Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды и содержание оперативно-разыскных мероприятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Негласный осмотр нежилых помещений, связанный с необходимостью преодоления запирающих устройств, проводится на основании распоряжения руководителей соответствующих оперативных органов, а негласный осмотр жилого помещения — на основании судебного решения. Негласному обследованию присуща особая процедура, предусмотренная ведомственными нормативными актами. Осуществляется оно с использованием… Читать ещё >

Виды и содержание оперативно-разыскных мероприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оперативно-разыскные мероприятия могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, в зависимости от сложности проведения, их можно разделить на простые и сложные. По степени конспирации — на гласные и негласные. С учетом продолжительности они могут быть кратковременными и длящимися.

Наиболее существенным основанием деления оперативно-разыскных мероприятий на виды являются предусмотренные законом условия их проведения. С учетом того, необходимо ли разрешение суда или должностного лица органа, осуществляющего ОРД, на их проведение, они могут быть условно поделены на три группы:

  • 1) мероприятия, не требующие разрешения на их производство, иными словами, проводимые по решению сотрудника оперативного органа, которые в литературе называют несанкционируемыми мероприятиями;
  • 2) мероприятия, требующие разрешения руководителя органа, осуществляющего ОРД, или мероприятия ведомственного санкционирования;
  • 3) мероприятия, требующие судебного разрешения, или мероприятия судебного санкционирования.

Как и всякая классификация, данная носит достаточно условный характер. Некоторые оперативно-разыскные мероприятия с одинаковым основанием могут быть отнесены одновременно к различным группам в зависимости от тактики их проведения и объекта, в отношении которого они проводятся. Например, гласное обследование места совершения преступления на открытой местности можно отнести к несанкционируемому мероприятию, поскольку оно может проводиться по решению оперативного работника. А гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств оперативным сотрудником органа внутренних дел требует разрешения, утверждаемого руководителем органа внутренних дел, и, таким образом, оно уже подпадает под мероприятия ведомственного санкционирования. Для проведения же негласного обследования жилого помещения необходимо получить судебное решение.

Вышеприведенная классификация оперативно-разыскных мероприятий несмотря на свою условность позволяет глубже уяснить условия их проведения, зависящие от целого ряда других обстоятельств.

Несанкционируемые мероприятия. К этой группе относятся мероприятия, решение на проведение которых может приниматься любыми сотрудниками оперативных подразделений и для этого, как правило, не требуется получения ничьих разрешений. К ним относятся: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности, а также обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Опрос — это добровольная беседа, которая проводится с лицами, обладающими какими-либо интересующими оперативно-разыскной орган сведениями. Опрос может проводиться как самим оперативным сотрудником, так и третьим лицом по его поручению. Он может иметь место в форме беседы, в которой лишь косвенно затрагиваются интересующие оперативного сотрудника сведения (смещение акцента), с целью получить информацию от опрашиваемого, не подозревающего об истинной цели опроса. Если опрос носил конфиденциальный характер, такое лицо в последующем не может быть допрошено в качестве свидетеля без его согласия.

Поскольку опрашиваемое лицо не несет ответственности за отказ от предоставления информации, оперативному сотруднику необходимо подготовиться к его опросу: определить тип личности опрашиваемого, по возможности выбрать соответствующую обстановку, определить круг вопросов, очередность их постановки, т. е. выполнить все подготовительные действия, которые в своей совокупности позволят получить необходимую информацию.

Результаты опроса могут быть оформлены объяснением, заявлением, справкой или рапортом сотрудника. При осуществлении опроса могут использоваться открыто или скрытно от опрашиваемого фиксирующая аппаратура (аудио-, видеозапись и др.). Согласие опрашиваемого лица на применение аппаратуры не требуется.

Опрос может проводиться с применением полиграфа. Порядок применения полиграфа регламентируется ведомственными нормативными актами. Опрос с применением полиграфа осуществляется только после получения письменного согласия лица, подлежащего обследованию, зафиксированного в заявлении о согласии на прохождение специального психофизиологического исследования. Для получения согласия на прохождение специального психофизиологического исследования запрещается оказывать давление на лицо, в отношении которого предполагается его проведение. Отказ такого лица от участия в проведении специального психофизиологического исследования не должен повлечь за собой ущемление его законных прав и интересов.

Специальное психофизиологическое исследование является гласным оперативно-разыскным мероприятием, осуществляемым специалистомполиграфологом, прошедшим соответствующую подготовку.

Специальное психофизиологическое исследование представляет собой процедуру опроса, сопряженную с контролем и анализом физиологических и (или) психологических показателей опрашиваемого лица. Выводы по результатам проведения специального психофизиологического исследования специалист оформляет в виде заключения (справки) по результатам специального психофизиологического исследования.

Наведение справок — способ собирания информации путем непосредственного изучения документов (в том числе архивных), а также направления запросов в любые органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие локальные информационные системы. Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемых, их родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, позволяющих установить признаки противоправной деятельности.

В зависимости от содержания получаемой информации мероприятие может проводиться гласно или негласно (без обозначения цели сбора данных при получении информации от граждан и организаций), с составлением запросов или без такового. Оно может проводиться непосредственно оперативным работником или по его заданию сотрудниками оперативнотехнической, поисковой служб или конфидентом.

Результаты оформляются в виде ответов на запросы, поступившие от соответствующих предприятий, учреждений и организаций (к которым могут прилагаться документы или информация на различных носителях), рапортом или справкой оперативного сотрудника.

Сбор образцов для сравнительного исследования — это обнаружение, фиксация, изъятие и сохранение различных материальных объектов с целью решения с их помощью задач идентификационного или иного характера. В качестве образцов могут выступать предметы, документы, вещества, сырье, готовая продукция, следы человека (например, сбор следов рук с целью проверки, не оставлены ли они данным человеком в определенном месте или на определенных объектах) и др.

Образцы собираются в количестве, необходимом для проведения исследования, они должны быть пригодными для этого, т. е. содержать признаки, по которым можно будет их идентифицировать или определить их принадлежность к объекту, частью которого они являлись.

Мероприятие может проводиться как гласно, так и негласно. Например, гласно могут быть собраны в архиве составленные лицом служебные документы, содержащие образцы его почерка. Примером негласного получения образцов может служить изъятие журнала, который читало лицо, оставив на нем следы пальцев рук, или получение образцов от самого лица, которое не знает об истинной цели их представления (например, получение образцов крови под видом сдачи анализов в поликлинике).

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу жизни и здоровью участников или унижающие их человеческое достоинство. Для участия в мероприятии могут привлекаться лица, обладающие соответствующими специальными знаниями, а также применяться различные технические средства.

Сбор образцов оформляется актом, который составляется оперативным сотрудником. В нем указываются: место и дата производства сбора образцов; должность, фамилия и инициалы лица, составившего акт; фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в сборе образцов; действия в том порядке, в каком они производились, и выявленные при этом существенные обстоятельства; заявления участвовавших лиц; примененные технические средства, условия и порядок их использования; объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты; каким образом упакованы и заверены образцы. При негласном сборе образцов результаты могут оформляться рапортом или справкой, к которым прилагаются полученные образцы.

Исследование предметов и документов — неироцессуальное криминалистическое исследование объектов, полученных в результате оперативноразыскных мероприятий. Субъектами исследования, как правило, являются эксперты-криминалисты правоохранительных органов, но возможно привлечение и иных лиц, обладающих специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла. При наличии стандартизированных методик исследования могут проводиться и оперативными работниками (например, определение наркотического вещества с помощью экспресс-теста).

В качестве объектов исследования могут выступать предметы и вещества, запрещенные или ограниченные в гражданском обороте (оружие, наркотики и т. п.); средства отождествления личности (отпечатки пальцев, образцы крови, запаха, почерка и т. п.); предметы и документы, несущие на себе следы преступного воздействия (орудия преступлений, компьютерные программы и т. п.) и др.

Целями исследования могут являться решение вопроса о тождестве конкретных объектов (к примеру, идентификация орудия взлома по оставленным следам); выяснение состава вещества, его качественной и количественной характеристик (например, является ли представленное на исследование вещество наркотическим, каков его состав и вес); определение свойств и состояний объекта (к примеру, исправен ли пистолет, пригоден ли он для стрельбы); восстановление характеристик и свойств объекта (например, восстановление уничтоженного идентификационного номера) и др.

При исследованиях используются специальные криминалистические приборы и аппаратура, предусмотренные соответствующей методикой и находящиеся на вооружении экспертных подразделений правоохранительных органов. Обязательным условием, соблюдаемым при исследовании предметов, веществ и документов, полученных негласным путем и служащих потенциальным источником доказательств по уголовному делу, является их сохранность (неизменность) в прежнем виде и качестве, обеспечивающая возможность проведения по ним последующей экспертизы.

Результаты исследования объектов оформляются справкой специалиста либо иным документом, предусмотренным нормативными актами ведомства, в котором работает лицо, его осуществившее.

Отождествление личности — негласное установление личности по признакам ее внешности, оставленным следам и продуктам жизнедеятельности. Объектами отождествления могут быть живые лица (подозреваемые или представляющие оперативный интерес), трупы, предметы и следы, содержащие информацию о человеке. Субъектами выступают как оперативные работники, так и лица, которые располагают информацией об опознаваемом (отождествляемом) лице, а также конфиденты, специалисты и кинологи.

Мероприятие проводится негласно и осуществляется путем: непосредственного визуального восприятия (например, негласное патрулирование в месте возможного появления и др.); опосредованного визуального восприятия по объективным (фотографии, аудиои видеозаписи) и субъективным отображениям (словесный портрет и фоторобот) внешности человека; исследования следов-отображений человека; исследования частей и выделений организма человека (кровь, волосы, слюна и др.); исследования запаховых следов, изъятых с места преступления (с использованием служебно-разыскной собаки).

С содержательной стороны отождествление представляет собой комплекс действий, носящих элементы наблюдения, опроса граждан, наведения справок, исследования предметов и документов. Объединяет эти действия общая цель — идентификация личности.

В процессе мероприятия запрещается оказывать воздействие на участников и искусственно создавать условия, в результате которых возможна ошибка при отождествлении личности.

Результаты отождествления личности могут быть оформлены справкой, рапортом, сводкой, актом отождествления личности, сообщением конфидента, объяснением или заявлением гражданина — участника мероприятия, с приложением аудио-, видеозаписей, фотографий, которые либо были использованы при отождествлении, либо на которых зафиксирован процесс осуществления мероприятия.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (оперативный осмотр) — изучение вышеуказанных объектов, как визуальное, так и при помощи технических средств, в целях обнаружения следов и орудий преступлений, разыскиваемых преступников, трупов, тайников и получения иной информации, необходимой для решения задач ОРД.

Субъектами оперативного осмотра могут быть оперативные работники, сотрудники оперативно-технических подразделений, должностные лица контрольных и иных органов, а также конфиденты.

Выделяют три вида оперативного осмотра: гласный, зашифрованный и негласный.

При проведении гласного оперативного осмотра его участники не скрывают от окружающих целей своих действий. Данный осмотр проводится непосредственно сотрудником оперативного подразделения на основании распоряжения уполномоченного руководителя оперативно-разыскного органа. Для участия в осмотре обязательно приглашаются не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста 18 лет, не заинтересованных в его результатах, не состоящих с лицами, его проводящими, в родстве или свойстве, а также не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам. К участию в нем могут привлекаться сотрудники правовых подразделений, должностные лица других органов, соответствующие специалисты, а также граждане, оказывающие гласное содействие оперативным органам. При наличии информации о возможном оказании силового противодействия в целях обеспечения защиты лиц, проводящих обследование, привлекаются подразделения специального назначения.

Зашифрованный оперативный осмотр предполагает сокрытие истинных целей действий оперативного работника, либо сокрытие его должностного положения с использованием документов, зашифровывающих личность, либо привлечение должностных лиц надзорных, контрольных и иных органов. При таком обследовании обязательно согласие владельца объекта, а также участие представителя организации, от имени которой оно проводится. Этот вид осмотра может маскироваться под различные действия вышеуказанных органов. Например, осмотр транспортных средств — под проверку их технического состояния или соответствия груза сопроводительным документам; осмотр помещений, зданий, сооружений — под проверку их противопожарного состояния или для оценки стоимости страхуемого имущества и т. д.

Негласный осмотр нежилых помещений, связанный с необходимостью преодоления запирающих устройств, проводится на основании распоряжения руководителей соответствующих оперативных органов, а негласный осмотр жилого помещения — на основании судебного решения. Негласному обследованию присуща особая процедура, предусмотренная ведомственными нормативными актами. Осуществляется оно с использованием оперативно-технических сил и средств правоохранительных органов. При негласном оперативном осмотре должна обеспечиваться сохранность первичной обстановки на обследуемом объекте. Вместе с тем в исключительных случаях допускается изъятие или замена отдельных обнаруженных предметов (оружия, наркотиков, документов) при наличии разрешения руководителя, утвердившего постановление на проведение мероприятия.

Результаты гласного, а при определенных условиях и зашифрованного оперативного осмотра оформляются рапортом, справкой или актом, к которым (при наличии) прилагаются фотографии и видеозаписи, протокол обследования, опись изъятых предметов и документов, объяснения и заявления лиц, участвовавших в мероприятии. Негласный оперативный осмотр оформляется справкой установленной формы, которая может приобщаться только к делам оперативно-разыскного производства.

Мероприятия ведомственного санкционирования. К этим мероприятиям можно отнести: проверочную закупку, наблюдение, оперативное внедрение, контролируемую поставку и оперативный эксперимент. Принятие решения на проведение данной группы мероприятий отнесено к компетенции руководителей органов, осуществляющих ОРД, о чем говорится в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 8) или в ведомственных нормативных актах. Например, о ведомственном санкционировании наблюдения законодатель не упоминает, но в ведомственных нормативных актах предусмотрена обязательность санкционирования негласного наблюдения, проводимого оперативно-поисковыми подразделениями правоохранительных органов. Следует также иметь в виду, что все мероприятия, связанные с ограничением права граждан на неприкосновенность жилища, будут относиться к категории мероприятий судебного санкционирования.

Проверочная закупка — мнимая сделка, которая заключается в контролируемом возмездном приобретении имущества у лица, как правило, подозреваемого в противоправной деятельности. Проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Мероприятие, как правило, проводится негласно, поскольку лица, отчуждающие имущество, не предполагают истинной цели его приобретения. Мероприятие может быть проведено как оперативным работником, так и иным лицом по его поручению.

Факт совершенной закупки оформляется актом, в котором указываются время, место, обстоятельства совершения сделки, участвующие в ней лица, а также вид, размер, вес и особенности приобретенного имущества. Оно должно быть упаковано и опечатано для дальнейшего направления его на исследование или экспертизу. К акту прилагаются объяснения граждан, привлеченных к ее проведению.

Лица, у которых приобретено имущество, в одних случаях знакомятся с актом сразу же после производства закупки, в других — для того, чтобы убедиться в систематическом совершении отчуждения имущества, — закупки производятся без объявления им результатов и без ознакомления с актом.

В процессе проведения мероприятия для запечатления его хода и результатов используются технические средства и вещества (средства скрытой аудиоили видеосъемки, специальные порошки для обработки денежных купюр или документов, светящиеся при ультрафиолетовом освещении, и др.).

Наблюдение — негласное слежение за интересующими лицами, их транспортными средствами, а также местами их постоянного или временного пребывания с целью выявления соучастников, мест хранения орудий преступлений, похищенного имущества и др. Особенностью наблюдения является его исключительно негласный характер, что обеспечивает ценность получаемой информации.

Выделяют наблюдение визуальное (которое может быть как непосредственным, так и опосредованным), наблюдение при помощи технических средств (электронное) и комплексное наблюдение.

Непосредственное визуальное наблюдение не требует санкции руководителя органа, осуществляющего ОРД, и проводится самостоятельно оперативным работником.

Опосредованное наблюдение осуществляется конфидентами, а также сотрудниками специальных оперативных подразделений. В случаях, требующих привлечения к наблюдению значительных сил и средств, а также финансовых затрат, оно осуществляется на основании рапорта оперативного работника, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего ОРД.

В процессе визуального наблюдения может применяться фото-, видеоаппаратура, а также средства аудиозаписи, аппаратные средства слухового контроля разговоров наблюдаемых.

Электронное наблюдение основано на применении специальных технических средств и, как правило, осуществляется сотрудниками специальных оперативно-технических подразделений правоохранительных органов. Электронное наблюдение, влекущее ограничение конституционных прав граждан, допускается исключительно на основании судебного решения. В процессе электронного наблюдения, как правило, осуществляется видеоили аудиозапись на цифровые носители информации.

Комплексное наблюдение включает в себя и визуальное, и электронное наблюдение.

Результаты наблюдения, осуществляемого оперативным работником либо другими лицами по его поручению, оформляются рапортом, актом наблюдения и (или) объяснениями иных участников наблюдения с приложением результатов применения технических средств (фотографии, аудиоили видеокассеты).

Оперативное внедрение — конспиративный ввод штатного оперативного сотрудника или конфидента в криминальную среду или на интересующие объекты в целях приобретения негласного источника информации внутри или в окружении этого объекта. Сведения о субъектах оперативного внедрения составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности лишь с их согласия в письменной форме.

Привлечение к негласному сотрудничеству лица, уже находящегося или работающего на соответствующем объекте, имеющего контакт или устойчивую связь с лицом, представляющим оперативный интерес, либо входящего в состав преступной группы, не образует рассматриваемого мероприятия.

Оперативное внедрение может быть разовым мероприятием или представлять систему организационных, тактических, разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными силами, средствами и методами, выбор которых диктуется конкретными обстоятельствами, складывающимися при его осуществлении.

Организация и тактика оперативного внедрения регламентируются ведомственными нормативными актами закрытого характера.

В процессе оперативного внедрения для обеспечения конспирации его субъекты могут использовать документы, зашифровывающие личность, а также ведомственную принадлежность используемых помещений и транспортных средств.

Информация, полученная в результате оперативного внедрения, оформляется рапортом либо справкой сотрудника оперативного аппарата или сообщением лица, оказывающего конфиденциальное содействие.

Контролируемая поставка — ввоз на территорию или вывоз с территории РФ либо перемещение по ней продукции, предметов и веществ с ведома и под контролем органов, осуществляющих ОРД.

Виды контролируемых поставок: внутренние, или осуществляемые в пределах территории РФ; транзитные, или осуществляемые через территорию РФ; внешние, или осуществляемые с территории РФ.

Внутренние контролируемые поставки производятся на основании национального законодательства, а транзитные и внешние — на основании международных договоров. Например, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. (ст. 11) рекомендует подписавшим ее сторонам принять меры, но выработке взаимоприемлемых соглашений, позволяющих использовать контролируемую поставку на межгосударственном уровне.

Контролируемая поставка через таможенную границу РФ производится органами, осуществляющими ОРД, по согласованию с таможенными органами. Порядок такого согласования определяется соглашением между ФТС России и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ОРД. Транзитные контролируемые поставки производятся по инициативе правоохранительных органов иностранных государств на основании официальных запросов международного правоохранительного органа.

При принятии решения о проведении контролируемой поставки товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, на основании международных договоров России или по договоренности с компетентными органами иностранных государств уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается и о принятом решении руководитель органа, осуществляющего контрольную поставку товаров, незамедлительно уведомляет прокурора.

Контролируемая поставка производится на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем органа, осуществляющего ОРД, и предполагает обязательное составление целевого комплексного плана, утверждаемого руководителем правоохранительного органа и согласованного с руководителями других подразделений, привлеченных к проведению данного мероприятия.

Субъектами контролируемой поставки являются, как правило, сотрудники оперативных подразделений, но не исключается и участие конфидентов.

Объекты контролируемой поставки условно можно разделить:

  • 1) на предметы и вещества, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, и за совершение сделок с которыми без соответствующих разрешений (лицензий) государственных органов предусмотрена уголовная ответственность (оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества; наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества; специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации; драгоценные металлы, природные драгоценные камни или жемчуг; радиоактивные материалы и т. д.);
  • 2) предметы, находящиеся в свободном обороте. К ним, как правило, относятся; предметы, являющиеся орудиями или средствами совершения преступлений (например, оборудование для химической лаборатории, с помощью которого можно изготавливать наркотические средства); предметы, добытые преступным путем или которые могут являться объектами преступных посягательств.

При осуществлении контролируемой поставки продукции, предметов и веществ, свободная реализация которых запрещена или гражданский оборот которых ограничен, а также представляющих повышенную опасность для здоровья людей, окружающей природной среды либо служащих основой для изготовления оружия массового уничтожения, органы, осуществляющие ОРД, вправе негласно полностью или частично их изъять или заменить.

Результаты контролируемой поставки оформляются рапортом или справкой, составляемым оперативным сотрудником, к которым прилагаются документы о применении технических средств и собранные материальные носители информации.

Оперативный эксперимент — негласное наблюдение и документирование действий лица, обстановки или иных обстоятельств противоправного события, а также совершение необходимых опытных действий в целях решения задач ОРД.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Оперативный эксперимент может быть как гласным, так и негласным, но в любом случае для него характерна конспиративность, включающая маскировку его цели, задач и содержания, посвящение в процедуру его проведения весьма узкого круга лиц из числа оперативных работников и конфидентов.

При проведении оперативного эксперимента не должны создаваться условия, опасные для жизни и здоровья участников, или совершаться действия, подталкивающие в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация).

Оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем органа, осуществляющего ОРД. Составляется и утверждается план проведения мероприятия, в котором указываются основания для его проведения, детализируется его содержание в хронологическом порядке, определяются место проведения, используемые силы, средства и т. д.

В зависимости от конкретных целей проведения выделяют два основных вида оперативного эксперимента:

  • 1) эксперимент, направленный на выявление неизвестных лиц;
  • 2) эксперимент, направленный на задержание с поличным конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений.

Первый вид оперативного эксперимента заключается в использовании специальных «приманок» или химических ловушек. В качестве «приманок» используются объекты, аналогичные тем, на которые обычно покушаются преступники. Они помещаются или направляются в места наиболее частого совершения преступлений. Так, например, для выявления лиц, совершающих кражи автотранспорта, в качестве «приманки» используется автомобиль, аналогичный похищаемым, который ставится в местах наиболее частого совершения указанных преступлений.

В исключительных случаях для выявления лиц, совершающих уличные разбои, грабежи и преступления, посягающие на половую неприкосновенность, в качестве «приманки» могут использоваться экипированные соответствующим образом участники оперативного эксперимента, которые направляются в места наиболее частого совершения аналогичных нападений. При проведении такого эксперимента важное значение приобретает негласный контроль за участниками-«приманками», обеспечивающий безопасность их жизни и здоровья. Поэтому при наличии сомнения в обеспечении их полной безопасности, от проведения такого эксперимента следует отказаться.

В качестве химических ловушек используются снаряженные или обработанные специальными химическими веществами (красящими, люминесцирующими или запаховыми) приспособления или устройства, закамуфлированные под различные предметы, например, под кошелек с деньгами. При попытке несанкционированно вскрыть снаряженный предмет происходит срабатывание устройства и тело, а также одежда предполагаемого преступника обильно окрашиваются специальными химическими веществами. Одновременно возможны варианты с подачей звукового или дымового сигнала.

При втором виде оперативного эксперимента, чтобы исключить возможность провокации при его проведении в отношении конкретных лиц, рекомендуется соблюдать ряд дополнительных условий, вытекающих из анализа судебной практики:

  • 1) для проведения эксперимента требуются достоверные данные, свидетельствующие о незаконной деятельности лица, в отношении которого его планируется провести. Например, при проведении эксперимента в отношении взяткополучателя целесообразно иметь показания не менее двух человек, у которых вымогалась взятка;
  • 2) инициатива при подготовке и совершении документируемых действий должна исходить от заподозренного субъекта, например, лицо должно добровольно высказать намерение приобрести оружие или наркотики;
  • 3) условия, воспроизводимые в ходе эксперимента, должны обеспечивать возможность выбора того или иного варианта поведения заподозренных лиц, т. е. оно должно по крайней мере иметь возможность либо совершить действия либо отказаться о них;
  • 4) желание заподозренного субъекта совершить противоправные действия и сами действия следует зафиксировать с помощью материальных носителей информации, которые могут использоваться в процессе доказывания.

Результаты оперативного эксперимента отражаются в рапорте или справке, составляемым оперативным работником, к которым прилагаются акты (например, о расстановке ловушек), документы о применении технических средств аудио-, видеозаписи и др.

Мероприятия судебного санкционирования. К этим мероприятиям относятся: контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений — негласный осмотр, вскрытие и изучение почтовых отправлений, телеграфной, телефаксной, телефонограммной корреспонденции в учреждениях (предприятиях, организациях) отправления и приема корреспонденции с последующим восстановлением упаковки в прежнем виде и отслеживанием перемещения указанных отправлений и сообщений.

Поскольку данное мероприятие затрагивает конституционные права гражданина на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, го оно проводится на основании судебного решения либо в случаях, не терпящих отлагательства, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением суда в течение 24 ч. В течение 48 ч с момента начала проведения оперативно-разыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о его проведении либо прекратить его.

Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения в порядке и на условиях, указанных в ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, и не образуют рассматриваемое оперативно-разыскное мероприятие.

Предметом контроля может быть только корреспонденция, исходящая от конкретных лиц либо им адресованная. Корреспонденция, поступающая в определенный адрес или исходящая из него, может контролироваться только в случаях, если там постоянно или временно проживает или скрывается лицо, представляющее оперативный интерес.

Срок контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений не может превышать шести месяцев, но может и не ограничиваться таким сроком, а носить, например, разовый характер, когда имеется достоверная информация о получении либо отправлении контролируемым лицом единичного отправления или сообщения. При необходимости продления контроля судья принимает об этом отдельное решение на основании вновь представленных материалов.

При необходимости с почтовых и иных отправлений снимаются копии, фотографируется их содержимое, отбираются образцы для исследования и др. Результаты контроля отражаются в рапорте или справке, к которым при наличии прилагаются вышеуказанные объекты.

Прослушивание телефонных переговоров — негласный контроль и фиксация речевой информации, передаваемой посредством проводной и беспроводной телефонной связи.

Указанное мероприятие как затрагивающее конституционные права гражданина проводится на основании судебного решения либо в случаях, не терпящих отлагательства, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением суда в течение 24 ч. В течение 48 ч с момента начала проведения оперативно-разыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о его проведении либо прекратить его.

Мероприятие устанавливается на срок, не превышающий шести месяцев, если меньший срок не указан в самом постановлении судьи. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц, по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел, с обязательным уведомлением соответствующего судьи в течение 48 ч. В заявлении или письменном согласии гражданина должно быть указано, на какой срок он разрешает поставить свой телефон на прослушивание и согласны ли на это проживающие с ним совершеннолетние члены семьи.

Прослушиваться могут только переговоры, ведущиеся с телефонов конкретных лиц либо находящихся по определенному адресу, где постоянно или временно проживает или скрывается контролируемое лицо, или откуда (куда) он может звонить. Прослушивание телефонных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Субъектами данного мероприятия, как правило, выступают оперативнотехнические подразделения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности или органов по контролю за оборотом наркотиков.

Содержательная часть мероприятия состоит в подключении аппаратуры прослушивания к линиям телефонной связи или сканировании радиосигнала телефона объекта прослушивания, записи ведущихся переговоров на автоматические записывающие устройства и последующем прослушивании полученной фонограммы. Мероприятие предполагает контроль переговоров обоих абонентов. Прослушивание телефонного разговора только одного из абонентов, в том числе с использованием технических средств, без подключения к сети связи не образует рассматриваемого оперативноразыскного мероприятия, а представляет собой разновидность электронного наблюдения.

Результаты прослушивания отражаются в рапорте или справке, к которым прилагаются полученные фонограммы. Фонограммы хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовнопроцессуальным законодательством РФ.

Снятие информации с технических каналов связи — негласный контроль и фиксация информации, передаваемой по таким каналам. К техническим каналам связи относятся телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, системы персонального радиовызова (пейджинговая связь), а также линии абонентского телеграфирования, IP-телефопии, электронной почты и иные каналы. Информация может включать знаки, сигналы, письменные тексты, изображения, звуки и т. п.

Указанное мероприятие затрагивает конституционные права гражданина на тайну сообщений, поэтому оно проводится на основании судебного решения либо на основании мотивированного постановления соответствующего руководителя органа, осуществляющего ОРД, с обязательным получением судебного решения о проведении данного мероприятия в течение 48 ч.

Мероприятие устанавливается на срок, не превышающий шести месяцев, если меньший срок не указан в самом постановлении судьи. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

Субъектами данного мероприятия, как правило, выступают оперативнотехнические подразделения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности. К мероприятию могут также привлекаться сотрудники организаций — владельцы технических каналов и соответствующей информации.

Результаты снятия информации отражаются в рапорте или справке, к которым прилагаются соответствующие носители (помещенные в упаковку и опечатанные) с полученной информацией.

В случае возникновения необходимости изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-разыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ. Если при этом изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.

В случае если при проведении гласных оперативно-разыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

При копировании документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, должны обеспечиваться условия, исключающие возможность утраты или изменения документов и (или) информации. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению ОРД. В случае если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены, но почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

Получение компьютерной информации — действия по добыванию хранящейся в компьютерных системах или передаваемой по компьютерным сетям информации, представляющей оперативный интерес.

Получение компьютерной информации, поскольку оно ограничивает конституционные права человека и гражданина, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: 1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; 3) о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, допускается получение компьютерной информации, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативноразыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-разыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

В большинстве случаев получение компьютерной информации невозможно без участия специалиста. Об этом, в частности, свидетельствует и указание на то, что оперативно-разыскные мероприятия, связанные с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел (ч. 4 ст. 6 Закона об ОРД).

В настоящее время практика получения компьютерной информации еще в достаточной степени не наработана.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Дайте определение оперативно-разыскных мероприятий.
  • 2. Назовите основания и условия проведения оперативно-разыскных мероприятий.
  • 3. Каковы виды и содержание оперативно-разыскных мероприятий?
  • 4. Какие оперативно-разыскные мероприятия могут быть проведены гласно?
  • 5. Укажите, какие оперативно-разыскные мероприятия проводятся на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД.
  • 6. Какие оперативно-разыскные мероприятия проводятся на основании судебного решения?
  • 7. Какие оперативно-разыскные мероприятия могут проводиться только негласно?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой