Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философия техники. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоторые философы связывают с техническим развитием кризис культуры и цивилизации. Например, М. Хайдеггер пишет, что современная техника поставила себе на службу самого человека, превратила его в функциональный элемент техники. Эту же мысль развивает К. Ясперс, который отмечал, что человек становится одним из видов сырья и не может освободиться от власти созданной им же техники. В конечном итоге… Читать ещё >

Философия техники. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Техника и технологии XXI в. являются поистине всемогущим фактором развития цивилизации и НТП. Технические устройства, в первую очередь электронные носители хранения, передачи и обработки информации, проявили себя фундаментальным качеством современного общества, изменили не только образ культуры, но и характер социальных связей.

Изменения структуры социальных связей и в первую очередь неизмеримо возросшее влияние на них информационных технологий влекут за собой трансформацию традиционных систем повседневности.

Самой характерной чертой XXI в. является все расширяющееся внедрение техники в разных сферах социальной жизни. Техника применяется в области управления, она влияет на выбор тех или иных путей общественного развития. Эта новая функция техники может превратить ее в социальную силу, которая, в свою очередь, усилит мировоззренческую функцию техники и повысит ее роль как непосредственной производительной силы.

Раскрыть суть философии техники невозможно без определения самой техники.

Существует множество определений понятия «техники», однако изменчивость и быстрое развитие этого явления заставляет исследователей пересмотреть ранее предложенные формулировки.

В классических определениях техники она понимается как продолжения человеческих органов (Капп, 1877), как «реализация и материализация идей» (Десауэр, 1956) или как продуктивная самореализация посредством изменения природы и вторжения в нее (Маркс).

Технику современные исследователи определяют также:

  • — как совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества;
  • — способ существования отрефлексированных искусственных систем;
  • — особую динамичную среду, состоящую из артефактов, созданных человеком для преодоления собственной биологической недостаточности и для господства над естественной и над общественной сферой человеческого бытия, а также над его собственной деятельностью.

В этих определениях подчеркивается множество особенностей техники и ее аспектов, но они лишь вместе взятые могут охарактеризовать, охватить сложный феномен современного технического развития.

Как считает X. Ленк, технику или технологию, даже сущность техники нельзя охарактеризовать одной чертой, лишь плюралистическая теория техники может охватить все ее основные характеристики. Это означает, что философия техники должна быть плюралистической дисциплиной.

Возникшее в античной философии понятие «технэ» означало всякое искусство изготовления вещей, начиная от скульптур и картин, заканчивая техническими изделиями, и военными машинами. В Новое время Бэкон тоже затрагивал вопрос об изготовлении машин, технических изделий и подчеркивал их удобство и пользу. Однако это обсуждение не раскрывает сущность техники, так как она в обществе еще не воспринималась в качестве самостоятельной области знания. Таковою философия техники становится в XIX в.

Анализ культурно-исторических изменений в понимании феномена техники показывает, что, в архаической культуре орудия, простейшие механизмы и сооружения воспринимались в исходя из анимизма. Люди думали, что в орудиях присутствуют духи, которые либо помогают, либо препятствуют человеку. А в культуре Нового времени развитие техники привело к тому, что в технике видели действие законов природы. Понятая в качестве духа, техника трактуется по одной логике, имеет другую степень свободы; техника, понятая как проявление божественного творчества (в культуре Средневековья) — по другой логике, а понятая как процесс, сила природы — по третьей.

Важным методологическим вопросом философии техники является проблема ее редукции к таким реалиям, как деятельность, ценности, техническая рациональность, разные аспекты культуры. Во многих определениях техники, происходит ее «распредмечивание», технику подменяют формы деятельности человека, ценности, аспекты культуры, дух и т. д. Такая редукция необходима для познания и понимания сути техники, однако, возникает опасность утратить вовсе специфику техники как объекта изучения.

Техника сегодня стала предметом изучения не только технических, но и естественных, общественных дисциплин, в том числе и философии.

Разумеется, ремесленнику при решении практических задач не нужна философия техники, но подлинная творческая работа необходимо выводит на проблемы методологии и философии.

Философия техники — это область знания, изучающая тенденции и закономерности развития техники как культурного феномена, ее функционирования и генезиса, а также природу технической деятельности людей.

Философия техники исследует технику как цивилизационное явление в целом, место техники в социальном развитии и формирование технического сознания.

Философия техники представляет собой особое направление анализа, сочетающее классические элементы философско-методологического подхода с неклассическими. Единство этих элементов позволяет увидеть феномен техники объемным, многогранным, социально значимым для настоящего и будущего человечества.

К неотъемлемым составляющим технической среды относятся используемые в ней знания и техническое поведение людей. Сущность техники раскрывает ее природу, отношение техники к науке, искусству, практической деятельности людей, влияние на природу и дает возможность прогнозировать перспективы развития цивилизации.

Название «философия техники» указывает на философскую рефлексию техники — познавательную, онтологическую, ценностную, этическую, эстетическую, а также включает историческую, методологическую, футурологическую проекции.

Главная задача философии техники — исследование технического миропонимания. Для достижения этой задачи она выполняет следующие не менее важные задачи:

  • — осознание природы и сущности техники. Эта задача была продиктована кризисом современной «техногенной цивилизации» экологического, эсхатологического, антропологического и культурного характера. В этом глобальном кризисе техника является одним из факторов детерминации;
  • — вторая задача философии техники, носящая методологический характер, заключается в поиске в философии техники путей разрешения кризиса самой техники.

Некоторые философы связывают с техническим развитием кризис культуры и цивилизации. Например, М. Хайдеггер пишет, что современная техника поставила себе на службу самого человека, превратила его в функциональный элемент техники. Эту же мысль развивает К. Ясперс, который отмечал, что человек становится одним из видов сырья и не может освободиться от власти созданной им же техники. В конечном итоге человек и природа, ставшие материалом бездушной машины деградируют и разрушаются. А Мэмфорд причиной кризиса называет преувеличение значения «мегамашин» и призывает разрушить их.

Некоторые философы верят в то, что кризисы, порожденные техникой, можно решить с помощью более гуманной, совершенной техникой. Так, Дж. Мартин утверждает, что человечеству легче уничтожить саму планету, чем ликвидировать или исправлять нанесенный ей ущерб, и тем не менее считает, что хотя и данная проблема создана технологией, однако, единственное ее решение — не сдерживать, а всячески развивать ее. Отказаьтся от технологии, считает он, значит обречь человечество на невиданные лишения. Необходимо развивать те технологии, которые находятся в единой гармонии с природой.

Скалимовски, критикует такой подход и убеждает, что техника для человека превратилась в физическую и ментальную опору в столь извращенной и всеобъемлющей степени, что человек осознавая, как она опустошает окружающую среду, думает о какой-то другой технике, которая может исправить все это.

Таким образом, одни философы ратуют о необходимости гуманизации техники, а другие уверены, что гуманизация современной техногенной цивилизации, внедрение в нее человеческих ценностей, невозможны, поскольку система способна проявить по отношению к таким косметическим операциям высокую стойкость. Обе точки зрения достаточно убедительно аргументированы.

Если философия техники все же решает указанные выше задачи, то ее статус — это скорее философия, дополненная методологией и междисциплинарными исследованиями. В таком случае философия техники является полноценной неклассической философской дисциплиной. Поэтому, по мнению В. Г. Горохова и В. М. Розина, в философию техники следует включать прикладные задачи и проблемы, такие как определение основ научно-технической политики, разработка методологии научно-технических и гуманитарно-технических экспертиз, методология научно-технического прогнозирования, проектирования и др.

Философское осмысление феномена техники может раскрыть роль техники в истории цивилизации, выявить основные тенденций и закономерности развития техники.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой