Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ассортимент товаров: виды, свойства, показатели, управление ассортиментом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Например, анализируя структуру ассортимента одежды, важно определить долевое соотношение изделий по сезонному назначению (функциональная, групповая структура ассортимента), природе исходного материала (морфологическая структура ассортимента). Затем устанавливается внутривидовая структура по размерам, ростам, сложности фасонов и т. д. Определение полноты ассортимента основано на подсчете общего… Читать ещё >

Ассортимент товаров: виды, свойства, показатели, управление ассортиментом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ассортимент товаров: основные понятия, виды и показатели

Ассортимент товаров — это набор товаров, объединенных по какому-либо одному признаку или их совокупности.

Ассортимент товаров делится на промышленный и торговый.

Промышленный ассортимент товаров вырабатывается отдельной отраслью или отдельным промышленным предприятием. Промышленный ассортимент реализуется производственными предприятиями и является основой формирования торгового ассортимента отдельных оптовых и розничных торговых предприятий.

В маркетинге производственный ассортимент принято называть товарной линией предприятия. В данном случае маркетологи имеют в виду совокупность товаров, объединенных изготовителем по какому-либо признаку — одно назначение, одинаковый уровень цеп и т. п. Поэтому использовать это понятие не совсем правильно.

Торговый ассортимент товаров — это ассортимент, представленный в оптовых и розничных торговых предприятиях. Он формируется из товаров, как правило, производственных предприятий разных отраслей на основе тенденций покупательского спроса.

В маркетинге применяют понятие потребительской товарной линии. Под этим термином маркетологи понимают всю совокупность товаров, предложенных на рынок разными производителями, удовлетворяющих одну и ту же потребность (или совокупность одинаковых потребностей) в различной степени и по разной цене.

Товароведам следует придерживаться стандартной терминологии, понятной и точной.

Ассортимент товаров народного потребления может быть:

  • — простым, т. е. представленным такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам;
  • — сложным — представленным видами, которые классифицируются более чем по трем признакам;
  • — укрупненным — когда товары объединены по общим признакам в определенные совокупности;
  • — развернутым — представленным разновидностями товаров.

Стремление предприятий к повышению конкурентоспособности является стимулом развития ассортимента товаров.

Спрос является гибким, изменчивым, эластичным явлением. Размер, структура, динамика, распределение спроса на товары по социальным группам потребителей зависят от комплекса социально-экономических, демографических, торгово-организационных, национальных и природно-климатических факторов, а также случайных, конъюнктурных воздействий. Потому предприятия постоянно обновляют и расширяют свой ассортимент, приспосабливая его к растущим запросам потребителей.

По степени новизны в ассортименте товары можно разделить на следующие группы:

  • — принципиально новые товары, не имеющие аналогов на рынке, созданные в результате принципиально новых открытий и изобретений с использованием достижений научно-технического прогресса. Эти товары удовлетворяют качественно новую потребность или поднимают старую на новую качественную ступень;
  • — усовершенствованные товары, имеющие качественные отличия от аналогов, представленных на рынке. Они обладают более широким спектром и высоким уровнем потребительских свойств;
  • — модифицированные товары, представленные на рынке ранее, но подвергшиеся непринципиальному, часто эстетическому, усовершенствованию (иногда меняется только упаковка);
  • — товары рыночной новизны, новые только для данного рынка; старые товары, нашедшие новую сферу применения.

Процесс обновления товара называется модернизацией. Изменение свойств товара, придание ему новых называется модификацией. Если устаревший товар не снят с производства и продажи, то появление нового или модернизированного товара называется дифференцированием товара.

Большое число типов, видов и разновидностей товаров с конструктивными, качественными, стоимостными различиями позволяет удовлетворить запросы потребителей с разными предпочтениями и платежеспособностью.

Первоначально производственные предприятия разрабатывают стандартный товар, приемлемый для большинства рынков сбыта, затем создают модификации стандартного товара в соответствии со специфическими требованиями отдельных сегментов рынка (групп потребителей).

Рассмотрим производственный ассортимент легковых автомобилей, выпускаемых отечественными и иностранными изготовителями (табл 6.1).

Таблица 6.1

Производственный ассортимент легковых автомобилей отечественного и зарубежного производства

Классы

автомобилей

Марка автомобиля

АвтоВАЗ

ГАЗ

УАЗ

Hyundai

Toyota

Ford

А.

В.

С.

D.

Класс Е.

F.

SUV.

MPV.

Производственный ассортимент легковых автомобилей представлен машинами восьми классов. Иностранные изготовители выпускают, как правило, автомобили практически всех классов, нескольких модификаций (особенности двигателя, трансмиссии, интерьера и дизайна салона; наличие устройств, повышающих удобство управления, комфорт, а также устройств, обеспечивающих безопасность).

Российские изготовители выпускают автомобили двух классов, которые предназначены для наиболее многочисленной группы потребителей. Ассортимент не позволяет охватить все группы потребителей, он ограничен, соответственно, ограничен и спрос на отечественные автомобили: объемы их продаж как в количественном, так и в стоимостном выражении существенно ниже иностранных. Для увеличения объемов продаж необходимо увеличить количество моделей и модификаций отечественных легковых автомобилей.

Ассортиментная конкуренция производственных предприятий создает перенасыщение рынка однородными товарами (затоваривание), но позволяет торговым предприятиям выбирать оптимальные марки, модели, модификации товаров и наиболее выгодные условия закупки, формировать торговый ассортимент, максимально соответствующий покупательскому спросу. В основе формирования и оптимизации ассортимента лежит анализ его показателей.

Показатель ассортимента товаров — это количественная характеристика одного или нескольких свойств ассортимента.

Профессор И. М. Лифиц предлагает при проведении анализа ассортимента определять следующие показатели:

  • — широту ассортимента — численность набора товаров, выделенных по определенному группировочному признаку и представленных в виде классификационной группировки;
  • — полноту ассортимента — общую численность набора товаров;
  • — структуру ассортимента — соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе;
  • — устойчивость ассортимента — степень колебания численности набора товаров;
  • — обновляемость ассортимента — интенсивность пополнения набора новыми товарами и изъятия из него устаревших товаров.

При проведении анализа определяются абсолютные и относительные значения показателей. Абсолютный показатель определяется путем подсчета совокупностей товаров, он может быть фактическим и базовым (предпочтительным). Относительный показатель получают путем сравнения фактического и базового показателей, он используется для оценки ассортимента.

Определение абсолютного показателя широты ассортимента проводится подсчетом товаров в наборе, выделенном по определенному признаку. При определении относительного показателя широты в качестве базового показателя принимается количественный состав набора товаров, присутствующих на рынке, в каталоге, стандарте.

Определение широты ассортимента в магазинах может проводиться следующим образом.

Первоначально определяется фактическая широта ассортимента (Шф).

Пример. В магазинах «Спорт А» и «Спорт Б» реализуются городские дорожные велосипеды, особенности ассортимента отражены в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Торговый ассортимент велосипедов в магазинах спортивных товаров

Признаки.

Фактическая широта (Шф).

Коэффициент широты (Кш).

Половозрастное назначение велосипеда.

Производится отраслью.

Магазин А.

Магазин Б.

Магазин А.

Магазин Б.

Взрослый мужской.

0,7.

0,9.

Взрослый женский.

0,5.

0,7.

Подростковый для мальчиков.

0,6.

0,8.

Подростковый для девочек.

0,6.

0,8.

Детский для мальчиков.

0,5.

0,75.

Детский для девочек.

I.

0,25.

0,25.

Коэффициент широты ассортимента показывает, что широта ассортимента городских велосипедов в магазинах неоптимальна. Наиболее близок к оптимальному ассортимент городских велосипедов магазина «Спорт Б» .

Если признаки ассортимента равнозначны, групповой показатель широты определяется как среднее из значений единичных показателей.

Определение полноты ассортимента основано на подсчете общего числа разновидностей товара. Полнота ассортимента определяет возможность удовлетворения запросов покупателей при выборе товара из альтернативного набора и зависит от широты по каждому признаку и чиста признаков, по которым сформирован ассортимент.

Определение устойчивости ассортимента позволяет установить амплитуду колебаний широты и полноты ассортимента. Показатель характеризует качество обслуживания покупателей.

Исходными данными для расчета являются значения абсолютных показателей полноты и широты ассортимента. Колебания величины показателя могут характеризоваться коэффициентом вариации.

Определить коэффициент устойчивости ассортимента (Ky.) можно по формуле.

Ку= 1 — V, (1).

где V — коэффициент вариации.

Рассмотрим пример расчета показателя.

В табл. 6.3 показано, как в двух магазинах в течение рабочего дня изменялось наличие продовольственных товаров (хлеба) в торговом зале.

Таблица 6.3

Наличие хлеба в торговом зале магазина

Магазины.

Утро.

День.

Вечер

А.

Б.

Коэффициент вариации полноты ассортимента V в магазине, А равен 0,6, а Ку = 1,00 — 0,6 = 0,4. Для магазина Б соответствующее значение V = 0,29, а Ку = 1,0 — 0,29 = 0,71. Следовательно, устойчивость ассортимента в магазине Б существенно выше.

Устойчивость может характеризоваться стабильностью предложения товара. Расчет производится по формуле:

Ассортимент товаров: виды, свойства, показатели, управление ассортиментом. (2).

где t — число дней, в течение которых данный вид (разновидность) товара находится в продаже; Т — количество рабочих дней в месяце, квартале.

При исследовании ассортимента товаров, имеющих короткий жизненный цикл (бытовая радиоэлектронная аппаратура, компьютерная техника, парфюмерные товары, одежда, обувь), необходимо оценивать обновление ассортимента.

Таблица 6.4

Показатели устойчивости ассортимента магазина

Наименование товара

Количество рабочих дней в месяце, Г

Число дней, в течение которых данный вид (разновидность) товара находится в продаже, t

Коэффициент устойчивости ассортимента Ку.

Хлеб «Дарницкий» .

0,97.

Хлеб «Столичный» .

Хлеб «Нарезной» .

Хлеб «Подольский» .

0,64.

Хлеб «Формовой» .

0,81.

Хлеб «С отрубями» .

0,81.

Ку = 0,87.

Базовый темп обновления рассчитывается по формуле.

Ассортимент товаров: виды, свойства, показатели, управление ассортиментом. (3).

где т — срок морального старения товара.

Фактический темп обновления (Qф) рассчитывается как удельный вес новых модификаций товаров в ассортименте товаров, поступивших в продажу:

Ассортимент товаров: виды, свойства, показатели, управление ассортиментом. (4).

No — количество новых образцов товара, шт.; N — общее количество образцов товара.

Относительный показатель обновления (Ko рассчитывается по формуле.

Ассортимент товаров: виды, свойства, показатели, управление ассортиментом. (5).

В салоне связи реализуется 50 моделей сотовых телефонов (N = 50), срок морального старения модели телефона составляет, по данным экспертов, 1 год (т = 1). В течение года заменили 15 моделей телефонов на новые (No = 15). Расчет:

Ассортимент товаров: виды, свойства, показатели, управление ассортиментом.

При исследовании рынка и ассортимента товаров наиболее информативные сведения дает анализ структуры ассортимента, объемов продаж товаров реализованных за соответствующие периоды времени.

Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте (табл. 6.5).

Таблица 6.5

Структура торгового ассортимента транспортных средств магазина спортивных товаров

Наименование группы, подгруппы.

Широта ассортимента.

Фактическая структура ассортимента, Фс, %

Самокаты.

10,9.

Велосипеды.

43,5.

Велосипеды с электроприводами.

6,5.

Мопеды.

21,7.

Мотоциклы.

17,4.

Шф =46.

В товароведении и практическом маркетинге при анализе структуры ассортимента используется понятие «ассортиментная группа» — совокупность товаров, объединенных признаками идентичности принципов функционирования (например, ассортимент телевизоров) или общности продажи одним и тем же категориям потребителей (детская одежда), или продажей через одну и ту же группу торговых предприятий (аптечные товары), или торговлей в определенном диапазоне товаров (ассортимент дешевых товаров).

Сравнительный анализ проводится по каждой выделенной (ассортиментной) группе. В рамках сравнения устанавливается коэффициент, характеризующий соответствие оцениваемого ассортимента базовому.

Наиболее важным элементом анализа является правильное определение признаков группы товаров. Как правило, эго назначение, природа (вид) исходного материала, градации качества и цен, виды изделий, их параметры (размеры, роста и т. д.), т. е. признаки, определяющие возможность и полноту удовлетворения потребностей.

Например, анализируя структуру ассортимента одежды, важно определить долевое соотношение изделий по сезонному назначению (функциональная, групповая структура ассортимента), природе исходного материала (морфологическая структура ассортимента). Затем устанавливается внутривидовая структура по размерам, ростам, сложности фасонов и т. д.

Удельный вес товаров определяется в количественном и стоимостном выражении.

Анализ структуры ассортимента обеспечивает возможность формирования рационального ассортимента, т. е. такого, который удовлетворяет покупательский спрос и обеспечивает наибольшую прибыль предприятию.

В рамках анализа структура ассортимента предприятия может сравниваться с базовой структурой, способной отражать структуру запросов потребителей, структуру ассортимента магазинов-конкурентов, структуру, рекомендованную научно-исследовательскими организациями (табл. 6.6).

Таблица 6.6

Оценка соответствия структуры ассортимента потребительским предпочтениям

Полнота обуви.

Фактическая структура ассортимента (Сф, %)

Предпочтительная структура ассортимента (С, %).

Степень соответствия фактической структуры предпочтительной (Сф/Сп или Сп/ Сф).

1−3.

Кс = 1/3 = 0,33.

4−5.

Кс = 4/12 = 0,33.

6−7.

Кс = 56/90 = 0,62.

8−9.

Кс = 4/25 = 0,25.

10−11.

Кс = ¼ = 0,25.

Кср = 0,34.

По результатам анализа ассортимента составляются план мероприятий и рекомендации по его формированию и оптимизации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой