Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль учительства в распространении инноваций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В естественных условиях понадобилось 10 лет наблюдений за популяцией шимпанзе, известной своей «культурной традицией» разбивания орехов с помощью каменных «молота и наковальни» (подробно см. главу 7) для того, чтобы уловить два случая учительства (Boesch, 1991). Вторая форма взаимодействия — помощь — заключалась в том, что мать передавала детенышу или молот (287 случаев), или расколотый орех (316… Читать ещё >

Роль учительства в распространении инноваций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Родные с плачем, воем и причитаниями отправляли своих птенцов в науку; птенцы с глубокой ненавистью и отвращением к месту образования возвращались домой.

Н.Г. Помяловский. Очерки бурсы Самый впечатляющий из тех единичных для этологической литературы случаев, когда животные активно обучали новым формам поведения молодых, относится к максимально искусственной ситуации. Это, однако, не уменьшает его ценности для понимания потенциальных способностей животных, по крайней мере, у представителей наиболее близкого человеку вида. Речь идет о знаменитой «говорящей» шимпанзе Уошо, которая активно обучала «словам» своего приемного сына Лулиса. Шимпанзе обучают языку жестов путем сочетания двух приемов: «постановки» рук животного в надлежащее положение и демонстрации ему исполнения различных жестов. Исследователям удалось трижды наблюдать, как Уошо обучала Лулиса трем разным словам («пища», «жвачка», «стул»), из которых первые два вошли в его постоянный словарь (подробно см. главу 5).

В естественных условиях понадобилось 10 лет наблюдений за популяцией шимпанзе, известной своей «культурной традицией» разбивания орехов с помощью каменных «молота и наковальни» (подробно см. главу 7) для того, чтобы уловить два случая учительства (Boesch, 1991).

При взаимодействии матерей и детенышей были выделены три способа передачи навыка. Первый из них — стимулирование — наблюдали в 387 случаях. Матери оставляли «молот» на наковальне вместе с ядрами ореха в тех случаях, когда детеныш приближался к наковальне. Примечательно, что такое поведение необычно для шимпанзе: как правило, они не рискуют оставлять свое орудие, которое могут в этом случае утащить сородичи. Обезьяны также никогда не оставляют орехи, если рядом нет детеныша, а съедают их сами. Интересно также отметить, что подобное поведение проявляется у матерей тогда, когда их дети достигают трех лет, т. е. возраста, когда они начинают интересоваться орехами. Примерно в половине случаев дети использовали предоставленные им инструменты по назначению.

Вторая форма взаимодействия — помощь — заключалась в том, что мать передавала детенышу или молот (287 случаев), или расколотый орех (316 случаев). В одной из наблюдаемых ситуаций мать пожертвовала сыну четыре расколотых ореха подряд.

Наконец, активное инструктирование наблюдалось лишь дважды. В первой ситуации шестилетний «мальчик» забирал у матери почти все орехи и отнимал у нее молот. Видимо, решив поскорее приучить его к самостоятельности, мать, наблюдая за его действиями, забирала у него молот, чистила его, и помешала орех на наковальне в более подходящую позицию, чем это делал сын, после чего возвращала ему орудие и следила, как сын добывает ядро и ест его. Во второй ситуации другая мать точно таким же образом помогала правильно сориентировать орех на наковальне своей пятилетней дочери.

В полевых экспериментах активное инструктирование было отмечено у кустарниковых соек: взрослые птицы отчетливо изменяли свое поведение, «указывая» молодым новый источник пищи (Midford et al., 2000).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой