Специфические свойства кинопродукции как объекта предпринимательской деятельности
Особенности планирования производственных факторов при создании аудиовизуальной продукции сформировали в советской практике необходимость проведения предварительного тематического или творческого программирования, формирующего структуру будущего репертуара и определяющего использование ресурсов. Такие творческие программы выполняли функцию прогноза, являясь, по сути, научно-аналитическим этапом… Читать ещё >
Специфические свойства кинопродукции как объекта предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Говоря о кинопродукции возникает множество вопросов, которые связаны с самой сущностью кино, его назначением. Чем прежде всего сегодня является кино: бизнесом или культурной ценностью? Ответы на данный вопрос позволят более или менее спрогнозировать будущее кино: кто завтра станет основным игроком кинопроизводства; в каком процентном соотношении будут осуществляться государственная поддержка и коммерческое финансирование, ответить на ряд других вопросов. Рассмотрим более подробно кинопродукцию как объект предпринимательской деятельности.
После переходного этапа от планово-распределительной экономики на рыночные отношения и финансового кризиса 1998 г., российская кинематография, как и вся экономика страны, вступила в период стабилизации и поступательного развития. Стремительными темпами растет количество кинозалов, оснащенных современным оборудованием, по данным на 1 января 2006 г. их стало 1036 Солтобек С. Оценка зрительного потенциала фильма// Техника и технологии кино. — 2006. — № 1. С. 11.
Важную роль в обеспечении стабильных темпов развития отрасли играет государственная поддержка, объемы которой в 2005 г. достигли 2 млрд. 98 млн руб. Несмотря на рост расходов федерального бюджета на кинематографию, доля финансового участия государства в структуре финансирования кинопроизводства падает (в 2004 и 2005 гг. — 46,8% и 42%) Дондурей Д. Б., Венжер Н. Я. Киноиндустрия России 2001—2006. Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». М.: СТС Медиа, 2006. С. 24—26.
Данная тенденция объясняется тем, что российская киноиндустрия становится все более привлекательной для частного капитала, ориентированного на создание, главным образом, коммерческой продукции. В связи с этим государство намерено отойти от практики финансирования коммерческих проектов и концентрироваться на поддержке авторского и nbsp; неигрового кино, дебютных работ, фильмов для детей.
Функционирование частного сектора предполагает привлечение ресурсов на коммерческой основе и, соответственно, оценку инвестиционной привлекательности проектов. Это условие является необходимым для любого частного предприятия, независимо от его отраслевой принадлежности, однако кинобизнес и его конечный продукт — фильм имеют свои специфические особенности.
С одной стороны, коммерческое кинопроизводство есть объект привлечения инвестиций с целью увеличения стоимости вложенных средств, в ходе которого происходит объединение усилий людей творческих профессий, производственного и технологического персонала, а сам фильм — продукт, подлежащий реализации.
С другой стороны, фильм — это художественное произведение, ценность которого зачастую носит субъективный характер. Таким образом, фильм выступает в двоякой форме — как результат предпринимательской деятельности и произведение искусства, и поэтому разработка коммерческих кинопроектов должна проводиться с учетом специфических особенностей аудиовизуальной продукции и основываться на оценке зрительского потенциала будущего фильма, то есть его способности привлечь в кинозалы определенное количество зрителей.
Особенности планирования производственных факторов при создании аудиовизуальной продукции сформировали в советской практике необходимость проведения предварительного тематического или творческого программирования, формирующего структуру будущего репертуара и определяющего использование ресурсов. Такие творческие программы выполняли функцию прогноза, являясь, по сути, научно-аналитическим этапом планирования кинопроизводства.
В настоящее время этот подход не работает. Отмена цензуры и отстранение государства от руководства творческим процессом были восприняты многими работниками отрасли и руководителями киностудий как возможность пренебрежения инструментом тематического планирования. В этих условиях формирование сценарного портфеля происходит, как правило, спонтанно, без детальной проработки художественного и зрительского потенциала будущего фильма. Как следствие, наблюдаемое расширение тематики кинопродукции носит односторонний характер, и в жанровом отношении кинематограф стал выглядеть более бедно и тускло, чем в доперестроечные времена Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера / Под ред. Г. П. Иванова, П. К. Огурчикова, В. И. Сидоренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 397—402.
Таки образом, необходимо рассматривать кинопродукцию с точки зрения ее конкурентоспособности на рынке, предварительно изучив характеристику продукции конкурентов, спрогнозировав спрос, разработав сбытовую политику, выделив характерные особенности для позиционирования на рынке и пр. Вопросы, связанные с формированием конкурентоспособности кинопродукции рассмотрены в следующем разделе.