Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вышеназванные качества персонала можно отнести и к ППС, однако, учитывая то, что преподаватель — это ключевая фигура вуза, он аккумулирует гораздо больше характеристик. Это и педагогическая компетентность, и научная значимость, и профессиональное мастерство. Вместе с тем, фигура преподавателя не может рассматриваться изолированно от предоставляемой им образовательной услуги, но при этом… Читать ещё >

Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях рыночных отношений качество труда преподавателя является самой значимой составляющей конкурентоспособности ППС. Напомним, что конкурентоспособность определяет способность индивида выдерживать конкуренцию на рынке образовательных услуг.

Оценку конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава следует осуществлять, исходя из его внешних и внутренних конкурентных преимуществ.

Внешнее конкурентное преимущество персонала определяется конкурентоспособностью вуза, в котором работает конкретный преподаватель. Однако это преимущество более характерно для ППС центральных вузов страны, которые имеют определенный, сформированный в течение многих лет положительный имидж, таких как МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, РЭА им. Г. В. Плеханова, Государственный университет управления и др.

Для большинства преподавателей периферийных вузов данное конкурентное преимущество менее значимо.

Внутреннее конкурентное преимущество персонала определяется совокупностью его профессиональных и личностных характеристик.

Существует примерный перечень качеств персонала, который характеризует его конкурентоспособность[1]. К ним относятся:

  • • конкурентоспособность организации, в которой работает персонал;
  • • наследственные конкурентные преимущества (способности, физические данные и пр.);
  • • деловые качества (образование, специальные навыки, знания, умения);
  • • интеллигентность, культура;
  • • коммуникабельность;
  • • организованность;
  • • возраст;
  • • здоровье.

Вышеназванные качества персонала можно отнести и к ППС, однако, учитывая то, что преподаватель — это ключевая фигура вуза, он аккумулирует гораздо больше характеристик. Это и педагогическая компетентность, и научная значимость, и профессиональное мастерство. Вместе с тем, фигура преподавателя не может рассматриваться изолированно от предоставляемой им образовательной услуги, но при этом он обязательно должен развиваться сам, обеспечивая высокое качество обучения студентов.

В табл. 5.9 сформулированы основные элементы конкурентоспособности ППС и их характеристики.

Таблица 5.9. Основные элементы конкурентоспособности ППС.

Элементы конкурентоспособности ППС.

Составляющие элементов.

Профессиональное мастерство.

Знания, умения и навыки в предметной области, высокий уровень мастерства решения профессиональных задач, развитое мышление, практический опыт, высокий интеллектуальный потенциал.

Педагогическая компетентность.

Уровень психолого-педагогических знаний, владение основными дидактическими принципами обучения.

Научная значимость.

Ученая степень, известность в научной среде, уровень научно-исследовательской деятельности (объем выполненных НИОКР), число научных публикаций в российских и зарубежных изданиях и др.

Интеллигентность, культура.

Глубокая внутренняя культура, самостоятельное мышление, норма поведения, традиции, культура речи, уровень коммуникативной культуры.

Коммуникабельность.

Общительность, способность легко устанавливать контакты и связи, умение эффективно работать в любом коллективе.

Креативность.

Наивысший уровень творческой инициативы, умение творчески решать профессиональные задачи, новаторство.

Инновационные способности.

Способность к нововведениям, разработка инновационных моделей обучения и др.

Владение иностранным языком.

Свободное владение одним из европейских иностранных языков.

Возраст и состояние здоровья.

Уровень нравственного, психического и физического здоровья.

Профессиональная ответственность и организованность.

Ответственность за хранение, передачу, использование и приумножение специализированной суммы знаний Чувство ответственности за качество преподавания Способность эффективно организовать свое рабочее время, умение ставить и достигать конкретные цели.

Оценку конкурентоспособности ППС можно осуществлять по формуле.

Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава.

где Кн — уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала; t = 1,2,… л — количество экспертов;;' = 1,2, …10 — количество оцениваемых элементов конкурентоспособности; а; - весомость го элемента конкурентоспособности преподавателя; ?• - оценка i-м экспертом j-го элемента конкурентоспособности преподавателя по 5-балльной системе; 5л — максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый преподаватель (5 баллов х n экспертов).

Для оценки экспертами элементов конкурентоспособности ППС можно использовать шкалу с ранжированием любого признака от «неудовлетворительно» до «отлично» или от «очень низкое» до «очень высокое» :

• неудовлетворительно (очень низкое) — 1 балл;

  • • удовлетворительно (низкое) — 2 балла;
  • • хорошо (среднее) — 3 балла;
  • • очень хорошо (высокое) — 4 балла;
  • • отлично (очень высокое) — 5 баллов.

Пример

Результаты оценки десяти элементов конкурентоспособности доцента экспертной группой из пяти человек и их весомость приведены в табл. 5.10 и 5.11.

Таблица 5.10. Результаты оценки элементов конкурентоспособности доцента.

Номер эксперта.

Экспертная оценка десяти элементов конкурентоспособности доцента.

Таблица 5.11. Результаты оценки весомости элементов конкурентоспособности доцента.

Элементы конкурентоспособности ППС.

Весомость элементов.

Профессиональное мастерство.

0,20.

Педагогическая компетентность.

0,15.

Научная значимость.

0,15.

Интеллигентность, культура.

0,10.

Коммуникабельность.

0,05.

Креативность.

0,05.

Способность к инновациям.

0,10.

Владение иностранным языком.

0,05.

Возраст, состояние здоровья.

0,05.

Профессиональная ответственность, организованность.

0,10.

Итого.

Подставив результаты экспертных оценок из таблиц в вышеуказанную формулу, получим:

Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава.

Данный пример показывает, что по результатам расчета доцент имеет высокую конкурентоспособность, однако для ее дальнейшего повышения ему необходимо совершенствовать знание иностранного языка, укреплять здоровье, развивать способности к инновациям и профессиональную ответственность.

Многие вузы проводят ежегодную рейтинговую оценку деятельности преподавателей. Она применима не только при аттестации кафедр и факультетов, но и для определения конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава и его стимулирования. Существует несколько методик оценки рейтинга. Например, в учебнике профессора С. Д. Резника представлена следующая формула расчета рейтинга отдельного преподавателя[2]:

Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава.

где Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава. - годовой рейтинг (количество баллов) i-го преподавателя вуза по научной, учебной и методической работе; Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава. - количество баллов (годовой рейтинг) преподавателя по j-му показателю его научной, учебной или методической деятельности.

Рейтинговая оценка деятельности преподавателей осуществляется с учетом их квалификационного уровня отдельно по четырем группам: профессора (со степенью доктора наук и без нее), доценты (со степенью кандидата наук и без нее), старшие преподаватели (со степенью кандидата наук и без нее), ассистенты (со степенью кандидата наук и без нее).

Часто для оценки деятельности ППС применяется самооценка или самоаттестация.

Самооценка представляет собой процедуру, посредством которой преподаватель оценивает результаты своей деятельности в соответствии с показателями, разработанными вузом.

Этот процесс важен как для преподавателей, так и для вуза в целом. Он позволяет каждому преподавателю оценить полученные результаты труда, поставить конкретные задачи на будущее, выявить недостатки и наметить пути их исправления. За рубежом самооценка преподавателей широко распространена.

Условно деятельность ППС можно оценить, учитывая общественное мнение, которое существует в любом вузе и за его пределами в преподавательской и научной среде. Профессиональное мастерство, отношение к своему предмету, трудовая дисциплина, личностные качества, научное имя — все это и многие другие факторы составляют шлейф общественного мнения, которое, однако, предъявить преподавателю в качестве оценки его труда не представляется возможным. Тем не менее, общественное мнение учитывают при приеме на работу, заключении трудовых контрактов, служебном росте, дополнительных надбавках к заработной плате и пр.

Каждый из перечисленных методов не является объективным и оценивает лишь одну сторону трудовой деятельности преподавателя.

Для того чтобы дать более объективную оценку деятельности ППС, необходимо использовать систему показателей, всесторонне характеризующих его работу. Систему показателей можно дифференцировать в зависимости от поставленной цели, например, для регулирования оплаты труда преподавателей, повышения тарифных разрядов, определения конкурентоспособности преподавателей, при конкурсном отборе и т. д.

Рассмотрим метод оценки деятельности преподавателей, в основе которого лежит определение качества их труда.

Данный метод предполагает разработку системы частных показателей, характеризующих учебную, методическую, научную и общественную работу ППС с учетом их весомости, которую, как правило, определяют при помощи экспертных методов.

Число экспертов в группе зависит от множества факторов и условий, в частности от важности решаемой проблемы.

Для большей достоверности получаемой информации экспертная группа должна состоять из 7−10 человек.

Используя метод непосредственного оценивания, с помощью группы экспертов (7 человек) по 10-балльной шкале определяется весомость показателей (Ь,•), характеризующих учебную, учебно-методическую, научную и общественную деятельность преподавателей по формуле.

Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава.

где Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава. - оценка (в баллах), данная i-му объекту j-м экспертом.

После расчета весомости определяются обобщающие показатели деятельности преподавателей, связанные с выполнением учебной, методической, научной и общественной работы:

Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава.

где Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава. - обобщающие показатели качества труда преподавателя, связанного с выполнением учебной, учебно-методической, научной и общественной работы; Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава. - i-й (j-й, 2-й, g-й) показатель качества труда учебной (учебно-методической, научной, общественной) деятельности, выполняемой преподавателем; Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава. - коэффициент весомости i-го O'-го, 2-го, g-го) показателя качества труда учебной (учебно-методической, научной, общественной) деятельности, рассчитанный на основании оценки экспертов.

Наиболее значимому показателю дается наибольшее количество баллов по принятой шкале, диапазоном от 1 до 10.

По результатам оценок экспертов рассчитывается коэффициент весомости (значимости) каждого показателя. Сумма коэффициентов весомости должна равняться 1.

Суммарный показатель качества труда преподавателя определяется по формуле.

Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава.

где т — количество видов трудовой деятельности преподавателя; Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава. - сумма обобщающих показателей; Оценка конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава.

Используя систему оценочных показателей качества труда преподавателей, можно легко регулировать систему оплаты и стимулирования труда ППС и определять их конкурентоспособность.

  • [1] Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
  • [2] Резник С.Д. Управление кафедрой: учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой