Система деятельности педагога, направленная на создание необходимых условий обучения и развития, предполагает комплексный и системный подход. Задачи такого уровня решает психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса младших школьников.
Существует несколько моделей реализации сопровождения, которые могут быть осуществлены с учетом ряда объективных факторов и задач, стоящих перед школой. В каждой модели от учителя требуется разный характер активности и акценты на более высокое владение отдельными компетенциями. Однако каждая модель ориентирована на мобилизацию усилий всех специалистов образовательного пространства: педагогов, психологов, социальных работников, администрации школы.
Организация педагогической работы в соответствии с основными направлениями деятельности сопровождения, соблюдением необходимых принципов и учетом специфики реальных практических задач требует серьезных и значительных усилий на старте. Однако правильно организованная работа и хорошо отлаженная система в дальнейшем начинает давать «обратную реакцию». Когда сама система работает как механизм, необходимо поддерживать ее в актуальном состоянии и вовремя вносить коррективы в собственную деятельность. На этом этапе педагог видит реальную отдачу и помощь от дополнительных служб, самих детей и родителей, которые научены «играть по правилам», выполняют соответствующие требования, сами подсказывают дальнейшие необходимые ходы и меры по разрешению проблемных ситуаций.
Особое внимание в условиях организации психолого-педагогического сопровождения в школе необходимо уделить современным проблемам реальной школы: увеличению количества детей из семей мигрантов, детей, имеющих различные диагнозы и ограничения в здоровье (слабослышащие, слабовидящие, «колясочники», с ДЦП, гиперактивные дети, аутисты и т. д.). Инклюзивное образование является реальностью современной школы. Система психологопедагогического сопровождения позволяет максимально учитывать индивидуальные потребности и возможности каждого, поскольку предлагает комплексный и системный характер организации образовательного пространства.
Перспективным направлением развития и совершенствования системы сопровождения образовательного процесса в школе может стать расширение границ взаимодействия всех социальных, образовательных, культурных организаций района (города), кооперация специалистов на различных уровнях, повышение общепрофессиональных и специальных компетенций самих педагогов.