Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психокоррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках наказания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологические основы диссертационного исследования. Общенаучными исследовательскими ориентирами стали идеи диалектической взаимосвязи теории и практики, принципы системного и программно-целевого подходов. Конкретно-научную методологию диссертационного исследования составили: гуманистическая парадигма развития личности (Д.Бьюдженталь, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл,) — концепции субъектной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования и психокоррекции агрессивного поведения осужденных мужского пола с длительными сроками лишения свободы
    • 1. 1. Анализ психологических подходов к изучению и снижению проявлений агрессивного поведения
    • 1. 2. Агрессивное поведение осужденных мужского пола и возможности его психокоррекции у лиц отбывающих длительные сроки наказания
    • 1. 3. Организация и методика экспериментального исследования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Психологическая характеристика агрессивного поведения осужденных мужского пола к длительным срокам наказания и пути его психокоррекции
    • 2. 1. Психологические особенности агрессивного поведения осужденных мужского пола к длительным срокам лишения свободы
    • 2. 2. Эксперимент по апробации технологии психокоррекции аг-, рессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы
    • 2. 3. Рекомендации для сотрудников психологической службы по психокоррекции агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы
  • Выводы по второй главе

Психокоррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках наказания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В последние годы в материалах уголовных дел все чаще встречаются формулировки, отмечающие характер совершенных преступлений «с особой жестокостью», «с причинением жертве особых страданий». Совершение тяжких, а так же рецидивных преступлений во многом ведет к увеличению численности осужденных с длительными сроками лишения свободы1. Как следствие, трансформируются и социально-психологические особенности среды исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России (далее — ФСИН России), где среди осужденных мужского пола все чаще отмечаются случаи агрессивного поведения.

Пенитенциарными психологами (К.Бартол, Р. Блэкборн, Е. Мегарджи, Х. Точ, И. П. Башкатов, Е. Н. Казакова, Т. В. Калашникова, В. Ф. Пирожков, Д. В. Сочивко, А. И. Ушатиков и др.) обоснована важность изучения закономерностей влияния различных' условий отбывания наказания на проявление осужденными конкретных видов агрессивного поведения. При этом руководством психологической службы, активно развиваемой в системе ФСИН России, сформирован заказ на научное обоснование классификации осужденных, склонных к агрессивному поведению, а также применению к ним психотехнологий коррекционной работы.2.

Вместе с тем, анализ пенитенциарной практики и научных исследований, посвященных изучению особенностей личности осужденных мужского пола с длительными сроками наказания в виде лишения свободы и специфики их агрессивного поведения, свидетельствует об отсутствии на сегодняшний день.

1 Сведения о преступлениях в уголовно-исполнительной системе: Информационно-аналитический сборник. — М.: Главный информационный центр ФГУ НИИИиПТ ФСИН России, 2007.

2 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161 — ФЗ (в ред. От 11.03.2004) «О приведении Уголовно-процессуального кодекса РФ и других законодательных актов в соответствии с Федеральным законом „О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ“» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 12 ч. 6.1. комплексного подхода к организации и проведению с осужденными данной категории профилактической и психокоррекционной работы на конкретных этапах отбытия наказания1. В этой связи исследование психологических закономерностей агрессивных проявлений у осужденных с длительными сроками лишения свободы даст возможность выявить роль их личностных особенностей и иных факторов, в детерминировании агрессивного поведения при отбытии наказания. Создание с их учетом научно обоснованных теоретико-методологической модели, программ и экспериментально апробированного методического инструментария для осуществления психокоррекции агрессивного поведения позволит снизить уровень конфликтности и насилия в местах лишения свободы, а также будет способствовать повышению эффективности процесса исправления.

Степень научной разработанности темы исследования. Значительная часть теоретических работ зарубежных ученых посвящена рассмотрению сути и детерминант агрессивного поведения человека, но преимущественно в них отдается описанию его видов с биологических, социальных или психологических позиций, что критично отмечается в мета-анализах публикаций (Р.Бэрон, Д. Ричардсон, 1998; Б. Крейхи, 2000; Р. Блэкборн, 2000). Следует отметить, что особенности агрессивного поведения в среде заключенных, его причины, генезис и последствия давно стали предметом рассмотрения со стороны зарубежных ученых (В. Франки, Б. Беттельхайм, Ф. Зимбардо и др.). При этом особое внимание уделялось эмпирическому обоснованию выделения среди лиц, лишенных свободы, групп риска по пенитенциарной агрессии, а также возможности применения к ним мер психопрофилактики и психокоррекцион-ного воздействия в период отбывания наказания (Miller, 1954; Persons, 1967;

1 Дебольский, М.Г., Кокурин, А. В. Современное состояние и основные направления совершенствования психокоррекционной работы с осужденными, // Психокоррекционные технологии в работе пенитенциарных психологов: Сб. материалов психологов уголовно-исполнительной системы. — Ч. 1. — М.: ОПС ГУИН Минюста России, НИИ УИС, МПЛ ГУИН Минюста России по Приморскому краю, 2005. — С. 5−24.

Glasser, 1975; Hobbs и Ross, 1976; Holder, 1978; Brodsky, Lewis, 1983; Bedford, 1985; Milan, Evans, Sechrest, 1987; Rice, 1990 и др.).

В отечественной науке проблематика криминальной агрессии разрабатывалась представителями различных областей научного знания (Ю.М.Антонян, И. П. Баппсатов, Я. И. Гилинский, А. Ф. Зелинский А.Р.Ратинов, А. А. Реан, Л. М. Семенюк и др.). Выявлению детерминант и психологических механизмов агрессивного поведения различных категорий преступников посвящены исследования Э. П. Булатчика, М. И. Еникеева, С. Н. Ениколопова, А. Ф. Зелинского, И. А. Кудрявцева, О. Ю. Михайловой, Н. А. Ратиновой, О. Д. Ситковской, и др. Причины агрессивных проявлений у несовершеннолетних раскрыты в работах С. А. Беличевой, Е. В. Змановской, К. Е. Игошева, В. Ф. Пирожкова, О. Ф. Семеновой.

В последнее десятилетие особенности агрессивного поведения лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях разных видов, стали предметом изучения в целом ряде диссертационных исследований (Е.Н.Казакова, 1997; В. И. Силенков, 1999; А. М. Сысоев, 2002; А. Б. Петрова, 2003; Д. И. Пономарева, 2004).

Пенитенциарными психологами и педагогами обоснован целый ряд концептуальных моделей, а также психокоррекционных технологий исправительного воздействия на различные категории осужденных — в т. ч. на основе индивидуального психологического консультирования (В.М.Поздняков, В. Б. Шевелев, 1994) — эмоционально-волевого (А.И.Ушатиков, В. М. Поздняков, О. И. Шеламов, 1995) и социально-психологического тренингов (М.Г.Дебольский, 1996) — медитативных техник (В.И.Серов, 1996) — специальной исправительной психологической коррекции (А.Н.Пастушеня, 1992, В. Г. Стуканов, 1999) — мер реадаптации и ресоциализации (А.В.Пищелко, Д. В. Сочивко, 2004) — когнитивно-поведенческой коррекции (С.Д.Хачатурян, 2003). В учреждениях ФСИН России определенное распространение получили методики психокоррекции агрессивных проявлений у осужденных на основе педагогического аутотренинга (А.С.Новоселова, 1988), а также тренинга ассертивного поведения (Е.Н.Казакова, 1997), тренинга развития социальных умений (сотрудники Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Саратовской области), методики, основанные на использовании психотехник рационально-эмотивной терапии (сотрудники Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Приморскому краю).

Вместе с тем, недостаточная изученность закономерностей агрессивного поведения у осужденных мужского пола при длительных сроках наказания и востребованность эффективного инструментария для его психологической коррекции обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования является агрессивное поведение осужденных мужского пола, отбывающих длительные сроки наказания в исправительных учреждениях ФСИН России, и пути его коррекции.

Предмет исследования — психокоррекция агрессивного поведения у осужденных мужского пола с длительными сроками наказания с учетом их личности, субкультурального статуса в местах лишения свободы и особенностей периода нахождения в исправительном учреждении.

Целью исследования является выявление психологических особенностей агрессивного поведения осужденных на различных этапах отбывания наказания, научное обоснование концептуальной модели, разработка и экспериментальная апробация инструментария для осуществления его психологической коррекции, а также разработка рекомендаций сотрудникам психологической службы ФСИН России по совершенствованию исправительного воздействия на осужденных с длительными сроками отбывания наказания, склонных к агрессивному поведению.

Гипотеза исследования состоит в том, что при длительных сроках отбывания наказания агрессивное поведение у осужденных опосредовано влиянием как особенностей личности, так и внешними детерминантами, играющими специфичную роль на различных этапах отбывания наказания, а поэтому эмлирическое выявление причин, содержания и генезиса агрессивных проявлений у осужденных, а также экспериментальная апробация технологии психологической коррекции и ее внедрение в практику психологической службы УИС ФСИН России будут способствовать снижению агрессивных проявлений у лиц, отбывающих длительные сроки наказания, и формированию у них совпадающего поведения в проблемных ситуациях, возникающих в местах лишения свободы.

С учетом объекта, предмета, цели и гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

1) выявить основные зарубежные и отечественные теоретические подходы к изучению содержания и генезиса агрессивного поведения человека, в том числе — в условиях изоляции;

2) определить возможности и психотехнический инструментарий коррекции агрессивного поведения осужденных мужского пола с длительными сроками лишения свободы;

3) разработать комплексную программу изучения особенностей агрессивного поведения осужденных мужского пола с длительными сроками наказания и применения научно обоснованных психотехник коррекционного воздействия;

4) на основе анализа статистических зависимостей между эмпирическими показателями по конкретным видам агрессивного поведения осужденных с длительными сроками наказания систематизировать факторы, влияющие на актуализацию агрессии в условиях лишения свободы, и разработать классификацию осужденных, склонных к агрессивному поведению;

5) экспериментально апробировать программу психокоррекционной работы с осужденными мужского пола с длительными сроками наказания;

6) разработать рекомендации сотрудникам психологических служб ФСИН России по организации и проведению психологической коррекции агрессивного поведения осужденных мужского пола с длительными сроками лишения свободы на различных этапах отбывания наказания с целью повышения профессиональной компетентности в области организации психокор-рекционной работы в условиях УИС.

Методологические основы диссертационного исследования. Общенаучными исследовательскими ориентирами стали идеи диалектической взаимосвязи теории и практики, принципы системного и программно-целевого подходов. Конкретно-научную методологию диссертационного исследования составили: гуманистическая парадигма развития личности (Д.Бьюдженталь, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл,) — концепции субъектной активности личности (К.А. Альбуханова-Славская, А. В. Брушлинский, В.А.Петровский) и психологии субъекта преступления (А.В.Алексеева, О. Ю. Михайлова, А. М. Пастушеня, Е.Г. Самовичев) — методологические принципы юридической психологии, обоснованные в работах А. Р. Ратинова, А. М. Столяренко, А. И. Ушатикова, В. М. Позднякова, Д. В. Сочивко, принципы психокоррекцион-ной работы, рассмотренные Л. С. Выготским, И. В. Дубровиной, Д. Б. Элькониным, а также пенитенциарные психокоррекционные модели, предложенные М. Г. Дебольским, Т. В. Калашниковой, Е. Н. Казаковой, Э. Маджаровым, А. С. Новоселовой, В. И. Серовым, В. Г. Стукановым.

Организация и методика диссертационного исследования. Исследование проводилось в четыре основных этапа: 1) информационно-аналитический- 2) эмпирический- 3) экспериментальный- 4) обобщающе-внедренческий.

Для разработки программы диссертационного исследования были проведены анализ литературы по проблемам агрессивного поведения и поиска путей его психокоррекции, а также изучение нормативно-правовой базы, ведомственных методических и статистических материалов, личных дел осужденных мужского пола, отбывающих длительные сроки наказания.

В рамках эмпирического этапа исследования было обследовано 182 осужденных мужского пола с длительными сроками лишения свободы и опрошено 48 экспертов — сотрудников различных отделов и служб исправительных учреждений ФСИН России. Для выявления особенностей агрессивного поведения осужденных мужского пола с длительными сроками лишения свободы были применены следующие методы: анкетирование осужденныхпроективные методики — «Hand-тест» (Э.Вагнера), «Несуществующее животное», «Тест рисуночной фрустрации» (С.Розенцвейга) — опросники — «Шкала реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергера в модификации Ю.Л.Ханина), «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В.В.Бойко), «Диагностика коммуникативной толерантности» (В.В.Бойко) и «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С.Нормана, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса и М. И. Паркера в адаптации Т.А.Крюковой).

В эксперименте участвовало 48 осужденных, психодиагностические замеры и наблюдение осуществлялись в экспериментальной и контрольной группах (по 24 человека) до применения психологического воздействия, после и с отсроченным интервалом в четыре месяца. Объективные показатели снижения уровня агрессивности оценивались на основании дисциплинарных данных исправительных колоний, а также экспертных оценок сотрудников исправительных учреждений, непосредственно работающих с осужденными. Следует отметить что, особенности агрессивных проявлений осужденных до и после проведения коррекционных мероприятий выявлялись с помощью карт экспертной оценки поведения осужденного, заполняемых сотрудниками учреждения, а также листов-самоотчетов осужденных.

С учетом результатов эмпирико-экспериментального исследования, а также данных дисциплинарной практики учреждений ФСИН России и материалов фокус-группы с участием сотрудников-психологов разработаны рекомендации по реализации психокоррекционных программ и профилактике агрессивных проявлений у осужденных мужского пола на различных этапах отбывания наказания.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в выявлении сущности, детерминант и механизмов агрессивных проявлений у осужденных мужского пола на конкретных этапах отбывания наказания, а также в описании контрастных типов поведения осужденных с различными особенностями личности и пенитенциарным статусом, склонных к агрессивному поведению. Для выявления влияния личностных особенностей на проявление осужденными агрессивного поведения апробирован комплекс эффективных психодиагностических методов, позволяющих дифференцировать осужденных по группам пенитенциарного риска и применять к ним адекватное исправительное воздействие. Научно обоснована программа психокоррекции агрессивных проявлений у осужденных мужского пола с длительными сроками лишения свободы и в рамках эксперимента доказана эффективность применения модели постдиагностического тренинга-коррекции для конкретных типов агрессивного поведения осужденных на различных этапах отбывания наказания в виде лишения свободы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Взаимосвязь уровня проявления агрессивного поведения у осужденных мужского пола с длительными сроками лишения свободы и временем отбывания наказания не носит линейный характер: рост различных видов агрессивных проявлений наблюдается на начальном и конечном этапах нахождения в исправительных колониях. В начальный период отбытия наказания у осужденных агрессия преимущественно выражает их стратегию поисковой активности в учреждении, прежде всего, связанную с занятием более высокого положения в среде лиц, отбывающих наказание, а на заключительном этапе нахождения в пенитенциарном учреждении предопределяется состоянием неопределенности, обусловленным предстоящим выходом на свободу. Данные периоды можно рассматривать как нахождение осужденных в специфичных эксвизитных ситуациях, где поведение опосредовано как внешними условиями, так и особенностями адаптационного потенциала личности.

2. При отбывании длительного срока наказания у осужденных происходит изменение ценностей (причем в большей мере — инструментальных), что предопределено влиянием атрибутов криминальной субкультуры. В итоге ориентация на пенитенциарный статус и стремление соответствовать его ролевым требованиям влияет на выбор формы агрессивного поведения: актуализируются в начальный и основной периоды отбывания наказания приемлемые в среде осужденных образцы субкультурного поведения, соответствующие статусу, а особенностью агрессивного поведения осужденных перед освобождением является доминирующее влияние психологических защит с реализацией неконструктивных стратегий совладающего поведения.

3. Для повышения эффективности психокоррекции агрессивных проявлений у осужденных мужского пола с длительными сроками наказания, построенной на основе модели постдиагностического тренинга-коррекции, необходимо учитывать как психологические особенности личности осужденного и его пенитенциарный статус, так и специфику этапа отбывания наказания с целью обеспечения интегративного применения адекватных психотехник воздействия.

4. В разработанных диссертантом рекомендациях сотрудникам-психологам ФСИН России раскрыты сущность мероприятий организационно-режимного и исправительного характера, а также методические особенности реализации программ психокоррекции агрессивного поведения осужденных с длительными сроками наказания, акцентировано, что основной целью психо-коррекционной работы с лицами со средним пенитенциарным статусом должно быть повышение их коммуникативной компетентности и толерантности в межличностных отношениях, целевая ориентация психокоррекции осужденных с высоким пенитенциарным статусом — развитие навыков саморегуляции и применения конструктивной стратегии совладающего поведения.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем: обоснована сущность и роль конкретных факторов, влияющих на агрессивное поведение осужденных мужского пола с длительными сроками наказания в эксвизитных ситуацияхопределены на основе данных, полученных по комплексу психодиагностических методик, критерии отнесения осужденных, склонных к агрессии (с учетом пенитенциарного статуса и использования доминирующих копинг-стратегий) к специфическим группам пенитенциарного рискаразработана модель и апробирована психотехнология коррекции агрессивных проявлений у осужденных, учитывающая их личностные и пенитенциарно-субкультурные характеристики. Подготовленные диссертантом пособие и рекомендации для сотрудников-психологов ФСИН России расширяют возможности психокоррекционной работы, направленной на снижение агрессивности у осужденных мужского пола с длительными сроками наказания, могут быть использованы в учебном процессе ведомственных вузов, а также в системе дополнительного профессионального образования пенитенциарных кадров.

Обоснованность и достоверность основных результатов, положений, выводов и рекомендаций исследования обеспечивались избранной методологией, использованием комплекса взаимодополняющих методов, репрезентативностью эмпирического материала, необходимого для качественного и количественного анализа, экспериментальной проверкой гипотезы исследования и апробированием технологии психокоррекции агрессивного поведения осужденных мужского пола с длительными сроками лишения свободы, применением методов математико-статистической обработки данных с использованием Т-критерия Вилкоксона, U-критерия Манна-Уитни, критерия — углового преобразования Фишера и корреляционного анализа (компьютерная программа SPSS, версия 11).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты и положения диссертационного исследования нашли отражение в 5 научных публикациях (общий объем 2,5 п.л.) и освещались на международных научно-практических конференциях и семинарах: «Уголовное наказание в России и за рубежом: теория и практика» (Вологда, 2004), «Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации» (Вологда, 2006), «Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: проблемы теории и практики» (Вологда, 2007), «Состояние и перспективы работы по реализации в учреждениях УФСИН России по Мурманской области программ по подготовке осужденных к освобождению» (Мурманск, 2007), «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоград, 2008), а также обсуждались на заседаниях кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России.

Материалы исследования внедрены в учебный процесс ведомственных вузов, а также в практическую деятельность подразделений управлений ФСИН России по Республикам Мордовия и Татарстан, Пермскому краю, Вологодской, Архангельской и Мурманской областям, о чем свидетельствуют акты о внедрении.

Выводы по второй главе.

1. Агрессивное поведение как проявление личностных агрессивных тенденций выполняет двоякие социальные функции. В одних случаях оно служит оправданным способом защиты индивидуальных и групповых интересов и ценностей, а в других — реализует деструктивные функции, являющиеся следствием социальной дезадаптации личности и направленные на достижение психологической разрядки и самоутверждения среди других осужденных. Сердцевиной деструктивной агрессии является несформированность самосознания осужденных, низкие коммуникативные способности и слабые навыки саморегуляции поведения.

2. Зависимость между уровнем выраженности у осужденных агрессивных проявлений и длительностью срока лишения свободы носит U-образный характер. На начальном и конечном периодах отбывания наказания уровень агрессивности выше, чем в середине срока, во многом, это обусловлено возникновением так называемых эксвизитных ситуаций, которые сопровождаются активизацией адаптационных ресурсов личности осужденного к длительным срокам отбывания наказания и повышение психического напряжения, который находит выход в деструктивных проявлениях, в том числе и — агрессивных.

3. Осужденные мужского пола с длительными сроками наказания с высоким пенитенциарным статусом и высоким уровнем дисциплинарного риска демонстрируют агрессивно-манипулятивный тип поведения, а осужденные со средним пенитенциарным статусом и высоким уровнем дисциплинарного риска — агрессивно-тревожный.

4. Повышение уровня коммуникативной компетентности у осужденных мужского пола с длительными сроками наказания и агрессивно-тревожным типом поведения, а также формирование навыков саморегуляции психических состояний и совпадающего просоциального копинг-поведения позволяют значительно снизить уровень проявления агрессивных тенденций.

5. Эффективность психологической коррекции агрессивного поведения осужденных с длительными сроками наказания обусловлена факторами, учитывающими специфику периода эксвизитной ситуации и позволяющими определить цель психокоррекционной работы. На начальном периоде, она будет направлена на развитие адаптивных форм поведения в условиях длительного лишения свободы, а на конечном этапе — на формирование жизненных умений, необходимых на свободе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При обобщении результатов диссертационного исследования, выявлены предложения по совершенствованию психокоррекции агрессивного поведения осужденных мужского пола к длительным срокам наказания в виде лишения свободы и намечены перспективы дальнейшего изучения проблематики психокоррекции данной категории лиц на различных этапах отбывания наказания.

Проведенное исследование позволяет сделать общие выводы:

1. Реформирование отечественной системы органов и учреждений, исполняющих уголовное наказание, базирующееся на принципах гуманизма и требующее повышения роли пенитенциарных психологов в реализации дифференцированного и индивидуального подхода в исправлении осужденных актуализирует исследование проблемы агрессивного поведения осужденных мужского пола с длительными сроками наказания и применение в работе с ними современных психокоррекционных технологий.

2. Анализ психологической литературы, нормативно-правовых актов, ведомственных методических и информационно-статистических документов, а также данных экспертного опроса по проблеме исследования позволили определить ориентиры в изучении индивидуально-психологических предпосылок агрессии лиц, отбывающих длительное лишение свободы, а также иных факторов, влияющих на рост их агрессивности на конкретных этапах отбывания наказания.

3. Изучение динамики агрессивного поведения показало, что зависимость выраженности агрессивности и длительности срока лишения свободы не носит линейный характер. Эксвизитные периоды, в которые осужденные наиболее массово проявляют агрессивные тенденции, наблюдаются на начальном и конечном этапах отбывания наказания, а в середине срока лишения свободы агрессивность имеет более низкие значения.

4. В эмпирическом исследовании выявлены особенности проявления агрессивных тенденций осужденных мужского пола с длительными сроками лишения свободы не только в зависимости от особенностей личности, но и от их статуса в криминальной субкультуре. У осужденных с высоким пенитенциарным статусом в значительной степени проявляется агрессия инструментального характера, а у осужденных со средним статусом ее источником являI ется высокая социальная дезадаптация личности. I.

5. Выявление эксвизитных периодов обусловило специфику проведения психокоррекционной работы, причем с использованием методического инструментария, позволяющего повысить адаптационный потенциал осужденного на различных этапах отбывания наказания. Анализ полученных данных позволил определить пути психокоррекционной работы: с осужденными, склонными к агрессивному поведению и имеющими высокий статус в криминальной среде, рекомендуется проводить мероприятия по формированию, прежде всего, навыков саморегуляции и совладающего поведенияс осужденными со средним статусом рекомендуется проводить тренинговую работу по повышению коммуникативной компетентности.

6. Результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности обоснованной в диссертационном исследовании модели и примененным технологиям психологической коррекции агрессивного поведения осужденных с длительными сроками наказания на различных этапах наказания и в зависимости от статуса осужденного в криминальной среде.

7. Разработанные для сотрудников психологической и других служб рекомендации по организации и совершенствованию психокоррекции агрессивного поведения учитывают особенности ее востребованности на различных этапах отбывания наказания и ориентируют на реализацию программно-целевого подхода к просоциальному развитию личности (прежде всего,учетом личностных особенностей и блокирования негативных влияний пенитенциарной среды).

На основании проведенного исследования сформулированы следующие предложения:

— полученные в диссертационном исследовании материалы использовать в учебном процессе в вузах ФСИН России (темы в учебной дисциплине «Пенитенциарная психология» и раздел в спецкурсе «Психологическая коррекция осужденных», в рамках комплексных учений, при целевой подготовке выпускников ведомственных вузов к учебной практике и стажировке), а также в системе дополнительного профессионального образования специалистов пенитенциарных учреждений;

— включить в программу служебной подготовки сотрудников психологической службы ФСИН России раздел, направленный на повышение профессиональной компетентности сотрудников в области психологических особенностей агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках наказания и освоение соответствующего инструментария для организации деятельности по психокоррекции;

— разработать методическое пособие «Психокоррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках наказания».

Результаты диссертационного исследования позволяют определить перспективные направления дальнейших научных исследований:

— изучение влияния атрибутов криминальной субкультуры на формирование группового агрессивного поведения в среде осужденных с длительными сроками наказания;

— выявление роли этнического фактора агрессивного поведения осужденных и отработка мер по его психологической коррекции, в том числе — построение эффективных технологий;

— разработка методов экспресс-диагностики агрессивности осужденных на различных этапах отбывания наказания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и нормативные акты.
  2. Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 года.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской федерации. Российская газета, 2007. от 9 июня № 123.
  4. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // С.З., 02.06.2003, № 22, Ст. 2063.
  5. Федеральный Закон от 13. 01. 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г.) «
  6. Приказ № 238 Министерства Юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы».
  7. Приказ № 14 Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2000 г «О совершенствовании структуры и деятельности психологической службы уголовно исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
  8. Приказ № 295 Министерства юстиции Российской Федерации от 18 октября 2000 г «О дополнительных мерах по укреплению структуры психологической службы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
  9. Приказ ГУИН МЮ РФ № 75 от 25.04.2004 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты и учете трудового стажа осужденных исправительного учреждения».
  10. Концепция развития социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях на период до 2010 года от 4 августа 2006 г.
  11. Концепция развития психологической службы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. — М., 2001.
  12. Концепция воспитания работников уголовно-исполнительной системы утв. 2005 г. ФСИН России.1. П Монографии и статьи.
  13. А.Г. Мультидисциплинарное исследование агрессивного и ауто-агрессивного типа личности // Комплексное исследование в социологии. Труды Московского НИИ психиатрии. М., 1982. — С. 11.
  14. А. Понять природу человека. — СПб., 1997. 256 с.
  15. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: 1995. — 296 с.
  16. JI.B. Психология субъекта и субъект преступления. — Тюмень: ТГУ, 2004.-235 с.
  17. Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. -М., 1998.-336 с.
  18. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272 с.
  19. В.Н. Содержание под стражей в СССР и России (порядок и условия).-М., 2000.-С. 185.
  20. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978. — 53 с.
  21. Ю.М. Насилие. Человек. Общество. М., 2001. — 144 с.
  22. Ю.М. Преступная жестокость. — М., 1994. 216 с.
  23. Ю. М. Психология убийства. М.: 1997. — 175 с.
  24. Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992. — 218 с. 27-Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). — М., 1975. — 189 с.
  25. Ю.М., Бойко И. Б., Верещагин В. А. Насилие среди осужденных. -М., 1994. 312 с.
  26. Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристъ, 1996. — 336 с.
  27. Р.А. Биографический тренинг при кризисах середины жизни // Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. — М.: Прогресс, 1993.-С. 140−151.
  28. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999.-512 с.
  29. Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001. -512 с.
  30. Ш. Тендерная психология. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2004. — 320 с.
  31. Р. Психология криминального поведения. — СПб., 2004. — С. 334.
  32. С. Н. О внутриличностных детерминантах криминальной агрессии // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Сб. научных трудов. М.: 1989. — С. 79.
  33. СМ., Ротенберг B.C. Мозг, обучение, здоровье. М.: Изд-во «МОКБ «МАРС»», 1999. — 200 с.
  34. В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других М.: 1996.-472 с.
  35. И.Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 27 — 30.
  36. M.JI. Современная этология и мифы о нарушенном балансе агрессии торможения у человека // Общественные науки и современность. 1999, № 4.-С. 128−134.
  37. Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  38. О.В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе / Психол. журнал, 1999, Т.20, № 4. С. 96 — 101.
  39. В.В. Мотивация преступного поведения психопатических личностей. -М., 1986,-113 с.
  40. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: ЛГУ, 1985.- 164 с.
  41. С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. -2001. № 1. — С. 13.
  42. С.Н. Психология агрессивного поведения подростков // Социальная адаптация подростков, преступивших закон: Сборник материалов. — М., 2003.-С. 42−52.
  43. С.Н. Враждебность в клинической и криминальной психологии // Национальный психологический журнал. 2007. — № 1. — С.33 — 39.
  44. Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений // Групповая психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990. — С. 89 -121.
  45. Е.Н. Психология агрессивного поведения женщин в условиях лишения свободы: Монография. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001. -135 с.
  46. Китаев-Смык, JI.А. Психология стресса. М.: «Наука», 1983. — 368 с.
  47. В. Г. Осужденные с психическими аномалиями, совершившие насилие против личности // Насильственные преступления: природа, расследование, предупреждение. Сборник научных трудов. М.: 1994. — С. 9−21.
  48. Кон И. С. Ребёнок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988. 221с.
  49. . Социальная психология агрессии. СПб.: Питер, 2003. — 336 с.
  50. С.В. Изучение преступного насилия: социально-психологические аспекты // Псих, журнал. 1988. № 2. — С. 34 — 42.
  51. Т.Н. Структурный анализ агрессивности // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологи. — СПб., 1995. С. 27 — 28.
  52. Р. Как справляться с гневом ребенка. — СПб., 1997. С. 73.
  53. А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия / А. Лазарус. -СПб.: Речь, 2001.-256 с.
  54. Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии, 1972, № 6. С. 168 — 172.
  55. Н.Д. Фрустрация как из видов психических состояний // Вопросы психологии, 1967, № 6. С. 118 — 129.
  56. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: 1970.-С.129.
  57. К. Агрессия (так называемое «зло»). М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.-272 с.
  58. С.Е., Суворов А. В. Тест рисуночных ассоциаций С.Розенцвейга: (руководство по использованию). СПб.: «ИМАТОН», — 1993. — 64 с.
  59. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998. — 496 с.
  60. С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: «Образование», 1997. — С. 6.
  61. , В.Л., Евдокимов, В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. — 260 с.
  62. А. Психология бытия. Киев, 1997. — С.202.
  63. А. Мотивация и личность. — СПб., 1999. 478 с.
  64. О.Ю. Криминальная сексуальная агрессия. Ростов-на Дону, 2000.- 150 с.
  65. О.Ю. Криминальная сексуальная агрессия. Ростов-на Дону, 2000.- 132 с. 81 .Мясищев В. Н. Психология отношений // Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: МОДЭК, 2003.-400 с.
  66. Основы психологической коррекции в ИТУ // Информационный бюллетень (ГУИН МВД России).-1996.-№ 30.-4.2.-С. 157.
  67. Г. Агрессия наших детей. М., 1997. — С. 11.
  68. А.Н. Криминогенная сущность личности преступника: методология познания и психологическая концепция. Мн.: Академия МВД, 1998. — 207 с.
  69. В.А. Активность субъекта в условиях риска М., 1977. — 165 с. 91 .Петровская JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.:МГУ, 1982. — 208 с.
  70. К.К. Система психологии и теория отражения. -М.: Наука, 1982. -309 с.
  71. , А. В. Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация: Монография. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 208 с.
  72. Э.Ф. Психологические детерминанты криминальной агрессии. // Уголовное право, 2002. № 1. — С.101 — 107.
  73. В.М. Просоциальное соучаствование осужденных в местах лишения свободы: история и перспективы совершенствования: Монография. -М., 2004. 143 с.
  74. В.М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в XX столетии (историко-сравнительный анализ): Монография. М., 2000. -149 с.
  75. В.М. Тенденции развития современной психологии и их влияние на психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел // Психология в управлении, политике и праве. М.: Академия управления МВД России, 2002. — С. 49 — 50.
  76. , В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность: Монография. М., 2000. — 149 с.
  77. В. П. Новые направления в изучении агрессивного поведения // Журн. высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1987. — Т. 37. Вып. 4. — С. 805 — 806.
  78. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод, пособ. / С. Н. Ениколопов, Л. В. Ерофеева, И. Совконя и др.- .Под ред. И. Совкони М.: Просвещение, 2002. — 158 с.
  79. А.О. Психология неравновесных состояний. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 152 с.
  80. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Ювен-та», институт тренинга, 1999. -174 с.
  81. Психология человеческой деструктивности: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок, -Минск: Харвест, 2003. 656 с.
  82. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной практической деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) — М.: Изд. Дом «Красная площадь», 1996. — 132 с.
  83. А.Р. Методологические вопросы психологического изучения личности преступника // Психологическое изучение личности преступника. М., 1976.-С. 76−85.
  84. А.Р. К ядру личности преступника // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1981. — С. 67 — 87.
  85. А. Р. Ефремова Г. Х. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. — 165 с.
  86. А.Р. Психологическое изучение личности преступника // Материалы к заседанию ученого совета Всесоюзного института прокуратуры СССР.М., 1981.-145 с.
  87. А.Р. Судебная психология для следователей. — М.: Высш. шк., 1967.- 163 с.
  88. А. Р., Ситковская О. Д. Насилие, агрессия, жестокость как объекты криминально-психологического исследования // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование: Сб. научных трудов. -М., 1989.-С. 4- 15.
  89. ПЗ.Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. — № 5. — С. 3 — 19.
  90. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика // Пер. с англ. Л. В. Трубицина, Э. Л. Дикий. Общ. ред. Л. А. Петровской. — 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
  91. Т.Г. Агрессия: Проблемы и поиски в западной философии и науке. Минск, 1991. — 133 с.
  92. Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии, № 5 6, 1992. — С. 35−40.
  93. Ф.С. Виды криминальной агрессии (по материалам судебно-психиатрической экспертизы) // Механизмы человеческой агрессии: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2000. — С. 145.
  94. В. И. Психология активности. Мн., 1996. — 280 с.
  95. JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Флинта, 1998. — 96 с.
  96. Н.А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии, 1994. № 1. С. 63−74.
  97. О.Д. Мотивация агрессивного поведения несовершеннолетних преступников // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование: Сб. научных трудов. М., 1990. — С. 88 — 98.
  98. О.Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: ЗЕРЦАЛО, 1999. — 96 с.
  99. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 187 с.
  100. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М.:Изд-во Моск. гос. ун-та, 1989. -215 с.
  101. Социально-психологические явления в среде осужденных. Саратов, УИН Минюста России по Саратовской области, 2005. — С. 74 — 97.
  102. Д.В. Психодинамика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. — 432с.
  103. Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности / Д. В. Сочивко. М.: ПЕРСЭ, 2002. — 304 с.
  104. Д.В. Тендер организованной преступности // Прикладная юридическая психология, 2007. № 1. — С. 52 — 63.
  105. B.JI., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. -СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2004. 928 с.
  106. В.А. Косвенное принуждение и «условно добровольные пациенты» // Социальная и судебная психиатрия: история и современность: Сб. на-уч.тр. / Под ред. проф. Г. Б. Дмитриевой. М.: РИО ГНЦСиСП им. В. П. Сербского. 1996.-С. 82−85.
  107. А., Хейвен П. Личность и криминальное поведение. СПб., 2001.-213 с.
  108. В. Человек в поисках смысла. М.: 1990. — 368 с.
  109. Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессознательного: Сб. произведений. М., 1990. — С. 139.
  110. Э. Анатомия человеческой деструктивности М.: Республика, 1994. 447 с.
  111. Фрейд 3. Неудобства культуры // Художник и фантазирование: Сб. произведений. М.: 1995. — С. 299 — 336.
  112. Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995. — С. 304.
  113. Э. Человек для себя: исследование психологических проблем этики.-Минск: 1992.-С. 109.
  114. И.А. Детская агрессивность: диагностика и коррекция. -Минск, 1996.- 192с.
  115. Ю.Л. «Шкала реактивной (ситуационной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера Ю.Л. Ханина»: специальное руководство. — Л., ЛНИИИФК. — 1976. — 45 с.
  116. С.Д. Помогающий «контракт» в практике работы пенитенциарных психологов // Прикладная юридическая психология, 2007. — № 1. С. 98 — 107.
  117. X. Мотивация и деятельность. — в 2 т., Пер. с нем. // Под ред. Б. М. Величковского. М., 1986. — С. 367.
  118. К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма М., 1995. — С. 5 — 19.
  119. В.Р., Шиловская A.JI. Работа со случаем как основа подготовки к освобождению и постпенитенциарного сопровождения подростков из воспитательной колонии (оценка потребностей подростка). М., 2005. — 112 с.
  120. Н.Г. Расследование преступлений, совершенных осужденными в исправительно-трудовых учреждениях. М., 1992. -211 с.
  121. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994. — 341 с.
  122. A.M. Преступность и социальная психология (социально-психологические закономерности противоправного поведения). — М., 1971. -257 с.
  123. Ш. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты.
  124. А.И. Профилактика рецидива преступлений / Под ред. Алексеева А. И., Солопанова Ю. В. М., 1980. — 121с.
  125. Ю.А. Пенитенциарная социология. Общая часть (методологический аспект): Учебник в 2-х ч. Домодедово, 4.1. — 1995. — С. 10 — 11.
  126. JI.M. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). Донецк., 1998. — 432 с.
  127. К. Психология криминального поведения. СПб., 2004. — 267 с.
  128. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. -М.: Аспект Пресс, 2001.-301с.
  129. С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993. 221 с.
  130. А.О. Предупреждение насилия в среде осужденных к лишению свободы: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.08 / А.О. Буянов- Академия управления МВД России. М., 1996. — 24с.
  131. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. — 352 с.
  132. B.JI. Юридическая психология. СПб., 2000. — 640 с.
  133. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Ось-89», 2001.-224 с.
  134. М.Г. Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе: Лекция / М. Г. Дебольский. -Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2005. — 40 с.
  135. В.Г. Психология направленности личности осужденных, отбывающих наказание в ИТУ (на материалах исследования осужденных молодежного возраста): Автореф. дисс. докт. психол. наук: 19.00.06 / В.Г. Деев- Академия МВД.-М., 1996.-46 с.
  136. М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Минск: «Хэлтон». 1998.-С. 210.
  137. , А.Н. Концепции и методы психологической помощи: Альфред Адлер, Карен Хорни, Карл Густав Юнг, Роберто Ассаджиоли: Учеб. пособ. / А. Н. Елизаров. -М.: Ось-89, 2004. 160 с.
  138. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Автореф. дисс. докт. психол. наук: 19.00.05 / Ю. Н. Емельянов. Л., 1991.-38 с.
  139. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Л., 1983. — 248 с.
  140. С.Н. Агрессия и агрессивность насильственных преступников: Автореф. дисс.канд. психол. наук: 19.00.06 / С. Н. Ениколопов. — М., 1984.-20 с.
  141. , Т.С. Методы психологического воздействия: Учеб. пособ. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 544 с.
  142. К. Аутогенная тренировка. М.: Эксмо, 2005. — 384 с.
  143. О.Г., Ушатиков А. И., Деев В. Г. Криминальная психология. Рязань, 1997. — 165 с.
  144. П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. СПб., 1996. — 22 с.
  145. Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека, А. Фримена. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  146. Е.Ю. Психология и педагогики толерантности: Учебн. пособ. -М.: Академический проект, 2004. 176 с.
  147. , Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции: Учебн. пособ. / Г. И. Колесникова. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 185 с.
  148. Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. -М.: Академический проспект, 1999. 240 с.
  149. В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учеб. пособ. М., 1998. — 216 с.
  150. Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дисс. .канд. психол. наук: 19.00.05 / Т. Н. Курбатова. Л., 1981. — 23 с.
  151. П. Современный психоанализ. СПб., 1997. — С. 205.
  152. А.И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект): Автореф. дисс.. канд. псих, наук: 19.00.06 / А.И. Ложкин- Академия управления МВД России. М., 2000.-23 с.
  153. Т.В., Михайлов Л. А., Соломин В. П., Шатрова О. В. Психологическая защита: направления и методы: Учеб. пособ. — СПб.: Речь, 2008. 231 с.
  154. С.В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. -Ростов-на-Дону, 2004. — 20 с.
  155. В.В. Установление психологического контакта сотрудниками органов внутренних дел с гражданами при решении оперативно-служебных задач: Дисс. канд. психол. наук: 19.00.06 М.: Академия МВД СССР. 1989. -С. 189.
  156. А.В. Представления осужденных о жертвах преступлений: диагностика и коррекция: Автореф. дисс.. канд. псих, наук: 19.00.06 / А. В. Молоствов. Рязань: АПУ ФСИН России, 2006. — 28 с.
  157. В.М. Психологическая служба в пенитенциарных учреждениях ФРГ: Учеб.-метод. пособ. / В. М. Морозов, О. Г. Ковалев, М. Г. Дебольский, С. Д. Хачатурян. Владимир, 2001. — 164 с.
  158. , Ф.И. Индивидуально-психологические особенности адаптации осужденных женского и мужского пола к условиям лишения свободы: Автореф. дисс. .канд. психол. наук: 19.00.06 / Ф. И. Мусин. Казань: Казанский гос. университет, 2006. — 23 с.
  159. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учеб. пособ. / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004.-392 с.
  160. Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 502 с. 188.0сипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособ. для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 754 с.
  161. Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации. Дисс.. канд. псих, наук- 19.00.05 / Е. В. Ольшанская. -М., 2000. 106 с.
  162. А.Б. Психологические аспекты агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в условиях изоляции: Автореф. дисс.. канд. псих, наук: 19.00.06 / А. Б. Петрова. Рязань: АПУ Минюст России, 2003.-24 с.
  163. В.Ф. Криминальная психология. — М., 2001. 704 с.
  164. Н.А. Гуманистическая направленность личности и ее актуализация у осужденных молодежного возраста в условиях лишения свободы: Автореф. дисс. .канд. психол. наук: 19.00.06 / Н. А. Полянин. Рязань: АПУ ФСИН России, 2005. — 24 с.
  165. Д.И. Профессиональная деятельность субъектов пенитенциарных учреждений по профилактике агрессивного поведения и психологической коррекции личности подростков-делинквентов: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.03: Тверь, 2003. 170 с.
  166. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб.: Питер, 2000. 1024 с.
  167. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособ. Самара: «Барах-М», 2005. — 643 с.
  168. Н.А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных преступлений: Автореф. дисс. .канд. псих, наук: 19.00.06. -М.: Академия управления МВД России, 1998. 24 с.
  169. В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
  170. Т. Г. Философский анализ методологических и концептуальных оснований теорий человеческой агрессии: Дисс. докт. филос. наук. -Минск.: 1991.-312 с.
  171. Н.В. Динамика социально-перцептивных характеристик субъекта общения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1988. — 17 с.
  172. Ю.В. Психические состояния лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы: Дисс. канд. психол. наук: 19.00.06 / Ю. В. Славинская. Рязань: АПУ МЮ России, 2002. — 165 с.
  173. В.Д. Особенности исправления несовершеннолетних осужденных с различными типами агрессивного поведения: Дисс. канд. психол. наук: 19.00.06 / В. Д. Смирнов. СПб., 2000. — 173 с.
  174. Социально-психологический тренинг / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 1997.
  175. C.JI. Агрессивность как свойство личности в норме и в патологии / Дисс.. докт. психол. наук: 19.00.04 / C.JI. Соловьева. СПб., 1996. -600 с.
  176. Д.В., Литвишков В:М. Пенитенциарная антропогогика. М., 2007.- 146 с.
  177. В.Г. Особенности исправительной психологической коррекции личности корыстных преступников в условиях лишения свободы: Дисс. канд. психол. наук: 19.00.06 / В. Г. Стуканов. Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 1999. — 197 с.
  178. А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных: Учеб. пособ. для вузов МВД России. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. — 134 с.
  179. A.M. Психология аутоагрессивного поведения осужденных и его предупреждение: Автореф. дисс. канд. психол. паук: 19.00.06 / A.M. Сысоев. Рязань: АПУ МЮ России, 2002. — 24 с.
  180. А.И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии. Рязань: АПУ МЮ РФ, 2001. — 536 с.
  181. А.И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. Рязань: АПУ Минюста России, 2003. — 758 с.
  182. А.И., Лузгин С. А., Суровцев В. А. Психологическая служба уголовно-исправительной системы. Рязань, 2001. — 231 с.
  183. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. 464 с.
  184. Е.В. Социально-историческая детерминанта агрессивного поведения / Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. В. Харитонова. М., 1999.-161 с.
  185. С.А. Влияние агрессивности личности на ее отношение к правонарушениям / Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.06 / С. А. Щербаха. -Сочи, 2003.- 150 с.
  186. Т. Социальная психология / Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. -Ростов н/Д.: Издательство Феникс. 1998. 544 с.
  187. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А. М. Столяренко. -М., 2003.-607 с. 1. Иностранные источники.
  188. Berkowitz L. Some determinants of impulsive aggression: The role of mediated associations with reinforcements for aggression. Psychol. Review, 1974.
  189. Buss A. H. The Psychology of Aggression. N. Y., 1961.
  190. Dollard J., Doob L., Miller N., Mowrer O., Sears R. Frustration and Agression. New Haven. 1979. p. 214.
  191. D’Zurilla T.J., Nezu A. Social problem solving in adults // P.C. Kendal (Ed.) Advances in cognitive-behavioral research and therapy. N.Y. .Academic Press, 1982. V.I.P.-p. 201−274.
  192. Feshbach S. The function of aggression and the regulation of aggressive draiv //Psychol. Rev. 1964. p. 71.
  193. Zilmann D. Hostility and Aggression. N. Y. 1986. p. 361.
Заполнить форму текущей работой