Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современные проблемы в философии права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одна из главных идей, раскрытых впервые деконструктивистами, состояла в том, что при анализе текста не существует ее точной интерпретации. Текст не является ключом для раскрытия всей полноты психологических, социальных и эстетических обстоятельств. Мы сами придумываем за автором определенные интерпретации на основе собственных понятийных образов. Таким образом, не существует текстов, которые бы… Читать ещё >

Современные проблемы в философии права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методологические особенности юридического познания в эпоху постмодерна

Современному научному знанию, в том числе юридическому, свойственно развитие в рамках парадигмы постмодерна. В ходе заключительных разделов этого учебного пособия, хотелось бы остановиться на современных подходах правовой науки, которые определяют дальнейшее ее развитие.

В первую очередь стоит пояснить, что представляет явление постмодернизма для науки в целом и правовой в отдельности. Основными изначальными центрами постмодернистских стратегий стали следующие центры развития: американский деконструктивизм, созданный в конце 1970 гг. Полем де Маном и Джозефом Миллером и группа французских философов ЖанФрансуа Лиотар, Жан Бодрийяр, Делез, Деррида и др.

Одна из главных идей, раскрытых впервые деконструктивистами, состояла в том, что при анализе текста не существует ее точной интерпретации. Текст не является ключом для раскрытия всей полноты психологических, социальных и эстетических обстоятельств. Мы сами придумываем за автором определенные интерпретации на основе собственных понятийных образов. Таким образом, не существует текстов, которые бы имели собственную единую идею, а есть «единое пространство текстов и интерпретаций». Эта концепция называется «интертекстуальность».

Другой центр постмодернистской мысли состоял из упомянутых выше французских философов. Их размышления о функциях философии и современного знания привели к появлению нового осмысления. В терминологии появились понятия «метаиарратив» или «герменевтика смыслов». Стоит упомянуть, что и некоторые другие идеологические кластеры близки с описанными центрами постмодернистских стратегий.

Для постмодернистской науки и литературы характерны установки на разоблачение очевидных смыслов, уверенность во множественной природе интерпретаций.

Главной характеристикой постмодернизма является недоверие в поиске смысла истины, что к тому же не является кризисом научного знания.

Можно отметить терпимость и плюрализм, с которым постмодернисты относятся к культуре. Цитатность является самой опознаваемой характеристикой стилистических особенностей культуры постмодернизма. Пастиш — конструирование своего высказывания с использованием создавшихся для других целей строительных элементов.

Как часто постмодерного общества наука претерпевает соответствующие изменения. Наука современности находится между двумя тенденциями. Одна из форм представлений подразумевает, что сейчас пришла эпоха критического очищения: осознание зависимости от власти, языка, культурного наследия. Показательным примером X. Уайта «Метаистория». Половина постмодернистских исследований разоблачительные и особо ценится маргинальность (женская, негритянская, анархистская).

Иногда постмодернизм используется агрессивно — когда факт относительно события делается сомнительный. Постмодернизм — это скорее вывоз всему научному сообществу, как множественная картина мира.

Теперь рассмотрим, каким образом, новая картина мира меняет восприятие правосознания. С изменением в XXI в. государственных форм, развитием новых политических идей, интернационализации и перехода к постиндустриальному общественному устройству, в праве происходит переосмысление всей правовой культуры. Универсально-модернисткое представление о нраве, претендующем на полноту, уступает место более «мягкой» системе представлений, основанной на иных методах. Все это ведет к пересмотру основных подходов в правоионимании. Всем основным школам юриспруденции, по мнению Г. Бермана, необходимо отказаться для их интеграции от «утверждения собственного превосходства». Однако существует пессимизм в поиске единого онтологического основания правопонимания. В. Г. Графский «Понятное дело, что подобная синтезаторская работа может быть проведена только после того, как будет проделана необходимая подготовительная работа по снятию и разрешению традиционных дискуссионных вопросов и гем (соотношение права и морали, права и закона и т. д.)».

Благодаря философским концепциям возможен переход к новому правопониманию. Из таких философских направлений, способных предложить новый подход к праву, следует выделить феноменологию, герменевтику, антропологию и синергетику.

Так, в 1913 г. было опубликовано одно из первых сочинений по юриспруденции, основанное на феноменологических идеях, — «Априорные основания гражданского права» А. Райнаха. В работе проводится интересная мысль о правомочиях, которые коренятся в социальных актах передачи, а также ответственности лица, которому принадлежит правомочие. В соответствии с его концепцией, человеку, как носителю дорефлексивного сознания, изначально присуще чувство справедливости. Реализация этого чувства и есть существование права. Очевидно, что не только универсальные, априорные чувства субъекта права определяют его сознание, по и «жизненный мир», ряд социальных связей и объектов, которые не только влияют, но и зачастую определяют его правовую культуру.

Альфред Щюц и его последователи развивают эту идею. По его представлению социальный мир включает в себя одновременно объективную и субъективную реальность. Первые — социальные институты, которые обеспечивают социализацию индивида и воспроизводство в форме традиций общества. Субъективная реальность — уникальная субъективность человека и его возможностей изменять объективную реальность.

Право, с точки зрения социальной феноменологии, это то, что принимается населением в качестве общеобязательных правил поведения.

Эвристическая ценность этого подхода в том, что он позволяет более глубоко исследовать традиционные проблемы теории права, по-новому взглянуть на правовую реальность.

Следующее направление — герменевтика Г. Гадамера. Задачу он видел в том, чтобы заставить говорить сами предметы, поступки, определить общее интерсубъективное поле участников коммуникации. Такую роль Гадамер отдавал не языку, а разговору как разновидности опыта, включающего как неявное, так и открытость по отношению к другому и возможность изменить себя. Из этого делается вывод. О том, что существуют смыслы, запечатленные в предметах, поступках, окружающем мире.

Применительно к правовой реальности это конкретизируется в провозглашении существования смысла справедливости. Воплощением этого может служить уважение личности другого. По мнению П. Рикера, субъект права становится носителем безличностных свойств — прав и обязанностей. В этом суть справедливости — признание формального равенства.

Однако как обеспечить всеобщее признание и уважение любого другого субъекта включает объективно существующий смысл окружающего мира. Эти обвинения в адрес трансцендентальной герменевтики были высказаны в 60-е гг. XX в. итальянским философом и юристом Э. Бетти — одним из столпов инструментальной (если можно так выразиться) герменевтики. По его мнению, последовательное проведение программы Гадамера приводит к тому, что смысл не выводится из поступков, а вносится в них самим интерпретатором. Поэтому задача герменевтики гораздо скромнее: выявить каноны толкования текста. Сегодня инструментарий герменевтики предлагает следующие мегоды: толкование с позиций автора текста (изучение его биографии); интерпретация с точки зрения контекста — кружения автора; толкование с позиции интерпретатора (рефлексия над самим собой) и толкование с точки зрения сегодняшнего дня — контекста интерпретатора.

В 60-е гг. XX века происходит поворот к новому антропологическому развитию всей правовой культуры. Условно ее можно разделить на два подхода:

  • 1) философский или антропологический;
  • 2) этнографический.

Представлено Арнольдом Геленом в работе «Человек, его природа и положение в мире». Постулат автора заключается в том, что все социальные институты вытекают из несовершенства природы человека, как биологического существа. Именно социальные институты обеспечивают стабильность общества, а единственным критерием их оптимальности является самосохранение социума. Подробно исследуется социальная доклассовая организация общества, механизмы институциализации власти, формирование нормативного регулирования.

Этнографическая антропология как направление использует методики для глубокого изучения современного общества, например авторские методики Н. Рулана. Автор лекционного курса «Юридическая антропология» Норбер Рулан признает многообразие культур и правовых систем современного мира, отказывается от преимущества какой-то одной цивилизации (в том числе отказ от европоцентризма).

Синергетика — одно из наиболее молодых междисциплинарных направлений научных исследований, включающих как определенную методологию, так и соответствующую картину мира. Это нелинейное мышление и вероятностная (стохастическая, недетерминированная) картина мира, включающая в качестве основных моментов нсравновссносгь, неустойчивость и необратимость сложных объектов и процессов. Именно так описываются диссипативные системы (далекие от равновесия), к которым можно отнести и право. Такие системы являются принципиально открытыми, они находятся в постоянном становлении и эволюционируют в соответствии с нелинейными законами. Очевидно, что такая методология чрезвычайно перспективна для анализа правовой реальности, в частности, в выявлении механизмов эволюции права, его служебной роли относительно общества и др. Однако эти плодотворные идеи нуждаются не только в конкретизации эмпирическим, юридическим материалом, но и в формировании теории «среднего уровня», обеспечивающей их адаптацию применительно к особенностям права.

Как видим, новейшие течения философии дают возможность более адекватно — применительно к реалиям современного общества — представить картину правовой реальности. Последняя проявляет такие качества, как динамизм, изменчивость, неустойчивость, зависимость от субъективного восприятия. Новые типы иравоионимания подходят к ее описанию и объяснению гораздо ближе, нежели традиционные школы права. Но в то же время все они не лишены недостатков. Главный заключается в том, что в них не показаны взаимообусловленность и взаимопереход трансцендентного (универсального) и имманентного начал в праве — важнейший аспект диалогичности правовой реальности, элементы диалогичности потенциально включены. Таким образом, «голая абстракция» трансцендентного начала в праве всегда наполняется конкретным содержанием — проявлением этого все общего признака (предназначения права) в историческом и социокультурном контексте фактически существующего социума, т. е. того, как именно обеспечивается его воспроизводство. Именно здесь неоценимый вклад могут и должны внести социологическая феноменология права, инструментальная герменевтика права и «этнографическая антропология» права.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой