Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Моисеево законодательство. 
Введение в историю права. 
Древний мир

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источниками Моисеева законодательства следует считать откровения, полученные Моисеем (для атеистов поясним — обычное право еврейских племен), и кодекс Хаммураби. Как отмечал академик Б. А. Тураев: «Будучи далекими от Синая, Законы Хаммураби сходятся с Моисеевыми в группировке, во фразеологии, во многих частностях, особенно в принципе наказаний за увечья, кровосмешение, в постановлениях против… Читать ещё >

Моисеево законодательство. Введение в историю права. Древний мир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Декалог

Под «Моисеевым законодательством» в строгом смысле понимают 10 заповедей, 10 слов (Декалог), которые Моисей получил от Господа на горе Синайской (Исход. 20: 2−17) и начертанных позже на Скрижалях Завета. Моисеево законодательство предстанет в дальнейшем в виде мощного памятника права, работа над которым продолжалась вплоть до IV в. до Р. X. Поэтому под Моисеевым законодательством понимают все последующие новеллы и кодификации декалога Моисея эпохи Саула, Давида вплоть до Ездры.

В семито-хамитском мире по своему объему Моисеево законодательство представляет второй по величине памятник права после Кодекса Хаммураби, а, но влиянию, оказанному на другие системы права, — оно первое. (Разумеется, необходимо добавить, — из дошедших до нас). В советское время Моисеево законодательство по причинам антирелигиозного порядка не изучалось; вместе с тем в законах Моисея содержатся не только нормы религиозного права (ius sacrum), но и довольно много норм частного, публичного и уголовного права, вошедших позднее в законодательства народов, принявших христианство. Очевидно, определенная степень влияния обусловливалась общим ядром, лежащим в основе всех правовых порядков мира. Доказательством служит известное Lex Dei sive Mosaicarum et romanarum legum collatio, датируемое IV или V в. по Р.Х.

Источниками Моисеева законодательства следует считать откровения, полученные Моисеем (для атеистов поясним — обычное право еврейских племен), и кодекс Хаммураби. Как отмечал академик Б. А. Тураев: «Будучи далекими от Синая, Законы Хаммураби сходятся с Моисеевыми в группировке, во фразеологии, во многих частностях, особенно в принципе наказаний за увечья, кровосмешение, в постановлениях против имущественного вреда и т. п.» [Тураев, 1913, т. 1, с. 116]. Точные цифры сравнительного анализа обоих памятников говорят о том, что 35 статей из «Книги Завета», представляющей собой наиболее древнюю часть Моисеева законодательства, практически слово в слово повторяют постановления Кодекса Хаммураби, а около половины статей имеют параллели с этим древним памятником вавилонского права. Последним источником Моисеева законодательства и его составной частью одновременно надо считать последующие акты законодательствования иудейских (израильских) царей и пророков. Структурно законы Моисея распадаются на следующие составные части:

Книга (Кодекс) Завета (Исход. 21−22). Особняком стоит гл. 34 кн. Исход — так называемый Старый Декалог. Впервые его реконструкция была осуществлена в конце XVIII в. Эта часть Моисеева законодательства датируется приблизительно периодом XIV—XI вв. до Р. X.

Второзаконие или законодательство царя Иосии (621 г. до Р. X.). Сюда входят нормы, зафиксированные в гл. 12- 26 кн. Второзаконие и гл. 22−23 2-й кн. Царств.

В 1877 г. в составе Ветхого Завета был выделен так называемый Кодекс Святости (кн. Левит. 17−26; кн. Чисел. 10, 15−41). Появление этой части законодательства было связано с реформами пророка Иезекииля (нач. VI в. до Р. X.), когда евреев ждала участь вавилонского плена.

Реформа Ездры, датируемая V в. до Р.Х., была проведена после возвращения из вавилонского пленения с целью возрождения должного культа монотеистического почитания. В основном эта реформа сводилась к выработке норм религиозного права; в Библии это Иезекииль. 40−48.

Мы настоятельно рекомендуем при изучении Моисеева законодательства пользоваться только православными изданиями Библии (Синодальным переводом).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой