Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общая часть финансового права россии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессор права Московского университета А. Н. Филиппов определял задачу историко-правового подхода к юридическим исследованиям следующим образом: «Какое бы юридическое понятие мы ни взяли в истории… каждое из них пережило длинный ряд изменений, прежде чем предстало перед нами в том развитом и расчлененном образе, в каком оно является в современных юридических теориях или законодательствах… Читать ещё >

Общая часть финансового права россии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Понятие «финансы» получило самое широкое распространение и используется повсеместно. При этом различные источники информации упоминают финансы в самых разных подтекстах. Так, мы слышим о «домашних финансах», «государственных финансах», «муниципальных финансах», «международных и иностранных финансах», а также «финансах предприятий, отраслей экономики», «партийных финансах» и проч.

Применительно к целям изучения дисциплины «Финансовое право» крайне необходимо определиться именно в юридическом содержании категории «финансы», поскольку экономисты, финансисты, менеджеры, управленцы, психологи, социологи, политики и др. категории лиц, вкладывают в это понятие свой собственный смысл.

Четкое и однозначное определение понятия, функций, сущностных признаков финансов применительно к целям финансово-правового регулирования позволяет в последующем очертить круг действия финансовых правоотношений посредством уяснения структуры финансовой системы государства, признаков финансовой деятельности государства.

Понятие, сущность и функции финансов

Адекватно и полно познать какое-либо социальное явление возможно только через изучение его исторических корней, исследование его генезиса[1].

Профессор права Московского университета А. Н. Филиппов определял задачу историко-правового подхода к юридическим исследованиям следующим образом: «Какое бы юридическое понятие мы ни взяли в истории… каждое из них пережило длинный ряд изменений, прежде чем предстало перед нами в том развитом и расчлененном образе, в каком оно является в современных юридических теориях или законодательствах различных стран. Над видимым хаосом беспорядочной смены одних юридических норм и учреждении другими царит, в действительности, строгая последовательность правовых явлений, причинная зависимость одних от других, преемственность их развития»[2].

В разные времена термин «финансы» трактовался различным образом. Так, в средние века «финансы» рассматривались как понятие, производное от средневековой латинской категории «fmantia», означающей завершение, приказ о выплате[3]. Высказывается также мнение о том, что термин «финансы» происходит от латинского глагола «finare», что означает окончить, урегулировать спор (обычно денежный), от которого, в свою очередь, произошел термин «financia», означающий обязательную уплату денег или денежный платеж вообще.

Юристы досоветского периода определяли «финансы» как науку о государственном хозяйстве, акцентируя внимание на государстве, как собственнике исключительных прав. Зарубежные юристы публичного права, напротив, считали необходимым отделить предмет экономики, то есть науки о народном богатстве, от финансового права, «которое касается части этого богатства». Если экономика исследует последствия решений, принятых финансовым органом, как-то: введение налога, установление бюджетного дефицита или воздействие государственной инвестиции (вложения денежных средств) в важную для государства отрасль на фондовом рынке, то финансовое право закрепляет «механизм осуществления финансовых операций, правила, в соответствии с которыми взимаются налоги, определяет права налогоплательщиков и технику контроля над операциями по государственным расходам».

Специалист социалистического планового хозяйства понимал категорию «финансы» как совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятия, а также систему их формирования, распределения и использования.

Для правоведов советского периода в условиях отсутствия права частной собственности финансы представляли собой денежные фонды государства, его административно-территориальных образований, предприятий, организаций, использовавшиеся для потребностей государства, общества и развития производства. Совокупность денежных фондов обозначалась как «финансовые ресурсы страны».

С принятием закона о собственности и появлением частных собственников правила осуществления финансовых операций также меняются. Сегодня часть государственных полномочий, особенно в сфере контроля, передается финансовому сообществу, образующему «саморегулируемые организации».

Финансы охватывают две группы публичных отношений: первую образуют денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов; вторую группу образуют денежные отношения, опосредующие формирование и использование децентрализованных денежных фондов предприятий и организаций.

В первом случае речь идет об уплате налоговых и неналоговых платежей в государственный (муниципальный) бюджет и государственные внебюджетные фонды, перераспределении средств между звеньями бюджетной системы, выплатах из соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов, когда государство самостоятельно разрабатывает правила поведения участников, являясь правообладателем — собственником бюджетов.

Во втором — собственником фондов являются корпорации и частные лица, но государство сохраняет «интерес» к их деятельности, поскольку эта деятельность является составной частью социальной политики. Так, например, страховые организации самостоятельно формируют фонды для осуществления выплат по договорам страхования при наступлении страхового случая, но государство заинтересовано в развитии страхового рынка, поэтому осуществляет контроль за осуществлением страховой деятельности (лицензирование страховой деятельности, предоставление отчетов и т. п.). Аналогично осуществляется надзор в банковской сфере и т. д.

Финансы и финансовые отношения являются отношениями денежными. Однако не всякие отношения, возникающие по поводу денег, являются финансовыми.

нии, инвестиции, в выплате страхового возмещения при наступлении страховых случаев, в исполнении социальных обязательств);

• финансы являются монетарными (денежными) отношениями, которые возникают в процессе распределения общественного продукта; мобилизация и использование финансов (финансовых ресурсов) осуществляется через соответствующие фонды денежных средств (например, Пенсионный фонд РФ, денежные фонды предприятий и т. п.); финансы являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, стимулирования развития государства и общества. Покинув сферу распределения, финансы приобретают признаки других экономических категорий, поэтому так трудно разграничить финансовую и гражданскую сферу (где осуществляется обмен произведенного национального продукта).

Поэтому, подход, когда домохозяйка считает финансами источники материального благополучия семьи: заработную плату и премиальные, пенсию, стипендию, рентные выплаты банков, арендаторов недвижимости, страховое и налоговое возмещение и т. п., либо когда говориться о финансах предприятий и частных лиц, для целей финансовоправового регулирования недопустим и неприемлим.

Сущность финансов раскрывается из содержания реализуемых в социально-экономической жизни страны распределительной (регулятивной) и контрольной функций[4].

Распределительная (регулятивная) функция отражает публичное назначение финансов и проявляется в упорядочении и обеспечении целенаправленного характера процессов распределения и перераспределения финансовых ресурсов в интересах общества и государства. Благодаря финансам денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципальных образований, предприятий, организаций, физических лиц.

Контрольная функция проявляется в способности финансов количественно отслеживать ход распределительного процесса, обусловлена необходимостью получения достоверной информации о соблюдении пропорций в распределении денежных средств, своевременности и полноте поступления финансовых средств в соответствующие фонды, степени экономности и эффективности их использования и проявляется в системе мероприятий уполномоченных органов (должностных лиц) на всех стадиях формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Контрольная функция финансов реализуется через деятельность финансовых, налоговых и иных органов власти, обеспечивающих контроль за мобилизацией и использованием средств государственного (муниципального) бюджета и государственных внебюджетных фондов.

Всю совокупность финансов страны можно классифицировать исходя из различных оснований.

В зависимости от формы собственности на денежные фонды различают государственные, муниципальные и частные финансы, или более обобщенно — публичные и частные финансы. Государственные финансы включают в себя бюджеты всех уровней, в том числе государственные внебюджетные фонды. Муниципальные финансы представляют собой совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Они могут включать в себя средства местного бюджета, трансферты из других бюджетов, деньги, собранные местным сообществом (самообложение граждан), принадлежащие местному самоуправлению, другие финансовые ресурсы. Частные финансы представляют собой фонды денежных средств, формируемые отдельными участниками хозяйственных отношений (саморегулируемыми, политическими и прочими организациями, хозяйственными комплексами) и используемые в своих интересах.

С позиции степени централизации образующих финансовую систему Российской Федерации звеньев различают централизованные и децентрализованные финансы. Централизованные финансы образуют бюджет государства (муниципальных образований) и государственные внебюджетные фонды. В децентрализованные финансы традиционно включают банковский кредит; страховые фонды; финансы хозяйствующих субъектов. Сегодня, с развитием инвестиционной деятельности и организованного фондового рынка, в децентрализованные финансы вошли инвестиции.

В зависимости от характера использования различают финансы общего (например, бюджеты) и целевого (например, внебюджетные фонды) назначения.

Итак, при определении финансов следует исходить из следующих посылок:

  • • во-первых, финансы — это денежные отношения, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях обеспечения реализации функций и задач государства и органов местного самоуправления;
  • • во-вторых, финансы как юридическая категория представляют собой публичные отношения между субъектами, наделенными по закону соответствующими правами и обязанностями;
  • • в-третьих, материальным результатом их функционирования являются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, совокупность которых представляет собой финансовые ресурсы страны.
  • [1] Генезис — происхождение, история зарождения. См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 111.
  • [2] Цит. по: Землин А. И. Опыт правового регулирования финансового обеспечениявойск в годы Великой Отечественной войны. 60 лет Великой Победы: история, уроки, современность: Материалы межвузовской научной конференции, 19 апреля 2005 г. Военный университет. М., 2005. С. 231—232.
  • [3] Финансово-кредитный энциклопедический словарь / колл, авторов; под общ. ред.А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 1045.
  • [4] Под функциями (от лат. functio — исполнение, осуществление) понимаются устойчивые внутренние свойства, закономерности развития и отличительные формы проявления, позволяющие выявить внутреннее содержание и назначение явления. Такимобразом, функции финансов — это целевое, объективное и внутреннее назначение, заложенное в их природе, признаках, сущности, как экономической категории.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой