Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология многодетных семей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В двух работах Т. А. Думитрашку — обзорной и исследовательской — приводятся результаты зарубежных и отечественных исследований членов многодетных семей. Многими зарубежными исследователями получены результаты, согласно которым дети из больших семей набирают меньше баллов в интеллектуальных тестах, при этом у детей, рожденных вторыми, третьими и т. д., значения будут ниже, чем у первенца… Читать ещё >

Психология многодетных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно Закону о социальной поддержке семей с детьми в г. Москве многодетной считается семья с тремя и более несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

Явление многодетности в его современной форме — сложный феномен, который нельзя рассматривать как явление однородное. Неоднозначно и восприятие многодетной семьи в российском обществе. Некоторые специалисты в области социологии и демографии, озабоченные явными фактами убыли коренного населения России (депопуляция), воспринимают многодетную семью как возможность для выхода из «демографической ямы», поэтому они преувеличивают преимущества многодетной семьи перед другими ее формами[1] и воспринимают такую семью как механизм увеличения численности населения. Преувеличенно позитивное восприятие многодетности характерно также для представителей религиозных сообществ, в которых многодетность соответствует традиционной семейной модели и хороша уже потому, что поддерживает традицию. В отличие от специалистов социологов и демографов для психолога приоритетную значимость имеет ценность индивидуальной человеческой жизни, поэтому главная задача в рамках проблематики многодетной семьи — понять, может ли такая форма семейной организации предоставить ребенку и взрослому адекватные условия для развития их возможностей.

В России многодетные семьи составляют 6% от общего числа семей с детьми. В анкетном исследовании А. И. Антонова, проведенного в 2008 г., респондентами были 947 многодетных матерей. По результатам исследования можно судить о социальном статусе большинства этих семей: 25,8% имеют совокупный ежемесячный доход менее 10 тыс. рублей и относятся к бедным семьям и 25% имеют ежемесячный доход от 10 до 20 тыс. на всю семью и считаются малообеспеченными. Только 5,6% этих семей имеют общий среднемесячный доход свыше 100 тысяч рублей и относятся к богатым1. Таким образом, можно говорить о том, что в российской реальности существует как минимум два типа многодетных семей: более половины из них — это бедные семьи, которые едва сводят концы с концами, и малая часть — обеспеченные семьи. Очевидно, что бедность с ее изнурительным низкооплачиваемым трудом и постоянной необходимостью экономить поглощает психологические ресурсы взрослых.

В двух работах Т. А. Думитрашку — обзорной[2][3] и исследовательской[4] — приводятся результаты зарубежных и отечественных исследований членов многодетных семей. Многими зарубежными исследователями получены результаты, согласно которым дети из больших семей набирают меньше баллов в интеллектуальных тестах, при этом у детей, рожденных вторыми, третьими и т. д., значения будут ниже, чем у первенца из многодетной семьи. Анализ различных гипотез, которые объясняли бы этот факт (гипотеза «маточной усталости», гипотеза воспитательных ресурсов семьи заботы, времени, денег), не давали удовлетворительных объяснений этим фактам. Тогда два американских психолога Р. Зайонц и X. Маркус предложили гипотезу интеллектуального ресурса семьи, на основе которой можно было сделать прогнозы, которые подтвердились при популяционных исследованиях. Согласно гипотезе общий интеллектуальный ресурс семьи складывается из суммы интеллектуальных ресурсов каждого. В семье, где есть несколько маленьких детей, рожденных с небольшим интервалом, этот ресурс будет малым, таким образом, вербальная, когнитивная, развивающая среда будет обедненной, что не позволит детям развиваться благополучно. В семьях с низким социально-экономическим статусом эта закономерность проявляется отчетливо, в семьях с высоким статусом — в значительно меньшей степени или вообще не наблюдается. Что касается личностных характеристик, то дети из больших семей чаще нарушают социальные правила, вступают в конфликт с законом, более подвержены зависимостям. Эти данные в большей степени касаются младших детей в многодетных семьях, поскольку им хронически не хватает общения с родителями и само качество общения снижается, так как чем больше детей в семье, тем более авторитарными становятся родители, тем больше они склоняются к физическим наказаниям, становятся более грубыми и раздраженными. В собственном исследовании, проведенном на выборке 30 городских семей, имеющих 4 или 5 детей, Т. А. Думитрашку получила следующие подтверждающие зарубежные результаты. Первенцы в многодетных семьях отличаются по когнитивным характеристикам от второго и следующих детей в лучшую сторону. В наибольшей степени от размера семьи страдает вербальное развитие ребенка.

Основное понятие, которым пользуются психологи, исследователи многодетных семей — это понятие воспитательного и интеллектуального ресурсов семьи. В семьях, где воспитанием детей занимаются не только родители, но и другие взрослые или специально нанятые люди (няни и гувернантки), родительская подсистема увеличивается в размере, и воспитательный и интеллектуальный ресурсы складываются из ресурсов нескольких взрослых. При таких условиях закономерности, полученные при исследовании семей с ограниченными ресурсами, или сглажены, или не проявляются вовсе.

В многодетных семьях, где старшим детям вменяется забота о младших, постоянная забота о них ущемляет собственные интересы и потребности старшего. Г. Г. Филиппова использует словосочетание «перебор заботы» и пишет, что «перебор заботы» на этапе няньчания приводит к перенасыщению потребности во взаимодействии с ребенком и заботе о нем. Логично предположить, что мотивация материнства у девочки с подобным опытом будет скорее негативной. А в ситуации отсутствия выбора рождение собственного ребенка может сопровождаться негативными или амбивалентными переживаниями женщины с подобным опытом. Известно, что старшие дочери из многодетных семей нередко оказываются незамужними и бездетными[5].

Вопросы для размышления

  • • В чем принципиальное отличие традиционно многодетной российской крестьянской семьи от современной многодетной городской семьи?
  • • Как вы воспринимаете понятия «интеллектуального», «эмоционального», «воспитательного» ресурсов семьи? Раскройте содержание этих понятий.
  • • В чем преимущества и недостатки взрослого человека, выросшего в современной городской многодетной семье?
  • [1] Антонов А. И. Многодетная семья в эру депопуляции // Фамилистические исследования. Т. 2. М.: КДУ, 2009. С. 57−67.
  • [2] Антонов А. И. Многодетная семья в эру депопуляции. С. 4.
  • [3] Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 135—142.
  • [4] Думитрашку Т. А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 104−112.
  • [5] Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье.СПб.: Акцидент Ленато, 1994.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой