Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Раннее христианство (ни века н. э.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первоначально члены иерусалимской общины последователей Христа, включая его ближайших учеников — апостолов во главе с Петром1, продолжали считать себя правоверными иудеями (так называемые иудеохристиане). Подлинное становление христианского вероучения связано с деятельностью апостола Павла (казнен в Риме около 67 г.), который с величайшей энергией и поистине героическим энтузиазмом взялся за дело… Читать ещё >

Раннее христианство (ни века н. э.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Иудея попала в зависимость от Рима в 63 г. до н.э. Еще во II в. до н.э. в пей сформировались три религиозно-политические группировки: саддукеи, фарисеи и ессеи1. Группировка саддукеев являлась «партией» аристократии и высшего жречества. Саддукеи[1][2] были готовы к сотрудничеству с любой властью в Иудее, поэтому римляне вели с ними политический диалог. Фарисеи выражали интересы средних слоев населения и выступали как против саддукеев, так и против римского присутствия в Иудее. Фарисеи были известны своей фанатичной приверженностью религиозным предписаниям (заповеди, пост, молитва и пр.). В то время как саддукеи считали, что лишь Писание исходило от Бога, фарисеи почитали не только Писание, но и устное «предание отцов» (фарисеи верили, что это предание восходило к Моисею). В отличие от фарисеев саддукеи отрицали учение о предопределении, воскресение мертвых и загробную жизнь, а также отвергали существование духовного мира и бесплотных сил — ангелов и демонов. Как пишет Иосиф Флавий, саддукеи «отличались в судах особенной жестокостью»[3].

Движение ессеев имело два крыла: умеренное и радикальное. Приверженцы первого из них жили семейной жизнью (весьма воздержной) и, видимо, не порывали окончательно с Иерусалимским храмом. Совсем иное дело ессеи-радикалы. Они жили обособленно в своих колониях к северозападу от Мертвого моря (так называемая община кумранитов) и в отличие от саддукеев и фарисеев полностью порвали с Иерусалимским храмом. Ессеи-кумраииты отрицали частную собственность, рабовладение и войну, проповедовали пассивную созерцательную жизнь, отказ от политической деятельности, безбрачие и аскетизм. Имущество у них было общим, одежда — бедной; по словам Иосифа Флавия, «платье и обувь они меняют лишь тогда, когда прежнее или совершенно разорвалось или от долгого ношения сделалось негодным к употреблению». Учение ессеев оказало известное влияние на раннее христианство.

В эпоху эллинизма среди иудеев распространилась вера в приход посланца Яхве — «мессии», который не только освободит «народ Израиля» от иноземного ига, но и сделает его «первым народом земли». Мессианские и эсхатологические верования усилились в период римского господства, особенно после разрушения Иерусалима и Храма (70 г.). После кровавого подавления римлянами иудейского восстания появляются зафиксированные на греческом и сирийском языках предания о земной жизни и деятельности Иисуса Христа — евангелия от Марка, Матфея, Луки и Иоанна (70—80-е гг.). Проповедник Иисус (Иешуа, около 7 г. до н.э. — 27 г. н.э.), родившийся в иудейском городе Вифлееме при царе Ироде I Великом (40—4 гг. до н.э.) и распятый на кресте при Тиберии, стал основателем мировой религии — христианства.

Первоначально члены иерусалимской общины последователей Христа, включая его ближайших учеников — апостолов во главе с Петром1, продолжали считать себя правоверными иудеями (так называемые иудеохристиане). Подлинное становление христианского вероучения связано с деятельностью апостола Павла (казнен в Риме около 67 г.), который с величайшей энергией и поистине героическим энтузиазмом взялся за дело проповеди новой веры и создания Церкви. Трудами Павла были организованы многочисленные христианские общины в восточных провинциях империи. Христианская проповедь обычно содержала рассказ о жизни Иисуса, Его смерти и воскресении. Проповедники пользовались так называемыми логиями — конспектами изречений Христа, фрагменты которых дошли до наших дней. Помимо Палестины и Сирии наиболее внушительных успехов новая религия добилась в городах Малой Азии, Балканского полуострова и Италии.

Ранняя Церковь состояла из отдельных общин, которые существовали на добровольные взносы своих членов. Во главе каждой общины стоял епископ («смотритель»), которому помогали пресвитеры («старейшие») и диаконы («служители»). Эти лица составляли клир. Так было положено начало церковной иерархии. Со временем клирики получили белые одежды вместе с исключительным правом совершать богослужения. Главных таинств было два — крещение и евхаристия (от греч. «благодарение», освящение хлеба и вина особым образом и последующее их вкушение). Поскольку евхаристия может совершаться только соборно, евхаристические трапезы являлись основным объединяющим началом в раннехристианских общинах. Собрания ранних христиан происходили в укромных местах, а в Риме — даже в катакомбах — подземных галереях и лабиринтах, где хоронили умерших членов общины. В III в. появляются живописные изображения Христа в образе пастыря с овцой на плечах (Добрый Пастырь)[4][5], Богородицы, св. Иоанна Крестителя и апостолов (фрески и иконы).

Долгое время не существовало единого общепризнанного христианского вероучения. В ожесточенной полемической борьбе последователей апостола Павла с гностиками, переработавшими и переосмыслившими основы христианского вероучения в смысле языческой философии, и сектантами (монтанистами и др.) к концу II в. возобладали «истинные», или.

«ортодоксальные» христиане, которые безоговорочно признавали авторитет евангельских текстов, а своих оппонентов считали «еретиками» (т.е. заблудшими)1. В этот период христианские общины уже представляли собой серьезную общественную силу, с которой имперским властям приходилось считаться.

Интересным памятником эпохи являются канонические книги Нового Завета: четыре Евангелия, «Деяния апостолов», 21 апостольское послание и «Апокалипсис» Иоанна Богослова (всего 27 книг). В этих и других (апокрифических[6][7]) произведениях раннехристианской традиции нашли свое отражение пассивный протест угнетенных масс против социальной несправедливости, эсхатологические чаяния и одновременно утопические мечты о грядущем «золотом веке». Подобные настроения были характерны для того времени, когда на территории Римской средиземноморской державы в условиях углубления духовного кризиса, прогрессирующего разложения традиционной полисной религии, очевидной несостоятельности официальной идеологии и, как следствие, мучительной переоценки ценностей происходил интенсивный религиозный поиск.

Собрания ранних христиан с самого начала стали возбуждать подозрения властей в нелояльности. Подозрения подтверждались отказом христиан участвовать в почитании гения императора и в жертвенных пирах. Среди населения Италии и провинций циркулировали самые вздорные и нелепые слухи о христианских обрядах и вероучении. В христианстве видели сектантскую разновидность иудаизма и относились к нему как к «суеверию» (superstitio). Стремление образованных людей из числа христиан объяснить язычникам сущность христианских религиозных верований и отмежеваться от одиозного в глазах римских властей иудаизма породило во.

II в. такое направление христианской публицистики, как апологетика (т.е. защита христианства от клеветнических нападок и обвинений со стороны оппонентов). Видными апологетами были Минуций Феликс, Тертуллиан[8], Климент Александрийский, Ориген, Юстин Мученик, Киприан Карфагенский, Татиан, Феофил Антиохийский (И—III вв.).

Тем не менее предрассудки толпы и раздражение властей сделали возможным осуществление серии репрессивных акций против христиан в I—.

III вв. Первые по времени массовые расправы над христианами, которых безосновательно обвинили в поджоге Рима, произошли при Нероне, в 64—68 гг. Эпизодические преследования отдельных лиц или христианских общин имели место при Домициане (96 г.), в эпоху Антонинов (при всех представителях этой династии, от Траяна до Коммода) и при Северах (первая треть III в.). В 250 г., когда император Гай Деций потребовал от населения империи поголовной присяги на верность (что означало всеобщее жертвоприношение), христиане претерпели жестокие гонения1, обусловленные отказом участвовать в императорском культе, что расценивалось как свидетельство нелояльности. Гонения приняли всеобщий характер и распространились по всей империи (прекратились к началу 251 г.). После гибели Деция на войне с готами, когда население Римской империи поразила эпидемия чумы, преследования христиан возобновились (конец 251 г.).

Новую волну репрессий в 257 г. обрушил на христиан император Валериан. Тогда под удар попало главным образом высшее духовенство: за отказ от совершения жертвоприношения римским богам полагалась ссылка. Кроме того, под угрозой смертной казни христианам было запрещено совершать богослужения. В 258 г. начались казни и конфискации. Многие клирики и члены общин были казнены (в том числе целый ряд епископов, включая римского Сикста II[9] и карфагенского Киприана), церковное имущество конфисковано. В 260 г. Валериан попал в плен к персам, и всякие преследования христиан прекратились более чем на 40 лет. Гонения не ослабили Церковь, а, напротив, укрепили. Со второй половины III в. оформляется культ мучеников, который, безусловно, много способствовал обращению неофитов. Недаром Тертуллиан с торжеством заявлял язычникам: «Чем больше вы нас косите, тем шире мы распространяемся. Кровь мучеников — посев новых христиан». К началу IV в. христианство получило в империи необычайно широкое распространение среди всех социальных групп, классов и сословий.

Вопросы и задания

  • 1. Расскажите о зарождении христианства.
  • 2. Почему ранних христиан называют иудеохристианами?
  • 3. Прочитайте фрагмент XV книги «Анналов» Корнелия Тацита. Почему римским властям удалось с такой легкостью убедить жителей Рима в том, что именно христиане виновны в страшном пожаре, истребившем большую часть Вечного города?

«Эти меры были подсказаны человеческим разумом. Затем стали думать о том, как умилостивить богов, и обратились к Сивиллиным книгам, на основании которых были совершены молебствия Вулкану и Церере с Прозерпиною, а матроны принесли жертвы Юноне, сначала на Капитолии, потом у ближайшего моря, и зачерпнутой в нем водой окропили храм и изваяние этой богини; замужние женщины торжественно справили селлистернии и ночные богослужения. Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил.

при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона"1.

  • 4. Опишите структуру раннехристианской Церкви. За счет чего, по вашему мнению, Церковь смогла не только выстоять в период гонений, но и в итоге еще более укрепиться и расширить свое влияние?
  • 5. Почему римские власти в I—III вв. с недоверием относились к христианам?
  • 6. В чем причина широкого распространения христианства по всей Римской империи к началу IV в.
  • 1
  • [1] Об этом повествует в своих трудах Иосиф Флавий — иудей-ренегат, ставший римскимгражданином и клиентом семейства Флавиев.
  • [2] Исчезли после разрушения римлянами Иерусалима и Храма в 70 г.
  • [3] Но словам того же Иосифа Флавия, «фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество законоположений, которые не входят в состав Моисеева законодательства. Саддукеи совершенно отвергают все эти наслоения, требуя обязательности лишьодного писаного закона и отнимая всякое значение у устного предания. Благодаря этомучасто возникало множество споров и разногласий между фарисеями и саддукеями».
  • [4] Был казней в Риме около 67 г. в период организованных Нероном гонений на христиан.
  • [5] Овца на плечах Христа символизирует христианина, находящегося в надежных рукахГоспода.
  • [6] Слово «ересь» в переводе с греческого имеет целый ряд значений: выбор, направление, школа, учение и, наконец, разномыслие. Для иудеев, например, учение ранних христианбыло «назорейской ересью».
  • [7] Апокриф в переводе с греческого означает «скрытый, сокровенный, тайный». Так называют произведения, не вошедшие в состав канонических книг Священного Писания, утвержденных церковными соборами. В IV в. (точная датировка отсутствует) на Лаодикийскомсоборе новозаветный канон был утвержден в составе 26 книг (без «Апокалипсиса» ИоаннаБогослова, который традиционно считался на Востоке слишком мистической книгой). Окончательно перечень канонических книг был зафиксирован вторым правилом Трулльскогособора в Константинополе (692 г.).
  • [8] Из 40 написанных им трактатов до наших дней дошел 31.
  • [9] Еще в 249 г. Деций распорядился арестовать и казнить многих видных епископов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой