Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Утверждение конституционной монархии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1832 г. был принят Билль о парламентской реформе. Его суть сводилась к ограничению представительства в парламенте от «гнилых», «карманных» местечек. В то же время крупные промышленные города, не имевшие представительства в парламенте, получили такое право. Увеличилось количество лиц, обладающих активным избирательным правом. В 1867 г. была проведена новая избирательная реформа. Главным… Читать ещё >

Утверждение конституционной монархии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Английские реформаторы нс думали, что понадобится революция. Им были дороги и святы законы, предания, примеры, все былое их отечества; в них находили они опору своим требованиям и санкцию своим идеям.

Франсуа Гизо, французский историк и политик

В 1685 г. на английский престол вступил Яков II. В его правление сложившиеся противоречия между парламентом и короной привели к государственному перевороту. Причиной переворота стало нежелание поддерживать абсолютистскую власть короля. Король предпочитал обходиться без парламента. Толчком к перевороту послужила церковная политика Якова И, сводившаяся к поддержке католиков.

В 1688 г. парламентской оппозицией была осуществлена «Славная революция», революция без пролития крови, в результате которой монарх был смещен и бежал из страны, а его место занял приглашенный на престол принц Вильгельм Оранский (1650—1702 гг.).

«Славная революция» явилась завершением преобразования абсолютной монархии в конституционную, при которой прерогативы короля стали ограничены парламентом. Различные слои общества пришли к компромиссу, который оказался жизнеспособным и обеспечил ровное политическое развитие страны на протяжении последних лет.

В Англии возникли две политические партии. Партия тори объединила приверженцев короля, сторонников усиления его власти. Партия вигов представляла интересы буржуазии и среднего дворянства, оппозиционно настроенных по отношению к короне. Длительное время в парламенте господствовали представители тори, но со временем большинство в парламенте получили виги.

После «Славной революции» произошло закрепление нового режима правления двумя актами парламента, тесно взаимосвязанными между собой: Биллем о правах 1689 г. и Актом об устроении 1701 г.

Главным назначением Билля о правах было утверждение верховенства парламента в области законодательства. Билль определил положение парламента в системе органов власти, предоставил ему широкие полномочия в области законодательства, четко провел границу между исполнительной и законодательной ветвями власти. Провозглашалось незаконным приостановление действия законов или их исполнения, а также взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю.

Акт об устроении, или закон о престолонаследии, положил начало установлению новых принципов буржуазного государственного права. Он закреплял порядок престолонаследия и содержат дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Был введен принцип контрасигнатуры, согласно которому недействительным считался акт, изданный королем, если он не был скреплен подписью соответствующего министра. Утверждался принцип несменяемости судей. Отстранение их от должности могло происходить только по представлению обеих палат парламента.

Изменения в политической сфере сказались на эволюции государственного строя в сторону возрастания роли парламента. Укрепилась форма правления в виде парламентской монархии.

В Великобритании не было единого законодательного акта, который бы определял основы государственного строя и закреплял принципы взаимоотношений между различными ветвями власти. Писаной конституции в обычном понимании не существовало. То, что могло быть названо английской конституцией, представляло собой совокупность законов (Билль о правах, Акт об устроении и др.), составивших писаную часть конституции, и устных (неписаных соглашений) — конституционных обычаев.

Парламент оставался двухпалатным. Верхняя палата лордов состояла из лиц, занимавших места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля. Нижняя палата общин формировалась на основе избирательного права. В начале XVIII в. королевская власть перестала пользоваться правом вето, тем самым передав парламенту всю полноту законодательной власти.

Собственно правительства как административного целого юридически не существовало (не было и закона, которым бы определялись взаимоотношения правительства с короной и парламентом). Текущей правительственной деятельностью занимался кабинет министров, деятельность которого была поставлена под контроль парламента. Тем самым король был оттеснен от управления делами кабинета (рис. 7.2).

Взаимоотношения кабинета с королем изменились вследствие признания принципа неответственное™ монарха, выражавшегося в формуле: «Король может быть не прав». Ни одной из многочисленных прерогатив король не мог осуществить самостоятельно.

Вместе с тем существовали и так называемые спящие полномочия монарха, не используемые им в обычной жизни, но возможные для применения в кризисной ситуации. Они как будто «просыпаются» в необходимый момент. Классическим примером являлось право короля назначать премьер-министра, если места в парламенте после выборов разделились пополам и, таким образом, ни одну из партий нельзя было бы назвать победившей. Назначение в этой ситуации премьер-министра королем, однако, могло осуществиться лишь по совету Королевского тайного совета, фактически и определявшего кандидатуру будущего премьера.

Конституционная монархия в Англии.

Рис. 7.2. Конституционная монархия в Англии.

Постепенно менялась социальная структура английского общества. На политическую арену вышли новые его слои, активно выступившие за реализацию своих прав. Это проявилось в борьбе за новую избирательную систему.

В 1832 г. был принят Билль о парламентской реформе. Его суть сводилась к ограничению представительства в парламенте от «гнилых», «карманных» местечек. В то же время крупные промышленные города, не имевшие представительства в парламенте, получили такое право. Увеличилось количество лиц, обладающих активным избирательным правом. В 1867 г. была проведена новая избирательная реформа. Главным ее итогом стало увеличение числа избирателей почти в два раза, прежде всего за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса. В последней четверти XIX в. был принят ряд законов, предусматривавших дальнейшую демократизацию избирательного права. Среди них особое место заняли законодательные акты 1884 и 1885 гг., оформившие третью избирательную реформу в Англии. Существенными нововведениями явились снижение и упорядочение имущественного избирательного ценза, введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения.

Сохранение имущественного и полового избирательных цензов, сложный порядок регистрации избирателей стали серьезными недостатками новой избирательной системы.

Вместе с расширением избирательных прав происходила демократизация политической жизни: добились легального существования профсоюзы, было отменено уголовное наказание за организацию забастовок, были признаны свобода слова и свобода печати.

Были проведены реформы местного самоуправления. По закону 1835 г. управление городами переходило к выборным городским советам. В выборах могли участвовать все налогоплательщики — домохозяева и нанимател и квартир обоего пола. Городской совет избирал мэра города на один год. Эта реформа местного управления изменила управление только в городах, не затронув графств. Этот недочет исправила реформа 1888 г., заложившая основы той системы местного управления, которая сохранялась в Англии в течение последующих лет. Были созданы однотипные представительные органы — советы — для городов и графств. Вся прежняя система графств была пересмотрена, в самостоятельные графства выделялись наиболее крупные города. Созданная система органов самоуправления отличалась значительной самостоятельностью и отсутствием «административной опеки» со стороны центральной власти, что стало характерной чертой английской модели местного управления.

Наряду с эволюцией формы правления и политического режима произошли изменения в территориальном устройстве страны. После оформления так называемых уний с Шотландией (1707 г.) и Ирландией (1801 г.) английский парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов. Указанные регионы получили определенное количество мест для своих депутатов в британском парламенте. С 1801 г. новое государственное образование получило название Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой