Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава
Вышеназванные качества персонала можно отнести и к ППС, однако, учитывая то, что преподаватель — это ключевая фигура вуза, он аккумулирует гораздо больше характеристик. Это и педагогическая компетентность, и научная значимость, и профессиональное мастерство. Вместе с тем, фигура преподавателя не может рассматриваться изолированно от предоставляемой им образовательной услуги, но при этом… Читать ещё >
Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях рыночных отношений качество труда преподавателя является самой значимой составляющей конкурентоспособности ППС. Напомним, что конкурентоспособность определяет способность индивида выдерживать конкуренцию на рынке образовательных услуг.
Оценку конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава следует осуществлять, исходя из его внешних и внутренних конкурентных преимуществ.
Внешнее конкурентное преимущество персонала определяется конкурентоспособностью вуза, в котором работает конкретный преподаватель. Однако это преимущество более характерно для ППС центральных вузов страны, которые имеют определенный, сформированный в течение многих лет положительный имидж, таких как МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, РЭА им. Г. В. Плеханова, Государственный университет управления и др.
Для большинства преподавателей периферийных вузов данное конкурентное преимущество менее значимо.
Внутреннее конкурентное преимущество персонала определяется совокупностью его профессиональных и личностных характеристик.
Существует примерный перечень качеств персонала, который характеризует его конкурентоспособность[1]. К ним относятся:
- • конкурентоспособность организации, в которой работает персонал;
- • наследственные конкурентные преимущества (способности, физические данные и пр.);
- • деловые качества (образование, специальные навыки, знания, умения);
- • интеллигентность, культура;
- • коммуникабельность;
- • организованность;
- • возраст;
- • здоровье.
Вышеназванные качества персонала можно отнести и к ППС, однако, учитывая то, что преподаватель — это ключевая фигура вуза, он аккумулирует гораздо больше характеристик. Это и педагогическая компетентность, и научная значимость, и профессиональное мастерство. Вместе с тем, фигура преподавателя не может рассматриваться изолированно от предоставляемой им образовательной услуги, но при этом он обязательно должен развиваться сам, обеспечивая высокое качество обучения студентов.
В табл. 5.9 сформулированы основные элементы конкурентоспособности ППС и их характеристики.
Таблица 5.9. Основные элементы конкурентоспособности ППС.
Элементы конкурентоспособности ППС. | Составляющие элементов. |
Профессиональное мастерство. | Знания, умения и навыки в предметной области, высокий уровень мастерства решения профессиональных задач, развитое мышление, практический опыт, высокий интеллектуальный потенциал. |
Педагогическая компетентность. | Уровень психолого-педагогических знаний, владение основными дидактическими принципами обучения. |
Научная значимость. | Ученая степень, известность в научной среде, уровень научно-исследовательской деятельности (объем выполненных НИОКР), число научных публикаций в российских и зарубежных изданиях и др. |
Интеллигентность, культура. | Глубокая внутренняя культура, самостоятельное мышление, норма поведения, традиции, культура речи, уровень коммуникативной культуры. |
Коммуникабельность. | Общительность, способность легко устанавливать контакты и связи, умение эффективно работать в любом коллективе. |
Креативность. | Наивысший уровень творческой инициативы, умение творчески решать профессиональные задачи, новаторство. |
Инновационные способности. | Способность к нововведениям, разработка инновационных моделей обучения и др. |
Владение иностранным языком. | Свободное владение одним из европейских иностранных языков. |
Возраст и состояние здоровья. | Уровень нравственного, психического и физического здоровья. |
Профессиональная ответственность и организованность. | Ответственность за хранение, передачу, использование и приумножение специализированной суммы знаний Чувство ответственности за качество преподавания Способность эффективно организовать свое рабочее время, умение ставить и достигать конкретные цели. |
Оценку конкурентоспособности ППС можно осуществлять по формуле.
где Кн — уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала; t = 1,2,… л — количество экспертов;;' = 1,2, …10 — количество оцениваемых элементов конкурентоспособности; а; - весомость го элемента конкурентоспособности преподавателя; ?• - оценка i-м экспертом j-го элемента конкурентоспособности преподавателя по 5-балльной системе; 5л — максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый преподаватель (5 баллов х n экспертов).
Для оценки экспертами элементов конкурентоспособности ППС можно использовать шкалу с ранжированием любого признака от «неудовлетворительно» до «отлично» или от «очень низкое» до «очень высокое» :
• неудовлетворительно (очень низкое) — 1 балл;
- • удовлетворительно (низкое) — 2 балла;
- • хорошо (среднее) — 3 балла;
- • очень хорошо (высокое) — 4 балла;
- • отлично (очень высокое) — 5 баллов.
Пример
Результаты оценки десяти элементов конкурентоспособности доцента экспертной группой из пяти человек и их весомость приведены в табл. 5.10 и 5.11.
Таблица 5.10. Результаты оценки элементов конкурентоспособности доцента.
Номер эксперта. | Экспертная оценка десяти элементов конкурентоспособности доцента. | |||||||||
Таблица 5.11. Результаты оценки весомости элементов конкурентоспособности доцента.
Элементы конкурентоспособности ППС. | Весомость элементов. |
Профессиональное мастерство. | 0,20. |
Педагогическая компетентность. | 0,15. |
Научная значимость. | 0,15. |
Интеллигентность, культура. | 0,10. |
Коммуникабельность. | 0,05. |
Креативность. | 0,05. |
Способность к инновациям. | 0,10. |
Владение иностранным языком. | 0,05. |
Возраст, состояние здоровья. | 0,05. |
Профессиональная ответственность, организованность. | 0,10. |
Итого. |
Подставив результаты экспертных оценок из таблиц в вышеуказанную формулу, получим:
Данный пример показывает, что по результатам расчета доцент имеет высокую конкурентоспособность, однако для ее дальнейшего повышения ему необходимо совершенствовать знание иностранного языка, укреплять здоровье, развивать способности к инновациям и профессиональную ответственность.
Многие вузы проводят ежегодную рейтинговую оценку деятельности преподавателей. Она применима не только при аттестации кафедр и факультетов, но и для определения конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава и его стимулирования. Существует несколько методик оценки рейтинга. Например, в учебнике профессора С. Д. Резника представлена следующая формула расчета рейтинга отдельного преподавателя[2]:
где - годовой рейтинг (количество баллов) i-го преподавателя вуза по научной, учебной и методической работе; - количество баллов (годовой рейтинг) преподавателя по j-му показателю его научной, учебной или методической деятельности.
Рейтинговая оценка деятельности преподавателей осуществляется с учетом их квалификационного уровня отдельно по четырем группам: профессора (со степенью доктора наук и без нее), доценты (со степенью кандидата наук и без нее), старшие преподаватели (со степенью кандидата наук и без нее), ассистенты (со степенью кандидата наук и без нее).
Часто для оценки деятельности ППС применяется самооценка или самоаттестация.
Самооценка представляет собой процедуру, посредством которой преподаватель оценивает результаты своей деятельности в соответствии с показателями, разработанными вузом.
Этот процесс важен как для преподавателей, так и для вуза в целом. Он позволяет каждому преподавателю оценить полученные результаты труда, поставить конкретные задачи на будущее, выявить недостатки и наметить пути их исправления. За рубежом самооценка преподавателей широко распространена.
Условно деятельность ППС можно оценить, учитывая общественное мнение, которое существует в любом вузе и за его пределами в преподавательской и научной среде. Профессиональное мастерство, отношение к своему предмету, трудовая дисциплина, личностные качества, научное имя — все это и многие другие факторы составляют шлейф общественного мнения, которое, однако, предъявить преподавателю в качестве оценки его труда не представляется возможным. Тем не менее, общественное мнение учитывают при приеме на работу, заключении трудовых контрактов, служебном росте, дополнительных надбавках к заработной плате и пр.
Каждый из перечисленных методов не является объективным и оценивает лишь одну сторону трудовой деятельности преподавателя.
Для того чтобы дать более объективную оценку деятельности ППС, необходимо использовать систему показателей, всесторонне характеризующих его работу. Систему показателей можно дифференцировать в зависимости от поставленной цели, например, для регулирования оплаты труда преподавателей, повышения тарифных разрядов, определения конкурентоспособности преподавателей, при конкурсном отборе и т. д.
Рассмотрим метод оценки деятельности преподавателей, в основе которого лежит определение качества их труда.
Данный метод предполагает разработку системы частных показателей, характеризующих учебную, методическую, научную и общественную работу ППС с учетом их весомости, которую, как правило, определяют при помощи экспертных методов.
Число экспертов в группе зависит от множества факторов и условий, в частности от важности решаемой проблемы.
Для большей достоверности получаемой информации экспертная группа должна состоять из 7−10 человек.
Используя метод непосредственного оценивания, с помощью группы экспертов (7 человек) по 10-балльной шкале определяется весомость показателей (Ь,•), характеризующих учебную, учебно-методическую, научную и общественную деятельность преподавателей по формуле.
где - оценка (в баллах), данная i-му объекту j-м экспертом.
После расчета весомости определяются обобщающие показатели деятельности преподавателей, связанные с выполнением учебной, методической, научной и общественной работы:
где - обобщающие показатели качества труда преподавателя, связанного с выполнением учебной, учебно-методической, научной и общественной работы; - i-й (j-й, 2-й, g-й) показатель качества труда учебной (учебно-методической, научной, общественной) деятельности, выполняемой преподавателем; - коэффициент весомости i-го O'-го, 2-го, g-го) показателя качества труда учебной (учебно-методической, научной, общественной) деятельности, рассчитанный на основании оценки экспертов.
Наиболее значимому показателю дается наибольшее количество баллов по принятой шкале, диапазоном от 1 до 10.
По результатам оценок экспертов рассчитывается коэффициент весомости (значимости) каждого показателя. Сумма коэффициентов весомости должна равняться 1.
Суммарный показатель качества труда преподавателя определяется по формуле.
где т — количество видов трудовой деятельности преподавателя; - сумма обобщающих показателей;
Используя систему оценочных показателей качества труда преподавателей, можно легко регулировать систему оплаты и стимулирования труда ППС и определять их конкурентоспособность.