социального страхования.

Это во многом обуславливает то, что в различных источниках встречаются разные определения и классификации трудового стажа. В одних случаях выделяют трудовой стаж с включением в него страхового, в других — его рассматривают как страховой (трудовой) стаж, в-третьих — для целей оценки пенсионных прав в соответствии с Законом о трудовых пенсиях (ст. 30), для целей Закона о государственном пенсионном обеспечении (ст. 2).

Содержание правоотношения, связанного с трудовым стажем, представляет собой единство его свойств и связей, объединенных значением, — это суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности и других указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия для некоторых возрастных категорий граждан.

В связи с этим следует обратить внимание на одно существенное обстоятельство, которое предусматривает длящиеся правоотношения, связанные с учетом трудового стажа в пенсионном обеспечении. С 1 января 2002 г. утратил силу Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340−1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», где одним из оснований для назначения пенсии являлся общий трудовой стаж. Поэтому в пенсионной реформе большое значение имеет дата 1 января 2002 г. Она условно разделила граждан на уже вышедших на пенсию, лиц, приобретающих это право с 1 января 2002 г., для которых предшествующая трудовая деятельность оценивается продолжительностью трудового стажа, учитываемого в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, и остальных. Третья категория при вступлении в пенсионный возраст трудовую деятельность подтверждает исключительно наличием страхового стажа (п. 2 ст. 7 Закона о трудовых пенсиях).

Первая категория — граждане, которым по состоянию на 31 декабря 2001 г. установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» .

Этой категории граждан был необходим пересчет пенсий по нормам нового законодательства (конвертация пенсионных прав неработающих пенсионеров, общий трудовой стаж которых на 31 декабря 2001 г. составляет один день и более для установления расчетного пенсионного капитала на 1 января 2002 г.: если они не имели прав на повышение пенсии, то им выделили в их пенсии базовую (ныне — фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца — ст. 14−16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) и страховую части — получаемая пенсия минус базовая часть; а позже индексировали их по новом)' пенсионному законодательству). В дальнейшем при назначении гражданам этой категории трудовых пенсий размер трудовой пенсии будет определяться с учетом трудового стажа, имеющегося на 1 января 2002 г., как элемента, преобразующегося в пенсионный капитал.

Вторая категория — граждане так называемых транзитных поколений (имеющих трудовой стаж, включая страховой стаж с 1991 г. и стаж до указанной даты 1 января 2002 г.). Это те возрастные группы, которые, заработав пенсионные права в старой модели, еще не достигли пенсионного возраста и будут дорабатывать до него в рамках новой страховой модели. Главным образом это касается людей старше 1967 года рождения, которые были исключены из накопительной пенсионной системы. Все они теоретически с 1 января 2002 г. должны уйти на пенсию. Для этого им производится расчет пенсионных прав по закону с учетом выработанного трудового стажа по старым нормам, который играет роль при назначении так называемой расчетной пенсии — той пенсии, которая может быть назначена представителям «транзитных поколений» по закону.

Также продолжительность общего трудового стажа для этой категории учитывается при проведении валоризации, т. е. путем конвертации пенсионных прав со значением трудового стажа для соединения старых и новых прав, чтобы все это вошло в расчетный пенсионный капитал в отношении всех пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002 г., и тех, кто начал работать до 2002 г. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

Третья категория — граждане, начавшие трудовую деятельность в рамках новой страховой модели. Для этой категории лиц пенсионный капитал состоит из страховых взносов, уплаченных после этой даты, что составляет страховой стаж (это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы). Трудовая пенсия по старости этой категории граждан назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (ст. 7 п. 2 Закона о трудовых пенсиях), в который включаются периоды, предусмотренные ст. 10−12 Закона о трудовых пенсиях.

Рекомендуется для понимания соотношения значений трудового и страхового стажа применять подобную классификацию категории граждан иначе невозможно уяснить определенную логическую и юридическую (мыслительную) модель (т.е. логико-теоретическую конструкцию системы и ее схему) как для надлежащего доктринального понимания пенсионной реформы, толкования, так и для фактической деятельности в реальной действительности пенсионного законодательства.

Надо отметить, что значение как трудового, так и страхового стажа весьма подвижно в связи с изменениями законодательства. Например, Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ в ст. 14 Закона о трудовых пенсиях внесено положение о том, что с 1 января 2015 г. продолжительность страхового стажа, приводящая к уменьшению фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливается продолжительностью девять лет и ежегодно (с 1 января соответствующего года) для мужчин увеличивается на один год до достижения продолжительности 30 лет, а для женщин увеличивается на один год до достижения продолжительности 25 лет. Гражданам, которым трудовая пенсия по старости была назначена до 1 января 2015 г., установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном п. 17−19 ст. 14, производится с 1 января 2015 г. исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

В связи с этим возникают вопросы относительно толкования и применения ст. 7 Закона о трудовых пенсиях, определяющей в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости наличие пяти лет страхового стажа. Внесенные вышеперечисленные изменения не меняют эти условия и относятся лишь к формированию фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Определенные сложности в понимании соотношения трудовой стаж — страховой стаж возникают в связи с исчислением страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию, но инвалидности в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Здесь в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности (трудовой стаж), предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, в соответствии с указанным Федеральным законом.

Статьи 17.1. 17.2 Закона о трудовых пенсиях (введены Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ) предусматривают порядок соотношения трудового и страхового стажа при расчете доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и гражданам из числа работников летно-испытательного состава. Для федеральных государственных гражданских служащих в этих случаях в страховой стаж, предусмотренный п. 1 ст.17.1, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ст. 10 Федерального закона о трудовых пенсиях, в том числе периоды службы (работы), учтенные при исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 19 Закона о государственном пенсионном обеспечении, периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления трудовой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.

Гражданам из числа работников летно-испытательного состава в страховой стаж, предусмотренный п. 1 ст. 17.2 Закона о трудовых пенсиях, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, в соответствии со ст. 10 указанного Закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные ст. 11 Закона, в том числе периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при исчислении выслуги для назначения пенсии за выслугу лет согласно Закону о государственном пенсионном обеспечении, и периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления трудовой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.

Такая особенность в соотношении отдельных видов стажа (трудового и страхового) появилась в связи с тем, что понятие страхового стажа возникло с началом пенсионной реформы. До 2002 г. для назначения пенсии на общих основаниях значение имел не страховой стаж, а общая продолжительность трудового стажа, который для приобретения права па пенсию должен был составлять 25 лет у мужчин и 20 лет для женщин. В общий трудовой стаж в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» включалась почти любая работа и определенные виды иной общественно полезной деятельности.

Как соотносятся между собой понятия трудового и страхового стажа? К сожалению, законодательство РФ не дает однозначного ответа на этот вопрос, а наоборот, лишь порождает множество неясностей, требующих отдельного разъяснения. С одной стороны, страховой стаж можно рассматривать как разновидность трудового стажа. Их объединяет то, что основу обоих составляет труд, работа. В этом смысле понятия трудового и страхового стажа тесно связаны. Можно отметить преемственность законодательства в отношении зачета в страховой стаж периодов, которые не являются работой и, следовательно, не подтверждаются взносами. Такая возможность предусмотрена Законом о трудовых пенсиях в отношении периодов ухода за ребенком, службы в рядах Вооруженных Сил и др. Кроме того, аргументом в пользу определенного родства страхового и трудового стажа являются положения п. 2 ст. 29 Закона о трудовых пенсиях, которые предусматривают включение в страховой стаж периодов работы и иной деятельности, осуществляемой гражданами в прежние годы, до вступления в силу этого Закона.

С другой стороны, уплата страховых взносов как обязательное условие зачета периодов работы в страховой стаж отличает данную категорию от традиционного представления о трудовом стаже. В определении страхового стажа, закрепленного в Законе о трудовых пенсиях, заметно смещены акценты с труда как критерия, определявшего ранее право на пенсию, на финансовый результат этого трудастраховые взносы, составляющие финансовую основу обязательного пенсионного страхования. Таким образом, главным квалифицирующим признаком становится не работа и ее продолжительность, а участие застрахованных лиц в формировании бюджета ПФР и степень этого участия. В связи с этим перспектива учета трудового стажа в пенсионном законодательстве, возможно, ограничится 2023; 2027 гг., т. е. с наступлением пенсионного возраста транзитного поколения — граждан старше 1966 г. р. (связано это также с тем, что с 1 января 2005 г. у мужчин 1953;1966 г. р. и женщин 1957;1966 г. р. прекратились отчисления на формирование накопительной части трудовой пенсии, а трудовой стаж для исчисления пенсий более молодым гражданам уже не понадобится).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой